Содержание
- 1 Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД?
- 2 Документы на фаркоп
- 3 Где получить документы на ТСУ
- 4 В каких случаях устанавливать нельзя?
- 5 На что обратить внимание при покупке фаркопа?
- 6 Как оформить установленный фаркоп?
- 7 Ответственность за неоформленное ТСУ
- 8 Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД?
- 9 Документы на фаркоп
- 10 Где получить документы на ТСУ
Фаркопы – необходимый элемент для установки прицепов на автомобилях. Деталь представляет собой металлический крюк, на котором закрепляется тягово-сцепное устройство (ТСУ). С 2015 года вступил в силу Техрегламент ТР/ТС 018/2011, согласно которому, установка фаркопа приравнивается к модификации автомобиля и требует регистрации в ГИБДД. В то же время, регистрировать нужно не все изменения. В частных случаях установка не подлежит обязательному оформлению.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД?
- Если по документам на транспортном средстве уже установлен фаркоп в заводских условиях, никакой регистрации не нужно. Тяговое устройство, если оно подсоединяется к авто, нужно оформить.
- Если производитель не предусматривал наличия фаркопа на кузове, водители просто приваривают крюк. Этот случай действительно считается модификацией автомобиля и подлежит обязательной регистрации в ГАИ.
Согласно актуальному техническому регламенту таможенного союза, модификации транспортных средств должны соответствовать требованиям безопасности. Чтобы не было проблем с самодельным фаркопом, некоторые автовладельцы покупают заводской крюк. К таким изделиям прикладывают соответствующие документы о безопасности, что упрощает регистрацию.
Регистрировать модификации достаточно трудно. Лучше всего обращаться в ГИБДД заблаговременно, до установки крюка. Если на автомобиле нет заводского фаркопа, установка подразумевает съем бампера, изменение конструкции задней части кузова. Такие усовершенствования достаточно серьезны. Водитель, отказавшийся регистрировать самоделку, рискует получить административное наказание.
Документы на фаркоп
Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:
- Заявление на бланке установленной формы;
- Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
- Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.
После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:
- Карта диагностики автомобиля;
- Договор о покупке прицепа, если есть;
- Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
- Декларация из сервисной мастерской;
- Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
- Заключение экспертизы.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.
Где получить документы на ТСУ
Получать необходимые документы придется в нескольких инстанциях:
- Сертификаты качества предоставляются в комплекте с фаркопами, если автовладелец покупает изделие, произведенное на заводе;
- Самодельные фаркопы нужно дополнительно проверять на соответствие марке автомобиля, характеристикам, заключение можно получить в сервисе или у сотрудников ГИБДД;
- Диагностическую карту также оформляют в сервисных центрах;
- Бланки заявлений выдаются в ГАИ;
- Технические паспорта на авто и прицеп должны быть у водителя на руках;
- Договор на покупку ТСУ и крепежного элемента можно заменить квитанцией и гарантийным чеком.
В каких случаях устанавливать нельзя?
Согласно ПДД, установка фаркопа не допускается в следующих случаях:
- Деталь закреплена на кузове самостоятельно сваркой или самодельными болтами. Без специальной экспертизы использовать фаркоп опасно.
- Изделие уходит далеко за пределы бампера авто. Машины, едущие за таким ТС, рискуют столкнуться с металлическим фаркопом.
- Автомобиль относится к категории грузовых. На них не рекомендуется использовать прицепы, это создает опасность для всех участников движения.
- На фаркоп нет документов. Соответственно, нет уверенности, что изделие соответствует государственным нормативам.
На что обратить внимание при покупке фаркопа?
Главное, что нужно внимательно отследить – наличие документов. Фаркоп обязательно должен быть сертифицирован. К нему прикладываются технический паспорт, сертификат соответствия. Дополнительно следует учесть:
- Подходит ли фаркоп к марке авто;
- Как его нужно будет закрепить на кузове;
- Размеры, вес изделия;
- Соответствие характеристик требованиям государства;
- Подходит ли крюк для соединения с прицепом.
На некоторых марках установка крепежных изделий запрещается. Кроме того, нельзя использовать фаркопы неправильного размера, характеристик. Крепеж не должен мешать передвижению автомобиля, загораживать собой номерные знаки.
Как оформить установленный фаркоп?
Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:
- Через официальный сайт;
- В региональном отделении, если есть;
- Заказным письмом на юридический адрес производителя.
Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:
- Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
- Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
- Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
- Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
- Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.
Ответственность за неоформленное ТСУ
Автовладельцы, эксплуатирующие транспорт с установленным незарегистрированным ТСУ, облагаются административным штрафом в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП). Выше уже говорилось, что возить документы на фаркоп с собой необязательно. Это так. Штрафы назначаются в следующих случаях:
- Изделие не соответствует установленным образцам, самодельное, нет информации о том, что фаркоп зарегистрирован;
- Устройство установлено неправильно или на автомобиле, на котором его установка запрещена (категория В);
- Изделие закрывает обзор водителю или номера автомобиля.
Иногда у водителей получается избежать административного наказания, отделаться только предупреждением.
Как избежать штрафа?
Согласно ст. 12.5 КоАП РФ, наказание в форме предупреждения уместно, если:
- Водитель обязуется зарегистрировать или удалить фаркоп с автомобиля в ближайшее время;
- На кузове установлена съемная модель, которую легко убрать по необходимости;
- Устройство установлено на заводе или на кузове есть заводские крепежи для установки крюка.
Также невозможно наложение штрафа в случаях, когда фаркоп уже зарегистрирован, прошел необходимые экспертизы.
Фаркопы – необходимый элемент для установки прицепов на автомобилях. Деталь представляет собой металлический крюк, на котором закрепляется тягово-сцепное устройство (ТСУ). С 2015 года вступил в силу Техрегламент ТР/ТС 018/2011, согласно которому, установка фаркопа приравнивается к модификации автомобиля и требует регистрации в ГИБДД. В то же время, регистрировать нужно не все изменения. В частных случаях установка не подлежит обязательному оформлению.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД?
- Если по документам на транспортном средстве уже установлен фаркоп в заводских условиях, никакой регистрации не нужно. Тяговое устройство, если оно подсоединяется к авто, нужно оформить.
- Если производитель не предусматривал наличия фаркопа на кузове, водители просто приваривают крюк. Этот случай действительно считается модификацией автомобиля и подлежит обязательной регистрации в ГАИ.
Согласно актуальному техническому регламенту таможенного союза, модификации транспортных средств должны соответствовать требованиям безопасности. Чтобы не было проблем с самодельным фаркопом, некоторые автовладельцы покупают заводской крюк. К таким изделиям прикладывают соответствующие документы о безопасности, что упрощает регистрацию.
Регистрировать модификации достаточно трудно. Лучше всего обращаться в ГИБДД заблаговременно, до установки крюка. Если на автомобиле нет заводского фаркопа, установка подразумевает съем бампера, изменение конструкции задней части кузова. Такие усовершенствования достаточно серьезны. Водитель, отказавшийся регистрировать самоделку, рискует получить административное наказание.
Документы на фаркоп
Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:
- Заявление на бланке установленной формы;
- Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
- Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.
После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:
- Карта диагностики автомобиля;
- Договор о покупке прицепа, если есть;
- Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
- Декларация из сервисной мастерской;
- Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
- Заключение экспертизы.
Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.
Где получить документы на ТСУ
Получать необходимые документы придется в нескольких инстанциях:
- Сертификаты качества предоставляются в комплекте с фаркопами, если автовладелец покупает изделие, произведенное на заводе;
- Самодельные фаркопы нужно дополнительно проверять на соответствие марке автомобиля, характеристикам, заключение можно получить в сервисе или у сотрудников ГИБДД;
- Диагностическую карту также оформляют в сервисных центрах;
- Бланки заявлений выдаются в ГАИ;
- Технические паспорта на авто и прицеп должны быть у водителя на руках;
- Договор на покупку ТСУ и крепежного элемента можно заменить квитанцией и гарантийным чеком.
В каких случаях устанавливать нельзя?
Согласно ПДД, установка фаркопа не допускается в следующих случаях:
- Деталь закреплена на кузове самостоятельно сваркой или самодельными болтами. Без специальной экспертизы использовать фаркоп опасно.
- Изделие уходит далеко за пределы бампера авто. Машины, едущие за таким ТС, рискуют столкнуться с металлическим фаркопом.
- Автомобиль относится к категории грузовых. На них не рекомендуется использовать прицепы, это создает опасность для всех участников движения.
- На фаркоп нет документов. Соответственно, нет уверенности, что изделие соответствует государственным нормативам.
На что обратить внимание при покупке фаркопа?
Главное, что нужно внимательно отследить – наличие документов. Фаркоп обязательно должен быть сертифицирован. К нему прикладываются технический паспорт, сертификат соответствия. Дополнительно следует учесть:
- Подходит ли фаркоп к марке авто;
- Как его нужно будет закрепить на кузове;
- Размеры, вес изделия;
- Соответствие характеристик требованиям государства;
- Подходит ли крюк для соединения с прицепом.
На некоторых марках установка крепежных изделий запрещается. Кроме того, нельзя использовать фаркопы неправильного размера, характеристик. Крепеж не должен мешать передвижению автомобиля, загораживать собой номерные знаки.
Как оформить установленный фаркоп?
Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:
- Через официальный сайт;
- В региональном отделении, если есть;
- Заказным письмом на юридический адрес производителя.
Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:
- Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
- Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
- Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
- Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
- Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.
Ответственность за неоформленное ТСУ
Автовладельцы, эксплуатирующие транспорт с установленным незарегистрированным ТСУ, облагаются административным штрафом в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП). Выше уже говорилось, что возить документы на фаркоп с собой необязательно. Это так. Штрафы назначаются в следующих случаях:
- Изделие не соответствует установленным образцам, самодельное, нет информации о том, что фаркоп зарегистрирован;
- Устройство установлено неправильно или на автомобиле, на котором его установка запрещена (категория В);
- Изделие закрывает обзор водителю или номера автомобиля.
Иногда у водителей получается избежать административного наказания, отделаться только предупреждением.
Как избежать штрафа?
Согласно ст. 12.5 КоАП РФ, наказание в форме предупреждения уместно, если:
- Водитель обязуется зарегистрировать или удалить фаркоп с автомобиля в ближайшее время;
- На кузове установлена съемная модель, которую легко убрать по необходимости;
- Устройство установлено на заводе или на кузове есть заводские крепежи для установки крюка.
Также невозможно наложение штрафа в случаях, когда фаркоп уже зарегистрирован, прошел необходимые экспертизы.
Фаркоп – это тягово-сцепное устройство (ТСУ) предназначенное для жесткого крепления прицепа к автомобилю.
Обязательно ли регистрировать установку устройства в ГИБДД? Когда регистрация не нужна?
Когда можно устанавливать и как узаконить прицепное устройство
- Оборудование фаркопа считается внесением изменений в конструкцию ТС. Эта ситуация требует регистрации изменений в ГИБДД.
- Оборудование фаркопа не считается внесением изменений в конструкцию ТС. В таком случае регистрировать фаркоп не нужно, однако водитель всегда должен иметь при себе документы на ТСУ (см. ниже).
В любом из случаев не допускается самовольная установка оборудования на транспортное средство.
Когда регистрация прицепного устройства не требуется
Пункт 6 техрегламента Таможенного союза № 877 от 2011 года определил, что внесением изменений в конструкцию транспортного средства следует считать установку или исключение из авто составных частей, что не предусмотрено заводом изготовителем и прямым образом влияет на безопасность дорожного движения. Из этого следует, что если завод изготовитель не установил ТСУ на авто, но теоретически предусмотрел такую возможность – регистрация фаркопа в ГИБДД не нужна.
Узнать, предусмотрена ли функция устройства ТСУ на автомобиль можно из 2 источников:
- Руководство (инструкция) по эксплуатации транспортного средства. Если его нет на руках, руководство для своей марки и модели авто можно найти на официальном сайте производителя или официального представителя в России.
- Табличка с VIN-номером ТС. В большинстве случаев на табличках указывают не только сам VIN-номер, но и 4 варианта максимально допустимой массы: 1 цифра – масса самого авто, 2 – масса автопоезда (ТС вместе с прицепом), 3 и 4 – нагрузка на заднюю и переднюю оси. Если на табличке находится только 3 варианта максимально допустимой массы, ТСУ для машины не предусмотрено. Здесь необходимо отталкиваться от автомобиля, а не от фаркопа. Наличие на рынке сертифицированных ТСУ под рассматриваемую модель авто не влияет на решение производителя о допуске оборудования на конкретно взятую машину.
Как правило, дополнительная установка ТСУ разрешается более чем для 90% всех выпускаемых автомобилей.
Требования к установке
Отсутствие необходимости в регистрации ТСУ не означает, что сотрудники ГИБДД будут закрывать глаза на переоборудованное прицепное устройство.
Для подтверждения факта правильности устройства фаркопа водитель всегда должен иметь при себе сертификат соответствия тягово-сцепного устройства. Документ подтверждает, что данную запчасть действительно можно устанавливать на конкретную марку и модель автомобиля.
Сертификат выдается автовладельцу при покупке ТСУ. Если продавец не может представить документ – от покупки следует отказаться. При остановке автомобиля сотрудниками ГИБДД водитель не сможет подтвердить соответствие ТСУ конкретному виду транспортного средства, а значит, это будет считаться самовольным внесением изменений в конструкцию ТС, за что полагается штраф (см. ниже).
В случае утери сертификата (его отсутствия) можно запросить у продавца дубликат документа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Также водителю необходимо иметь при себе акт выполненных работ, предоставленный сертифицированным автосервисом и подтверждающий, что фаркоп был установлен в соответствии с правилами и нормами, определенными производителем.
Сертификат соответствия действителен только при наличии данного акта. Если автовладелец уже давно переоборудовал машину для ТСУ, ему необходимо обратиться в автосервис для проверки качества установки. По итогу, водителю выдадут такой же акт выполненных работ.
Процедура регистрации в ГИБДД
Если заводом изготовителем не предусмотрена функция установки ТСУ на автомобиль, оформлять переоборудование можно только как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Согласно техрегламенту Таможенного союза при этом должен быть соблюден следующий порядок действий:
- Получение предварительного разрешения на установку оборудования. За разрешением необходимо обращаться в отдел технического надзора ГИБДД. Сотрудники ГАИ потребуют предоставить машину к осмотру и выпишут направление на прохождение экспертизы.
- Прохождение экспертизы на предмет возможности установки новой запчасти на ТС. Экспертиза может быть проведена только в испытательной лаборатории, аккредитованной ГИБДД.
- Установка ТСУ на автомобиль. Установка должна производиться в лицензированном автосервисе. По итогу выполнения работ на СТО должны выдать заявление декларацию об установке запчасти.
- Прохождение повторной экспертизы в испытательной лаборатории на предмет соответствия обустроенной запчасти требованиям безопасности дорожного движения.
- Прохождение государственного технического осмотра и оформление диагностической карты.
- Заключительное обращение в отдел технического надзора ГИББДД. С собой необходимо иметь гражданский паспорт, ПТС и СТС, документы на фаркоп (паспорт запчасти) и заявление декларацию. Также сотрудники ГИБДД потребуют предоставить автомобиль к повторному осмотру. По итогу автовладелец получит на руки свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства (СКТС).
- Обращение в отдел МРЭО ГИБДД для перерегистрации транспортного средства. С собой необходимо иметь гражданский паспорт, ПТС, СТС и СКТС. Также необходимо застраховать автомобиль по ОСАГО и заплатить госпошлину в размере 850 рублей: 500 рублей за выдачу нового СТС, 350 р за исправление сведений в ПТС.
Штраф за неправильно установленный фаркоп
Под неправильно установленным фаркопом следует понимать одну из следующих ситуаций.
- На ТСУ нет сертификата соответствия, и установка не была зарегистрирована в ГИБДД как внесение изменений в конструкцию ТС.
- Сертификат соответствия не подкреплен актом выполненных работ от автосервиса.
- Завод изготовитель не предусмотрел возможности устройства ТСУ на автомобиль, и установка не была зарегистрирована в ГИБДД как внесение изменений в конструкцию ТС.
За указанные нарушения водитель может быть наказан предупреждением или штрафом в 500 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 12.5 КоАП России.
Ответственность за повторное нарушение не предусмотрена.
Как продать авто с установленным фаркопом
Закон не устанавливает препятствий по продаже транспортных средств с неправильно установленным ТСУ. Однако в таком случае покупатель не сможет поставить автомобиль на учет в МРЭО ГИБДД, так как установленное ТСУ будет считаться незарегистрированным внесением изменений в транспортное средство. В таком случае у покупателя есть два варианта:
- Демонтаж запчасти.
- Поиск сертификата на фаркоп и получение акта о выполнении работ от лицензированного автосервиса.
Видео
Нужно ли регистрировать прицепное устройство в ГИБДД?
Любой автомобиль – это сложная система, состоящая из взаимно влияющих узлов и деталей. Производитель, разрабатывая конструкцию машины, изначально старается учесть все нюансы, которые влечёт за собой использование каждого отдельного устройства.
Как правило, самовольно вносимые в конструкцию автомобиля изменения приводят лишь к тому, что он становится опаснее в эксплуатации – как для водителя, так и для других участников дорожного движения. Именно поэтому установка дополнительных узлов требует особых процедур, согласования с ГИБДД, а часто – и автотехнической экспертизы.
Здесь следует руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011, который определяет, что внесением изменений в конструкцию будет считаться такой демонтаж узлов или установка не предусмотренных конструкцией ТС, которые будут влиять на безопасность движения по дороге.
Важно: К числу узлов, неправильная установка и эксплуатация которых опасна, относится и фаркоп (или, как он официально именуется в документах, тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля).
Этот узел предназначен для крепления к машине прицепов – и потому в случае его разрушения или внезапного проскальзывания на трассе может оказаться неуправляемо движущийся прицеп, в который могут врезаться другие машины, либо сам он может с ними столкнуться.
Однако относительно фаркопов ситуация с регистрацией является двоякой:
- Для части из них требуется обязательная регистрация и согласование с ГИБДД.
- Но для многих достаточно явочного порядка установки этого узла.
От чего зависит необходимость постановки на учет?
Когда это делать обязательно?
Регистрировать фаркоп необходимо в следующих случаях:
- Если его установка изначально не предусмотрена конструкцией автомобиля. В этой ситуации владельцу машины перед установкой нового устройства может потребоваться проведение экспертизы в сертифицированной лаборатории, которая подтвердит безопасность вносимых изменений.
- Если конструкция автомобиля допускает установку фаркопа, но отсутствуют необходимые документы на этот узел. В частности, такая ситуация может возникнуть при установке кустарно изготовленных фаркопов.
В каких случаях оформлять изменения не обязательно?
Вопросы об установке фаркопа возникали у автовладельцев так часто, что в результате ряд региональных УГИБДД МВД РФ дали в 2016 году официальные разъяснения. Их суть сводится к следующему. Если производителем автомобиля разрешена установка ТСУ, то дополнительной регистрации изменений в конструкцию не требуется.
Однако для этого требуется соблюдение нескольких условий:
- Возможность установки ТСУ должна быть прямо закреплена в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Устанавливаемый фаркоп должен быть сертифицирован производителем.
- Установка производилась в точности по инструкции, предусмотренной производителями как автомобиля, так и ТСУ.
Поэтому, для того чтобы установить фаркоп на автомобиль собственнику потребуется:
- Паспорт на ТСУ с отметками продавца и установщика.
- Заверенная копия сертификата на фаркоп.
- Квитанция об оплате и товарный чек или накладная на устройство.
Эти документы следует хранить в автомобиле и предъявлять инспектору ГИБДД в том случае, если при проверке возникнут вопросы относительно внесённых в конструкцию машины изменений.
При этом если автомобиль новый, то устанавливать фаркоп можно только двумя способами:
- В центре техобслуживания официального дилера.
- В СТО, имеющей соответствующий сертификат соответствия на оказываемые услуги.
Если этого не сделать, то у ГИБДД не будет претензий к ТСУ – однако гарантия на автомобиль будет прекращена.
Важно: Конструкция фаркопа может предусматривать как его постоянное использование, так и установку крепёжного узла непосредственно перед использованием прицепа.
Последний вариант в основном используется на современных автомобилях, произведённых в странах, где использование ТСУ без прицепа запрещено. Разумеется, для такого фаркопа никаких согласований не надо: это штатный узел автомобиля, который может быть как снят, так и установлен.
Как узнать, предусмотрено ли на машине?
Для того чтобы определить, можно ли ставить ТСУ на конкретный автомобиль, следует проделать следующие шаги:
- Взглянуть на нагрузочную таблицу автомобиля. Она размещается в подкапотном объёме либо на одной из стоек автомобиля. Она включает в себя четыре группы цифр, из которых первые две обозначают полную массу и допустимую вместе с прицепом, а последние две – максимум нагрузки на переднюю и заднюю ось. Если второй группы цифр нет, автомобиль конструктивно не предназначен для эксплуатации с прицепом – и потому фаркоп на него лучше не ставить.
- Взглянуть в сертификат соответствия ТСУ, которое предполагается приобрести. Обычно в приложении к сертификату в столбце 2 указан перечень моделей, на которые этот фаркоп можно устанавливать. Если модель автомобиля в нём присутствует – ставить ТСУ можно смело.
- Обратиться за разъяснениями и копиями необходимых документов в автосалон к официальному дилеру. Обычно там имеются данные о том, допустимо ли использование конкретной модели с дополнительной нагрузкой в виде прицепа.
- Запросить данные у фирмы-производителя. Это более долгий, зато абсолютно надёжный вариант. Если компания, которая произвела автомобиль, подтвердит допустимость использования ТСУ (особенно конкретной модели), у ГИБДД не будет оснований придираться и ставить вопрос об административном правонарушении.
Как зарегистрировать ТСУ на авто: правила
В том случае если на легковую машину ставится фаркоп, узаконить его можно следующим образом.
Что потребуется для оформления?
Регистрировать фаркоп в ГИБДД потребуется лишь в том случае, если нет данных о том, что конкретная модель ТСУ одобрена. В этом случае нужно руководствоваться ПДД и ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 1995 г.
Внимание: Если нет данных об одобрении конструкции фаркопа производителем автомобиля, предварительно потребуется подать в ГИБДД заявление на предварительную экспертизу.
В этом случае автоэксперты должны оценить, насколько безопасна будет получившаяся в итоге конструкция и можно ли её выпускать в итоге на автодороги общего пользования.
В этом случае в ГИБДД подаётся:
- Заявление на регистрацию.
- Копию ПТС.
- Технические документы на ТСУ.
- СТС на автомобиль.
Сертификат соответствия на прицепное устройство
В некоторых случаях, когда автопроизводители не давали себе труда описать условия применения ТСУ, но сама установка фаркопа является законной – требуется сертификат, который подтвердит соответствие сцепного узла нормативам.
Сертификат выдаётся:
- Производителем ТСУ.
- Официальным дилером его продукции.
В итоге, если на машине установлен фаркоп, то сертификат на него:
- Можно восстановить заново.
- Можно получить, если ранее он не выдавался.
В первом случае для того, чтобы получить дубликат необходимо обратиться:
- В официальное представительство компании с запросом или хотя бы с копией договора купли-продажи. В основном в офисах продаж обслуживают клиентов, которые приобрели новые автомобили соответствующей марки и столкнулись с трудностями. Однако часто там оказывают помощь всем автовладельцам, в чьей собственности находится автомобиль соответствующей марки.
- На официальный сайт. Часто такого рода документы автоконцерны выкладывают в общем доступе.
- На специализированный интернет-ресурс. Довольно часто пользователи собирают коллекцию нормативных документов. Даже если такие данные и не будут приняты официально – автовладелец будет знать, от чего отталкиваться.
Для этого необходимо обратиться в автолабораторию, имеющую разрешение на проведение соответствующих экспертиз и аккредитованную при МВД РФ. Лишь после того, как оттуда будет получен соответствующий документ, можно говорить об установке нестандартного фаркопа.
Сколько стоит процедура?
Если конструкция автомобиля предусматривает возможность монтажа фаркопа, а на сам узел имеются законно оформленные документы, никакой дополнительной платы не требуется. Достаточно поставить ТСУ и ездить, имея при себе соответствующие документы.
Если же необходимо узаконить изменения, вносимые в конструкцию автомобиля, то потребуется оплата:
- проведения автотехнической экспертизы. Это будет стоить не менее 3 тысяч рублей;
- оплата техосмотра – не менее 400 рублей;
- получение свидетельства о соответствии – не менее 800 рублей;
- изменения в ПТС согласно ст. 333.33 НК РФ – 350 рублей;
- новое СТС – 500 рублей.
Цены приведены ориентировочные.
Что делать, если ТСУ уже установлен без документов?
Если автовладелец уже поставил фаркоп и ему надо лишь узаконить переделку, цены и порядок действий будут те же, что при установке нелицензированного ТСУ. Однако пи этом надо помнить, что в определённых случаях установка будет административно-наказуемым деянием и придётся платить штраф.
Когда запрещено?
Запрет на установку фаркопа существует в двух случаях:
- Когда производитель автомобиля не предусмотрел возможности его использования в качестве тягача – и потому эксплуатация прицепов небезопасна для участников дорожного движения.
- Когда конструкция и крепление фаркопа не обеспечивают безопасности.
В этом случае виновного ждёт штраф в размере от 500 до 5000 рублей согласно ст. 12.5 КоАП РФ.
Регистрация фаркопа – процедура, которая требуется далеко не всегда. Подавляющее большинство автомобилей могут эксплуатироваться в качестве прицепов, но там, где прицепное устройство не соответствует требованиям, могут возникнуть проблемы.
Видео
Посмотрите видео о необходимости регистрации фаркопа:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-52-46 Москва +7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Бадагуев, Б. Т. Безопасность дорожного движения / Б.Т. Бадагуев. — М.: Альфа-пресс, 2012. — 264 c.
- Громаковский, Алексей Всё об экзамене в ГИБДД. Права категорий «А», «В» без проблем / Алексей Громаковский. — М.: Питер, 2010. — 568 c.
- Громаковский, Алексей Экзамен в ГИБДД на категории А, В. 40 новых официальных билетов с комментариями / Алексей Громаковский. — Москва: Огни, 2009. — 906 c.
Здравствуйте! Представляюсь на нашем портале. Меня зовут Роман Минаев. Я уже более 8 лет являюсь автоюристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.