Содержание
- 1 Категория В1 в водительских правах: что это?
- 2 Как открыть категорию В1 в водительских правах?
- 3 Какие категории предусмотрены законом
- 4 Таблица подкатегорий для категории В
- 5 Что такое AS и MS
- 6 Какие ТС можно водить с категорией В1
- 7 Как открыть категорию В1
- 8 Заключение
- 9 Причины введения новой категории
- 10 Отличия категории В1 от В и ВЕ
Нынешнее многообразие транспортных средств наконец-то нашло своё отражение в российском законодательстве. В 2016 году у нас появилось несколько новых категорий для управления ТС – в частности, категория В1. Однако далеко не все водители успели узнать в подробностях о внедрённых новациях. Что же изменилось в старой категории В, какие машины можно водить с категорией В, и зачем она вообще нужна? Давайте разбираться вместе что это такое.
Категория В1 в водительских правах: что это?
На самом деле всё очень просто: старая, привычная категория В теперь обзавелась дополнительными подкатегориями:
- собственно категория В – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, в которой могут ехать до 8-ми пассажиров;
- подкатегория ВЕ – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, к которой прикреплён прицеп весом до 0,75 тонны, а в салоне могут ехать не более чем 8 пассажиров;
- подкатегория В1 – разрешает управление трициклом либо квадрициклом, на котором стоит двигатель объёмом более 50 кубических сантиметров и весом меньше 0,55 тонны.
Также нужно отметить, что если вы открываете категорию В1 , то в её 12-й графе у вас может быть проставлена пометка: буквы AS либо MS. Что это значит?
- AS, или Automotive Steering, означает возможность управления ТС, которое оснащено автомобильным рулём. Кроме того, пометка предполагает наличие в вашем квадрицикле или трицикле настоящего автомобильного сидения, а не мотоциклетного седла.
- MS, или Motorcycle Steering, означает управление квадрициклом либо трициклом, в котором вместо автомобильного руля установлен мотоциклетный руль и мотоциклетное же седло вместо сидения.
Машины, которые можно водить с категорией B1
Итак, водительские права для подкатегории В1 необходимы для управления квадрициклами и трициклами. Это достаточно экзотичные для нашей страны автомобили, хотя их количество на дорогах России в последние годы, несомненно, увеличилось.
- Трицикл, который необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить права на его вождение, представляет собой трёхколёсный мототранспорт, оснащённый двигателем с объёмом камеры не меньше 50 кубических сантиметров. Впрочем, это может быть и электрический трицикл.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
- Квадрицикл – это четырёхколёсный мототранспорт, двигатель которого развивает мощность до 20 лошадиных сил, и который подлежит регистрации в ГИБДД. Если на нём вместо ДВС установлен электродвигатель, то его мощность не должна превышать 15 КВт. Масса квадрицикла должна быть не более 400 кг (до 550 кг, если квадрицикл предназначен для перевозки грузов), а скорость передвижения может превышать 25 км/ч.
Нередко квадрициклы в нашей стране путают с квадроциклами. Между тем, разница есть: квадрОциклы – это внедорожные лёгкие мотосредства без кабины, на которых не разрешается ездить по дорогам общего пользования. КвадрИцикл же вполне может иметь кабину, и специально предназначен для движения по автомобильным дорогам: фактически это либо мотоколяска, либо микроавтомобиль.
Как открыть категорию В1 в водительских правах?
Для открытия подкатегории В1 не нужно сдавать никаких специальных экзаменов. Она присваивается водителям, которые прошли полноценное обучение и сдали экзамены:
- по категории В – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой AS;
- по категории А – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой MS.
Если вы являетесь опытным водителем и восстанавливаете свои действующие в настоящее время водительские права по причине их утери, то подкатегорию В1 вам откроют автоматически, без экзаменов, при получении дубликата удостоверения. Пометка об открытии подкатегории В1 проставляется на оборотной стороне бланка.
Если же вам необходимо получить удостоверение с категорией В1, то придётся проходить обучение и сдавать экзамен либо на категорию В, либо на категорию А, в зависимости от того, каким ТС вы собираетесь управлять. Одновременно с категорией В либо А вам откроют подкатегорию В1, о чём будет свидетельствовать запись в новеньком водительском удостоверении.
Моя дочь после окончания школы решила сдать на права. Ходила на курсы, училась водить машину, потом подала заявление в ГИБДД. Когда получила ВУ, там было указана категория B1. Я сначала удивилась, что за права такие, но потом, когда полезла разбираться в интернет, узнала, что удостоверения нового образца имеют не просто категорию «В», но и подкатегорию.
В любом случае, в ВУ была допущена ошибка, и мне пришлось отправляться в Госавтоинспекцию вместе с дочерью, чтобы решить проблему. В результате проведения подробного анализа существующих категорий ВУ я выяснила много интересного, о чем и хотела бы поведать в данной заметке.
Какие категории предусмотрены законом
Если говорить кратко, то существует всего пять основных категорий, которые, в свою очередь, имеют еще и подкатегории. Речь идет о таких группах:
Категории | Какие ТС входят в группу | Подкатегории |
А | Мотоциклы | А1 |
В | Легковые авто | В1, ВЕ |
С | Грузовики | С1, СЕ, С1Е |
D | Автобусы | D1, DЕ, D1Е |
М | Мопеды |
Описанные категории вписываются в ВУ и в дальнейшем определяют то, каким ТС вправе управлять владелец удостоверения. Например, категория В дает право водить легковую машину, но не позволяет садиться за руль автобуса или маршрутки. В таких случаях требуются уже права категории D.
Иными словами, гражданин может водить техсредство только той группы, которая отвечают типу прописанной в ВУ. За нарушение действующего правила по отношению к водителю назначается штраф в размере 5–15 тыс. рублей.
Таблица подкатегорий для категории В
Получить расшифровку конкретной подкатегории не сложно. Для этого существует много материалов в интернете и определенные таблицы. В частности, приведем описание подкатегорий для категории В.
Подкатегории категории «В» | Тип ТС, которым можно управлять |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) с 8 пассажирскими местами. |
ВE | Легковые автомобили весом до 3,5 тонны, к которой прикреплён прицеп весом до 0,75 тонны, а в салоне могут ехать не более 8 пассажиров. |
В1 | Трициклы или квадрициклы, на которых стоит двигатель объёмом более 50 кубических сантиметров, весом меньше 0,55 тонны. |
В последней подкатегории очень важно правильно определить характеристику техсредства, поскольку при более низких показателях оно перейдет в разряд мопедов, и здесь речь будет идти уже о совсем другой категории ВУ.
Что такое AS и MS
При открытии категории В необходимо проверить наличие еще одной пометки. В 12 графе пластиковой карточки должны присутствовать буквы: AS либо MS. Эти пометки сделаны со следующей целью и имеют расшифровку:
- AS (Automotive Steering) – возможность управления ТС, у которого есть руль и автомобильное сиденье;
- MS (Motorcycle Steering) – право управления квадро- или трициклом, где вместо стандартного руля установлен мотоциклетный, а сиденье заменяется мотоциклетное седло.
Данная отметка тоже очень важна, поскольку закрепляет за водителем определенные права и устанавливает некоторые ограничения.
Какие ТС можно водить с категорией В1
Мы уже определились, что при наличии прав такой категории водитель сможет управлять только квадрициклами и трициклами. Подобные техсредства весьма экзотичны для России, хотя некоторое количество можно встретить на дорогах уже сегодня.[1]
Чтобы понять, о каком средстве передвижения идет речь, стоит прочитать следующие описания:
- трицикл – устройство, регистрирующееся в ГИБДД, поэтому права на его вождение обязательны. Внешне выглядит как мотоцикл с тремя колесами, оснащенный двигателем до 50 см3. Иногда трициклы бывают электрические;
- квадрицикл – мотоцикл с четырьмя колесами, на который также требуется ВУ. Мощность составляет 20 л.с., а если в конструкции предусмотрен электродвигатель, то мощность изделия не должна быть больше 15 кВт. Масса составляет до 400 кг, а для грузовых — до 550 кг. Скорость передвижения – свыше 25 км/час.
Бывает, что последний тип устройства обыватели путают с квадроциклом. Разница достаточно серьезная, потому что подобные конструкции не имеют кабины, и ездить на них по трассам общего пользования запрещено.
Как открыть категорию В1
Открыть данную категорию не сложно. Более того, никаких специальных экзаменов сдавать не требуется. Она может быть присвоена водителю, если они сдали экзамены на права группы А и В.
Для опытных водителей в случае замены старого удостоверения на новое данная категория открывается автоматически. Если же гражданин впервые получает права и ему требуется только подкатегория В1, то придется проходить все этапы оформления ВУ на категорию В или А, с учетом типа ТС.
Заключение
Описываемая мною подкатегория не очень популярна у водителей, хотя и требуется для вождения определенных видов техсредств. Лица, желающие получить такую подкатегорию должны руководствоваться тем, каким видом транспорта они планируют управлять в будущем.
Дополнительно следует обратить внимание на конструктивное устройство ТС, чтобы сотрудник инспекции правильно поставил необходимую пометку о наличии сидений и руля, предусмотренную законом.
С каждым годом автотранспортный мир пополняется новинками, для управления которыми требуются соответствующие навыки. Водители с обычной категорией В садились за руль транспорта, не соответствующего их навыкам и умениям. Создавались помехи в дорожном движении. Во избежание недопонимания на дорогах и создания аварийных ситуаций принято решение внести больше конкретики в самый главный документ водителя. Так появилась категория В1. Для большей конкретизации ввели специальные отметки, значение которых должен знать каждый водитель.
Причины введения новой категории
С 2016 г. водительское удостоверение претерпело ряд изменений. Были введены незнакомые ранее водителям аббревиатуры, а известные категории дополнились. Теперь водители интересуются, почему введена B1 – новая категория прав.
Основные причины изменений главного водительского документа:
- забота о повышении уровня безопасности на дорогах;
- увеличение уровня продаж новых видов ТС в связи с повышенным интересом со стороны населения.
Дело в том, что внешний вид трициклов и квадрициклов уравнивает их с легковыми авто, а не с мотоциклами. На одной доске они оказываются и по своим техническим характеристикам.
До введения нового приказа об изменениях в водительском удостоверении на дорогу выезжали тысячи неподготовленных участников дорожного движения.
Ещё с 2009 г. рассматривали закон о введении поправок. В 2011 г. Государственная дума одобрила внесение новых подкатегорий и специальных отметок. Через несколько месяцев изменённые водительские удостоверения стали выдавать в нескольких регионах для проработки новой идеи на практике. Пилотный проект получил одобрение, и с 2014 г. изменённые водительские удостоверения получили широкое распространение по вступившему в силу приказу МВД. С 4 апреля 2016 г. графы дополнились и специальными отметками. Меры приняты для повышения ответственности водителей и ужесточения дисциплины.
Отличия категории В1 от В и ВЕ
На основании уже существующей категории В образованы названия В1 и ВЕ. Подробнее о категории В1 в правах – что она обозначает. Отличаются по допуску к управлению, под В и В1 подразумевается разный транспорт.
Уже знакомая водителям категория В разрешает управление легковой машиной со следующими характеристикам:
- массой до 3,5 тонн;
- наличием не более 8-ми мест.
Значение ВЕ в правах позволяет управлять ТС категории В с прицепом:
- вес до 3,5 тонны;
- число сидячих мест может быть меньше или равно 8-ми;
- прицеп не более 0,75 тонн.
Категория b1 разрешает водить два вида автотранспорта:
- трицикл;
- квадрицикл.
Категория б1 открывает доступ к управлению трициклами и квадрицикалами.
Транспорт, разрешённый к вождению по категории В1 должен обладать следующими особенностями:
- весом менее 0,55 тонн;
- иметь объём двигателя свыше 50 см3.
Если трицикл и квадрицикл имеют характеристики ниже вышеуказанных (массу менее 400 кг и мощность двигателя до 15 кВт) – для их управления необходимо открыть категорию «А». ТС, у которого объём двигателя меньше 50 см3 называется мопедом, и для вождения необходимо получить категорию «М».
Транспорт, разрешённый к вождению в категории В1
В последние годы на дорогах России увеличилось количество трициклов и квадрициклов, хотя они всё ещё выглядят экзотично для некоторых водителей. Тем не менее, они имеют свои отличительные характеристики.
Квадрициклом считается мототранспортное средство передвижения с четырьмя колёсами. На нём можно ездить по городским дорогам. Так же, как и легковой автомобиль, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД, получив соответствующий ПТС.
Трицикл, как и квадрицикл, считается мототранспортным средством, только у него три колеса, а не четыре. Регистрируется в том же государственном органе (ГИБДД), документы на него необходимо оформить такие же, что и на вышеуказанное средство передвижения.
Квадрициклы и трициклы представляют собой нечто среднее между мини-автомобилем и крупным мотоциклом.
Отличаются следующими характеристиками:
- масса ТС должна быть не более 400 кг без груза и 550 кг с грузом;
- имеют объём двигателя не более 50 см3;
- могут развивать скорость не более 50 км/ч.
Для управления последним нужно удостоверение тракториста-машиниста категории «А1».
Основные различия:
- Квадроциклы регистрируются в органах Гостехнадзора, а квадрициклы – в органах ГИБДД.
- Квадроцикл – внедорожное мотосредство без кабины, а квадрицикл может её иметь.
- На квадроциклах нельзя передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования, а на квадрицикле можно.
Фактически квадрицикл – это среднее между мотоколяской и микроавтомобилем.
Как получить категорию В1
Сдача экзаменов и получение специальных навыков не потребуется. Категорию б1 автоматически откроют вместе с категорией В при получении нового водительского удостоверения. Считается, что если водитель умеет управлять легковым автомобилем, то и за рулём трицикла проблем не будет.
Категория сразу окажется в правах и при замене их в случае утери или истечении срока годности.
Пошаговая инструкция для получения категории В1:
- Пройти обучение в лицензированной автошколе.
- Сдать внутренний теоретический экзамен.
- Правильно ответить на вопросы электронных билетов в ГИБДД.
- Пройти автодром с инструктором от автошколы.
- Преодолеть отведённый участок дорожного движения с инспектором.
- Уплатить госпошлину за получение удостоверения (в 2018 г. – 2000 руб.).
- Обратиться в медицинское учреждение и пройти всех необходимых специалистов.
- Подготовить документы и обратиться в местное отделение МРЭО.
При обращении за получением прав не забыть подготовить личную фотографию, копию документов.
При прохождении мед. осмотра придётся посетить следующих специалистов:
- терапевта – для оценки общего состояния организма;
- офтальмолога – посмотрит состояние глаз;
- хирурга – исключит наличие патологий, связанных с опорно-двигательной системой.
- лора – проверит, насколько хорошо будущий водитель способен реагировать на звуковые сигналы;
- невропатолога и психиатра – оценят, способен ли человек справиться со стрессом на дорогах;
- нарколога – для осмотра на наличие пагубно влияющих на здоровье вредных привычек.
В дополнение к этому можно пройти флюорографию грудной клетки для проверки есть ли искривление позвоночника и если да, то насколько. При вождении автомобиля на позвоночник ложится большая нагрузка.
Кстати, если при проверке глаз не сказать о своём намерении управлять мопедом, то в категорию «М» автоматически ограничат спец отметкой «ML», запрещающей вождение.
Стоп-сигналом к допуску до руля считаются следующие заболевания:
- плохое зрение, слепота одного глаза, косоглазие, наличие воспалительного процесса в слёзном мешке и иные хронические болезни;
- односторонняя глухота;
- недостаток пальцев или фаланги;
- недостаточный рост (до 150 см);
- повышение уровня сахара в крови;
- болезни сердца и сосудов.
Как правило, медицинский осмотр проходит без проблем, и водители получают доступ к вождению ТС.
Категорию В1 проставляют сразу вместе с категорией В или А.
- с открытой категорией В и пометкой «AS» в подкатегории В1;
- с открытой категорией А и пометкой «MS» в подкатегории В1.
Отметка проставляется в зависимости от сданной категории.
Особые отметки в категории В1
Нововведённые аббревиатуры могут быть проставлены в строго определённом месте. В водительском удостоверении есть 14 граф, из них первые девять находятся на лицевой стороне, а на оборотной с 10 по 14. Для записи информации в графах 10 – 12 используется табличная форма, и крайний столбец (№12) отведён для внесения особых отметок.
Чаще всего встречаются две латинские аббревиатуры:
- AS (расшифровка – Automotive Steering) даёт разрешение на управление транспортом, оснащённым автомобильным типом сиденья и таким же рулём. Как шутят некоторые водители, «AS» означает ас на дороге, но это не так.
- MS (расшифровка – Motorcycle Steering) делает возможным управление квадрициклом или трициклом, оснащённым мотоциклетным рулём и сиденьем.
Таким образом кодировка «AS» напротив категории прав В1 означает, что это допуск к управлению только легковыми автомобилями или ТС с рулём и сиденьем как у машины. Проставление значения «MS» на том же месте будет значить, что к управлению доступны ТС с рулём и посадкой мотоциклетного типа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Такие значения можно увидеть в категории В или А если открыта только одна. При доступе к обеим, никаких спецотметок (ни «AS», ни «MS») не будет.
Также в графе 12 может стоять ограничение «ML» напротив М, что означает ограничения, обоснованные медицинскими предписаниями.
Графа 14 помимо стажа вождения может содержать специальные кодировки. Чаще всего они являются медицинскими ограничениями. Кодировки в графе 12 относятся к конкретной категории (той, напротив которой проставлены), а пометки в строке 14 имеют отношение ко всем открытым категориям, в том числе и пометка AT. Такая метка – AT – означает, что водить можно только ТС с АКПП – автоматической коробкой передач. Пометка стоит на правах, если сдавать экзамен в автошколе и учиться на вождение машины с автоматом. Тем, кто обучен водить механику, разрешено управлять автомобилями независимо от коробки передач – механической или автоматической.
Ответственность
Трициклы и квадрициклы должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД, иметь ПТС. Для их управления обязательна категория В1. Если есть специальные пометки, то их надо соблюдать. Кодировки могут стоять напротив открытой категории, в графе 12, либо могут относиться ко всем сразу, тогда им место в графе 14.
Сев за руль транспортного средства, не относящегося к открытой в правах категории, водитель рискует попасть под штрафные санкции.
Если сотрудник ГАИ остановит человека, сидящего за рулём неподходящего транспорта, будет:
- составлен протокол;
- наложен штраф.
Езда в несоответствии с открытыми категориями и специальными отметками расценивается законом как езда без права управления транспортным средством.
Размер штрафа может составлять от 5000 до 15000 руб. в зависимости от тяжести нарушения. Водитель будет отстранён от управления, а ТС отвезут на штрафстоянку. На плечи водителя ляжет обязанность оплаты услуг эвакуатора.
Самые частые нарушения происходили в богатых семьях, где трициклы и квадрициклы расценивали как игрушку для подростков. Подросшие дети садились за руль транспорта, увеличивая тем самым статистику аварий в ГИБДД. По этой причине введена новая категория, особые кодировки и ужесточено наказание. Данные меры призваны дисциплинировать водителей.
Поскольку в последнее время автомобильный рынок активно пополняется новинками, трициклы и квадрициклы всё чаще появляются на дорогах. Хотя данный автотранспорт всё ещё выглядит немного экзотично, власти уже задумались над поддержанием уровня безопасности в ходе дорожного движения. Для того чтобы отсеять водителей, не имеющих соответствующих навыков управления, была разработана новая категория и специальные отметки. Под категорию В1 попадают трициклы и квадрициклы. Не путать квадрицикл и квадроцикл – это разные транспортные средства, регистрируются в разных государственных органах и имеют разный внешний вид. Квадрицикл может иметь кабину, а квадроцикл – нет. Кроме того, они передвигаются по разным дорогам. Для езды по городу подходит только квадрицикл.
С 2016 г. повсеместно выдаются права нового образца.
Новая категория В1 доступна для получения тем, кто:
- достиг возраста 18 лет;
- прошёл обучение в лицензированной автошколе;
- сдал все требуемые экзамены (теоретический и практический) как внутренние, так и в ГАИ;
- пошёл обязательный перед выдачей прав медицинский осмотр.
Если открыты категории В или А, то при смене прав (при утере или истечении срока годности удостоверения) категория В1 будет открыта автоматически, но с определённой пометкой. Если открыта только категория А, то напротив В1 будет стоять пометка «MS», согласно которой водить можно только транспорт с мотоциклетным рулём и посадкой. Если открыта только категория В, то в В1 будет стоять аббревиатура «AS», которая запретит управление мотоциклами.
Если при управлении ТС проигнорировать кодировку, то административное правонарушение будет приравнено к езде без документов и сотрудник ГАИ наложит штраф от 5 до 15 тыс. руб.
Стоит внимательно относиться к открытым категориям и проставленным специальным отметкам.
Категория в правах указывает на конкретный тип транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец водительского удостоверения. В начале ноября 2013 года были внесены корректировки в закон «О безопасности дорожного движения», изменившие список категорий водительских прав и дополнившие его новыми подкатегориями.
Актуальные категории водительских прав на 2019 год
Новая классификация категорий российских водительских прав содержит семь основных пунктов, обозначенных буквенными символами, и четыре группы подкатегорий, содержащих в обозначении не только буквенные символы, но и цифры. Конкретную классификацию и расшифровку содержит таблица-описание категорий водительских прав, которые актуальны в 2019 году (ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»):
1 | А | Мотоциклы |
2 | А1 | Легкие мотоциклы (объем мотора от 50 до 125 см3) |
3 | B | Легковые автомобили и грузовые автомобили (грузоподъемность до 3,5 т либо вместимость до восьми пассажиров) |
4 | B1 | Квадрициклы и трициклы |
5 | C | Грузовые автомобили (грузоподъемность более 3,5 т) |
6 | C1 | Грузовые автомобили (разрешенная нагрузка на ось от 3,5 до 7,5 т) |
7 | D | Автобусы, транспортирующие более восьми пассажиров |
8 | D1 | Микроавтобусы, транспортирующие от восьми до шестнадцати пассажиров |
9 | M | Мопеды, скутеры и квадрициклы (объем двигателя не более 50 см3) |
10 | Tm, Tb | Троллейбусы и трамваи |
11 | BE, CE, DE, C1E, D1E | Специальные категории, дающие право на управление транспортными средствами с прицепом |
Выделенные подкатегории подразумевают использование облегченного варианта транспортных средств одного типа, имеющих меньшую грузоподъемность и мощность двигателя. Управление ими допускает упрощенную форму подготовки и минимальный опыт.
Более полную картину можно представить после детального рассмотрения каждой категории и подкатегории водительских прав, а также выяснения их особенностей использования при управлении конкретным транспортным средством.
Категория водительских прав А и А1
Категория «А» дает право на управление любым типом мотоциклов, в их числе – оборудованных коляской. К ним приравниваются мотоколяски, выпуском которых активно занимались в прошлом веке. В настоящее время такие средства передвижения практически не используются. Согласно ПДД, мотоцикл представляет собой двухколесное транспортное средство с боковым прицепом либо без него. Это водительское удостоверение (категория «А») допускает автовладельцев к управлению в том числе и трехколесными либо четырехколесными транспортными средствами, масса которых суммарно не превышает 400 кг.
Имеющие в ВУ отметку о наличии подкатегории «А1», допускаются на законных основаниях к управлению мотоциклом с объемом двигателя, не превышающим 125 см куб., и мощностью – не более 11 кВт соответственно. Эта подкатегория объединяет маломощные мотоциклы с укороченной длиной и большой маневренностью. Наличие у человека прав, в которых открыта категория «А», дает законное право на управление транспортными средствами и подкатегории «А1». Однако права подкатегории «А1» не позволяют садиться за руль тяжелого и мощного мотоцикла (ст. 25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Категория B (Б/B) на легковой автомобиль
- с массой не более 3,5 тонн, числом сидячих мест не более восьми, за исключением водительского (к ним не относятся транспортные средства категории «А»);
- легковой автомобиль в связке с прицепом, при весе, не превышающим 750 кг;
- автомобиль с прицепом при весе, превышающим 750 кг, (прицеп не более массы машины без нагрузки), и с условием того, что полная масса состава составляет не более 3,5 тонн.
Нужно помнить, что означает категория «В» («B») в водительском удостоверении: с ней можно управлять всеми легковыми автомобилями, соответствующими перечисленным выше требованиям. Однако использование прицепов требует особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Правила предусматривают дополнительные требования при вождении автомобилей с тяжелыми прицепами массой, превышающей 750 кг:
- максимально допустимая масса прицепа с грузом не должна быть больше массы автомобиля во избежание опрокидывания автомобиля на дорогах с неровностями;
- суммарная масса автомобиля с прицепом не превышает 3,5 т.
Для управления легковым автомобилем категории «B» в связке с тяжелым прицепом человек обязан получить категорию «BE».
Что означает категория В1 (Б1, B1)?
Некоторые водители до сих пор не знают, что означает категория «В1» («B1») в водительском удостоверении. Здесь все достаточно просто – это новая подкатегория введена для управления трициклов и квадрициклов (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Трициклы – это трехколесный мототранспорт, а квадрициклы – четырехколесные мотоциклы, напоминающие советские мотоколяски.
Важно! В силу того, что «квадрицикл» и «квадроцикл» имеют абсолютно различные технические характеристики, водительские права для одного из типов транспортного средства не подходят для управления другим. Поскольку это разный транспорт, права на их вождение отличаются категориями.
К управлению квадроциклами, снегоходами и вездеходами допускаются исключительно граждане с наличием удостоверения тракториста-машиниста категории «А».
Квадрициклы оборудованы мотоциклетными двигателями, однако механизмы управления бывают как у автомобилей, так и мотоциклов – либо ручная коробка передач в комплектации с традиционным рулевым колесом, либо ножная система для переключения передач, дополненная классическим мотоциклетным рулем управления. В зависимости от этого владельцы разных типов квадрициклов приобретают различные категории водительских удостоверений – с категорией «А» для вождения квадрицикла мотоциклетного варианта управления и с категорией «В» для вождения квадрицикла автомобильного варианта управления. Универсальный вариант, подходящий для любого вида управления – новая подкатегория «В1» водительских прав.
Обозначение «AS» в категории В1 водительских прав
При изготовлении нового образца водительского удостоверения некоторым автомобилистам с открытыми категориями «А» или «В» в заметках ставится отметка «AS» (Automotive Steering). В переводе на русский язык это означает «автомобильный тип рулевого управления». Подобная отметка «AS» ставится исключительно тем водителям, у которых категория «А» закрыта, а «В» открыта. Аббревиатура не ставится при наличии обеих категорий.
Что на самом же деле обозначает отметка «AS»? Она указывает на возможность управления только транспортом с рулевым типом управления, то есть рулем. Водитель, обладающий правами нового типа, может лицезреть отметку «AS» напротив категории «В1» при закрытой категории «А». Водителю разрешается управлять мотоциклами и трициклами исключительно с автомобильным типом управления (с рулевым колесом). Автомобилист с такой отметкой в правах имеет право управлять двухколесными транспортными средствами с автомобильным типом посадки. То есть управление мотоциклами с сидением, как в автомобилях.
Водительские права категории С
К категории «С» относятся грузовые автомобили с предельным весом в соответствии с технической документацией более 3,5 тонн, а также грузовики с легким прицепом массой, не превышающей 750 кг. Водитель, имеющий водительское удостоверение категории «C», допускается к вождению средних и тяжелых грузовиков (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовых автомобилей с прицепом весом не более 750 кг (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Свидетельство на право вождения подкатегории «С1» предоставляет право на вождение грузовых автомобилей:
- с предельной массой, согласно технической документации, более 3,5, но менее 7,5 тонн;
- таких же грузовых автомобилей, сцепленных с прицепами весом до 750 кг.
Следовательно, подкатегорией «С1» открывается доступ владельцам таких ВУ к вождению легких грузовиков, оснащенных компактными прицепами. Причем документы с предоставлением возможности вождения транспорта категории «С» разрешают управлять моделями более легких грузовиков, которые законодательно отнесены к категории «С1».
Права категории «СЕ» допускают к вождению автомобильного транспорта категории «С» и соединенного с тяжелым прицепом – вес свыше 750 кг. Подобная отметка в правах необходима водителям КАМАЗов, МАЗов, БелАЗов и иных тягачей, привлекаемых к дорожному строительству, разработке карьеров, строительстве газовых и нефтяных магистралей, крупнотоннажным перевозкам.
К группе «С1Е» относятся грузовые автомобили с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединенные с прицепом, имеющим вес свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. Общий максимальный вес грузовика с прицепом не должен превышать 12 тонн. Обладание водительским удостоверением категории «СЕ» дает право на управление более легкими автомобилями, относящимися к категории «С1Е».
Водительские права категории Д (D)
Для управления автобусом водитель должен получить права по категории «D» (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Какие из транспортных средств относятся к данной категории? Это:
- транспорт, организующий транспортировку пассажиров с более чем восемью сидячими местами, без учета водительского места;
- машины категории «D» в связке с прицепом, вес которого не превышает 750 килограммов.
Водительское удостоверение категории «Д» («D») обеспечивает возможность управления автобусами различных типоразмеров вне зависимости от массы. Связка «автобус-прицеп» с максимальным весом последнего не более 750 кг также входит в эту категорию. Если же масса самого прицепа превышает положенную массу, водителю необходимо открывать категорию «DE».
Право на вождение транспорта категории «DE» относится к категории автобусов, имеющих тяжелый прицеп весом свыше 750 килограммов и сочлененные автобусы, в состав которых входит два салона – так называемые «гармошки». Примечательно, что категория «D» разрешает водителю управлять транспортным средством из подкатегории «D1», а «DE» – из категории «D1E».
В подкатегорию «D1» включаются автомобили для перевозки пассажиров, имеющие более восьми и менее шестнадцати сидячих мест, за исключением водительского сиденья и автомобили подкатегории «D1» в связке с прицепом, имеющим массу не более 750 килограммов.
Подкатегория «D1E» включает в себя тяжелые прицепы и подходит водителю автобуса в связке с прицепом, не эксплуатируемом в качестве перевозчика людей, и вес которых менее 750 килограммов. Вес прицепного устройства не должен превышать вес основного транспортного средства без нагрузки, причем общая масса такой сцепки составляет не более 12 тонн.
Водительские права категории Е
После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E». При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.
Начиная с 1 апреля 2014 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».
Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.
В настоящее время, при замене водительских прав органы ГИБДД стараются проставить лишь те категории, на которые водитель сдал практический экзамен на управление авто с прицепом. Однако, поскольку ранее водитель получил удостоверение с категорией «Е» без дополнительных отметок, следовательно, эта категория давала возможность управлять любым транспортным средством с прицепом.
При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.
Свою правоту водители нередко доказывают в суде, причем при разбирательстве судебные органы, чаще всего, встают на сторону заявителя.
Права категории М
Управление скутером, либо мопедом без водительских прав запрещается в связи с ростом числа ДТП при участии этого вида транспорта. С начала 2014 года определена новая для РФ категория «М». Открывшие ее получают право на управление мопедом, скутером и легким квадрициклом. Категория «М» в водительском удостоверении 2019 года означает, что любая открытая прежде категория автоматом обеспечивает законное право его владельцу управлять транспортными средствами этой категории.
Водительское удостоверение категории «М» можно получить при наступлении минимального водительского возраста – 16 лет. Поскольку к управлению транспортным средством категории «М» обычно допускаются те же водители, которым дано право на вождение любым другим транспортным средством, во всех водительских удостоверениях эта категория прав открывается автоматически. Единственным условием для этого является открытие ее в медицинской справке совместно с любой категорией. Правом вождения мопедов обладает и водитель, имеющий права старого образца.
Штраф за «бесправное» управление мопедом, либо скутером и квадрициклом составляет от 5 до 15 тысяч рублей (п.1 ст.12.7 КоАП РФ).
Внимание! Удостоверение тракториста-машиниста право управления транспортными средствами обозначенной категории не дает.
Что означают категории в правах нового образца Tb и Tm?
Для управления троллейбусом либо трамваем, начиная с 2016 года и, конечно, в 2019 году, водителю требуются права со специальной категорией «Tb»или «Tm». Ранее, вышеназванные типы городского транспорта не выделялись отдельной категорией, а в водительские права вносились записи о разрешении в раздел «Особые отметки». Особенностью управления этим видом транспорта является получение разрешения по отдельным категориям допуска.
С какого возраста можно получить водительское удостоверение B, B1, M
Действительное на текущий момент российское законодательство предусматривает возможность выдачи ВУ гражданам, которыми уже достигнут определенный возраст (п.2 ст.26 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»):
1 | А | Управление мотоциклами | 18 лет |
2 | А1 | Управление мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт | 16 лет |
3 | М | Вождение мопедов | 16 лет |
4 | В и С | Вождение легковых и грузовых автомобилей | 18 лет |
5 | D, Tb и Tm | Управление автобусами, троллейбусами и трамваями | 21 лет |
6 | ВЕ, СЕ и DE | Вождение автомобильного транспорта с прицепами | Люди, имеющие права и опыт вождения на категории В, С или D со стажем вождения не менее 12 месяцев |
Для получения водительского удостоверения на право управления автомобильным транспортом любой категории необходимо обязательное обучение в автошколе с последующей сдачей теоретических экзаменов и практического вождения. Прохождение занятий и последующая сдача экзаменов в ГИБДД не имеет возрастных ограничений. К примеру, на категорию «А» или «В» начать обучение в автошколе и приступить к сдаче экзаменов в ГИБДД разрешено с согласия родителя даже раньше 18 лет, когда получают на руки ВУ.
Подробнее о водительском удостоверении
Водительское удостоверение нового образца содержит всю информацию о водителе – владельце транспортного средства. Права подтверждают личность водителя и могут использоваться в некоторых случаях как замена общегражданского паспорта. На водительском удостоверении отмечается следующая информация о владельце (Приложение №1 Приказа МВД РФ №365 от 13.05.2009 г.):
- ФИО;
- дата и место рождения;
- дата выдачи пластиковой карточки, дающей право на управление ТС;
- срок действия документа;
- название органа, выдавшего права;
- номер водительского удостоверения;
- личная подпись;
- фотография;
- название категорий прав;
- дополнительные сведения (группа крови, наличие очков, либо линз и др.).
Водительские права содержат информацию с двух сторон:
- лицевая часть – персональные сведения о водителе;
- обратная сторона – основная информация, сжато расшифровывающая категории и подкатегории нового образца.
В верхней части лицевой стороны содержится название документа и территория, на которой он был выдан. Левая сторона – цветная фотография 3×4 владельца без очков и головного убора. Водитель с плохим зрением вправе поместить фотографию в очках без тонированных стекол. Фотография для водительских прав в головном уборе позволена людям с особыми религиозными убеждениями.
Под фотографией размещается подпись водителя, идентичная его автографу в паспорте. Справа в документ вписаны фамилия с именем и отчеством и тут же обозначена дата рождения водителя.
Информация на русском продублирована тем же текстом на английском. В правой стороне лицевой части прав указывается орган, выдавший удостоверение, номер и серия документа. Здесь же отмечается регион регистрации. В нижней лицевой стороне ставится отметка о категории прав, присвоенных водителю.
Обратная сторона удостоверения в левой части содержит штрих-код, подтверждающий информацию о водителе. Остальное место занимает таблица с категориями, причем актуальные для владельца разделы дополнительно помечены, и в них указан актуальный для владельцев срок действия этих категорий. Под таблицей располагается дополнительные сведения о владельце (водительский стаж).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Новые дорожные приключения Буратино. — М.: Художник РСФСР, 2008. — 676 c.
- Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения; Высшая школа — Москва, 2007. — 384 c.
- Правила дорожного движения 2006. — М.: Питер, 2012. — 889 c.
- Пивовар, А. Г. Англо-русский словарь по внешней торговле и международным транспортным операциям / А.Г. Пивовар. — М.: АСТ, Астрель, 2003. — 480 c.
- Юрий, Васильевич Гейко Легкий способ бросить дурить. За рулем / Юрий Васильевич Гейко. — М.: Рипол Классик, 2016. — 398 c.
- Дорожно-транспортные происшествия. Судебная практика, методические рекомендации, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2012. — 300 c.
Позвольте представиться на нашем сайте. Я Антон Егоров. Я уже более 7 лет являюсь юристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.