Зачем необходима экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля?
Автоэкспертиза – это процесс оценки ущерба, нанесенного автомобилю вследствие каких-либо событий (например, ДТП, воздействия окружающей среды, производственного или эксплуатационного дефекта). Независимая экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля проводится не так часто, как другие виды осмотров, но в некоторых ситуациях просто необходима. Обследование ЛКП относится к автомобильно-техническим видам диагностики.Проверка лакокрасочного покрытия поможет оценить состояние лакокрасочного покрытия автомобиля и при наличии недостатков выявить истинные причины их появления. Для этого проводится анализ твердости, толщины и адгезии покрытия кузова. Осуществляется это с помощью соответствующего оборудования.
Твердость лакокрасочного покрытия – физико-механическая характеристика, дающая представление о степени сопротивления материала локальному силовому воздействию или деформации. Показатель измеряется при помощи маятникового прибора или методом царапанья.
Адгезия лакокрасочного покрытия — взаимодействие поверхности корпуса автомобиля, подготовленной для покраски, с самим лакокрасочным материалом. Именно она является самым важным параметром в защите кузова от коррозии. Единицей измерения адгезии является сила отрыва покрытия на единицу площади поверхности. Проверка адгезии лакокрасочного покрытия производится в лабораторных условиях с применением различных методов и приборов. Основные методы измерения качества адгезии:
• метод решетчатых надрезов – применяется на поверхностях не толще 250 мкм. Регламентируется ИСО2409.
• метод отрыва – применяется на плоских поверхностях путем приклеивания металлической пластины на проверяемую поверхность и последующего ее отрыва специальным прибором. Регламентируется стандартом ИСО 4624.
Недостатки и повреждения, выявляемые в процессе экспертизы лакокрасочного покрытия автомобиля
Полная диагностика лакокрасочного покрытия автомобиля выявляет недостатки и повреждения поверхности кузова или деталей. «Недостаток» отличается от понятия «повреждение лакокрасочного покрытия автомобиля» тем, что образуется в процессе формирования и нанесения красочного слоя, а не во время эксплуатации автомобиля.
Экспертиза лакокрасочного покрытия выявляет такие недостатки:
• разнооттеночность лакокрасочного покрытия — неоднородность цвета покрытия корпуса.
• коррозия (косметическая)
• «паутинка» по поверхности слоя краски
• сыпь, риски и штрихи
• непрокрас участков поверхности
• сорность, потеки и т.д.
Слабое лакокрасочное покрытие под воздействием различных факторов получает следующие повреждения:
• скол лакокрасочного покрытия- поврежденные места на кузове автомобиля, в которые запросто попадает влага, различные химические компоненты, что влечет за собой коррозию.
• вздутие лакокрасочного покрытия — деформация одного или нескольких слоев покрытия, имеющая локальный характер возникновения. Как правило, причинами вздутия бывают механические повреждения корпуса автомобиля, внутреннее гниение материала кузова, реакция на реагенты, находящиеся в атмосфере (касается местности вблизи промышленных предприятий), ржавчина, плохое качество покраски. Вздутие влечет за собой отслоение лакокрасочного покрытия
• царапины.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Причины дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля
Качество лакокрасочного покрытия автомобиля определяет степень его подверженности воздействиям различных факторов. Механические повреждения, перепады температур, дождь, снег, град ведут за собой ухудшение состояния внешнего вида авто. Даже самый аккуратный его владелец, который ни разу не попадал в дорожно-транспортные происшествия и ревностно ухаживает за своей «ласточкой», стает заложником природных явлений. Дефекты лакокрасочного покрытия автомобиля неизбежны в любом случае. Поэтому, очень важно чтобы качество лакокрасочного покрытия находилось на высоком уровне.
Так же, продлить срок службы лакокрасочного покрытия поможет полноценный уход за автомобилем, регулярный техосмотр, воздержание от частой полировки.
Важно помнить, что гарантия на лакокрасочное покрытие не всегда оправдывает ожидания в случае каких-либо проблем. Существует множество нюансов гарантийного соглашения, которые влекут отказ клиенту в повторной покраске.
Исследование лакокрасочных покрытий проходит в несколько этапов. Вначале осуществляется визуальная оценка лакокрасочного покрытия автомобиля согласно ГОСТу 9.407-84. В ходе осмотра выявляются, измеряются и фиксируются в соответствующей документации повреждения, полученные при эксплуатации машины. Дальнейшая проверка лакокрасочного покрытия преследует цель выявления производственных дефектов. Качественная покраска не должна иметь изъянов.
Экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля призвана помочь новоиспеченным владельцам подержанных авто выяснить производился ли ремонт и перекраска отдельных частей кузова. Если факт имел место быть, то можно определить, как давно и насколько качественно был произведен ремонт.
Если после покраски кузова или его отдельных частей владелец авто имеет претензии к качеству ремонта, независимая экспертиза автомобиля лакокрасочного покрытия подтвердит или опровергнет вину мастерской.
Каталог дефектов лакокрасочного покрытия автомобилей можно увидеть здесь.
Прочитали: 2 631
Стремительное развитие российского автомобильного парка последнего десятилетия оказало свое влияние на профессиональное сообщество, занятое обслуживанием и ремонтом автомобильной техники. Не станем перечислять все сегменты рынка, которые за этот период претерпели серьезнейшие изменения, – остановимся лишь на одном. Речь пойдет об экспертной деятельности, объем которой в процессе развития автомобильного парка существенно вырос в количественном отношении, но не всегда отвечает строгим требованиям качества, особенно в свете закона. В данной статье не рассматриваются вопросы страхования и возмещения причиненного вреда. Мы будем говорить о проблемах экспертизы технического состояния транспортных средств, связанных с разрешением споров относительно качества лакокрасочного покрытия (ЛКП).
Новейшая история российского авторынка показывает, что вслед за потоком современных автомобилей в страну стали поступать профессиональная информация и передовой опыт по ремонту и обслуживанию ТС. Вместе с новой техникой пришла и отлаженная система обучения специалистов автосервисных специальностей. Все это серьезно поспособствовало росту профессионализма технических работников дилерских центров и независимых СТО, которые не являются ремонтными подразделениями дилеров.
Национальное экспертное сообщество к такому стремительному росту автопарка вообще и к великому разнообразию моделей автомобилей, мототехники, прицепов и автобусов в частности, пока, по большому счету, не готово. Ситуация усугубляется и тем, что современные автомобили стали намного сложнее. Это неизбежно привело к определенным изменениям правил эксплуатации, с которыми потребители, как обычно, знакомятся неохотно. Читать толстые руководства по эксплуатации некогда. С другой стороны, граждане овладели основами правовой грамотности в вопросах защиты своих прав как потребителей. В результате резко возросло число претензий в отношении качества новых автомобилей, их обслуживания и ремонта. Это не является индикатором снижения качества автомобильной техники, а говорит о возросшей правовой информированности владельцев авто. Такие споры часто требуют проведения экспертиз. Это вылилось в дефицит квалифицированных специалистов, осуществляющих экспертную деятельность как в области судебной экспертизы, так и при решении споров на досудебном этапе. Возникший «вакуум» быстро заполнился начинающими «экспертами», которые зачастую не имеют профильного образования и, следовательно, системных профессиональных знаний в данной области. Они также слабо представляют правовые нормы проведения экспертизы, конструкции современных автомобилей, принципы работы различных агрегатов и систем, технологии производства и ремонта. Положение осложняется еще и тем, что отсутствует необходимое методическое обеспечение экспертной деятельности в области диагностических исследований технического состояния автомобилей. Основные экспертные методики, разработанные ранее, были направлены в первую очередь на решение экспертных задач, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, с расследованием уголовных преступлений. Методики же для решения задач по исследованию технического состояния автомобиля в процессе разрешения споров между продавцом и потребителем, между ремонтной организацией и заказчиком пока разработаны чрезвычайно слабо.
Суть претензии истца, собственника автомобиля, заключалась в том, что ему был продан автомобиль ненадлежащего качества – ЛКП кузова не обеспечено надежной защитой от коррозии. Требование истца – заменить проблемный автомобиль новым. Срок эксплуатации ТС на момент предъявления претензии составлял два года. На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы.
1. Имеются ли дефекты лакокрасочного покрытия ЛКП автомобиля «XXX», VIN: XXX, 2011 года выпуска?
2. Каковы причины возникновения дефектов ЛКП автомобиля?
4. Являются ли дефекты ЛКП автомобиля устранимыми, если да, то возможно ли устранение данных недостатков в пределах авторизованного сервисного центра?
Из всего экспертного исследования в настоящей статье представлены только некоторые моменты, касающиеся установления причин коррозии. Привести все разделы экспертного исследования в одной статье не представляется возможным.
При внешнем осмотре лакокрасочного покрытия, в том числе с помощью микроскопа, было установлено, что на капоте имеются локальные участки размером 1-3 мм, на которых образовалось вещество бурого или красно-коричневого цвета, схожее по своим внешним признакам с продуктами коррозии. В этих местах возникла выпуклая деформация ЛКП с локальным его отделением, что в соответствии с ГОСТ 28246-2006 классифицируется как «вздутие лакокрасочного покрытия».
Однозначно определить, является ли вещество бурого или красно-коричневого цвета продуктом коррозии железа, с помощью внешнего осмотра не представляется возможным, так как на лакокрасочном покрытии кузовов автомобилей могут образовываться наслоения иных веществ похожего цвета, которые продуктами коррозии не являются.
Проверка, которая получила название «тест на коррозию», проводилась с помощью специального реагентного состава, представляющего собой кислотный раствор железосинеродистого калия K3, При наличии в проверяемом веществе ионов железа Fe2+ протекает химическая реакция
3Fe2+ + 2 3- = Fe32.
Образовавшееся химическое соединение Fe32 имеет синий цвет (турнбулева синь).
При проведении экспертизы был приготовлен реагентный состав. Но прежде чем применить, следовало проверить его работоспособность. Для этого были использованы продукты коррозии, отобранные с поверхности другой стальной детали, хранившейся длительное время во влажной среде. Результаты теста показали, что продукты коррозии железа дают появление турнбулевой сини. Это означает, что приготовленный реагентный состав работоспособен и пригоден для проведения дальнейших исследований.
На поверхности лакокрасочного покрытия видно непрозрачное вещество, по своим внешним признакам схожее с продуктами коррозии. Поверхность лакокрасочного покрытия под ним не видна. Необходимо определить, является ли это вещество продуктами коррозии, и если является, то имеется ли под ним повреждение лакокрасочного покрытияОтобранный образец вещества дал реакцию с изменением цвета. Проверяемое вещество является продуктом коррозииПосле удаления химическим способом продуктов коррозии виден скол лакокрасочного покрытия размером 3,1 х 2,4 мм, глубиной до металлаПосле удаления химическим способом продуктов коррозии виден срез лакокрасочного покрытия размером 2,9 х 0,9 мм, глубиной до металлаПолупрозрачное вещество на лакокрасочном покрытии, не являющееся продуктом коррозииМеханическое разрушение и деформация лакокрасочного покрытия переднего бампера
С поверхности кузова были отобраны образцы исследуемого вещества. Проверка некоторых из них с помощью названного состава привела к появлению турнбулевой сини. Это свидетельствует о том, что проверяемое вещество является продуктом коррозии железа, т.е. ржавчиной. На других участках поверхности кузова наслоения вещества коричневого цвета не дали реакции на коррозию, следовательно, эти наслоения не являются продуктами коррозии железа.
Необходимо определить причину образования коррозионных повреждений деталей кузова и вздутий ЛКП. Эта задача поставлена судом, так как вывод по данному вопросу является важным для вынесения решения по делу. Но, отвлекаясь от конкретного судебного спора, обратим внимание на следующие обстоятельства.
Часто случается, что при возникновении очагов коррозии, а они особенно видны на лакокрасочных покрытиях ТС светлых цветов, владелец обращается в авторизованный технический центр с претензией и требованием устранить, по его мнению, «производственный дефект» в рамках гарантийных обязательств производителя. Нередко при таком обращении сотрудники технического центра, видя только продукты коррозии и признаки вздутия лакокрасочного покрытия, принимают решение о перекраске детали кузова по гарантии. С точки зрения добрых взаимоотношений с клиентом проявление такой лояльности и доброй воли может оцениваться всеми положительно и даже приветствоваться. Но мы рассматриваем техническую сторону дела, а с этой точки зрения такое решение может быть ошибочным.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Во-первых, не установлена истинная причина коррозионного повреждения металла и вздутия лакокрасочного покрытия. Во-вторых, такие следы на кузове могут появиться в результате механических разрушений ЛКП, например, сколов или срезов, возникших в результате ударов частиц щебня или иных подобных твердых предметов. Тогда перекраска по гарантии может не решить проблему. При дальнейшей эксплуатации автомобиля сколы покрытия могут появиться вновь, что опять неминуемо приведет к коррозионным повреждениям незащищенного металла. Это даст основание потребителю к повторной претензии, и появятся юридические основания говорить о неоднократно возникающем недостатке, который проявляется после его устранения.
На основании этого может быть выдвинуто требование о замене автомобиля или заявлен отказ от исполнения договора с требованием возврата всех уплаченных денежных средств. А это: стоимость автомобиля на момент предъявления претензии, уплаченные за весь период эксплуатации страховые взносы, стоимость установки дополнительного оборудования, проценты по кредиту и т.д. Кроме того, законом предусмотрены и выплаты неустойки со штрафами как компенсация морального вреда. Такие последствия могут возникнуть в результате ошибочного с технической точки зрения решения о причинах возникновения коррозионного повреждения. И как следствие – о проведении гарантийного ремонта. Поэтому с самого начала следует выяснить истинную причину случившегося.
Определить истинную причину коррозии только в результате внешнего осмотра невозможно. Объемные продукты коррозии закрывают участок лакокрасочного покрытия и не дают определить наличие или отсутствие механического разрушения. Для этого следует удалить продукты коррозии без механического повреждения. А это возможно только химическим способом. Поэтому воспользуемся кислотными составами, например, раствором щавелевой кислоты. После удаления продуктов коррозии с помощью микроскопа с кратностью увеличения от ЗОх до 250х и более можно отчетливо увидеть механическое разрушение и представить процесс его образования. В поле зрения микроскопа видны следы резания лакокрасочного покрытия кромками твердого объекта на входе, след на поверхности металла, след разрушения лакокрасочного покрытия при сколе.
У исследуемого автомобиля после удаления химическим способом продуктов коррозии было установлено наличие сколов и срезов лакокрасочного покрытия до поверхности металла. В некоторых местах, где коррозионный процесс не развился, видны повреждения поверхности металла в виде глубоких царапин и участков деформации поверхностного слоя. Таким образом, установлено, что сначала возникло механическое разрушение ЛКП, которое не было своевременно восстановлено, а затем на поверхности незащищенного металла возник и развивался коррозионный процесс. Это привело к образованию объемных продуктов коррозии и вздутию лакокрасочного покрытия.
Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что лакокрасочное покрытие может иметь повышенную склонность к образованию сколов. Причинами этого могут быть увеличенная толщина покрытия, повышенная его хрупкость или низкая адгезия. Если толщина лакокрасочного покрытия более чем в 3 раза превышает номинальное значение, то такое покрытие может иметь повышенную склонность к образованию сколов. Кроме того, нужно понять, было ли нанесено ЛКП на технологической линии завода-изготовителя, или оно появилось в результате ремонта. Увеличенная толщина лакокрасочного покрытия не единственный признак ремонта, но эта характеристика также является важной. Поэтому будем исследовать толщину ЛКП по специальным правилам.
Толщина лакокрасочного покрытия
Контроль толщины лакокрасочного покрытия осуществляется магнитным или электронным толщиномером, действие которого основано на эффекте вихревых токов. Магнитный толщиномер измеряет толщину слоя только на стальных деталях кузова. У современных автомобилей часто детали кузова изготовлены из алюминиевых сплавов, на которых магнитные толщиномеры не работают.
Методы контроля толщины ЛКП и требования к измерительным приборам изложены в ГОСТ Р 51694-2000. Часто эксперты ограничиваются однократным замером толщины покрытия в 1-5 точках детали кузова, не указывая при этом расположение контрольных точек и не делая параллельных измерений в каждой контрольной точке. Это ошибка. Для получения необходимой и достаточной информации требуется 15 и более контрольных точек на внешних поверхностях основных деталей кузова (капот, дверь, крыло, панель крыши и др.).
Требуется также представление схемы контроля, на которой указано не только количество, но и расположение контрольных точек. Это необходимое условие выполнения обязательного требования к экспертному исследованию, установленного ст. 8 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» – проверяемости. При наличии схемы контроля появляется возможность проверить результаты контроля, представленные в заключении эксперта. Без схемы контроля проверка фактически невозможна и опирается только на выводы исследователя. Но экспертиза не может основываться на доверии – она должна обеспечиваться возможностью проверки результатов.
Схема контроля толщины лакокрасочного покрытия исследованного автомобиля представлена на рис. 1 и 2. На каждой лицевой поверхности деталей кузова было 15 контрольных точек. В некоторых случаях требуется большее количество таких точек и более плотное их расположение на значимо важных участках поверхности окрашенной детали. Локальная толщина лакокрасочного покрытия определялась в каждой контрольной точке как средняя величина по результатам не менее трех параллельных измерений, что соответствует п. 7.4.3 и 8.4.2 ГОСТ Р 51694-2000. Для решаемой задачи результат вычисления средней величины округлялся до целой величины единицы измерения.
Результаты контроля толщины лакокрасочного покрытия приведены в табл. 1.
Толщина лакокрасочного покрытия в каждой конкретной точке поверхности (локальная толщина покрытия) является величиной случайной.
Статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия отдельных панелей кузова представлены в табл. 2.
Анализ этих характеристик показывает, что на всех частях кузова исследуемого автомобиля толщина лакокрасочного покрытия лежит в пределах от 98 до 132 мкм. На графике границы этого диапазона показаны пунктирными линиями. Технологический разброс параметра составляет 34 мкм, что свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса окраски кузова. Средняя толщина лакокрасочного покрытия наружных поверхностей деталей кузова лежит в диапазоне от 104,9 до 120,7 мкм, что также свидетельствует о высокой стабильности технологического процесса нанесения комплексного лакокрасочного покрытия.
Средняя толщина и диапазон рассеивания толщины лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля соответствуют характеристикам лакокрасочного покрытия, сформированного на технологической линии окраски кузовов при их изготовлении.
Для сравнения на рис. 4 показаны статистические характеристики толщины лакокрасочного покрытия другого автомобиля, у которого крышка багажника (№ 11 на графике) имеет ремонтное лакокрасочное покрытие, нанесенное на ранее сделанное покрытие. В результате этого увеличилось количество слоев покрытия, и общая толщина ЛКП резко отличается от толщины покрытия других элементов кузова. График это наглядно показывает.
Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
Судебная автотехническая экспертиза (Экспертиза качества лакокрасочных покрытий)
Данный вид экспертизы не столь распространен как другие. Однако существуют ситуации, когда экспертиза качества лакокрасочных покрытий не только желательна, но и просто необходима. Приведем примеры таких ситуаций.
Когда требуется экспертиза ЛКП
Представьте, Вы покупаете новый автомобиль в автосалоне. На первый взгляд машина, как говорится, только с конвейера и не имеет никаких дефектов. Но по прошествии небольшого времени Вы замечаете, что на некоторых деталях машины краска немного отличается, или, возможно, появляется коррозия. Отчего это происходит? Возможно, при транспортировке в автосалон, Ваш будущий автомобиль получил незначительные повреждения, например царапины или небольшие вмятины на деталях кузова. Продавец же постарался исправить эти повреждения, чтобы Вы их не заметили. Доказать, что краска на месте повреждения действительно отличается от заводской окраски, а также то, что данная деталь подверглась мелким ремонтным воздействиям, поможет экспертиза качества лакокрасочных покрытий.
Также такая экспертиза поможет покупателям подержанных автомобилей в том случае, если покупатель хочет точно выяснить, какие детали автомобиля подвергались покраске, а значит, скорее всего, и ремонту или замене вследствие каких-либо повреждений.
Экспертиза лакокрасочных покрытий полезна не только тем, кто собирается приобрести подержанный или новый автомобиль. Очень часто отдавая свою машину в окраску, особенно, если требуется не полная окраска кузова, а частичная окраска нескольких деталей, владелец оказывается недоволен результатом. Окрашенные детали неуловимо, а то и вполне отчетливо, отличаются по цвету. Тем не менее, мастер по окраске утверждает, что цвет нанесенной краски полностью соответствует требуемому. В этом случае именно экспертиза качества лакокрасочных покрытий поможет определить кто, владелец или мастер по ремонту, прав.
В чем заключается экспертиза лакокрасочных покрытий? Для такой экспертизы с согласия владельца производится осмотр автомобиля, возможно с присутствием эксперта-трасолога для определения наличия механических повреждения исследуемых деталей кузова. Затем берутся образцы лакокрасочных покрытий и выполняется собственно экспертиза. В результате заказчик получит ответ на требуемые вопросы. Так в ходе такой экспертизы можно определить марку, цвет, химический состав краски; проверить этот цвет на соответствие эталонному. Также экспертиза качества лакокрасочных покрытий покажет, каким способом была нанесена краска — заводским или нет, отличается ли краска исследуемой детали от лакокрасочного покрытия остального автомобиля. Кроме этого возможно определить наличие дефектов лакокрасочного покрытия, их местонахождение, характер и причину возникновения — производственный дефект или результат нарушения правил эксплуатации. Экспертиза качества лакокрасочных покрытий даст точный ответ на вопрос, подвергалась ли исследуемая деталь перекрашиванию и если да, то какой первоначальный цвет.
Экспертиза ЛКП — не только для автомобиля!
Таким образом, данная экспертиза отвечает на весь спектр вопросов, которые могут возникнуть в ходе покупки, либо окраски транспортного средства. Конечно ситуации, требующие проведения такой экспертизы не исчерпываются перечисленными. Экспертиза качества лакокрасочных покрытий может потребоваться по отношению к любому изделию с лакокрасочным покрытием или его следами и даже просто к частицам отпавшей краски. Так это могут быть сейфы, различные инструменты, оборудование, двери, окна и прочее. Чаще всего эта экспертиза проводится по требованию суда, однако возможно ее проведение на договорной основе по заявлению заказчика.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Бабина, Р.П. Безопасность дорожного движения. 1-4 классы. Программа / Р.П. Бабина. — М.: Мнемозина, 2017. — 801 c.
Позвольте представиться на нашем сайте. Я Антон Егоров. Я уже более 7 лет являюсь юристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.