Содержание
В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.
В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.
Водителя останавливают
Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:- Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
- Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
- Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
- Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
- Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
- Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
- Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
- Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.
Иные случаи остановки
Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.
Водителя остановили
Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:
- Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
- При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
- Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
- В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
- В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
- При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.
Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД
На водителя оформляют протокол
Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Протокол за превышение скорости
Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
Протокол за загрязненные знаки
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.
Протокол за непристегнутый ремень
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
Инспектор махнул палочкой. Ваши действия?↑
Итак, патрульный махнул полосатой палочкой. Что сделали вы? Послушно остановились. Что обычно происходит дальше? Водитель открывает дверцу автомобиля, и даже не выключив мотор, шагает навстречу инспектору, протягивая ему права. Стоп! Вы уже допустили несколько ошибок!
Во-первых, если вас остановили на трассе, что называется «в чистом поле», то за эти несколько секунд, пока вы идете навстречу человеку в форме, ваш дорогой автомобиль может сорваться с места, угоняемый сидевшими в засаде бандитами, а вам останется лишь помахать ему вслед, задыхаясь дорожной пылью… И это, заметьте, в лучшем случае: в худшем за свою неосторожность можно поплатиться жизнью.
Во-вторых, даже если вас остановил настоящий сотрудник ГИБДД, и произошло это опять же в чистом поле, знайте: у него должны быть для этого очень веские аргументы.[3]
Правильный порядок действий при остановке вашего транспортного средства инспектором ГИБДД↑
Остановите машину. Выключите двигатель. Спрячьте ключ зажигания.
Не открывайте дверцу автомобиля и не выходите из него.
Приоткройте окошко настолько, чтобы в него можно было просунуть ваше водительское удостоверение.
Попросите инструктора показать его удостоверение. Если оно выглядит неубедительно или остановка представляется вам необоснованной (то есть вы уверены, что не нарушили правила дорожного движения), возьмите блокнот, ручку и не торопясь перепишите все сведения с удостоверения инспектора. Недобросовестный или псевдо-инспектор тут же занервничает и отпустит вас восвояси. После того, как вы удалитесь от него на безопасное расстояние, сразу же звоните 02 и сообщите про инцидент.
Спросите сотрудника ГИБДД, в чем причина остановки.
Помните о презумпции невиновности: вы ничего не обязаны доказывать сотруднику ГИБДД. Напротив, это он обязан четко и грамотно вам доказать, где именно вы нарушили правила.
Если вы уверены, что не нарушали правила, а сотрудник ГИБДД настаивает на том, чтобы вы заплатили штраф, просите выписать квитанцию или проехать в отделение. Недобросовестный инспектор тут же вас отпустит.
Во время беседы будьте доброжелательны. Соблюдайте спокойствие, уверенность и уважение к сотруднику, выполняющему свои служебные обязанности. Если вы не нарушили правила и не совершили преступление, вам нечего опасаться.
Изучите права сотрудника ГИБДД↑
От неправомерных действий сотрудников ГИБДД вас защищает закон, главное – его знать. Вот важные пункты, которые позволят вам чувствовать себя уверенно и безопасно.
Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей ТС и инспекторов дорожного движения являются Административный кодекс РФ, а также федеральные законы «О полиции» и «О безопасности дорожного движения». Среди наиболее значимых нормативных актов МВД РФ – Положение о ГИБДД и Наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике. Автомобилистам тоже нужно знать содержание этих документов.
Основным нормативным документом, регламентирующим несение службы инспектором ДПС на дороге, является Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее Наставление), куда почти полностью вошли положения известного Приказа МВД № 329 «О реформировании деятельности ГАИ МВД России».
Итак, пункт «Остановка транспортного средства, проверка документов».
Согласно пункту 6.5.2 Наставления, сотрудник ДПС имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
Пункт 6.5.3 гласит, что сотрудник ДПС может останавливать только на стационарных постах, КПМ, КПП транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.
Наставление предоставляет сотруднику ДПС право останавливать ТС только в случаях, напрямую предусмотренных пунктом 13.7 (всего шесть оснований):
нарушение ПДД водителями или пассажирами;
при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в случае нахождения ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;
при необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
при выполнении решений госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
при необходимости привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ДПС, КПМ и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. Запрещается останавливать ТС без необходимости.
Если вышеперечисленные условия отсутствуют, то, согласно приказу МВД № 329, такая остановка расценивается как нарушение сотрудником ГИБДД служебной дисциплины.[4]
Представьтесь, господин инспектор!↑
Чаще всего сотрудники ГИБДД не выполняют требования пункта 18.2 Наставления и пункта 2 Приказа МВД № 329, согласно которым при обращении к участникам дорожного движения сотрудники полиции должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию и, главное, сообщить о причине остановки ТС.
Если водитель нарушил ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан четко указать, какой пункт Правил дорожного движения он нарушил и в чем конкретно выразилось данное нарушение. Только после этого инспектор ДПС вправе потребовать от водителя предъявления документов.
Водитель имеет право на основании пункта 18.9 Наставления до передачи своих документов инспектору потребовать от сотрудника полиции предъявить служебное удостоверение и сообщить номер нагрудного знака.
Техосмотр проходили?↑
Часто споры на дороге возникают из-за того, что инспектор ДПС пытается проверить техническое состояние ТС. Согласно пункту 13.9 Наставления и пункту 6 приказа МВД № 329, сотрудникам ДПС запрещается проверять техническое состояние ТС, прошедших гостехосмотр в установленном порядке.
Однако другим нормативным документом, Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ (утвержденному приказом МВД № 1240 от 7.12.2000 г.), предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением контроль конструкции и техническим состоянием ТС может проводиться на стационарных постах, контрольных пунктах полиции, контрольно-пропускных пунктах. Вот основания остановки ТС для осуществления такого контроля:
отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении ГТО;
наличие в предусмотренных местах ТС нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований ПДД государственных регистрационных знаков, а равно и их отсутствие;
наличие неисправностей и условий, предусмотренных ПДД и Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации, при которых запрещается эксплуатация.
Если инспектор ДПС заметил, что на автомобиле установлен нестандартный и нечитаемый государственный регистрационный знак или имеются вышеуказанные неисправности, он вправе остановить водителя и вне стационарного поста – за нарушение ПДД.
Обязан ли водитель выходить из машины?↑
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Продолжаем рассказывать о том, как вести себя с людьми в форме, если вы ни в чем не виноваты. Сегодня — сотрудники ГИБДД
Недавно мы писали о том, как вести себя с сотрудниками милиции, если вы чисты перед законом (см. «КП» от 19 апреля с. г.).
Эта публикация посвящена отношениям сотрудников ГИБДД и водителей. О
том, как себя грамотно вести с повелителями полосатых палочек,
рассказали в пресс-службе ГИБДД РФ.
Увидел поднятый жезл — остановись
Начинаются отношения с гаишниками банально — со взмаха жезла. Вы
обязаны остановиться. Конечно, формально останавливать без повода не
могут.
В «Наставлении по работе дорожно-патрульной службы» указано
следующее:
нарушение ПДД;
наличие у инспектора данных о причастности к совершению водителем
данной машины ДТП, правонарушения или преступления (обычно в таких
случаях рассылаются ориентировки);
объявление схожей машины в розыск, информация о ее противозаконном использовании;
необходимость опроса очевидцев об обстоятельствах ДТП, правонарушения или преступления;
выполнение решений госорганов или должностных лиц об ограничении, запрещении движения;
необходимость привлечения водителя или автомобиля для оказания помощи гражданам или сотрудникам милиции;
Выходит, что практически любую ситуацию можно подогнать под один из
пунктов. Не искушайте судьбу, останавливайтесь. За неповиновение вас
могут оштрафовать (200 — 500 рублей). Или еще хуже — начать погоню и
применить оружие.
Где разговаривать: в салоне или на улице?
Сначала, как цивилизованные люди, инспектор и водитель знакомятся.
Со стороны инспектора этот ритуал выглядит так: приложив руку к
головному убору, он обязан назвать должность, звание и фамилию,
сообщить о причине остановки. По требованию водителя обязан показать и
удостоверение.
После этого водитель должен показать инспектору свои водительские
права. Напомним, общаясь с сотрудниками других подразделений МВД,
гражданин не обязан отдавать документы проверяющему в руки, особенно
паспорт, достаточно предъявить его в раскрытом виде. С инспектором всё
строже: водитель обязан передать ему в руки документы, указанные в ПДД.
А вот выходить из машины при этом необязательно. Пока сотрудники ДПС
составляют протокол, можете сидеть в машине. Попросить выйти могут в
следующих случаях:
для устранения технической неисправности авто или при нарушении правил перевозки грузов;
когда есть серьезные подозрения, что водитель нетрезв;
для сверки номеров агрегатов автомобиля (двигателя и кузова);
Видео (кликните для воспроизведения). |
для досмотра авто и груза;
водителя, пассажиров подозревают в совершении преступления;
требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо в оказании помощи.
Опять же под последний пункт можно подвести практически любую ситуацию. Так что выходите.
А ну дыхни!
Краеугольный камень в отношениях инспекторов ГИБДД и водителей —
прохождение медосвидетельствования на состояние опьянения. Отказаться
нельзя! Иначе ответственность такая же, как и за нахождение в состоянии
опьянения — лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Здесь есть лазейки для произвола. Например, коллегу инспектор
остановил, когда тот вез жену в роддом. Оценив ситуацию, будущему отцу
выставили прайс: 2 тысячи рублей — и можете дальше ехать «к аисту» либо
ближайшие три часа придется провести на освидетельствовании, а дамочка
пусть вызывает «Скорую» или едет в роддом на трамвае. Пришлось платить.
Второй популярный способ отъема денег — устроить засаду на
«алкоголиков» ночью на подъездах к аэропортам. Водитель спешит к рейсу,
и ему проще отдать деньги, чем опоздать.
Бороться с этим можно. И нужно! Если вы везете пассажира в
больницу, можно отказаться от освидетельствования, сославшись на то,
что действуете «в состоянии крайней необходимости» (ст. 2.7 КоАП РФ).
Но в этом случае дело все равно дойдет до суда, на который надо будет
принести справку из приемного покоя, подтверждающую «крайнюю
необходимость». Вас наверняка оправдают. Все это спокойно объясните
жаждущему денег сотруднику ДПС. Велика вероятность, что он решит с вами
не связываться.
Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!
Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!
Федеральный номер | +8 (800) 500-27-29 | 458 |
Еще вариант (если вы трезвы!): четко и спокойно объясните сотруднику, что:
а) вы абсолютно трезвы, и экспертиза это подтвердит;
б) взятку не дадите;
в) если инспектор вступит в сговор с врачом-экспертом, вы пройдете
независимую экспертизу. С заключением медиков вы пойдете в суд и
добьетесь возмещения морального вреда, затрат на экспертизу и упущенную
выгоду (если, например, вы ехали в командировку и из-за инспектора
опоздали на рейс).
По возможности запишите разговор на диктофон, предупредив об этом инспектора.
Шансы, что взяточник свяжется со «слишком умным», денег от которого все равно не получить, а по судам затаскают, небольшие.
Кстати, с 1 июля сотрудники ГИБДД вновь смогут проводить на месте
первичное освидетельствование на состояние опьянения.
Вернутся
«трубочки» (теперь только в виде сертифицированных приборов), дышать в
которые можно будет прямо на дороге. И только если водитель не согласен
с результатами или отказывается «дыхнуть», его отвезут к наркологу.
Есть юридическая коллизия: по закону единственный документ, который
водитель может требовать у инспектора, — его служебное удостоверение.
Интересоваться у него сертификатом на «трубочку» вы не можете. А вот
проследить, чтобы в протоколе верно указали модель «трубочки» со
ссылкой на ее сертификат, — вполне!
|
Зачем скрываемся?
Еще одна «черная дыра», в которую вылетают деньги юридически
неграмотных водителей, — тонировка стекол. Многие ведутся на
заявления: «А у вас тонировка завышена, сейчас отвезем на проверку, там
все запротоколируют, снимут номера и отправят вашу ласточку на
спецстоянку». Кара за этот проступок, конечно, есть, но не фатальная —
предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Ну и при сильной тонировке нельзя пройти техосмотр. Замеряют
тонировку только на стационарных постах с участием госинспекторов
технадзора. Никто на обочине, даже с помощью суперхитрого прибора
(обычно это сканер, каким пользуются в супермаркетах, — чистый
произвол, театральный реквизит взяточников в погонах, рассчитанный на
простаков), не имеет права оценивать, укладывается ли затененность
ваших стекол в нормативы (это два ГОСТА: 5727-88 «Стекло безопасное
для наземного транспорта. Общие технические условия» и 51709-2001). В
них отмечено, что предельная пропускная световая способность для
ветровых (лобовых) стекол должна быть не менее 75%, передних боковых
стекол — не менее 70%. Тонировка остальных стекол не нормируется.
А где права?
Водители до дрожи в коленках боятся забыть права. Про размеры
отступных в таком случае ходят невероятные слухи. На деле по закону
ответственность такая: предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст.
12.3 КоАП РФ). Но при этом авто задерживается и помещается на
спецстоянку до устранения причины задержания (то есть пока водитель не
принесет свое водительское удостоверение или не приведет другого
водителя, который может управлять его автомобилем на законных
основаниях). Эти дополнительные хлопоты забывчивому водителю
гарантирует ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.
Что везем?
Еще один водительский кошмар — досмотр машины. Среди водителей ходят
легенды, что у гаишников есть план по «палкам» — за месяц надо
задержать определенное число наркодилеров. Для этого наркотики просто
подбрасывают, выбирая в жертвы водителей интеллигентного вида, на
дорогих машинах. С них есть что получить, предлагая замять дело.
Помните, что досмотр проводится в присутствии двух понятых, которые
затем подписываются в протоколе о досмотре транспортного средства.
Важно: требуйте, чтобы понятых нашли при вас, а не ждали со своими,
с которыми, возможно, уже договорились. Кстати, остановить могут и для
того, чтобы попросить водителя быть понятым при осмотре. Не
отказывайтесь: земля круглая, сделанное добро вернется. Возможно, вам,
в свою очередь, придется рассчитывать на таких же понятых из числа
обычных водителей. Обязательно требуйте, чтобы вам выдали копию
протокола о досмотре.
Можно ли разойтись на месте?
Иногда инспектор предлагает разойтись на месте. При этом в его
честных глазах нет и намека на взятку. Нарушителю показывают какие-то
квитанции, которые тут же и заполняются. Туда вписывается реальная
сумма штрафа. Вот только оплатить эту квитанцию «заботливый» инспектор
обещает сам, ну чтобы водитель не маялся в очереди в Сбербанк. А
инспектору все равно по пути, у него таких квитанций — пачка. Для
достоверности перед носом нарушителя могут действительно помахать
увесистой кипой заполненных бланков. Многие радостно соглашаются. А
зря! Квитанции эти липовые, отпечатанные на ксероксе. И ни в какой
Сбербанк гаишник не пойдет: штраф осядет в его кармане. Распознать
таких «заботливых» легко: они выдают водителю лишь копию фальшивой
квитанции, а про постановление-квитанцию или постановление по делу об
административном правонарушении «забывают». По правилам на этих
«забытых» документах должны быть указаны банковские реквизиты, по
которым и оплачивается штраф. Делается это исключительно в банке, а не
на трассе.
РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ
Перечень документов, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки инспекторам ГИБДД, записан в ПДД:
водительское удостоверение (либо временное разрешение);
свидетельство о регистрации транспортного средства;
талон о прохождении техосмотра;
доверенность (при управлении автомобилем в отсутствие владельца);
полис ОСАГО.
Больше никаких документов сотрудники ГИБДД требовать не имеют права.
Кроме паспорта — гаишник такой же сотрудник МВД, как и любой
милиционер, и поэтому может просить его предъявить.
В отдельных, обговоренных законом случаях водители (занимающиеся
коммерческими служебными перевозками) должны иметь путевой лист,
лицензионную карточку и документы на груз. Они также предъявляются
инспектору.[5]
Александра МАЯНЦЕВА, kp.ru
Обсудить на Форуме
Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!
Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!
Федеральный номер | +8 (800) 500-27-29 | 458 |
Согласно изменениям в Законодательстве от 2012 года, водитель вправе управлять чужим автотранспортным средством, не имея при себе доверенности, если он вписан в страховой полис ОСАГО без ограничений допущенных водителей. Тем не менее, у многих автомобилистов до сих пор возникает вопрос относительно права управлять ТС без доверенности.
В данной статье мы ответим на следующие вопросы: что такое доверенность и каковы её функции? в каких случаях предусматривается штраф за езду без доверенности? каков его размер? предусматриваются ли другие меры наказания за подобное правонарушение? Читайте далее.
Доверенность: понятие, функции
Доверенность на автомобиль — юридический документ, подтверждающий право лица на управление конкретным транспортным средством. Составителем данного документа может быть только его собственник, а поверенное лицо — близкий родственник, друг, подчиненный на работе.
В документе должны указываться следующая информация:
- Фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянной регистрации доверителя;
- Фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянной регистрации поверенного;
- Реквизиты транспортного средства: марка, государственные регистрационные знаки, идентификационный номер;
- Номер ПТС;
- Данные свидетельства о регистрации транспортного средства;
- Сведения о том, какие именно действия с ТС может совершать поверенный (только управлять им или иметь право составлять доверенность на другого человека);
Если человек не хочет, чтобы поверенный составлял доверенность на другое лицо, в документе должны присутствовать фраза «без права передоверия».
- Срок действия документ;
Доверить вправе прописать любой срок действия доверенности.
- Дата составления;
Составленная доверенность не требуется нотариального заверения.
Указание срока действия доверенности является одним из важнейших пунктов, при отсутствии которого документ теряет юридическую силу и автоматически аннулируется. Если срок действия доверенности не прописывается, то по Закону, он автоматически равняется одному году.
После того, как срок действия доверенности истекает, управлять транспортным средством можно только при наличии страхового полиса ОСАГО.
О том, как вступил в силу закон о езде без доверенности по ОСАГО, читайте в следующем разделе.
Штраф
До 2012 года, за езду без доверенности, провинившегося водителя ожидали следующие санкции:
- Штраф в размере пятисот рублей (500р); (Как оплатить штраф смотрите здесь).
- Снятие регистрационных знаков; (О размере штрафа за езду без номеров читайте здесь.)
- Отправление ТС на штрафную стоянку; (Что делать, если забрали машину на штрафстоянку читайте здесь.)
Отмена доверенности
- Доверенность, особенно составленная от руки, является сомнительным подтверждением права управлять чужим ТС. Поскольку такой документ не требует заверения нотариусом, его легко можно подделать;
- Работники ГИБДД зачастую злоупотребляют Законом и используют отсутствие доверенности как лишний повод для выписывания штрафа и отправления машины на штрафную стоянку;
- Невозможность проверить документ на подлинность;
В 2012 году обязанность управления чужим транспортным средством с доверенностью была отменена. Согласно новому правилу, водитель получил право управлять чужим автотранспортным средством без доверенности, при условии, что он вписан в страховой полис ОСАГО без ограничений допущенных водителей.
Несмотря на отмену обязательного наличия доверенности, многие госавтоинспектора продолжили штрафовать водителей, у которых при управлении чужим ТС отсутствовала доверенность.
Можно ли штрафовать за отсутствие доверенность?
Отвечая на вопрос «Имеют ли право работники ГИБДД штрафовать водителей за езду без доверенности в 2018 году?», можно смело утверждать, что нет. Так как с 2012 года доверенность была исключена из списка обязательных документов, которые необходимо иметь при себе при управлении чужим транспортным средством.
Однако, в 2018 году водитель не праве осуществить следующие действия без доверенности:
- Забрать транспортное средство со штрафной стоянки, на которую её эвакуировали за нарушение правил парковки и проч.;
- Получить дубликат регистрационных номеров, ПТС, если таковые документы были утеряны;
- Снять ТС с регистрационного учеба или поставить на него;
- Оформить страховку ОСАГО;
- Пройти технический осмотр ТС;
обжаловать штрафное постановление
, подав жалобу в соответствующую инстанцию.
Управление чужим ТС в 2018 году
Для того, чтобы беспрепятственно управлять ТС в 2018, водителю необходимо иметь при себе следующие документы:
- Страховой полис ОСАГО с неограниченным кругом лиц, которые можно в него вписать;
Какой штраф предусмотрен за отсутствие полиса ОСАГО читайте здесь.
На данный момент данный документ является аналогом доверенности. Его водитель должен иметь при себе в обязательном порядке.
- Если ТС принадлежит юридическому лицу, у водителя обязана быть на руках и доверенность, в которой обязательно должны присутствовать — печаль фирмы и личная подпись её директора (юр.лица);
В остальных случаях работники ГИБДД не вправе требовать от водителя, управляющего чужим ТС предоставления доверенности. Если её отсутствие становится поводом для выписывания штрафа, снятия регистрационных номеров или отправления ТС на штрафную стоянку, водитель вправе пожаловаться в отделение ГИБДД.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Громаковский, Алексей Вы купили автомобиль. Дельные советы по самым актуальным вопросам / Алексей Громаковский. — Москва: РГГУ, 2008. — 125 c.
- Фролов, М. П. Безопасное поведение на дорогах. Программы. 5—10 классы / М.П. Фролов. — М.: Дрофа, 2010. — 810 c.
- Юрий, Васильевич Гейко Легкий способ бросить дурить. За рулем / Юрий Васильевич Гейко. — М.: Рипол Классик, 2016. — 398 c.
- Громаковский Алексей Экзамен в ГИБДД на категории А, В. 40 новых официальных билетов с комментариями; ИЛ — Москва, 2009. — 237 c.
- Громаковский, Алексей Правила дорожного движения в России и за рубежом. Различия, особенности, штрафы / Алексей Громаковский. — Москва: РГГУ, 2009. — 112 c.
- Отсутствует ПДД 2017 с фотоиллюстрациями и комментариями. С последними изменениями. / Отсутствует. — Москва: Мир, 2017. — 301 c.
Приветствую вас! на нашем портале. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 5 лет являюсь автоюристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.