Содержание
- 1 Что такое европротокол?
- 2 Когда можно использовать упрощенный порядок оформления ДТП?
- 3 Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли?
- 4 Алгоритм действий после попадания в ДТП
- 5 Бланк европротокола
- 6 Как правильно заполнить европротокол
- 7 Рекомендации по заполнению
- 8 Нюансы:
- 9 Лимит выплат по европротоколу
- 10 Действия виновника аварии после оформления европротокола
Участие в ДТП и его оформление обычно подразумевает существенные финансовые и временные затраты. Не редкость, когда водители вынуждены по несколько часов ожидать прибытия сотрудника полиции для разрешения ситуации. Особенно неприятен такой подход при незначительной аварии, когда обстоятельства и так понятны.
Для подобных случаев законодательством предусмотрена возможность оформления аварии европротоколом. Но для использования данного варианта важно знать требования и нюансы заполнения извещения.
Оглавление
1.Что такое европротокол?
2.Когда можно использовать упрощенный порядок оформления ДТП?
3.Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли?
4.Алгоритм действий после попадания в ДТП
5.Бланк европротокола
6.Как правильно заполнить европротокол
7.Рекомендации по заполнению
8.Нюансы
9.Лимит выплат по европротоколу
10.Действия виновника аварии после оформления европротокола
11.Действия пострадавшего после оформления европротокола
12.Действия в случае несогласия с размером страховых выплат
13.Допускается ли оспаривание европротокола одним из участников?
Документ, который оформляется в случае аварии без сотрудников ДПС
Что такое европротокол?
Это документ, упрощающий оформление ДТП без сотрудников ДПС, который заполняют виновный водитель и потерпевший.
Такой подход позволяет существенно сэкономить время на оформление происшествия, способствует быстрому освобождению проезжей части, тем самым снижая риск новых столкновений.
Когда можно использовать упрощенный порядок оформления ДТП?
Закон допускает составление европротокола, если:
√ ДТП возникло между двумя транспортными средствами, владельцы которых имеют действующий полис ОСАГО или «Зеленая карта»;
√ Отсутствуют пострадавшие, погибшие или факты нанесения вреда имуществу третьих лиц. В столкновении участвовали два транспортных средства;
√ Между участниками происшествия нет разногласий по поводу виновного и причиненных повреждений.
Европротокол позволяет сэкономить время на оформление происшествия
Если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, оформление по протоколу не может быть признано правомерным. Придется оформление ДТП проводить в общем порядке с привлечением сотрудников ГИБДД.
Сумма компенсации ущерба не может быть более 100 тысяч рублей. Если для восстановления автомобиля потребуется больше, то следует позаботиться о вызове сотрудников ДПС.
Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли?
Бесконтактная аварийная ситуация подразумевает отсутствие непосредственного соприкосновения двух транспортных средств. Если уточнить, то ДТП с такой характеристикой представляет собой ситуацию, когда один из водителей нарушил правила дорожного движения, в результате чего второй одного из водителей на маневр чтобы избежать столкновения, но в итоге получил повреждения автомобиля.
В российской практике составление европротокола не используется при бесконтактном ДТП. Это обусловлено необходимостью проведения специальных экспертиз для выявления степени виновности водителя. Очевидно, что сами участники не обладают достаточными полномочиями – трасологическая процедура происходит лишь с учетом схемы, которая составляется инспекторами.
Это же обоснование может быть применено в случаях, когда автомобили незначительно соприкоснулись, что вынудило одного из водителей на маневр, повлекший другие повреждения. В ситуациях такого рода также необходимо привлечение сотрудника полиции для разрешения проблемных вопросов.
Алгоритм действий после попадания в ДТП
Первое столкновение становится для многих водителей причиной возникновения множества проблем. При этом трудности появляются в результате допущения довольно глупых ошибок – виной всему стрессовое состояние. Чтобы избежать сложностей, достаточно знать, как действовать при попадании в аварийную ситуацию. Для людей, сомневающихся в собственной памяти, лучше всегда возить с собой памятку на такие случаи или добавить эту страницу в закладки браузера.
Пошаговая инструкция:
1. Не передвигать автомобиль. Не имеет значения, где произошло столкновение – хоть посреди дороги – необходимо остановиться и покинуть автомобиль, при этом соблюдая меры предосторожности. За территориями населены пунктов, населенных пунктов необходимо находиться в одежде со световозвращающими полосами.
2. Оценить ситуацию и масштабы происшествия. Если кому-то требуется помощь, следует предоставить ее, воспользовавшись обязательной аптечкой, и вызвать скорую помощь.
3. Установить знак аварийной остановки. При этом должны быть соблюдены законодательные нормы расстояния: не менее 15 метров от авто, если ДТП произошло вне населенного пункта, не менее 30 метров – в остальных ситуациях.
4. Зафиксировать обстоятельства аварии с помощью фото- и видеофиксации. Сделать это необходимо в течение первого часа, для этого вполне подойдет мобильный телефон. Отдельное внимание необходимо обратить на общую картину места происшествия, полученные повреждения, следы торможения и госномера ТС.
5. Найти свидетелей и записать их контакты. Потребуются следующие данные: ф. и. о., адрес проживания и номер телефона, по которому можно будет связаться в случае необходимости. Также рекомендуется заручиться их письменными показаниями. В дальнейшем такой подход позволит обеспечить высокую защиту собственных интересов при возникновении спорных моментов по обстоятельствам происшествия.
6. Оценить ситуацию на возможность оформления ДТП самостоятельно: нет пострадавших, участвуют два автомобиля, нет возражений по поводу вины, нет разногласий насчет повреждений. Необходимо убедиться в наличии действующего полиса ОСАГО у виновника на сайте РСА (Российский союз страховщиков). Проверить наличие ВУ и СТС.
7. Заполнить специальную форму. После указания обязательной информации участники ДТП могут освободить место столкновения.
Внимание: если нахождение ТС на проезжей части создает помехи другим участникам движения, необходимо освободить дорогу, перед тем как приступить к оформлению европротокола.
Бланк европротокола
Сам документ называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии» и представляет собой два листа: основной, в который вносится вся информация, и дополнительный, куда копируются сведения. На лицевой стороне расположены две колонки, которые должны быть заполнены водителями по отдельности. После указания всех значимых обстоятельств, один экземпляр остается у виновника, другой у потерпевшего водителя. При этом не является важным, кому достанется оригинал, а кому копия – каждый из них обладает равной юридической силой.
Где взять?
Бланк в обязательном порядке выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Он, бесспорно, удобнее, чем распечатанный самостоятельно, за счет того, что не приходится заполнять второй экземпляр, он копируется автоматически.
Важно: Бланк выданный СК заполнять удобно, но не обязательно. В ситуациях не терпящих отлагательства, его можно скачать здесь ⇓ и .
Скачать бланк Европротокола
Как правильно заполнить европротокол
Процесс оформления ДТП по европротоколу заключается во внесении информации в соответствующий бланк в два ключевых этапа: отображение обстоятельств на лицевой стороне и указание отдельных сведений на обратной стороне документа.
На первой стадии придется придерживаться конкретной последовательности действий:
1. Внести место и дату ДТП. Если столкновение произошло на трассе, то нужно указать ее наименование и километр, где случилась аварийная ситуация. При внесении информации о времени, необходимо указать его как можно точнее.
3. Зафиксировать информацию о свидетелях аварии. При их наличии достаточно указать контакты и ф. и. о.
4. Прописать реквизиты транспортных средств участников аварии, их непосредственных владельцев, а также водителей, которые пребывали за рулем в момент совершения ДТП.
5. Указать данные о страховой компании, номера полисов и сроки их действия.
6. Составить список поврежденных деталей автомобилей. Данному действию следует уделить особое внимание.
Важно: если в результате аварии повреждены личные вещи, находившиеся в автомобиле (телефон, планшет, ноутбук и др.), что бы получить за них компенсацию, необходимо зафиксировать это в бланке.
7. Оформить схему ДТП. Общепринятых требований по ее составлению не предусмотрено, но рекомендуется следовать одному значимому принципу: обеспечить понятный рисунок, при изучении которого не должно возникнуть дополнительных вопросов.
Создание схемы происходит следующим образом:
√ На листе отображается положение участка дороги, где возникло ДТП, с указанием названия соседних улиц и номеров близлежащих домов. Особое внимание обратить на разметку, регламентирующие знаки и наличие светофоров. [4]
√ Далее на полученную картину наносится расположение ТС в виде прямоугольников в момент столкновения с буквенным обозначением в виде А и В. Направление езды автомобилей отражается с использованием стрелок, место удара – крестиком.
√ Дополнительные важные факторы при ДТП: предметы и осколки относящиеся к ДТП, следы торможения, ямы на дорожном полотне и т.п.
√ Внизу схемы необходимо дать разъяснение используемых в рисунке отметок.
После заполнения лицевой стороны и при отсутствии у участников дорожно-транспортного происшествия друг к другу, водители должны поставить подписи в графах 15 и 18 и разделить страницы извещения для дальнейшего внесения данных самостоятельно.
Второй этап подразумевает оформление оборота, где гражданин обязан подробно охарактеризовать свое видение обстоятельств и уточнить, кто именно в момент аварии управлял транспортным средством – собственник или иное лицо. В разделе «Примечания» допускается отразить информацию о наличии дополнительных сведений о ДТП, которые были получены при помощи средств фото- и видеофиксации.
Важно: при возникновении необходимости внесения изменений в уже указанные данные потребуется заверить корректировки подписями участников происшествия.
Рекомендации по заполнению
Чтобы исключить вероятность возникновения претензий по оформлению европротокола, при внесении сведений в бланк следует придерживаться некоторых требований:
√ Заполнять ручкой. Использование карандаша недопустимо в связи с возможностью изменения данных в дальнейшем;
√ Почерк должен быть разборчивым. Если же он совсем «докторский», то лучше использовать печатные буквы;
√ Наличия помарок или исправлений следует избегать, так как в будущем они могут стать причиной появления лишних проблем. Поэтому при допущении ошибки рекомендуется взять новый бланк;
√ Все обязательные графы должны быть заполнены.
Выполнение вышеуказанных требований – это первое, что необходимо учитывать участникам ДТП, желающим избежать претензий со стороны заинтересованных лиц.
Нюансы:
Прицеп не является самостоятельным транспортным средством
Если один из участников ДТП с прицепом, страховая часто необоснованно отказывает в выплате, ссылаясь на то, что в ДТП прицеп является третьим транспортным средством, или же ссылаясь на отсутствие записи в полисе ОСАГО об управлении авто с прицепом.
Хотя прицеп является транспортным средством, подлежит регистрации и получает госномер, он не в состоянии двигаться самостоятельно без автомобиля (не берем в расчет эксклюзивные случаи, такие как «столкнуть с горы»). Поэтому, по закону об ОСАГО, он не является самостоятельным транспортным средством, и в случае ДТП не должен рассматриваться как третье транспортное средство участвующее в столкновении.
Если есть виновник ДТП пьян, вызывать сотрудников полиции или нет, это решать вам. На выплату страховой это не повлияет. Исходя из моральных взглядов, необходимо пресечь дальнейшее управление нетрезвому водителю вызвав полицию. Вы потеряете время, но такие простые действия могут спасти кому-то жизнь. Страховая обязана произвести выплату даже если виновный водитель находился во время аварии в нетрезвом состоянии, если у него есть страховой полис.
Есть страховка, но водитель не вписан. Данная ситуация приравнивается к отсутствию полиса, в выплате соответственно будет отказано, а деньги придется взыскивать с виновного.
Совет: если имеются сомнения в своей виновности в ДТП, размере ущербаили в документах у второго водителя, вызывайте ГИБДД и оформляйте в обычном порядке.
Лимит выплат по европротоколу
Сейчас предельная сумма возмещения ущерба по ДТП, оформленному в упрощенном порядке, составляет 100 тысяч рублей. Данная граница актуальна не только в провинциальных регионах, но и для столицы, Санкт-Петербурга и их областей. Но все же для второй группы существует исключение. Если авария была оформлена по европротоколу и были предоставлены сведения системы ГЛОНАСС или другой аналогичной, то максимальный объем компенсации вырастает до 400 тысяч рублей, что соответствует лимиту по ОСАГО.
Действия виновника аварии после оформления европротокола
Собственнику транспортного средства, являющемуся виновным в ДТП, не следует приступать к ремонтным работам или утилизации автомобиля до того, пока не истечет 15 календарных дней. Приступить к ремонту позволительно раньше, только при письменном согласии страховщика.
При требовании компании предоставить ТС для проведения осмотра или экспертизы владельцу необходимо доставить машину к пункту приема в течение 5 дней с даты запроса.
Важно: если указанные выше позиции будут проигнорированы, то страховая имеет право взыскать с виновника ДТП, всю сумму выплаты потерпевшему.
Действия пострадавшего после оформления европротокола
Пострадавший водитель должен направить своей страховой компании пакет документов:
√ Извещение о ДТП (Европротокол);
√ Заявление о возмещении убытков (скачать бланк);
√ Диск с фото/ видеофиксацией;
Видео (кликните для воспроизведения). |
√ Заявление о достоверности предоставленных фото/видеоматериалов;
Что примечательно: даже если виновник аварии проигнорирует сроки предоставления извещения в свою СК или попросту не сдаст документы, то пострадавшая сторона все равно получит выплаты.
Действия в случае несогласия с размером страховых выплат
К сожалению, не редкость, когда страховая компания стремится минимизировать убытки путем намеренного занижения суммы компенсации, затягиванием сроков или отказом в удовлетворении требований клиента, мотивируя тем, что были предоставлены не все документы, или произошло нарушение процессуального порядка, хотя гражданин соблюдал все предписанные нормы.
В таком случае для восстановления собственных интересов потерпевшему необходимо воспользоваться методами обжалования:
1. В первую очередь потребуется направить претензию в адрес страховой компании с указанием неправомерных действий. Руководство должно в течение 10 дней рассмотреть ее и дать ответ заявителю.
2. Если же просьба в урегулировании конфликта не была удовлетворена, то гражданину следует подготовиться к обращению в суд. Для тех, кто рассматривает суд, как крайнюю меру урегулирования конфликта, есть еще вариант, обратиться в Центральный Банк РФ, который контролирует деятельность всех страховых компаний. На основании жалобы будет проведена проверка.
3. Если же и данный способ не дал результатов, то остается подача искового заявления. В этом случае заранее стоит обзавестись письменными подтверждениями собственной позиции, а также свидетельскими показаниями и иными доказательствами.
Необходимо понимать, что решение суда во многом зависит от качества подготовленного иска, поэтому стоит подумать о необходимости привлечения юриста.
Допускается ли оспаривание европротокола одним из участников?
Бывает, когда один из участников ДТП ошибочно принял решение о своей виновности в ДТП при упрощенном порядке оформления. Это может быть связано с недостаточной осведомленностью, давлением со стороны оппонента или пребыванием в стрессовом состоянии в момент принятия решения.
Но по истечении времени, успокоившись и посоветовавшись со специалистами, водитель осознает, что он на самом деле не виновен. В этом случае доказать свою невиновность очень сложно, так как все документы были подписаны собственноручно.
Чтобы избежать трудностей и затрат при ДТП – необходимо запастись знаниями оформления европротокола и пониманием как себя вести в случае ДТП.
К нам очень часто обращаются с вопросом:
Страховая предъявила мне претензию или подала на меня в суд, потому что я не отправил европротокол (извещение о ДТП) в течение пяти дней после ДТП. Что мне делать?
Закон «Об ОСАГО» статья 14, пункт «Ж» (видимо не зря выбрана именно эта буква) гласит:
указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение ПЯТИ рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Для чего это было придуман этот подлый пункт?
Начиная с 2003 года, когда появилось ОСАГО, ни один виновник ДТП ничего и никогда не отправлял в страховую компанию. Люди привыкли, что везде бегает с бумажками потерпевший. Неглупые страховые компании смекнули, что на этом можно заработать и пролоббировали себе этот пункт в Законе.
Как влияет то, что Вы не отправили Извещение о ДТП страховщику на его обязанность выплатить страховое возмещение? НИКАК! Даже в пояснительной записке к поправкам в Закон «Об ОСАГО» ничего не сказано о причинах появления пункта «Ж» в статье 14. Просто так.
Итак, спасибо депутатам! Теперь, если виновник ДТП, оформил его вместе с потерпевшим без участия ГАИ, он обязан в течение 5 рабочих дней направить в свою страховую компанию заполненный европротокол (извещение о ДТП). Если не направит, то страховая компания будет требовать с него то, что выплатит потерпевшему. Оп! Как Вам такой фокус?
Направлять бланк нужно только Почтой России (ценным письмом с описью вложения) по юридическому адресу страховой компании или её филиала в Вашем регионе.
Теперь о том, что делать, если вы не направили извещение о ДТП.
Вариантов тут два:
1. Вы вдруг найдёте бланк европротокола с отметкой о принятии его страховщиком или опись вложения в ценное письмо, которые подтвердят, что свою обязанность вы исполнили и можете смело показать страховой компании средний палец. ВНИМАНИЕ! Друзья, свидетели и очевидцы того, что Вы лично передали извещение в страховую компанию, не будут являться в суде доказательством того, что Вы исполнили свою обязанность. Нужен только документ.
2. Оспорить сумму. Что для этого нужно? Обычно страховая компания присылает Вам бездарную типовую претензию, ничего к ней не прилагая. На самом деле должны быть приложены: акт осмотра, фотографии повреждённого Вами автомобиля и заключение эксперта-техника. Если этого нет, то опять надо писать письмо в страховую компанию и отправлять его только Почтой России (ценным письмом с описью вложения). В письме затребуйте все перечисленные выше документы.
Что это мне даст?
Если цифры адекватные и повреждения соответствуют действительности, то придётся платить. При добровольном согласии на досудебное урегулирование страховые компании часто дают рассрочку. Позвоните страховщику или придите в офис и попросите рассрочку.
Если цифры неадекватные, а повреждения «нарисованы», то требуйте снижения суммы до приемлемой.
А теперь самое интересное.
Когда потерпевший обращается в свою страховую компанию с заполненным извещением о ДТП, то его страховая компания запрашивает страховщика виновника на предмет наличия у виновника договора страхования ОСАГО. Если одобрение (акцепт) от страховой компании виновника приходит без того, что виновник сдал извещение о ДТП в свою страховую компанию, то никаких негативных последствий для страховой компании виновника не наступает.
Таким образом, не имеет значения передал виновник свой европротокол в страховую компанию или нет. Раскрутить эту тему в суде непросто, так как судьи не часто интересуются такими нюансами, как процедура общения между страховщиками, но вполне возможно при грамотном подходе.
Негативные последствия для страховой компании виновника ДТП не наступили.
Согласно статье 26.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
«Соглашение о прямом возмещении убытков заключается между членами профессионального объединения страховщиков и профессиональным объединением страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а также между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, или страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, и профессиональным объединением страховщиков в случаях, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Федерального закона».
Согласно пункту 4.1.5 Соглашения о прямом урегулировании убытков Страховщик потерпевшего обязан:
«Направить через ИРЦ Страховщику причинителя вреда заполненную Заявку, указанную в Приложении №5 к настоящему Соглашению, в течение 5 (пяти) календарных дней с даты приема Заявления о прямом возмещении убытков с приложением документов, предусмотренных Приложением №5к настоящему Соглашению».
Согласно пункту 1.23 Соглашения о прямом урегулировании убытков:
«Аппаратно-программный комплекс информационно-расчетного центра ОСАГО (далее – АПК ИРЦ ОСАГО) – представляет собой совокупность аппаратного и программного обеспечения, установленного как на стороне КАЖДОГО Участника, так и ИРЦ. Предназначен для сбора и обработки электронных Заявок, Требований и Платежных уведомлений Участников, а также документов, являющихся приложениями к ним, обобщения собранных данных в целях производства Клиринга и расчета Чистых позиций Участников».
Согласно пункту 4.3.2 Соглашения о прямом урегулировании убытков Страховщик причинителя вреда обязан:
«После получения от Страховщика потерпевшего Заявки заполнить ее со своей стороны данными, указанными в Приложении № 5 настоящего Соглашения, и направить Акцепт/Отказ в Акцепте Заявки через ИРЦ Страховщику потерпевшего в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения Заявки.
В случае принятия решения об Отказе в Акцепте Заявки обязательно указание причины отказа. Причинами Отказа в Акцепте Заявки являются основания, указанные в Приложении № 7 к настоящему Соглашению».
Согласно Соглашению о прямом урегулировании убытков:
Пункт 1.11. «Акцепт – сообщение, отправляемое через ИРЦ Страховщиком причинителя вреда Страховщику потерпевшего, которым Страховщик причинителя вреда подтверждает свое согласие на урегулирование Страховщиком потерпевшего заявленного события в рамках Прямого возмещения убытков и гарантирует Страховщику потерпевшего удовлетворение Требования в установленные настоящим Соглашением порядке, размере и срок, если последним принято решение, что заявленное Потерпевшим событие является страховым случаем и произведена выплата. Акцепт Заявки не означает признание Страховщиком причинителя вреда заявленного события страховым случаем».
Пункт 1.12. «Отказ в Акцепте – сообщение, отправляемое через ИРЦ Страховщиком причинителя вреда Страховщику потерпевшего, которым Страховщик причинителя дает указание Страховщику потерпевшего отказать в урегулировании заявленного страхового события в рамках Прямого возмещения убытков».
Короче!
Все взаимоотношения между страховщиком потерпевшего и виновника ДТП регламентируются Соглашением о прямом урегулировании убытков, а также организованы в АВТОМАТИЗИРОВАННОМ режиме и бумажное извещение о ДТП не имеет никакого отношения к общению двух страховых компаний.
Страховая компания виновника либо подтверждает наличие полиса ОСАГО, либо не подтверждает. В данном случае страховая компания виновника ДТП (Ответчика) подтвердила наличие полиса ОСАГО у виновника ДТП и акцептовала выплату страхового возмещения для компании потерпевшего, а, следовательно, знала о наличии страхового случая своевременно, Таким образом, НИКАКИЕ негативные последствия для страховой компании виновника ДТП не наступили.
Кроме того, при оформлении ДТП без участия ГАИ, очень часто на место ДТП приезжают аварийные комиссары (аваркомы), которые сотрудничают со страховыми компаниями напрямую. На месте ДТП заполняются, кроме европротоколов, ещё и объяснения участников ДТП, которые также попадают в страховые компании. Если запросить в страховой компании отчёт аваркома, то из него сразу станет понятно какие именно документы и когда он передал в страховую компанию.
Так что, не вешайте нос и старайтесь искать выход, а если его нет, то обращайтесь к нам.
Илья Афанасьев
Статья о Европротоколе была введена Федеральным законом еще в 2014 году, согласно которому автовладельцы, попавшие в ДТП вправе оформить его без привлечения сотрудников полиции. Но, как и при обычном протоколировании дорожного происшествия, в этом случае возникают две стороны, а именно потерпевший и инициатор.
Оформить Осаго онлайн >>
Если первый в подобном происшествии получит компенсацию в любом случае, при условии действующего полиса автострахования, то виновник ДТП по Европротоколу должен сделать все возможное, чтобы платить пришлось не ему, а страховщику.
Поскольку оформление аварии происходит без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, то для возмещения убытков, причиненного третьему лицу, инициатор происшествия должен соблюсти массу условий. В противном случае, компания вправе отказать выплачивать компенсацию за своего клиента или потребовать с него в дальнейшем уплаченную сумму в виде регресса.
Условия оформления ДТП по Европротоколу в 2019
Такое право на оформление происшествия самостоятельно дано каждому из участников ДТП, и оно значительно экономит время обоих автовладельцев. Сам же европейский протокол был введен с целью разгрузить движение на автомобильных дорогах.
Такой способ оформления извещения о ДТП спасает тем, что участники движения быстро оформляют протокол указывая обстоятельства происшествия, а затем покидают место аварии, не мешая остальному движению.
Но несмотря на то, что закон о Европротоколе довольно выгоден, не все автомобилисты доверяют ему. Страх остаться без выплаты по ОСАГО подкреплен незнанием процедуры оформления, а также того при каких условиях подобный протокол составляется. Следовательно, автовладельцы вызывают инспекторов ГАИ и ждут, когда они оформят все по протоколу, занимая при этом проезжую часть и мешая другим водителям создавая пробки.
Оформление извещения по протоколу европейского образца возможно только при соблюдении всех условий перечисленных ниже:
- В автокатастрофе повредилось два автомобильных средства и вред нанесен не сильный. Если в ДТП будут участвовать три автомобиля, то такой протокол составлять нельзя и придется дожидаться сотрудников дорожной полиции.
- Повреждения нанесены исключительно автотранспорту, а сами участники происшествия физически не пострадали. Это условие относится и к пешеходам, т.е. пострадавших быть не должно.
- Имущество, перевозимое автомобилистами на момент совершения аварии не пострадало, также как и здания, столбы и памятники.
- Автовладельцы должны быть застрахованы полисом обязательного страхования. Допускается действующий полис «Зеленая карта», если не оформлена отечественная «автогражданка».
- Оба участника схожи во мнении по поводу произошедшего и не желают вызывать на место сотрудников ГИБДД.
- Если же разногласия присутствуют, то оформление извещения возможно только при наличии данных системы ГЛОНАСС у одного из участников аварии.
- При визуальном осмотре повреждения автотранспорта у потерпевшего ущерб не превышает 100 000 рублей.
Действия при ДТП до оформления Европротокола
Поскольку даже несущественный инцидент на дороге причисляется к аварии, то в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии по европейскому протоколу автовладельцы обязаны действовать согласно ПДД. Порядок действий водителей един независимо от того, каковы особенности ущерба и характер повреждений был нанесен или получен в результате столкновения двух автомобилей.
Конечно, обязанности виновника по Европротоколу намного больше чем у потерпевшего, но оба водителя должны соблюдать следующую последовательность действий:
- Обязательно остановитесь и заглушите двигатель своего авто.
- Выставите аварийные знаки и включите световые сигналы, чтобы пострадавших в аварии было меньше.
- Убедитесь, что потерпевшая сторона не получила увечий и травм физического характера. Как говорилось выше, если пострадало здоровье водителя, то ОСАГО по Европротоколу не составляется. В этом случае, если пострадавших нет, необходимо обсудить с потерпевшим детали оформления и предложить запротоколировать инцидент самостоятельно, не привлекая внимания ГИБДД.
- Новые условия оформления ДТП по Европротоколу таковы, что участникам необязательно разделять взгляды по поводу оформления происшествия самостоятельно. Но нельзя забывать, что разногласия не будут учтены только в том случае, если водитель решивший оформить Европротокол при ДТП имеет встроенную систему ГЛОНАСС, которая способна предоставить доказательства об инциденте.
- Если оба участника аварии разделяют мнение по поводу несущественности происшествия, то возможно оформление по Европротоколу.
- Обоим водителям необходимо зафиксировать следы происшествия при помощи фотокамеры или телефона. Обязательно сделать фото места торможения, разбитых частей кузова, а также госзнаки обоих ТС.
- Далее необходимо заполнить извещение, бланк которого выдается страховщиком при покупке полиса ОСАГО. Берется один экземпляр извещения о ДТП и заполняется обоими участниками, каждым в своей колонке.
Действия виновника ДТП по Европротоколу в 2019 году
Если в результате вашей невнимательности участниками дорожно-транспортного происшествия стали другие транспортные средства и пострадали от этого, то инициатива о самостоятельном протоколировании аварии должна исходить от виновника.
Но прежде чем предлагать пострадавшему водителю самостоятельное оформление бланка Европротокола, необходимо помнить про требования, которые предъявляются к подобному виду извещения. Следовательно, если все условия соблюдены, то участники ДТП должны ехать в страховую и предоставить страховщику свою копию извещения, как можно скорее.
При оформлении подобного вида протокола об аварии именно инициатору аварии необходимо делать все правильно и быстро, ведь если не предоставить Европротокол, штраф виновнику ДТП будет равен сумме, которую страховщик выплатит пострадавшему. Чтобы страховая компания продолжала представлять ваши интересы в случае ДТП, полис «автогражданки» должен действовать на момент совершения аварии.
Если нет полиса ОСАГО, Европротокол при ДТП не оформляется, а если участники все-таки оформят его, то в любом случае, виновнику придется платить компенсацию третьим лицам из собственных средств. Но не только действующая «автогражданка» является гарантом того, что виновник не останется без помощи со стороны страховщика.
Так, если виновник не предоставил Европротокол своей страховой компании, то ответственность за возмещение ущерба также ложится на него. Главное, что должен сделать инициатор происшествия — это оповестить своего страховщика о случившимся предоставив для этих целей бланк извещения.
Потерпевшая сторона в любом случае, т.е. независимо от того предоставит ли протокол виновник или нет, получит полагающуюся компенсацию со стороны компании защищающей интересы виновной стороны.
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2019 году
Процедура заполнения также имеет определенные правила, а именно:
- Используйте только шариковую ручку. Гелевые чернила или карандаш не подойдут, поскольку в первом случае можно их размазать, а во втором стереть.
- Для виновника ДТП Европротокол и его правильное заполнение важнее чем для потерпевшего, следовательно, необходимо проследить, чтобы второй участник аварии не вписал лишнего и указал обстоятельства происшествия аналогичные вашим.
- Характер повреждений и другие обстоятельства происшествия необходимо указывать подробно, но при этом используя такие термины как царапины, сколы, вмятины и т. д.
- Если у участников происшествия есть сомнения по поводу правильности оценки повреждений, то они вправе обратиться к независимому эксперту или аварийному комиссару. Зачастую скрытые повреждения, не выявленные во время составления протокола, восстанавливаться за счет компании виновного страхователя не будут.
- После заполнения лицевой стороны протокола европейского образца, он подписывается участниками аварии и делиться пополам, каждому свою сторону. Подписи ставятся не только на своих частях бланка, но и на стороне виновника/потерпевшего.
- Если потерпевший отказывается подписывать бланк, то придется прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД, которые будут оформлять протокол по стандарту.
- Если же претензий у участников аварии друг к другу нет, то после того как они оформили Европротокол по правилам, с соблюдением и заполнением всех пунктов, указанных в нем, необходимо уведомить о ДТП страховую компанию, поскольку именно она будет осуществлять выплаты потерпевшим.
Что делать виновнику ДТП после оформления Европротокола
Завершение оформления протоколирования происшествия на дороге происходит после того как оба участника аварии предоставят свои экземпляры извещений страховщикам. Если в случае потерпевшего он вправе обратиться как к своему, так и к страховщику, защищающему интересы виновника происшествия, то последнему оповещение страховой компании о случившимся обязательно.
Если виновник не сдал Европротокол, то он рискует тем, что страховщик откажется выплачивать за него компенсацию пострадавшему автовладельцу и расходы в пределах установленного лимита упадут на плечи инициатора аварии.
Также стоит учесть, что в момент аварии автомобиль потерпевшего мог пострадать на сумму большую, чем покрывает протокол европейского образца, а значит пострадавший водитель вправе потребовать с виновника недостающую сумму на ремонт. Чтобы избежать подобных ситуаций нужно взять с потерпевшего расписку о том, что он не имеет претензий к виновнику относительно повреждений, которые, могут быть выявлены после оформления протокола.
Сроки подачи извещения в страховую
Время, в течение которого оба участника аварии должны обратиться к страховщику указано в законе. Так, в течение 5 дней после ДТП виновник обязан, а потерпевший может обратиться в страховую компанию чтобы уведомить ее о случившемся. Инициатор аварии после обращения к страховщику должен получить документ, в котором указывается что страховая компания приняла извещение в указанный законодательством срок.
Если виновник ДТП не привез протокол вовремя, то компания вправе предъявить регрессное требование, согласно которому, страхователь будет вынужден выплачивать компенсацию из своих средств.
Возмещение ущерба по Европротоколу в 2019 году
Как было сказано выше, размер ущерба при оформлении протокола европейского образца должен быть не существенным, а именно не превышать сумму в размере 100 тыс. рублей. Если визуальный осмотр, оценка эксперта и других профессиональных лиц говорит о том, что повреждения оцениваются на большую сумму, то необходимо прибегнуть к оформлению аварии в присутствии сотрудников ГАИ.
Возможные сложности и проблемы
Основная задача, которая ложится на плечи инициатора дорожной аварии это своевременное оповещение страховой компании о произошедшем. Если упустить срок, то к водителю будут применены регрессные требования.
После того как извещение будет принято, обоим участникам ДТП запрещается производить ремонт своих автотранспортных средств, пока страховщик не проведет осмотр и не даст на это разрешение. Если прибегнуть к ремонту ранее 15 дней с момента происшествия, то компания вправе отказаться от выплат. Если такое произойдет, то потерпевшей стороне придется обращаться в суд, чтобы получить деньги на ремонт с виновника.
Похожие статьи
Загрузка …
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность оформления ДТП без вызова сотрудников полиции по так называемому «европротоколу», когда оба участника заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии и подписывают его. Мы сейчас расскажем как правильно это сделать, чтобы получить страховку.
Условия применения европротокола
- в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП (не причинен вред жизни или здоровью);
- ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по полису ОСАГО;
- обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП и (или) характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников ДТП.
Согласно п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 50 000 руб. Потерпевший должен понимать, что страховая компания выплатит только эту сумму, даже если реальный ущерб окажется больше.
В случае оформления документов о ДТП, произошедшем в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, страховое возмещение потерпевшему осуществляется в пределах 400 000 руб. при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами) (п. 5 ст. 11.1, пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ).
В соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ, участники ДТП вправе не оформлять документы о происшествии, если в аварии повреждены транспортные средства или иное имущество только этих участников и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Порядок оформления ДТП по европротоколу
Если у вас возникли хоть малые сомнения по поводу обстоятельств ДТП, размера ущерба, документов виновника – не испытывайте судьбу, вызывайте инспекторов ДПС и оформляйте документы в общем порядке. Прочтите нашу статью о возможных
рисках применения европротокола
.
Возьмите себя в руки и последовательно выполните следующие действия:
- Осмотрите вместе со вторым участником ДТП (водителем второго автомобиля) место происшествия. Выясните, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником, а кто потерпевшим. Если разногласий нет, то переходим к шагу 2. В противном случае вызываем ГИБДД.
- Осмотрите повреждения транспортных средств. Если ущерб автомобилю потерпевшего по приблизительной оценке не превышает 50 000 руб., идем по инструкции далее. Если ущерб больше указанной суммы, оформлять ДТП стоит только с участием полиции.
- Внимательно проверьте документы – водительское удостоверение, документы на автомобиль. Оба водителя должны иметь действующие полисы ОСАГО и быть вписаны в них (если количество водителей, допущенных к управлению ТС ограничено). Проблемы с документами – не задумываясь вызываем и ждем инспекторов. Да, по «правилам ОСАГО», сообщение данных страхового полиса другим участникам ДТП по их требованию — обязанность водителя. Настоятельно рекомендуем проверить полис виновника на сайте РСА — все обстоятельства ДТП — расположение автомобилей, повреждения, разметку, дорожные знаки и т.п. Это может здорово пригодиться при возникновении спорных ситуаций. Фиксация причинения вреда может осуществляться с помощью фото- или видеосъемки либо с применением средств навигации. Подойдет смартфон с включенным режимом геопозиционирования. Включите в настройках камеры телефона добавление координат к снимкам и/или видеозаписям.
В соответствии с п. 3 Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002, фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения:
• государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
• мест повреждения транспортного средства;
• взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
• государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля ДТП (при наличии). - Уберите транспортные средства с проезжей части. Согласно п. 2.6.1 ПДД РФ, водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Невыполнение данной обязанности может привести к штрафу (1000 рублей).
- Совместно заполните бланк европротокола — извещения о ДТП. Подробную инструкцию читайте ниже.
- Обменяйтесь телефонами, пожмите друг другу руки и можете покинуть место ДТП.
- В кратчайшее время уведомите страховую компанию о случившемся. Это можно сделать по телефону или через сайт страховщика.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Ковалев В. П. Обеспечение безопасности дорожного движения; Альфа-Пресс — , 2011. — 320 c.
- Зеленин, С. Безопасность дорожного движения / С. Зеленин. — М.: Мир автокниг, 2009. — 760 c.
- Отсутствует Новые штрафы 2012 / Отсутствует. — М.: Эксмо, 2012. — 404 c.
- Максименко, А. Н. Диагностика строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин / А.Н. Максименко, Г.Л. Антипенко, Г.С. Лягушев. — М.: БХВ-Петербург, 2008. — 304 c.
- Новые дорожные приключения Буратино. — М.: Художник РСФСР, 2008. — 676 c.
- Правила дорожного движения для «чайников». — М.: Третий Рим, 2011. — 354 c.
- Безопасность дорожного движения. 1-4 классы (комплект из 12 плакатов) / Под редакцией П.В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2009. — 120 c.
- Бадагуев, Булат Тимофеевич Безопасность дорожного движения. Приказы, инструкции, журналы, положения / Бадагуев Булат Тимофеевич. — М.: Альфа-пресс, 2016. — 295 c.
Позвольте представиться на нашем сайте. Я Антон Егоров. Я уже более 7 лет являюсь юристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.