Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП". Мы постарались полностью разобрать тему в понятном для непрофессионалов виде. Если у вас возникли вопросы, вы всегда их можете задать консультанту на сайте.

Ежедневная эксплуатация транспортного средства всегда подразумевает определённый риск попасть в аварию. Независимо от стажа вождения, полученных навыков или марки автомобиля, иногда обстоятельства складываются таким образом, что столкновения избежать невозможно. Автотехническая ситуационная экспертиза в необходимых случаях позволяет установить действительного виновника аварии и получить компенсацию за разбитую машину. Но во всех ли спорных случаях автотехническая экспертиза так необходима?

В каких случаях необходима

В лёгких авариях, когда обе стороны приходят к общему мнению о виновнике ДТП, ситуация разрешается быстро, а иногда — даже без привлечения сотрудников ГИБДД.

С другой стороны, не исключены случаи, когда каждый из участников происшествия считает себя потерпевшей стороной. Он возлагает вину на оппонента либо результатом аварии стало причинение смерти, ущерба здоровью человека, или существенное повреждение имущества.

Обращаться к экспертам для проведения автотехнической экспертизы может потребоваться в следующих ситуациях:

  • авария произошла в результате поломки;
  • транспортное средство получило ущерб по причине действия непреодолимой силы или по вине третьих лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
  • стороны не достигли согласия относительно суммы компенсации ущерба потерпевшему;
  • виновный способен намеренно занижать сумму выплаты или не согласиться с выставленным счётом потерпевшей стороны;
  • виновный ДТП не соглашается с решением судебной инстанции и намерен обжаловать вердикт судьи;
  • страховая компания отказывается выплачивать полную сумму возмещения либо намеренно её занижает;
  • повреждённый автомобиль является предметом залога в финансовых обязательствах;
  • лицо несогласно с результатами проведённого ремонта транспортного средства и намеренно отстаивать права с последующим взысканием возмещения;
  • страховая компания отказывается исполнять обязательства по договору.

В таких случаях без специальных мероприятий для установления истины в случившемся не обойтись. Одним из способов восстановить хронологическую последовательность событий является автотехническая экспертиза.

Кто и зачем проводит экспертизу

В зависимости от требуемого результата, независимая автотехническая экспертиза бывает различных типов. Каждый из них несёт определённую цель установления необходимого факта, события. В них используются различные методы проведения исследований.

Автомобилистов всегда интересовал вопрос — что устанавливает автотехническая экспертиза при ДТП?

  1. Нюансы произошедшего события.
  2. Исправность автомобилей или иных средств.
  3. Влияющие факторы внешней среды.
  4. Оценочную стоимость автомобиля на каждой стадии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На самом деле, все эти данные важны большей частью, только тогда, когда процесс разбирательства ведётся уже в суде.

Проводить независимую экспертную оценку или автотехническую судебную экспертизу после ДТП необходимо пострадавшей стороне, чтобы получить реальную стоимость причинённого ущерба, а также рассчитать сумму компенсации для взыскания с виновной стороны.

[1]

Полученное заключение обладает юридической силой и имеет ключевое значение в судебном процессе.

О назначении судебной автотехнической экспертизы заинтересованной стороне необходимо ходатайствовать перед судом.

Для получения заключения потребуется предоставить:

  • повреждённый автомобиль;
  • определение суда о необходимости проведения такого рода исследования;
  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации.

Сторонами в процессе разбирательства могут быть:

  • участники ДТП;
  • страховая компания;
  • СТО, предоставившее неверное или поддельное заключение.

Заинтересованное лицо вправе самостоятельно выбрать экспертную организацию, которая будет проводить экспертиза.

Что становится предметом изучения

При разрешении гражданского спора, потребуется предоставление результатов исследования, включающего в себя анализ всех элементов происшествия.

Наличие автотехнической ситуационной экспертизы, правильно сформированные задачи перед специалистом, сопоставимость предоставленных выводов, всесторонность и объективность проведённого анализа, в том числе — необходимый сбор информации на подготовительной стадии, существенно увеличивают эффективность рассмотрения гражданских дел о взыскании причинённого ущерба в результате ДТП.

Автотехническая экспертиза проводит такие исследования:

  • исправности автомобилей и их состояния;
  • окружающей среды на месте аварии;
  • поведения участников столкновения;
  • теоретического моделирования возможных действий водителей;
  • механизма, совершённого в ДТП;
  • обстоятельств, поспособствовавших наступлению события.

Объектом исследования выступают:

  • автомобили, получившие ущерб;
  • дорожное покрытие;
  • место совершение ДТП;
  • следы автомобильных шин.

Участники аварии и материалы административного или уголовного дела, также находятся в распоряжении эксперта.

[2]

Вопросы эксперту

Автотехническая экспертиза может быть нескольких видов.

Каждый необходим для выяснения конкретных обстоятельств.

  1. Местоположение автомобилей после происшествия.
  2. Направление движения автомобилей.
  3. Последующее направление движения после удара.
  4. Какими частями кузова было совершено взаимное соприкосновение.
  5. Какие повреждения были до и возникли после столкновения.

На разрешение эксперту стороны процесса формируют и ставят вопросы. Ответы на них помогут восстановить картину произошедшего и установить реального виновника аварии, а также размер причинённого им ущерба.

Обычно ставятся такие вопросы:

  1. Где территориально столкнулись автомобили?
  2. Расположение машины в момент удара?
  3. Положение автомобилей относительно проезжей части после окончательной остановки?
  4. Механизм аварии?
  5. Как двигались авто после удара?
  6. Какими частями кузова соприкоснулись автомобили?

Эксперту можно задать вопросы и о характере ущерба, полученного в результате ДТП, и есть ли расхождения с установленными повреждениям, а также о том, какое из транспортных средств двигалось или находилось в статичном состоянии в момент аварии.

Изучение обстоятельств происшествия

Обстоятельства произошедшего столкновения важны не только для суда, но и для страховых компаний, так как им придётся решать, в каком размере производить выплату, и делать ли её вообще.

[3]

Поэтому можно назначить экспертизу для выяснения таких обстоятельств:

  • данных о скорости движения;
  • скоростных ограничений на конкретном участке дороги;
  • затраченного времени на прохождение отрезка дороги;
  • тормозного и остановочного пути;
  • теоретической возможности предпринять действия для избежания столкновения.

Помимо вышеуказанных фактов, в процессе проведения исследования устанавливаются данные, касающиеся пунктов ПДД, которым участники ДТП должны были пользоваться в конкретной ситуации. А также проводится анализ правомерности действий водителей, согласно ПДД.

Часто такой вид исследования называют экспертизой ДТП и относят к одному из наиболее распространённых судебных экспертиз.

При проведении такой экспертизы, перед специалистами обычно ставят такие вопросы:

  1. Какая была скорость движения автомобиля до момента начала экстренного торможения?
  2. Была ли техническая возможность уклониться или предотвратить столкновения благодаря экстренному торможению?
  3. Сколько составляет длина тормозного пути.
  4. Чем регламентируется движения на конкретном участке дороге?
  5. Какие установлены запреты и ограничения в месте ДТП?
  6. Отвечали ли действия участников аварии действующим ПДД?
  7. Соответствую ли пояснения водителя реальным обстоятельствам произошедшего?
  8. Возможно ли технически преодолеть конкретный участок дороги за расчётное время?
Перед экспертом также можно поставить вопросы о том, у кого из участников ДТП имелся приоритет в движении и соблюдалась ли ими дистанция в момент совершения манёвра, привёдшего к аварии.

[4]

Оценка дорожных условий

Это наименее распространённый вид автотехнической экспертизы, главной целью которого является изучение:

  • дорожного полотна;
  • знаков, расположенных в месте совершения ДТП и близлежащей территории;
  • целостности и состояния дорожной разметки;
  • соответствие дорожного участка установленным ГОСТам.

Исходя из целей исследования, стороны судебного процесса вправе поставить на разрешение перед экспертом такие вопросы:

  1. Отвечают ли требования ГОСТов расположенные знаки на изучаемом участке дороги?
  2. Каково состояние дорожного полотна и есть ли нарушения в его целостности, которые могли повлиять на необходимость резкого изменения траектории движения.

Помимо указанных, часто эксперта просят установить, как организовано дорожное движение на рассматриваемом участке дороги, имелись ли нарушения. Для рассмотрения дела важно, были ли недостатки в выполнении требований изготовления дорожного покрытия в месте совершения ДТП.

Читайте так же:  Проверка авто на кредит или залог

Изучение технического состояния автомобилей

В процессе проведения исследования, оценивающего повреждённые авто, с технической точки зрения, устанавливаются:

  • поломки или их отсутствие;
  • причины возникновения неисправностей;
  • способы и затраты на устранение неполадок;
  • природа возникновения поломок – заводские, полученные в процессе эксплуатации или ремонта.

Такого рода исследования необходимы в случаях, когда именно поломка или дефект автомобиля привёл к совершению дорожного происшествия.

[5]

Специалист соответствующей технической области проводит визуальный осмотр транспортного средства, выявляет поломки, а также анализирует причины её образования. Зачастую применяется инструментальный способ исследования.

Заинтересованная сторона обязуется проверить соответствие отображённых сведений в административных материалах при составлении протокола на месте происшествия с фактическими обстоятельствами.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом в такой экспертизе соответствуют её специфике:

  1. Были ли выявлены неполадки?
  2. По какой причине возникли неисправности?
  3. Могла ли неисправность спровоцировать ДТП?
  4. Стала ли неисправность причиной некачественного или неквалифицированного ремонта автомобиля?
  5. Воздействовала ли неисправность на рулевые и ходовые качества?
  6. Имелась ли возможность у водителя предотвратить ДТП?
  7. Могло ли лицо, обслуживающее и ответственное за выпуск автомобиля в рейс выявить неполадку?
  8. Проведён ли ремонт на квалифицированном уровне?
  9. Была ли устранена неисправность после ремонтных работ?
  10. Соответствует ли фактическое состояние автомобиля с данными о проведение ремонтных работ в заказе-наряде?

Участникам процесса нелишним будет изучение судебной практики по аналогичным делам, для понимания направления работы эксперта.

[6]

Оценочная экспертиза

Любого автовладельца, попавшего в ДТП, интересует вопрос, во сколько обойдётся ремонт и восстановление автомобиля. Для этого проводится оценочная автотехническая экспертиза.

Главной целью проведения экспертизы является оценка:

  • причинённых повреждений;
  • стоимости восстановительных работ;
  • суммы затрат на покупку и замену уничтоженных деталей автомобиля;
  • рыночной стоимости транспорта;
  • амортизационного вычета.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом:

  1. Какой характер повреждений?
  2. Во сколько обойдётся ремонт транспортного средства?

При рассмотрении дела в суде, сторонам важно знать, какая сумма затрат будет понесена на приобретение запчастей и новых деталей, во сколько оценивается анализируемое транспортное средство в текущем состоянии.

Ходатайство

Любое процессуальное действие в рамках рассмотрения гражданского или уголовного дела, инициируется одной из сторон. В рассматриваемой ситуации, для начала процесса проведения экспертизы потребуется ходатайство заинтересованного лица. В противном случае любые документальные данные, содержащие экспертное заключение, полученное в частном порядке, не будут иметь юридической силы, и, как следствие – не возьмутся во внимание судом.

Ходатайство о назначении экспертного исследования подготавливается в произвольной форме, но при этом рекомендуется учитывать общепринятые правила делопроизводства.

[7]

Структура документа включает в себя 3 части:

  1. Вводная. Указываются наименование судебного органа, полные данные участников процесса, а также иные сведения, касающиеся предмета рассмотрения спора.
  2. Описательная. Заявитель указывает правовые основания для назначения автотехнической экспертизы. Важно уточнить, о каком её виде идёт речь, и что именно будет выступать в качестве предмета и объекта исследования.
  3. Резолютивная часть. Лицо, подающее ходатайство, должно указать суть прошения, которое выражается в требовании о назначении именно автотехнической экспертизы. Одним из пунктов следует указать, на кого именно будут возложены в последующем затраты на проведение экспертизы.

А также нужно подготовится и определить самостоятельно, какое исследовательское бюро вправе проводить такую экспертизу в вашем регионе. Выпишите его полное название, адрес, как зовут руководителя и контактные данные. Это нужно будет для суда.

Подача ходатайства является процессуальным правом участников процесса, а его удовлетворение или отказ в этом зависит от решения судье, рассматривающего дело. В любом случае неправомерные действия можно обжаловать в апелляционном порядке.

Кто может подать документ

Инициатором подачи ходатайства о назначении автотехнической экспертизы могут быть:

  • потерпевший и его адвокат;
  • обвиняемый, его адвокат;
  • государственный обвинитель.

Документ может быть подготовлен на этапе досудебного урегулирования спора, а также подан в процессе судебного разбирательства.

Несмотря на то что законодательство предоставляет право участникам процесса устно ходатайствовать о проведении экспертизы, специалисты в области права рекомендуют любые процессуальные действия осуществлять исключительно в письменной форме.

[8]

Бывает, что суд сам выступает с инициативой назначить экспертизу.

Сроки

Время проведения экспертизы зависит от множества факторов, среди которых:

  • объем предстоящих работ;
  • загруженность эксперта;
  • наличие беспрепятственного доступа к объекту исследования;
  • иные факторы, влияющие на время проведения автотехнической экспертизы.

В нормативных правовых актах нет чёткого указания относительно времени проведения исследования. Опытные эксперты в состоянии провести весь комплекс мероприятий в течение 3—4 дней и подготовить соответствующее заключение, но на практике срок значительно увеличивается.

Цена вопроса

Потерпевшая сторона зачастую ходатайствует перед судом о возложении обязанности по оплате экспертного исследования на виновника ДТП.

Но для суда достаточно проблематично объявить усреднённую стоимость услуг экспертной компании, поскольку на цену влияют разные показатели:

  1. Степень повреждения.
  2. Условия проведения исследования.
  3. Вид экспертизы.
  4. Совокупное количество проводимых экспертных исследований.
  5. Срочность.

В любом случае самая минимальная сумма, которую придётся заплатить эксперту, составляет 5—7 тыс. рублей.

В процессе рассмотрения дела, в суде может возникнуть необходимость провести экспертизы повторно или несколько дополнительных экспертиз, что также повлияет на итоговую стоимость услуг экспертных компаний.

Чем руководствуется эксперт

Эксперт руководствуется переданными судом материалами дела, а также вещественными доказательствами.

Поэтому заинтересованная в результатах экспертизы сторона должна проконтролировать, чтобы у суда в распоряжении были:

  • административные материалы по факту ДТП – протокол осмотра, схема ДТП;
  • протокол визуального осмотра состояния транспорта;
  • справка о дорожно-транспортном происшествии.

Указанный перечень не является исчерпывающим, и в процессе проведения экспертизы машину могут быть затребованы дополнительные сведения.

Более того, эксперт вправе самостоятельно проводить необходимые мероприятия для получения информации для анализа и исследования.

Видеозапись ДТП как доказательство

На сегодняшний день автомобильный видеорегистратор можно обнаружить практически в каждом транспортном средстве.

Если раньше качество устройства оставляло желать лучшего, при достаточно высокой цене, то теперь записывающее видеооборудование стало доступным и может соревноваться со многими бытовыми видеокамерами.

Автомобильный видеорегистратор необходим, прежде всего, для обеспечения безопасности владельца транспортного средства. В чём выражается такая безопасность?

  1. Правонарушители, имеющие намерение вскрыть транспортное средство, предпочтут авто без устройств видеофиксации.
  2. Водители, имеющие видеорегистратор, не станут жертвами дорожной «подставы», где мошенники намеренно провоцируют водителя на ДТП путём создания спланированной ситуации.
  3. Неоспоримое доказательство в суде при возникновении ДТП.

В некоторых ситуациях именно видеозапись может внести ясность в споре. К примеру, на регулируемом перекрёстке дорог со светофором, водитель впереди стоящего транспортного средства намеренно начал движение назад для столкновения с расположенным позади автомобиля.

Не являясь очевидцем произошедшего, можно прийти к выводу, что виновником аварии является именно расположенный сзади автомобиль, поскольку ПДД требуют от водителя соблюдать дистанцию до впереди расположенного транспортного средства.

Предоставление видеозаписи с регистратора в корне изменит ситуацию, и позволит привлечь к ответственности именно виновную сторону.

Безусловно, по результатам проведения грамотной АТЭ можно установить направление движения транспортных средств, следы от покрышек, разброс осколков фар и стеклянных элементов. Это косвенно будет свидетельствовать об истинной картине произошедшего. Но иногда — это дополнительные расходы времени и денежных средств, в то время, как наличие видеозаписи, избавляет от такой необходимости.

Действующее законодательство регламентирует, что видеоданные, снятые на мобильные устройства, установленные на авто, могут использоваться в качестве доказательств, независимо от вида судопроизводства.

Исходя из этого, можно утверждать, что сохранённые на цифровом носителе полученные фактические данные о происшествии могут быть использованы стороной в качестве доказательств.

Читайте так же:  Сколько нужно ждать выплату по ОСАГО и как считаются сроки?

Что делать при ДТП

Чтобы не перейти из категории потерпевшего в виновника происшествия, следует руководствоваться нижеприведёнными рекомендациями:

  • запрещено передвигать транспорт, а также повреждённые части автомобиля с мест их расположения;
  • необходимо вызвать соответствующие государственные службы;
  • тщательно проверять внесённую информацию в протокол и схему ДТП, а в случае выявления несоответствия – делать об этом пометку;
  • если в процессуальном документе нет места для пояснений, то следует изложить своё видение на отдельном листе, и обязательно указать в протоколе о таком приложении;
  • не соглашаться на уговоры виновной стороны убрать транспортное средство с дороги, чтобы не мешать другим участникам движения;
  • запрещено оставлять место происшествия на повреждённом автомобиле с целью проведения оценки повреждений.

Неверные действия могут привести к тому, что предмет и объект исследования попросту будет не принят во внимание, а выявленные несоответствия приведут к признанию потерпевшей стороны – виновной.

Отстаивать свои интересы можно и нужно, только делать это необходимо своевременно. В делах о возмещении имущественного вреда, возникшего в результате ДТП, даже мелкая деталь может стать роковой для любой стороны.

Судебная автотехническая экспертиза (Экспертиза обстоятельств ДТП)

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продоль­ном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

В условиях высоких темпов автомобилизации России вопрос обеспечения безопасности дорожного движения является чрезвычайно актуальной социально-экономической проблемой. В системе мер по повышению безопасности дорожного движения большое значение имеют меры уголовно-правового характера. Расследование и судебное разбирательство уголовных дел по факту ДТП требуют использования специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В боль­шинстве случаев состав преступления или нарушения возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличения можно утверждать: эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на исследование. Научной основой САТЭ является судебная автотехника – своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач автотехнической экспертизы. САТЭ – род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:

  1. судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  2. судебная экспертиза технического состояния ТС;
  3. судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Наряду с приведенными разработан еще 1 вид САТЭ, инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.

Задачи судебной экспертизы обстоятельств ДТП

Основной задачей при проведении автотехнической экспертизы после ДТП является определение стоимости ремонта и причиненного ущерба.

Кроме того посредствами САТЭ могут решатся следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
Читайте так же:  Как водитель грамотно отказался от продувки в алкотестер?

      Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Вопросы

  • Соблюдал ли человек, находившийся за рулём, правила дорожного движения, была ли в конкретной ситуации техническая возможность придерживаться правил ПДД?
  • Какие правила были нарушены и есть ли взаимосвязь между их не соблюдением и возникшим происшествием?
  • Скоростные характеристики движения машины перед началом торможения.
  • Размер остановочного и тормозного пути.
  • Вычисление необходимого времени для осуществления торможения при заданных дорожных условиях.
  • Максимальная разрешённая скорость на данном участке дорожного полотна.
  • Была ли у водителя реальная техническая возможность избежать столкновения или наезда?
  • Возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке.
  • Мог ли водитель с технической точки зрения произвести безопасный объезд препятствия?
  • Чьи действия с технической точки зрения могли послужить причиной ДТП?
  • Установление расстояния от начала следов экстренного торможения.
  • Насколько соответствуют действительности с технической точки зрения версии происшествия участников ДТП.
  • Причина происшествия с технической точки зрения.
  • Время и фактический пусть обгона, если он имел место быть.
  • Скоростные характеристики транспортных средств при столкновении.
  • Если ДТП произошло на перекрёстке, то кто из участников происшествия выехал раньше на проезжую часть?
  • Вычисление при заданных условиях безопасной дистанции между автомобилями.
  • У кого из водителей было право преимущества на исследуемом перекрёстке?
  • Была ли возможность у водителя транспортного средства преодолеть конкретный участок за данный временной промежуток?
  • Чем мог быть вызван занос или изменение направления движения автомобиля?

Проведение в частном порядке     Административное расследование     Судебное разбирательство     Как написать ходатайство о назначении проверки?    

Что это такое, что она устанавливает и чем регулируется?

Автотехническая экспертиза при ДТП — это экспертное исследование автомобилей и других относящихся к аварии объектов, необходимое для выявления обстоятельств и причин ДТП, а также оценки его последствий. Она устанавливает ущерб, который был нанесен автомобилям в результате столкновения, а также виновность участников аварии.

Кроме того, на основе таких экспертиз собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Экспертиза выполняется по результатам осмотра транспортных средств и анализа повреждений. Исследование автомобиля также может потребоваться для выявления поломки, которая могла стать причиной столкновения. Некачественное выполнение ремонтных дорожных работ также может послужить причиной аварийной ситуации, поэтому важно как можно раньше установить данный факт.

Виды независимого исследования технического состояния машины

В автоэкспертизу, как понятие, входит большое количество разнообразных исследований. В зависимости от критериев подразделяют на различные виды экспертизы:

  • по составу участников экспертизы;
  • по очередности проведения;
  • в зависимости от объектов исследования;
  • в зависимости от ведомственной принадлежности организации.

По составу участников

По этому критерию экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные:

  1. Единоличные применяются для несложных случаев ДТП, когда исследование может провести один эксперт.
  2. В комиссионной экспертизе собираются мнения специалистов одной направленности для их сравнения.
  3. В комплексном исследовании привлекаются эксперты различных специальностей, иногда это могут быть медики и криминалисты (что такое криминалистическая экспертиза?).

По очередности проведения

Такое разделение используется для случаев, когда одной экспертизы бывает недостаточно.

  1. На первичном исследовании осматриваются объекты.
  2. На дополнительной экспертизе рассматриваются вопросы, не возникшие на первичном исследовании.
  3. На повторной перепроверяются данные первых двух экспертиз в случае сомнений в их достоверности, при этом участвовавшие ранее специалисты не задействуются. Как правило, является комиссионным исследованием.

В зависимости от объектов

Наиболее обширный критерий для классификации. В зависимости от объектов исследования выделяют экспертизы:

  • технического состояния транспортного средства;
  • механизма дорожно-транспортного происшествия;
  • технического состояния дороги;
  • транспортно-трасологическую (подробнее о том, что такое трасологическая экспертиза, узнайте тут);
  • автотовароведческую;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия.

Подробнее будут рассмотрены наиболее важные из них.

Определение исправности транспортного средства

Исследование технического состояния автомобиля необходимо для установления наличия или отсутствия неисправностей машины перед аварией. Может случиться, что именно данная поломка стала причиной дорожно-транспортного происшествия.

Во время такой экспертизы специалист осматривает транспортное средство, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. Он также определяет, могла ли обнаруженная поломка повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, а также мог ли водитель или ответственное за выпуск машины на рейс лицо, обнаружить неисправность до аварии.

Определение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Экспертиза механизма ДТП (иногда ее называют экспертизой обстоятельств ДТП) определяет скорости движения автомобилей до их столкновения и в момент контакта, величину тормозного и остановочного пути. Это исследование выявляет, какими пунктами ПДД руководствовались водители и была ли у них техническая возможность предотвратить аварию, поэтому такая автоэкспертиза является наиболее востребованной при установлении судом виновника ДТП.

Техническое состояние дороги

Экспертиза технического состояния дороги исследует состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, наличие дорожной разметки, дорожных знаков и конструкций, а также на их соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте аварии.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, расследующей причины и последствия ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Судебное исследование проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Ее целью является установление характеристики процесса столкновения во всех фазах, определение объективных причин аварии и поведения ее участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников.

Внимание! Судебная экспертиза, как правило, применяется к крупным происшествиям со смертельным исходом, тяжкими и телесными повреждениями или значительным материальным ущербом.

При отсутствии телесных повреждений и смерти людей проводят только служебное расследование.

Подробнее о том, что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна, узнайте в отдельной статье.

Кто проводит?

Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.

Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.

Какие вопросы задать эксперту после столкновения автомобилей?

Чтобы исследование было плодотворным, важно поставить перед специалистом правильные задачи. Вопросы будут отличаться в конкретных ситуациях, но можно выделить общий список возможных. При столкновении ТС специалисту задаются следующие вопросы:

  1. С какой скоростью двигались машины?
  2. По какой траектории?
  3. Какое ТС находилось в неподвижном состоянии, а какое в движении?
  4. Какое расстояние было между автомобилями, когда создавший помеху водитель начал движение?
  5. Когда водитель начал торможение?
  6. Под каким углом машины врезались друг в друга?
  7. Сколько времени прошло между различными фазами аварии?
  8. Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители?
  9. Какие повреждения, зафиксированные в документах, могли быть получены в результате данного столкновения?
  10. На какую дальность была видимость?
  11. Имелась ли техническая возможность предотвратить происшествие?
  12. Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
  13. На какой скорости при данных условиях возможен занос?
  14. Имелись ли какие-либо неисправности в системах авто, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее?
  15. Соответствует ли расположение дорожного знака и состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги требованиям ГОСТ?
Читайте так же:  ДТП на служебном автомобиле

Если в ДТП произошел наезд на пешехода, эксперту задаются следующие вопросы:

  1. Какова была скорость движения ТС перед началом торможения?
  2. Какова длина тормозного пути для конкретных условий аварии?
  3. Каково расстояние от места наезда до точки, в которой находился автомобиль в момент выхода пешехода на проезжую часть;
  4. Была ли у водителя техническая возможность избежать наезда при данных обстоятельствах?
  5. Была ли у пешехода возможность безопасно перейти дорогу при заблаговременном торможении автомобиля.

Пошаговая инструкция

Автотехническая экспертиза при аварии может быть проведена:

  • в частном порядке участниками происшествия;
  • во время административного расследования;
  • при ведении следствия по уголовному делу;
  • в судебном процессе: административном, уголовном или гражданском.

Проведение в частном порядке

Заказать экспертизу в частном порядке имеет право любое заинтересованное физическое или юридическое лицо. Для нее достаточно заключить договор на соответствующую услугу с частным специалистом или экспертной фирмой, уведомить другую заинтересованную сторону (второго участника аварии, страховую компанию) и предоставить объекты для исследования.

Наиболее часто в экспертные организации обращаются с целью проведения автотовароведческого исследования для определения размера страховой выплаты и компенсации за ущерб с виновной стороны. Но по желанию заказчика выполняются и другие виды экспертиз для предоставления их результатов в суде.

Справка! Досудебные экспертизы, как правило, на 25-30% дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда.

При частном обращении за экспертизой очень важно выбрать компетентного аккредитованного специалиста, иначе результаты могут быть не приняты во внимание в суде. Она проводится в несколько шагов:

  1. Выбирается эксперт.
  2. Между заказчиком и специалистом заключается договор, проходит оплата.
  3. Стороны договариваются о месте и времени проведения экспертизы. Лучше осмотр автомобиля проводить в сервисе с необходимым оборудованием и достаточным освещением.
  4. Заказчик должен уведомить телеграммой или заказным письмом с уведомлением страховщика или потерпевшего о месте и времени ее проведения.
  5. Потерпевший предоставляет для осмотра поврежденное ТС, бумаги на автомобиль и документы, относящиеся к аварии. Автомобиль должен быть в том же состоянии, что после ДТП – не следует ремонтировать его до проведения осмотра.
  6. Эксперт начинает экспертизу с изучения документальных показаний, затем видимых повреждений автомобиля. При необходимости, осуществляется частичный разбор частей ТС для доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фиксированием на фотокамеру.
  7. По результатам проведенной экспертизы заказчику выдается заключение.

Стоимость автотехнической экспертизы зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы;
  • срочностью и объемом исследования;
  • размером повреждений автомобиля;
  • заказом дополнительных расчётов;
  • типом транспортного средства (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра.
В среднем на экспертное исследование по технической оценке автомобиля придётся потратить от 3 до 10 тысяч рублей. Итогом исследования является письменное экспертное заключение, в котором содержатся:
  • полные сведения об исполнителе, как о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;
  • номер и дата заключения;
  • реквизиты и название документа, являющегося основанием для экспертизы;
  • сведения о потерпевшем;
  • список и описание обследованных объектов;
  • дата столкновения;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию;
  • вопросы, поставленные эксперту;
  • перечень методик и инструментов, использовавшихся для исследования;
  • выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы, сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы.

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы. Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель и ставится печать компании.

  • Скачать бланк заключения по экспертизе транспортного средства
  • Скачать образец заключения по экспертизе транспортного средства

Административное расследование

В случаях когда водители расходятся в оценке случившегося ДТП либо когда из-за нарушения ПДД причинен легкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места происшествия, начинается административное расследование сотрудниками автоинспекции. Под административным расследованием понимается выяснение обстоятельств ДТП для определения наличия правонарушения. При необходимости проведения экспертизы должностное лицо выносит определение, где прописаны:

  • основание для назначения исследования;
  • название ответственной экспертной организации или ФИО эксперта;
  • перечень вопросов для экспертизы;
  • список материалов и объектов, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта.

Ответственный специалист оформляет заключение с указанием:

  • исполнителя экспертизы;
  • на каком основании проводилась автоэкспертиза;
  • в чём заключалось исследование;
  • ответов на поставленные вопросы и выводы по ним.

Судебное разбирательство

Судебные экспертизы чаще назначаются после аварий с тяжелыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание. Она может назначаться по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя, как в досудебном порядке, так и во время процесса.

Как написать ходатайство о назначении проверки?

Ходатайство оформляется в свободной форме и должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы (указать, опираясь на нормативно-правовые акты);
  • вопросы, которые необходимо задать эксперту, – их перечень устанавливает судья;
  • ФИО желаемого специалиста;
  • перечень объектов и бумаг для экспертизы.
Для составления ходатайства лучше воспользоваться услугами юриста. Документ передается должностному лицу, ведущему дело, или в суд через канцелярию.
  • Скачать бланк ходатайства о проведении экспертизы по ДТП
  • Скачать образец ходатайства о проведении экспертизы по ДТП

После проведения автотехнической экспертизы исполнитель составляет заключение, в котором указываются:

  • дата, время и место проведения;
  • основания для экспертизы;
  • должностное лицо, назначившее исследование;
  • сведения об эксперте/экспертной комиссии;
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • изученные объекты и документы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях, с перечислением использованны х методик;
  • ответы на поставленные вопросы, их обоснование и выводы по ним.
Читайте так же:  Особенности и цена процедуры постановки на учет самодельного автомобиля

Важно! Следует помнить, что в случае несогласия с результатами исследования, участник дорожной аварии может потребовать проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Таким образом, автотехническая экспертиза позволяет установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Важно серьезно подойти к выбору специалиста или экспертной организации, чтобы исследование было проведено в соответствии с нормативно-правовыми актами, а результаты отражали реальную картину столкновения и были приняты во внимание в суде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-52-46 Москва +7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

Экспертная оценка действий участников дорожного движения проводится только с технической точки зрения. Основным нормативным актом, регламентирующим их действия, являются Правила дорожного движения РФ. Оценке эксперта-автотехника на соответствие требованиям ПДД подлежат действия водителей только тех ТС, которые находятся в процессе эксплуатации и участвуют в дорожном движении.

Одним из ключевых технических вопросов, который ставится экспертом при расследовании ДТП, является вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить ДТП торможением. Результат решения этого вопроса прямым образом связан с оценкой действий водителя на соответствие требованиям п. 10.1 Правил дорожного движения.

В соответствии с этими требованиями дорожное движение организуется таким образом, что если водитель ТС обнаруживает в своем поле зрения какой-нибудь объект (или иные факторы), который может создать опасность для движения его автомобиля, причем независимо от того, возникает ли этот объект по Правилам или в нарушение последних, водитель должен принимать меры к предотвращению происшествия с объектом в момент возникновения опасности.

Если расчет покажет, что в этот момент у водителя имелась возможность остановить свой автомобиль до места ДТП, то встанет вопрос, почему этот водитель в данной ситуации такой возможностью не воспользовался и не предотвратил ДТП.

При отсутствии факторов объективного и субъективного порядка, которые могли бы помешать водителю своевременно затормозить в данной ситуации, наличие технической возможности предотвращения ДТП становится доказательством нарушения этим водителем требования п. 10.1 (абзац 2) Правил дорожного движения во многих происходящих в реальности случаях.

Своевременное принятие водителем мер к торможению наряду с отсутствием технической возможности предотвратить ДТП может свидетельствовать о том, что этот водитель принял все необходимые меры, однако в исходный момент уже не мог предотвратить происшествие.

При отсутствии следов торможения на месте ДТП, для оп­ределения скорости ТС, расстояния, преодоленного до места наезда с момента возникновения опасности для движения или времени его движения до наезда, необходимо выяснить, применял ли торможе­ние или объезд водитель, как двигался пешеход (темп и направле­ние его движения), в разрешенном ли месте переходил проезжую часть пешеход, его действия до выхода на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, изменил направление и т.д.). Скорость движения автомобилей устанавливается по показани­ям участников события, выясняется расположение транспортных средств по ширине проезжей части до ДТП (в случае ограниченной зоны обзора).

Момент возникновения опасности для движения — момент раз­вития дорожно-транспортной ситуации, начиная с которого водитель должен был принимать меры к предотвращению ДТП в соответствии с правилами дорожного движения и на который у водителя опреде­ляется техническая возможность предотвратить ДТП.

Приведем рекомендации для установления момента возникнове­ния опасности для движения, основанные на анализе правил дорож­ного движения и практики расследования дел по ДТП.

Препятствие или опасность для движения считаются возникши­ми в тот момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что:

  • на полосе движения транспортного средства находятся неподвижные объекты;
  • по полосе движения транспортного средства идут пешеходы (едет велосипедист, гужевая повозка и т.п.) во встречном или попутном направлении;
  • по полосе движения транспортного средства движется встречное или попутное транспортное средство с меньшей скоростью;
  • пешеход вышел на проезжую часть данного направления и приближается к полосе движения транспортного средства (для случаев когда пешеход до наезда не менял темп и направление движения);
  • пешеход (или автомобиль) появился из-за объекта (подвижного или неподвижного), ограничивающего обзор водителю транспортного средства, если водитель был лишен возможности видеть пешехода (другой автомобиль) ранее на проезжей части;
  • автомобиль, водитель которого не имел преимущественного права на движение, выезжает на полосу движения данного транспортного средства;
  • в процессе обгона обгоняемое транспортное средство начинает совершать поворот на лево;
  • встречное транспортное средство в непосредственной близости начинает совершать поворот на лево;
  • встречное транспортное средство выезжает с заносом на левую сторону проезжей части;
  • появляется неисправность, угрожающая безопасности движения;
  • пешеход возобновил движение после остановки на проезжей части (для случаев изменения темпа и направления движения пешеходом).

Если проверка показывает, что к моменту разъезда автомобиля с пешеходом последний при условии неизменности темпа и направления своего движения не представлял бы опасности для движения транспортного средства, то за момент возникновения опасности принимается момент начала его движения после остановки. Если бы пешеход к указанному моменту по-прежнему представлял опасность, то за момент возникновения опасности принималось бы начало его движения по проезжей части данного направления.

Вопрос о моменте возникновения опасности для движения в каждом конкретном случае решается с учетом особенностей дорожно-транспортной ситуаций, связанных в том числе с интенсивностью движения, поведением участников движения и т.п., поэтому выше­приведенные рекомендации носят лишь ориентирующий характер. Выбop методики решения данных вопросов зависит от конкретных обстоятельств происшествия, исходных материалов дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Громаковский, Алексей Самые сложные билеты по ПДД. Не дай себя завалить на экзамене в ГИБДД / Алексей Громаковский. — Москва: Машиностроение, 2010. — 625 c.
  2. Демонстрационный материал. Безопасность дорожного движения. — М.: Сфера, 2016. — 1000 c.
  3. Громаковский, Алексей Вы купили автомобиль. Дельные советы по самым актуальным вопросам / Алексей Громаковский. — Москва: Высшая школа, 2008. — 566 c.
  4. Бочко, Алиса Правила дорожного движения для детей / Алиса Бочко. — М.: Питер, 2014. — 794 c.
  5. Громаковский, Алексей Билеты для экзамена в ГИБДД с комментариями. Категории С и D / Алексей Громаковский. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2010. — 122 c.
  6. Грудцына, Л. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор. — М.: Юркомпани, 2017. — 256 c.
  7. Правила дорожного движения 2011 карманные. — М.: Эксмо, 2010. — 144 c.
  8. Новые дорожные приключения Буратино. — М.: Художник РСФСР, 2008. — 676 c.
Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП
Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here