Содержание
- 1 Нормы тонировки по ГОСТу 2019 года
- 2 Что нужно знать водителю?
- 3 Подробности новых поправок в закон о тонировке
- 4 Тонировка: быть или не быть
- 5 Что такое тонировка и для чего её используют автовладельцы?
- 6 Штраф за тонировку по новому закону
- 7 Лишение прав за тонировку в 2019 году по новому закону
- 8 Как избежать штрафа за тонировку?
Изменения в правилах тонировки транспортных средств обсуждаются практически ежегодно, и будущий год в этом плане также не составляет исключения. Обсудить новый закон про тонировку с 1 января 2019 года стоит любому владельцу транспортного средства, потому что власти планируют в будущем увеличить штрафы по этому вопросу и ужесточить требования его выполнения.
Нормы тонировки по ГОСТу 2019 года
Одной из главных тем обсуждений среди автолюбителей в последние годы остается закон о тонировке, а именно требования к обзорности автомобильных стекол. Последний раз наказание за тонировку не по ГОСТу ужесточали в 2016 году.
С тех пор величина штрафа оставалась неизменной. Между тем в конце 2018 года в кругах автомобилистов начали распространяться слухи, что в грядущем году будет положен конец эпопеи с темными наклейками на стеклах, и инспекторы ДПС перестанут нещадно штрафовать, желающих скрыться за тонированными стеклами, водителей. Однако, слухи так и остались слухами: в новом 2019 году тонировка также останется «вне закона». Правда, не вся, ведь судя по нормативным актам, полного запрета на затемняющую пленку нет. Сотрудники ГИБДД при определении нарушений со стороны водителей опираются на существующие допустимые количественные показатели затемнения стекол. Если уровень светопропускаемости соответствует правилам обеспечения обзорности, то, естественно, ни о каком штрафе речь быть не может.
Разрешенные к эксплуатации нормы тонировки стекол (прописанные в техрегламенте Таможенного союза):
- Степень пропускания света у лобового стекла должно быть не менее 75% (хотя по новому техническому регламенту допустимо не менее 70%).
- У передних боковых стекол – от 70% (для бронированных автомобилей коэффициент светопропускания уменьшен до 60%).
- Уровень обзорности задних стекол не регламентирован. Запрещено использование зеркальной пленки.
- Разрешено оборудовать верхнюю часть лобового стекла защитной светополосой, ширина которой должна составлять не более 14 сантиметров.
Что нужно знать водителю?
Мало знать о том, какой сегодня существует штраф за тонировку, стоит еще знать свои права и обязанности в этом вопросе. В том случае если транспорт с затонированными стеклами остановили сотрудники ГИБДД нужно вспомнить о том, что:
- уровень тонировки проверяется только специальным оборудованием – тауметром, и если инспектор его не предъявляет, значит и штраф он выписать не может:
- аппарат для измерения должен в обязательном порядке быть сертифицирован и иметь опломбированный корпус (поврежденная пломба может стать основанием для оспаривания штрафа для нарушителя);
- светопропускную способность стекла проверяют не в одном месте, а в трех точках (если данное правлю нарушается, то штраф можно не платить, но тогда на процедуре замеров должны присутствовать понятые или производится видеофиксация).
Более того, проверять тонировку можно только в том случае, если не идет дождь, и влажность воздуха не превышает 80%, поэтому не стоит стеснять напоминать представителю службы ГИБДД об этом правиле. Также учитывается уровень атмосферного давления – не более 795 миллиметров ртутного столба и температура воздуха – больше 10 градусов по Цельсию (зимой использовать оборудование попросту невозможно).
Получается, что штраф за тонировку с 1 января может быть выписан только в том случае, если инспектор с помощью специальных приборов сможет замерить все вышеописанные показатели, а если у него не будет такой возможности, то он просто должен отпустить водителя.
Откровенно говоря, осуществлять замеры тонировок могут только представители ГИБДД только стационарных постов, потому что любое другое место попросту противоречит правилам. Представители ГИБДД могут попросить нарушителя проехать до поста, но только при условии административного задержания.
Важно! Сегодня можно уверенно отрицательно ответить на вопрос о том, разрешат ли тонировку в 2019 году, именно поэтому при тонировании автомобиля нужно обязательно учитывать правила ГОСТа и понимать, что проверки соблюдения всех условий просто неизбежны.
Подробности новых поправок в закон о тонировке
Об изменениях в существующем законодательном акте о тонированной пленке заговорили еще в 2015 году, когда был введен новый ГОСТ и Технический регламент. В следующем году чиновники инициировали новый документ, который предполагал ужесточение наказания за нарушение нормативных требований. Тогда было внесено предложение увеличить тарифы на запрещенную тонировку с 500 до 1500 рублей, а при повторном нарушении сумма бы составила уже 5000 рублей. Предполагался еще один пункт наказания – при троекратном нарушении водителя должны были лишить права управления сроком до полугода. Однако позже в доработку попали лишь первые две инициативы, так как в госдуме посчитали, что слишком кощунственно лишать автовладельцев водительских прав за такую провинность. В итоге в 2018 году законопроект был одобрен и подписан президентом. По новым тарифам правоохранители начнут штрафовать уже 1 января грядущего года.
Основные изменения в законе, вступающие в силу с 1 января 2019 года:
- нарушителю за тонировку, не отвечающую нормам ГОСТа, придется заплатить штраф в 1500 рублей вместо прежних 500 рублей;
- повторный штраф будет уже 5000 рублей;
- повторный штраф можно назначить человеку не более 12 раз за год, затем его противоправные действия будут расцениваться как административное нарушение, которое грозит крупным штрафом, административным арестом или лишением прав.
Кроме того, будут действовать уже существующие правила по тонировке. В частности владельцам транспортных средств будет также запрещено обклеивать стекла пленкой разного цвета или оттенков. Пленки фильтров SP80 и 90 для эксплуатации на передних стеклах останутся под запретом.
Тонировка: быть или не быть
Затемнение стекол власти полностью запретить не могут хотя бы потому, что многие производители автомобилей сегодня выпускают транспортные средства с уже тонированными стеклами. Новые авто оборудуют лучшими атермальными тонировочными пленками слабого фильтра, которые улучшают эстетику автомобиля. Обычно уровнем светопропускания хозяева только что купленных транспортных средств довольны. Довольны и инспекторы ГИБДД, для которых подобное тонирование стекол считается нормативно правильным.
Однако есть среди автомобилистов ярые поклонники тонирования машин «в ноль». Они противостоят системе и требуют, чтобы параметры светопропускания стекол были снижены вплоть до 40%. Такое требование они аргументируют тем, что темная пленка защищает салон автомобиля от любопытных глаз. А еще тонировка уменьшает расход топлива, так как машина сильно не нагревается. Но безопасность у чиновников все же остается в приоритете. Вот почему чрезмерная тонировка остается запрещенной, ведь особенно в ночное время через пленку наблюдается низкая видимость, тем самым повышается риск столкновения с другими участниками дорожного движения.
Правоохранители определяют светопропускающую способность пленки с помощью специального прибора. Без него выписать штраф полицейский не имеет права. Итак, если вас остановили, помните о том, что:
- Инспектор ГИБДД обязан замерить тонировку с помощью прибора под названием «тауметр». Аппарат должен быть опломбирован и иметь сертификат.
- Стекло во время замера должно быть идеально чистым. Измерения производят в трех разных точках стекла. Причем показатели на тауметре должны быть везде одинаковыми.
- Процедуру замера необходимо зафиксировать на видеокамеру или проводить в присутствии понятых.
- Для проверки тонировки должна быть хорошая погода, влажность воздуха не должна превышать 80%, не должны идти осадки. Ночное время суток также является препятствием для проведения замеров. Запрещено пользоваться тауметром в зимнее время, при температуре ниже +10 градусов, а уровень атмосферного давления не может превышать 795 миллиметров ртутного столба.
Исходя из вышеперечисленных требований, доказать нарушение полицейским удается далеко не всегда. Именно поэтому многие водители умудряются годами оставаться безнаказанными.
5/5 (7) Назначение тонировки
Автолюбители тонируют окна своих автомобилей в основном по следующим причинам:
- тонировка позволяет защитить материал панели и устройство салона автомобиля от выгорания, а водителя затемнение защищает от негативного воздействия ультрафиолетовых лучей;
- при столкновении разбившееся стекло будет держаться на пленке, и человек не пострадает от осколков. Без пленки стекло разлетается в стороны и травмирует водителя и пассажиров;
- тонировка позволяет улучшить внешний вид автомобиля. Владелец автомобиля имеет возможность выбрать любой цвет пленки, или же он может подобрать понравившийся узор или рисунок.
Это не полный перечень причин, по которым автолюбители используют тонировку стекол транспортного средства, есть еще множество других.
Так, тонировка защищает водителя от воздействия ультрафиолетовых лучей, благодаря ей водитель не будет ослеплен ярким светом, и вождение с затемненными окнами в некоторой степени является безопасным.
Также пленка позволяет увеличить срок эксплуатации автомобильных стекол, защищая их от негативных внешних факторов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нужна ли доверенность на авто в 2019 году?
Однако затемненные окна создают еще и проблемы для водителей и для сотрудников правоохранительных органов, так как из-за тонировки увидеть водителя-нарушителя невозможно, также в ночное время суток понижается видимость.
По этой причине в 2019 году будет принят новый закон, в котором наказание за нарушение требований к уровню затемнения окон автомобиля будет ужесточено.
Нормативная основа
Сотрудники правоохранительных органов при принятии решения о правомерности тонирования автомобильных окон обязаны действовать в соответствии с требованиями законов Российской Федерации.
В ГОСТ № 32565-2013 указано, что автомобиль делится на 2 части: переднюю и заднюю. Допустимые уровни затемнения для передней и задней зон различны. Также в нормах содержится перечень пленок для тонировки, которые запрещено использовать, а также указаны разрешенные значения затемнения.
Обратите внимание! До принятия изменений в законе сотрудники дорожной Полиции руководствовались приказом МВД РФ №1240, в котором не было запретов на тонировку, и многие автовладельцы до сих пор ссылаются на данный приказ. Однако данный акт был сменен приказом МВД РФ №297 для ИДПС.
Эти документы имеют существенные различия, одно из которых касается допустимого места проверки.
Если уполномоченным лицом будет установлено, что значение тонировки превышает норму, то владельцу автомобиля будет назначен штраф, предусмотренный статьей 12.5 КоАП РФ. Данная норма действует до сих пор.
Таким образом, за нарушение требований закона о тонировке гражданина привлекают к административной ответственности, и назначают небольшой штраф либо выносят предписание с требованием снять покрытие в установленный срок.
Изменения в законодательстве
Так как наказание за данное правонарушение несущественное, многие граждане игнорируют требования к допустимому уровню затемненности стекол. По этой причине законодательные органы рассматривают и дорабатывают законопроект об ужесточении ответственности за подобное правонарушение.
При этом вид наказания останется таким же — штраф, вот только его размер будет увеличен.
Сотрудникам дорожной Полиции запрещено самостоятельно снимать пленку, номера транспортного средства либо отправлять автомобили на штрафстоянку. Подобные действия дорожного инспектора автолюбитель вправе обжаловать в суде.
Раньше инспектора имели право останавливать нарушителей только в специально обозначенных местах, потому сократить количество правонарушений было сложно.
Выносить предписание сотрудник дорожной Полиции имеет право только в том случае, если замер разрешенного значения был произведен с использованием специального прибора.
Затемнение по ГОСТу
Последний раз наказание за нарушение требований закона о значении тонировки ужесточалось в 2016 году. С 2016 года размер штрафа за данное административное правонарушение не менялся.
В 2018 году среди граждан пошли слухи об ужесточении наказания за затонированные стекла в 2019 году и о наложении полного запрета на тонирование стекол. Слухи частично оправдались, так как размер штрафа, скорее всего, будет изменен.
А вот беспокоиться о полном запрете тонировки гражданам не стоит, так как допустимый уровень затемнения остался таким же.
Сотрудники дорожной Полиции прежде чем выносить предписание, обязаны определить показатель светопропускаемости, и если его уровень находится в пределах допустимого, то они не вправе привлекать лицо к наказанию.
Запомните! Разрешенный уровень затемненности окон прописан в техрегламенте Таможенного союза:
- уровень пропускаемости света у лобового стекла транспортного средства не должен быть ниже 75%, по новому регламенту уровень был снижен до 70%. Верхнюю часть лобового стекла можно оборудовать защитной пленкой шириной 14 см;
- допустимый уровень затемнения боковых стекол автомобиля составляет 70%. Для бронированных автомобилей уровень будет снижен до 60%;
- для задних стекол ограничений не установлено, однако запрещено использовать зеркальную пленку.
Посмотрите видео. Тонировка 2019, какие изменения ожидаются:
Условия проверки авто
Так, например, на работу прибора влияет влажность воздуха, давление и погодные условия, поэтому проводить процедуру запрещено в дождливую погоду, при высоком давлении и при высокой влажности.
Тауметры могут работать при температуре от -10 градусов до +40, несмотря на это, не рекомендуется использовать прибор при температуре ниже 5 градусов и выше 20 градусов, так как при такой температуре показания искажаются.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как не платить за эвакуацию автомобиля на штрафстоянку 2019?
Перед проверкой стекло необходимо тщательно вытереть, чтобы оно было чистым и сухим. Замер производится в 3 разных точках стекла.
Если погодные условия не позволяют произвести замер, то инспектор обязан предоставить помещение для проведения процедуры.
Ответственность за нарушение
Согласно статье 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, за несоблюдение требований закона в отношении тонировки стекол автомобиля на нарушителя накладывается штраф в размере 500 рублей.
Учтите! Из-за того, что сумма штрафа слишком низкая, сократить уровень подобных правонарушений не удается, поэтому законодатели предлагают увеличить размер штрафа и назначить 1500 рублей за первое правонарушение, 5 000 рублей за 2-е правонарушение и лишение прав на срок от 2 месяцев до 6 за 3-й проступок.
Ужесточение наказания в 2019 году
В настоящее время разрабатывается новый закон, который будет введен в действие в этом году.
Изменения в основном коснутся наказания за данное правонарушение:
- размер штрафа за первое правонарушение будет составлять 1500 рублей;
- за повторное нарушение требований к уровню затонированности стекол — 5000 рублей;
- за 3 подобное нарушение — лишение прав на срок от 2 месяцев до полугода.
Возможен ли запрет тонировки
Полностью запретить тонировку стекол автомобиля Правительство не может, так как многие крупные производители выпускают транспортные средства с тонированными стеклами, но с допустимым уровнем затемненности.[1]
И несмотря на то, что законом допускается небольшое затемнение стекол, некоторые автолюбители недовольны этим. Они требуют снижения допустимого уровня затонированности до 40%, свои требования автовладельцы мотивируют тем, что такие ограничения нарушаются их права на тайну частной жизни.
Однако их требования о снятии ограничений не будут удовлетворены, поскольку уровень затемненности влияет на безопасность на дорогах. В ночное время слишком сильно затемненное стекло снижает видимость дороги, из-за чего может произойти столкновение.
Также при нарушении ПДД зафиксировать водителя будет невозможно из-за того, что лобовое и боковые окна будут затемнены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как обжаловать постановление об административном правонарушении?
Как избежать ответственности
Гражданин может избежать административного наказания, устранив нарушение до выписывания протокола. Таким образом, если владелец автомобиля при инспекторе снимет тонировку, то наказывать его не будут.
Владелец должен снять пленку добровольно, а не по принуждению инспектора. Инспектор не имеет права самостоятельно снимать пленку или заставлять человека делать это. Инспектор должен просто произвести замер, заполнить протокол и вынести предписание.
Многие автолюбители рекомендуют другим использовать электрические и съемные пленки, которые можно быстро снять. Однако такие действия являются противоправными, поэтому следовать данным советам не следует.
Если же предписание было уже выписано, то человек должен выплатить штраф, даже если он снял пленку.
Избежать административной ответственности можно, обжаловав действия должностного лица. Например, основанием для подачи жалобы может стать проведение замеров в неподходящих условиях, отказ в предоставлении помещения для проверки, нарушение должностным лицом других требований к проведению процедуры.
Гражданин может избежать наказания, используя только эти 2 метода. Других способов избежать ответственности нет. При вынесении представления человеку рекомендуется исполнить наказание в течение 20 дней, так как в таком случае лицо имеет право оплатить только 50% от суммы штрафа.
Посмотрите видео. Поднимут ли штрафы за тонировку в 2019 году:
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
8 (499) 322-73-27
Москва, Московская область
8 (812) 507-82-87
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 551-71-02
Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.
Что такое тонировка и для чего её используют автовладельцы?
Вряд ли найдется автомобилист, который не пожелает за адекватную цену дополнительно защитить свою машину. Один из доступных и не очень затратных способов — тонировка. Её применение позволяет избежать попадания внутрь салона прямых солнечных лучей, вызывающих его перегрев, а также частично обеспечивает конфиденциальность. Тонировка представляет собой специальное пленочное покрытие для стекол, которое сводит к минимуму его светопропускную способность и, как следствие, ограничивает попадание прямых солнечных лучей в ходе эксплуатации авто.
Это качество затемняющего материала пришлось по душе практически всем собственникам транспорта, и они с удовольствием его применяют на практике. Однако в законе имеются нормы, которые регулируют степень затемнения стекол и, если этот показатель будет выше, то водителю грозит штраф. Существует ГОСТ на использование тонировочного материала. Он позволяет определить допустимые показатели тонировки. Перед её использованием важно ознакомиться со следующими положениями нормативного документа:
Для проверки уровня светопропускания инспекторами ГИБДД применяются тауметры. На текущий момент представители госавтоинспекции используют модели «Свет», «Блик», «Тоник». Выданные сотрудникам ГИБДД тауметры ежегодно проходят проверку, после которой на приборы ставится клеймо, на котором выбита дата следующего тестирования и личная пломба проверяющего. Кроме того, по результатам тестирования на прибор выдается сертификат. В этом случае есть гарантия, что после проверки на дисплее высвечиваются достоверные данные, верно показывающие процент светопропускания стекла. (ст. 26.8 КоАП РФ; п. 22 Перечня утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008).
- Защищает от любопытных глаз имущество автовладельца, находящееся в салоне авто. Это свойство пленки до сих пор актуально, поскольку на текущий момент мелкие мошенники активно промышляют кражами из машин. Затемненные стекла заставляют их частично игнорировать транспорт с тонировкой.
- Летом снижает расходы на заправку. Благодаря ей салон дополнительно защищен от проникновения некоторой части инфракрасных лучей, которые являются активными теплоносителями. Свойство тонировки задерживать вместе с видимым спектром ИФ-излучение позволяет реже включать систему кондиционирования салона.
- Снижает риск попадания водителя в ДТП после ослепления фарами идущих навстречу транспортных средств.
Однако плюсы от эксплуатации этой дополнительной защиты стекол не являются весомым поводом для игнорирования законов. Тем более государство ужесточает меры против нарушителей, надеясь таким образом простимулировать соблюдение правил.
Штраф за тонировку по новому закону
2017 год для автолюбителей стал одним из самых значимых в плане принятия нового закона, регулирующего правила тонировки автостекол. В ноябре 2016 года появились сообщения о том, что правительство намерено принять поправки в законопроект касательно использования тонирующего покрытия на автостеклах.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Штраф за тонировку с 1 января 2017 года должен был увеличиться до 5000 рублей. Такое значительное повышение суммы денежного взыскания для многих оказалось болезненно ощутимым. Ведь до принятия данного постановления владельцам автомобилей, последовательно не соблюдающим нормативы по тонированию автостекол, грозил штраф в размере 1500 рублей.
Такой «сюрприз» традиционно готовился заранее — в 2016 году было предложено внести некоторые поправки в законопроект о тонировке авто. Инициатором нововведений выступил Александр Лысаков, который занимает пост заместителя председателя правительства по конституционному законодательству и госстроительству. Именно он обратился с предложением поднять размеры штрафов за нарушение использования тонированных автостекол до 5000 рублей.
Однако, на сегодняшний день, законодательство предусматривает ответственность за управление автомобилем с тонированными стеклами, в том числе покрытыми прозрачными цветными пленками, светопропускание которых не соответствует требованиям ГОСТ 32565-2013, в виде штрафа в размере 500 руб. (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Обратите внимание! Штраф за административное правонарушение, предусмотренное, в частности, ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении. В случае, если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Если эксплуатируется соответствующая текущим нормативам тонировка, штраф по новому закону не назначается.
Благодаря новому ГОСТ 32565-2013 водители могут сами уже определять, какой тип тонировочного покрытия ими будет эксплуатироваться, и какой степени прозрачности они должны быть, чтобы не было назначено штрафов или не наступили более серьезные последствия.
Лишение прав за тонировку в 2019 году по новому закону
Ожидалось, что власти примут поправки, которые позволят произвести повышение штрафных санкций, но при этом отказаться от более суровой меры наказания, которая подразумевает лишение прав за тонировку.[4]
До 2014 года наказанием за неправильную тонировку служило снятие государственных номерных знаков. Однако после упрощения процедуры получения их дубликатов многие водители начали ими активно пользоваться, что во многом послужило причиной появления штрафа в размере 500 рублей за подобное нарушение.
Новый закон о лишении прав вместо штрафа за тонировку рассматривался в 2016 году вместе с другими положениями о видах наказаний. В ходе обсуждений был принят в целом компромиссный вариант. На данный момент водитель после нарушения за неправильное ее использование должен заплатить штраф в размере 500 рублей. Лишение прав за тонировку теперь не актуально — водителям нечего бояться. Ведь при условии уплаты штрафа в течение 20 дней после вынесения постановления об административном правонарушении, можно сэкономить половину суммы, то есть заплатить придется всего 250 рублей.
Как избежать штрафа за тонировку?
width=»760″ height=»400″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Есть водители, которые не согласны с вынесенным решением инспектором ГИБДД о назначении штрафа за тонировку. Причем его уплаты можно успешно и законно избежать, если у представителя закона не имелось при себе прибора для измерения плотности тонировочного покрытия. Ведь в таком случае вину водителя невозможно доказать.
Что будет, если снять тонировку, а потом заново приклеить?
- Тонированных авто скоро станет больше. Согласно последним изменениям КоАП водители стали более спокойно себя чувствовать, предпочитая заплатить штраф вместо того, чтобы снять со стекол тонировочную плёнку: Штраф за тонировку автомобиля, не соответствующую нормам — минимальный, и составляет 500 р.;
- Кроме того, из КоАП было решено внести поправки, касающиеся запрета на эксплуатацию автомобиля. То есть начиная с 15.11.2014 г. номерные знаки за сильно тонированный автомобиль снимать больше не имеют права;
- Проверку на светопропускание стёкол могут проводить не только на стационарном посту сотрудник технического надзора, но и любой сотрудник ГИБДД. В Госдуме сейчас идет обсуждение по поводу ужесточения меры наказания за тонировку автомобилей с 500 рублей до 1500 рублей за первичный случай нарушения;
- За повторное нарушение на водителя будет оформлен штраф на сумму в 5000 рублей;
- Если водителя с этим же нарушением остановят в третий раз, то его уже в таком случае его уже будет ждать лишение прав сроком от 2 до 6 месяцев.
1 июля 2015 года при внесении общих изменении в правила ПДД в раздел про тонировку автомобилей изменений никаких не было, поэтому все еще до сих пор действует штраф на сумму 500 рублей. А что касается нового наказания, то оно пока еще находится на рассмотрении в Госдуме.
Однако данный факт не говорит о том, что всем подряд можно наклеивать тонировочную пленку с нарушением действующего закона о тонировке, поэтому стоит напомнить, как нужно правильно согласно ПДД тонировать автомобильные стекла.
Если вы решили наклеить на стекла прозрачную плёнку, необходимо иметь в виду характеристики как самой плёнки, так и стекла. Вот таким образом, вы можете избежать штрафа за тонировку в 2016 году. Ведь светопропускание автомобильного стекла не является стопроцентным. Как правило, показатель для стекла без наклеенной плёнки может достигать 95%.
Таким образом, согласно вышесказанному светопропускание ветрового стекла автотранспорта должна достигать отметки не менее 75%. Что касается остальных стекол, то не менее 70%.
Не так давно было введено новое правило для борьбы с тонировками. Теперь обнаружив на лобовом и боковом стекле пленку, не соответствующую нормам светопропускаемости, будет составлено письменное предупреждение, где будет прописано, за какой срок необходимо устранить причину (как правило, он составляет 10 дней).
Разумеется, нельзя накладывать арест за правонарушение, в отношении которого предусмотрены штрафные санкции. Поэтому сотрудники ГИБДД действуют по другому принципу:
- Они выписывают предупреждение с составлением протокола, на основании которого водитель обязан оплатить 500 рублей.
- Если владелец авто не снимает тонировку и не оплачивает штраф (например, просто забыл это сделать), то в действие вступает закон из части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, которая гласит, что за неуплату штрафа в срок, прописанный в Кодексе, влечет наложение повторного штрафа, но уже в двойном размере от суммы неуплаченного ранее штрафа, но при этом он должен составлять не менее 1 тысячи рублей. В противном случае нарушителя ждет административный арест сроком до 15 суток, или в обязательном порядке работы на срок до 50 часов.
Важно: назначается наказание в виде ареста или повторного штрафа за тонировку исключительно судом. У самих инспекторов ГИБДД на это нет никаких полномочий.
Однако помните, что правила ПДД существуют не просто так, и слишком тонированное авто может в значительной степени повлиять на безопасность движения. Так, например, в тёмное время суток или днем в пасмурную погоду тонировочная плёнка на стекле может помешать вовремя заметить переходящего пешехода.
Зачастую водители пытаются найти «лазейки» в законодательстве. Поэтому возникает вопрос, можно ли снять тонировку, поездить без нее некоторое время, а затем вернуть ее обратно.
В данном случае это лишено смысла, так как ГИБДД требует не снять тонировку, а прекратить противоправные действия.
В данном случае самым разумным решением будет снять пленку с передних стекол автомобиля и привести его в соответствие действующему техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств». После этого можно не беспокоиться о дополнительных наказаниях.
Удачи на дорогах!
В 2019 году за незаконную тонировку стекол автомобиля на водителя может быть наложен только штраф в размере 500 рублей (часть 31статьи 12.5 КоАП).
Примечание. Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50 процентов.
Размер штрафа за тонировку не зависит от того, какое светопропускание имеют стекла автомобиля, а также от того, на сколько стекол нанесена тонировочная пленка. В любом случае он составляет 500 рублей.
В дополнение к штрафу сотрудники ГИБДД могут выписать предписание о снятии тонировки.
Примечание. До 15 ноября 2014 года сотрудники ГИБДД могли снять с машины номера за тонировку, однако в 2019 году этот вид наказания не используется.
Если снять тонировочную пленку сразу же после остановки автомобиля сотрудником ГИБДД, штраф за тонировку на водителя все равно будет наложен, т.к. штраф является наказанием за управление автомобилем с недостаточным светопропусканием стекол. При этом управление автомобилем имеет место до того момента, как автомобиль остановлен.
Если водитель снимет тонировку сразу же после того, как сотрудник ГИБДД составит постановление о наложении административного штрафа, то он сможет избежать повторных наказаний за то же самое нарушение. Если тонировку не снять, то при следующей остановке сотрудниками ГИБДД водитель получит новый штраф. Количество штрафов при этом не ограничено.
При желании Вы можете повторить эту процедуру и самостоятельно очистить стекла автомобиля от пленки.
Удачи на дорогах!
Итак, что такое предписание за тонировку или (что фактически то же самое) «требование о прекращении правонарушения»? Сотрудникам полиции, согласно статье 13 Федерального закона «О полиции», дано право требовать прекращения АПН (административного правонарушения) от граждан. Это значит, что если инспектор увидит, что Вы кого-то избиваете на улице, он имеет полное право потребовать прекратить его или её избивать. Относится ли то же самое к тонировке? Нет. И вот почему!
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» запрещена тонировка передней «полусферы» со светопропускаемостью ниже 70%. Это значит, что если прибор сотрудника ГИБДД покажет светопропускаемость лобового и передних боковых стёкол ниже 70% (это значит, что окна пропускают менее 70% светового луча сквозь себя), то Вам положен штраф в размере 500 рублей, согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП.
Есть существенный момент — иногда инспекторы ДПС выписывают штраф по части 1 этой же статьи — штраф здесь ровно такой же. Особенно, когда у них с собой нет прибора для замера светопропускаемости, но очевидно, что стёкла машины тонированы чрезмерно. Это незаконно. Дело здесь в том, что часть 3.1 предусматривает наказание именно за тонировку и предполагает обязательный замер.
А вот часть 1 — за предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Казалось бы, эта первая часть статьи тут тоже применима, но не тут-то было! Дело в том, что часть 3.1 — более частная норма закона и предполагает наказание именно за тонировку. Поэтому 1 часть применять здесь нельзя.
Но вернёмся к предписанию за тонировку и выясним, что с ним не так!
Сами сотрудники ГИБДД любят называть между собой основание для выписывания предписания «лазейкой» в законе. Суть в том, что в КоАП есть статья 19.3, часть 1 которой предусматривает наказание за неповиновение законному требованию сотруднику полиции. Но какое это наказание!.. Штраф 500 рублей или… административный арест на срок до 15 суток.
Схема проста: Вас останавливает инспектор, выписывает штраф за тонировку и предписание, требующее устранить правонарушение (вспоминаем про незапрещённость тонировки и снова удивляемся абсурду, да?) в течение срока 5-20 дней. Предписание за тонировку заносится также в базу данных ГИБДД. Таким образом, в следующий раз при остановке даже другим инспектором и прошествии срока, указанного в предписании, инспектор направляет дело (а в ряде случаев везёт туда сразу и водителя) в суд, где судья назначает арест на пару суток.
Ответ здесь один: самое безопасное, что Вы можете сделать, чтобы не угодить «за решётку», растонироваться.
Обжаловать предписания не представляется возможным — нет такой нормы, позволяющей это сделать, потому что предписание это не наказание, это лишь псевдозаконное требование прекратить нарушение. И обжаловать тут нечего.
Обжаловать последующий административный арест за невыполнение предписания — также практически бесперспективная задача. Как уже говорилось выше, судьи однозначно относятся к таким предписаниям и жалобы не удовлетворяют.
Логичным было бы предположить, что по сути требование в предписании может быть выполнено, если растонировать автомобиль, а потом заново затонировать. Ну а что, логика здесь проста — инспектор фактически потребовал растонировать автомобиль, и мы его растонировали. Вот и заказ-наряд из автосервиса есть об удалении плёнки. Просто потом затонировали обратно.
К сожалению, также, как логика самого предписания не имеет места быть, так как нельзя прекратить правонарушение, которое уже прекращено, так и такая процедура растонировки/тонировки не приведёт ни к чему положительному.
Нормативные волнения вокруг вопроса
В соответствии с разработанным в 2015 г. новым законом, с 2016 года штраф за тонировку должен был быть увеличен втрое. Он также предусматривал взыскание в размере 5 тыс. руб. или изъятие прав на срок от 1 до 3 месяцев в случае повторного нарушения. Изменения должны были вступить в силу с 1 июня 2016 года.
По объяснениям госорганов, новый закон о внесении в КоАП РФ норм о лишении прав или штрафе за тонировку в 2016 году не был реализован из-за того, что статистические данные не обосновывают целесообразность такого подхода. Не была собрана информация об увеличении числа повторных правонарушений, их причинах, малой эффективности существовавших на тот момент законов.
Но практика показывает другое: количество тонированных машин стремительно выросло. Во второй половине прошлого года в одной только Московской области выписаны более 60 тыс. штрафов, что превышает уровень аналогичного временного отрезка в 2017 г. Такая же негативная статистика наблюдается в Санкт-Петербурге.
Тем, кто задается вопросом, какой сейчас штраф ГИБДД за тонировку, стоит знать, что наказание действительно не собираются отменять, а повысят в 2019 году с 500 до 1500 руб.
Но не любая тонировка карается законом. Вам не грозит наказание, если производить ее по следующим правилам:
- Можно позволить себе любое затемнение задних стекол.
- Лобовое стекло может иметь темную ленту в верхней части. Важно, чтобы ее ширина не превышала 14 сантиметров.
- На ветровом стекле может быть полупрозрачная полоса, пропускающая более 70% света (ранее этот показатель составлял 75%).
- Другие стекла, не перечисленные в предыдущих пунктах, допускается затемнять до 70%.
Правильная тонировка
Некоторые водители полагают, что затемнять стёкла автомобиля нельзя вообще, однако это не так. Новые штрафы за тонировку не будут наложены, если последняя была проведена с учётом следующих правил:
- Разрешена любая тонировка заднего стекла автомобиля;
- На тонировку задних боковых стёкол также не накладывается ограничений;
- На верхнюю часть лобового стекла ТС может быть наклеена тонировочная полоса шириной 14 см или менее, на которую также не распространяются ограничения по светопропусканию;
- На ветровое стекло может быть наклеена прозрачная плёнка, но с условием, чтобы светопропускание последнего превышало 70% (по старым нормам – 75%);
- Остальные стёкла ТС также допускается тонировать до величины светопропускания не менее 70%.
При решении наклеить прозрачную плёнку на стёкла следует иметь в виду характеристики не только этой плёнки, но и самого стекла, что поможет избежать штрафа за тонировку в 2019 году. Дело в том, что светопропускание самого стекла не является стопроцентной величиной. Этот показатель для стекла без плёнки может составлять, например, 95%.
Итак, вы теперь знаете, какой штраф за тонировку придётся платить в следующем году за неправильную тонировку стёкол автомобиля. Конечно, наказания избежать стало значительно легче, да и риска снятия номерных знаков теперь также не существует.
Как избежать наказания за тонировку
Если вы снимите тонировку на месте, где были остановлены инспектором, то у вас есть шанс избежать хоть и несущественного, но штрафа. Напомним, что раньше за такое нарушение, кроме штрафа, водителю грозило еще и изъятие государственных регистрационных номерных знаков. Отменив подобное наказание и оставив только штрафные санкции, автолюбителям в прямом смысле развязали руки, и затонированных машин стало все больше появляться на дорогах нашего города.
Сегодня передние стекла затемнены на подавляющем количестве иномарок. Кроме того, тонировку можно увидеть и на машинах отечественного производства. Если любитель сумрака в салоне встречается с сотрудниками ГИБДД, ему выписывают штраф и составляют предупреждение в письменном виде. В нем указывается, в какие сроки нужно устранить проблему. В подавляющем числе случаев они равны 10 дням.
Штраф за тонировку автомобиля будет увеличен: Видео
- Штраф за тонировку, не соответствующую нормам, минимальный – 500 р.;
- Из КоАП исчезла такая норма, как запрет на эксплуатацию ТС, то есть уже с 15.11.2014 г. номера за сильно тонированный автомобиль больше не снимают;
- Проверка светопропускания стёкол может производится не только на стационарном посту сотрудником технического надзора, но и любым сотрудником ГИБДД.
Однако это не значит, что всем подряд стало можно тонировать стёкла с нарушением действующего законодательства. Поэтому напомним, какие стёкла автомобиля и как можно сегодня тонировать.
Работает ли этот закон на практике?
Стоит отметить, что легальные тонировки встретить практически невозможно. В основном с завода изготовителя лобовое стекло уже поглощает до 20% света. Вот почему, перед тем как решиться оклеивать стекла даже самой безобидной пленкой, следует замерить светопропускание стекол.
Допускается полностью тонировка заднего стекла, но исключительно в том случае, если по бокам автомобиля установлены зеркала заднего вида. Что касается зеркальной тонировки, то это пока еще тоже спорный момент. Ведь по ГОСТу ее использование не запрещено, но согласно Примечанию, прописанному в части 7.3 главы 7 ее применение запрещено.
Предписание о снятии тонировки — это дополнительный документ, который выдается водителю вместе с постановлением о наложении административного штрафа.
При этом в требовании указывается, что водитель должен снять тонировочную пленку в течение определенного срока (обычно 10 дней). В противном случае нарушитель будет привлечен к дополнительной административной ответственности. Причем наказание предусмотрено довольно серьезное — вплоть до ареста на срок до 15 суток.
Впервые о подобной схеме я услышал от читателей pddmaster.ru несколько лет назад. Причем было непонятно, на основании чего сотрудники ГИБДД требуют от водителя снять тонировку. В связи с этим возникали сомнения в законности их требований.
Однако на практике документ составлен хитрее, чем это казалось вначале.
Перейдём снова к теоретической части. Как уже говорилось выше, сотрудники полиции (коими являются инспекторы ГИБДД) вправе требовать прекращения правонарушения. Но есть одна проблема в данном законе. Тонировка как таковая не запрещена. Не запрещено даже наглухо забить все окна фанерой с нулевой светопропускаемостью.
Наверное, Вы уже видите здесь нелогичность выписывания предписания за тонировку.
Но пойдём дальше и опишем стандартную ситуацию привлечения за тонировку. Вы едете по дороге, Вас останавливает инспектор и выписывает штраф (как мы теперь знаем, только после замера светопропускаемости, конечно) за излишне тонированные стёкла. Всё по закону — инспектор видел, что Вы управляли автомобилем и выяснил, что нарушили положения Техрегламента. За это и штраф.
Но вот требование о прекращении правонарушения… Инспектор ДПС Вас уже остановил — движение прекращено, управление прекращено. Значит, и нарушение прекращено. Как можно требовать прекратить правонарушение, которое уже прекращено?! Никак!
Есть в этом нюансе закона и минус. Так как нарушение в виде управления тонированным авто прекращено, то как только Вы начнёте движение после выписывания штрафа, образуется новый состав нарушения — управление ведь возобновлено. Это значит, что инспектор может отойти на 5 метров вперёд автомобиля и снова остановить Вас и выписать ещё один штраф.
Ещё один аргумент в пользу незаконности предписания заключается в том, что любые процессуальные административные процедуры и порядок выписывания письменных актов закреплены в правовых актах. Простыми словами, если инспектор что-то хочет выписать письменно, то для этого должна быть форма, инструкция или прописан порядок выписывания.
Для отстранения от управления прописан порядок протокола отстранения, для досмотра — протокол досмотра, для отправления на освидетельствование на опьянение — специальный акт. В случае с предписанием никакого такого акта или протокола не может быть составлено. Более того, такого понятия, как предписание, не существует в КоАП, который регламентирует разного рода требования в области дорожного движения.
И теперь самое обидное. Несмотря на незаконность и даже абсурдность предписания за тонировку, на практике судьи сажают на раз-два. Сажают все инстанции. Особенно участилась такая практика, по данным, актуальным на 12 Марта 2019 года, в Ивановской области, Татарстане, Саратовской, Свердловской (Екатеринбург), Калужской областях, Башкирии и других регионах.
Предполагалось, что за повторное обнаружение, что водитель ездит в машине не по правилам, штраф станет составлять уже 5000 рублей.
В соответствии с гражданским законодательством нарушение рассматривается как повторное, если было допущено в течение одного года после предыдущего.
В то же время для задних боковых и задних колес подобные нормы отсутствуют. Иначе говоря, их можно тонировать как угодно, в том числе и самой темной пленкой со светопропусканием 5%.
Для заднего стекла (но не для задних боковых!) установлена лишь одно оговорка. При его тонировке по всей поверхности автовладелец обязан оснастить обе стороны машины спереди зеркалами бокового вида, которые будут служить для ориентировки водителя. При их наличии полное затемнение задних стекол вполне допустимо.
Это означает, что, по сути, на тонировку данных стекол действует запрет. Любая тонировочная пленка затемнит передние стекла существенно сильнее, и для них соответствующая величина будет уступать вышеприведенным. Самая светлая тонировка имеет коэффициент затемнения 50%.
В то же время существует оговорка относительно лобового стекла, в соответствии с которой допускается полное тонирование на его поверхности 14-сантиметровой полосы (но превышать эту ширину тонировка на лобовом стекле не может).
Многие водители используют схему тонировки, при которой на передние стекла наносится пленка с показателем светопроницаемости 35%.
Такое изделие позволяет водителю сохранять хорошую видимость дороги. В то же время и она формально не допускается в качестве затемнения для данных стекол.
С использованием этого аппарата замеряют показатель светопропускаемости на стекла в трех различных местах, расположенных в пределах поля обзора.
После этого из трех полученных чисел определяют среднее арифметическое. Именно оно и служит величиной, которая определяет светопропускаемость данного окна.
В техническом регламенте существует целый ряд правил, относящихся к замеру тонировки. При их нарушении результаты измерения тауметром могут быть признаны недействительными и потерять доказательную силу.
Температура во время измерения | Должна составлять 15–25оС |
Давление | Должно находиться в пределах 86–106 килопаскалей |
Показатель влажности | В диапазоне 40–40% |
Погрешность устройства | Не должна превышать 2% |
Тауметр должен обладать надлежащей пломбой, помимо этого к препарату должны прилагаться все сертификаты, удостоверяющие его исправность.
На сегодняшний день в качестве меры взыскания за тонировку стекол авто, не соответствующую законным стандартам применяют штраф. Он имеет единую величину 500 рублей.
Повторным нарушением в соответствии с КоАП считается несоблюдение норм, относящихся к тонированию автомобиля, при условии, что оно выявлено в течение года после предыдущего нарушения.
В законе установлено, что и за повторное нарушение правил нанесения тонировки водителя ждет аналогичное наказание, то есть штраф в 500 рублей. Ни повышения его величины, ни дополнительных санкций не предусматривается.
При этом в правоприменительной практики РФ встречаются случаи, когда за повторное нарушение выносят более суровое наказание.
В ряд регионов суды приговаривали к административному аресту автовладельцев, которые, как было установлено, продолжали ездить с ненадлежащей тонировкой после предыдущего административного дела, закончившегося штрафом.
Их дело квалифицировали по другой статье КоАП, а именно злостное неповиновение сотруднику милиции.
При этом многие юристы указывают, что статья о злостном неповиновении содержит условие, что оно должно сопровождаться нарушением общественного порядка.
Очевидно, что водитель, которые ранее был остановлен с ненадлежащей тонировкой и приговорен к административному штрафу и затем менее, чем год спустя был снова остановлен с ненадлежащей тонировкой, общественного порядка не нарушает.
Однако стоит иметь в виду, что грозит за тонировку автолюбителю при повторном обнаружении неправильного затемнения и такое наказание, как административный арест, если судья решит применить статью о злостном неподчинении.
Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%. Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол.
Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует. Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.
Как происходит процесс измерения степени тонирования стекол
Согласно приказу МВД №1240 при осуществлении замера светопропускаемости боковых стекол обязательно необходимо соблюдать следующий ряд условий:
- Замер светопропускаемости автомобильного стекла должно осуществляться только на стационарных постах ДПС.
- Замер светопропускаемости на передних боковых стеклах осуществляется исключительно инспектором технадзора ГИБДД (об этом свидетельствует запись в личном служебном удостоверении).
- Осуществляется замер исключительно средствами, предназначенными доя технического диагностирования, которые содержатся в Государственном реестре типа средств измерений, и имеют сертификат соответствия с отметкой о дате последней поверки данного прибора.
- Замер происходит исключительно на чистом и сухом стекле. То есть, никаких замеров в дождливую погоду и грязь быть не должно. Обязательно обратите внимание на датчики, которые фиксируются к стеклу, на них не должно быть наклеено никаких пленок. Если вы считаете, что прибор показывает неточно, вы вправе потребовать повторного замера. В таком случае инспектор обязан пригласить 2 понятых. Где он их возьмет, вас это не касается. Однако если сотрудник ГИБДД будет явно тянуть время с их поиском – это нарушение закона, и вы можете напомнить ему про статью 28.5 КоАП РФ, в которой говорится о неправомерности длительной задержки вашего автомобиля, и скажите ему о своем намерении позвонить в полицию. Если инспектор знает, что действует не по закону, то он вас сразу же отпустит.
Если сотрудник ГИБДД остановил вас с целью произвести замер светопропускаемости стекол, попросите у него действующий сертификат на измерительный прибор и посмотрите, опечатан ли сам прибор. Если сотрудник отказывается предоставить вам сертификат или если он просрочен, вы можете спокойно ехать дальше, по той причине, что замер в подобной ситуации просто невозможен.
Зачастую замер осуществляется портативным прибором «Блик», который работает от прикуривателя автомобиля и точно работает при напряжении в 12 вольт. Можно сказать инспектору, что аккумулятор в вашем автомобиле очень слабый и не может выдавать данную мощность в таком случае инспектору остается подогнать свое авто и подключить прибор к нему.
Также вы должны помнить, что этот прибор можно использовать только при температурном режиме от – 10 до 40 градусов. Замеры необходимо проводить в трех различных точках на стекле, среднее значение и будет считаться показателем светопропускаемости.
Будьте внимательны на каждом этапе замера. Если инспектор допустит в чем-то ошибку, не нужно ему указывать на нее. После того как будет составлен протокол, укажите в нем на все допущенные инспектором ошибки в самом протоколе. Таким образом, вам будет намного легче отстаивать свои права.
Согласно приказу МВД №1240 при замере светопропускаемости бокового стекла обязательно должны быть соблюдены следующие условия:
-
Контроль светопропускаемости стекол автомобиля осуществляется только на стационарном посту ДПС.
-
контроль светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля осуществляется только инспектором технического надзора ГИБДД (об этом есть запись в его служебном удостоверении).
-
Осуществляется только средствами технического диагностирования, которые внесены в Государственный реестр типа средств измерений, имеющие сертификаты соответствия, а также отметку в них о дате последней поверки прибора.
-
Замер производится только при условии чистой и сухой поверхности стекла.
Если объяснить проще, то никаких замеров в дождь и грязь. Обязательно посмотрите датчики, которые крепятся к стеклу, на них не должно быть никаких внешних пленок. Однако, если по-вашему мнению, прибор явно не точен, требуйте повторный замер. При повторном замере инспектор обязан пригласить двух понятых.
Если инспектор ГИБДД решил произвести замер светопропускаемости вашего стекла, следует потребовать у него действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли сам прибор. Если инспектор отказывается показать сертификат или если он просрочен, вы должны поехать спокойной дальше, поскольку замер попросту невозможен.
Зачастую замер производится портативным прибором «Блик». Он подключается к прикуривателю автомобиля и верно работает при напряжении в 12 вольт ( — 0.6 вольт). Скажите инспектору, что Ваш аккумулятор очень слаб и не может выдавать указанную мощность, инспектору придется подогнать свой автомобиль и подключить прибор к нему.
Прибор «Блик» на своем экране показывает количество пропускаемого света, например, если на его экране вы видите цифру 75, значит светопропускная способность вашего стекла 75%, а значит все соответствует техническому регламенту. Следует также помнить, что данным прибором можно пользоваться только при температуре от – 10 до 40 градусов Цельсия. Замеры должно проводиться в трех различных точках стекла, среднее арифметическое число и будет показателем светопропускаемости.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; За Рулем — , 2011. — 352 c.
- Бочко, Алиса Правила дорожного движения для детей / Алиса Бочко. — М.: Питер, 2014. — 338 c.
- Отсутствует ПДД 2017 с фотоиллюстрациями и комментариями. С последними изменениями. / Отсутствует. — Москва: Мир, 2017. — 301 c.
- Исупов, В. П. Пищевые добавки и пряности. История, состав, применение / В.П. Исупов. — М.: Гиорд, 2000. — 176 c.
- Зиманов, Л. Л. Организация государственного учета и контроля технического состояния автомобилей / Л.Л. Зиманов. — М.: Academia, 2017. — 128 c.
- Пятницкий, Л.Н. Безопасность дорожного движения глазами физика / Л.Н. Пятницкий. — Москва: Машиностроение, 2016. — 144 c.
- Гладкий, Алексей Особенности ПДД разных стран мира. Шпаргалка для тех, кто путешествует за рулем / Алексей Гладкий. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 986 c.
Здравствуйте! Представляюсь на нашем портале. Меня зовут Роман Минаев. Я уже более 8 лет являюсь автоюристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.