Содержание
- 1 Из каких знаний состоит общение с ГИБДД?
- 2 Что нужно читать среди законов?
- 3 Судебная практика
- 4 Александр Холодов Правовая грамотность Самоучитель для водителей
- 5 Золотые правила каждого водителя
- 6 Главные книги водителя
- 7 Водителя останавливают
- 8 Водителя остановили
- 9 На водителя оформляют протокол
Самоучитель по юридической грамотности для автомобилистов написан правозащитником, автором законопроектов в области дорожного движения, членом Советов «Комитета по защите прав автомобилистов» и «Всероссийского общества автомобилистов» и организации «Добрая планета». В простой и доступной форме изложены минимальные знания, которые должен иметь любой водитель, чтобы его не смогли незаконно обвинить в правонарушениях. Рассказывается, когда за выезд на встречную полосу привлекают незаконно, как не стать жертвой теста на алкоголь, как распознать ложные обвинения в превышении скорости, как обжаловать результаты автоматических радаров, что умалчивают инспекторы ГИБДД, как защитить себя самостоятельно в суде, какие права у водителей. Книга рекомендуется как для самостоятельного прочтения, так и для использования в автошколах, автопарках, на автопредприятиях, практикующими юристами.
Для широкого круга читателей.
Общение с ГИБДД
Общение с сотрудниками ГИБДД включает в себя необходимость знания не только очевидных для этой ситуации ПДД, КоАП и регламента МВД, есть целый ряд изданий, которые «must have» – обязательны к прочтению и без них информации будет недостаточно. Но главное – это практика, можно сказать, периодическое «житьё» в теме и, конечно же, знание практики. Только это позволит идти в ногу с автоправом 2018 года. В статье приводим список источников для чтения, по которым (но не исчерпывающе) написаны статьи АвтоТонкостей, перечень, в составлении которого нам помогали автоюристы и просто эксперты области автоправа.
Из каких знаний состоит общение с ГИБДД?
Это 3 «кита», которые дадут достойное повышение юридической грамотности. Ведь Ваша задача – не быть самым умным, а быть умнее инспектора или судьи, рассматривающего дело. Впрочем, не всё так однозначно – верх грамотности – это умение пользоваться тем инструментом, список которых мы приведём ниже.
Вот эти 3 направления для повышения умения общаться с ГИБДД:
- законодательные нормативно-правовые акты: ПДД, КоАП и другие (список того, что конкретно почитать, ниже),
- обсуждение вопросов ситуаций в дорожном движении, процессуальных тонкостей,
- ознакомление с судебной практикой правоприменения, с трендами в законодательстве.
Что нужно читать среди законов?
Важно всегда читать только действующие редакции таких актов, так как они меняются достаточно быстро и часто.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Итак, обязательно нужно почитать и, что важно, в хронологическом порядке следующие нормативные акты.
Что конкретно читать?
- Главы с 1 по 23,
- дорожные знаки,
- разметку,
- основные положения по допуску и перечень неисправностей автомобиле.
Важно понимать, что нужно также читать пункты, не относящиеся напрямую к водителям, даже если Вы бываете исключительно водителем. Это также важно, как нужно знать как ведёт себя враг, чтобы избежать его нападения.
По дорожным знакам и разметке лучше найти источник с иллюстрациями, нежели сайт Консультант Плюс, на который ведут ссылки выше.
Если Правила – это список обязанностей, то Административный кодекс – перечень того, что будет, если эти обязанности не выполнять. Но не только. КоАП содержит самое важное для умения правильно общаться с ГИБДД в 2018 году – порядок и нормы процессуальных процедур: обжалования штрафов, мер обеспечения, дополнительных административных мер полиции.
Что конкретно читать?
- Главу 12 – здесь содержатся штрафы конкретно за нарушения ПДД и других правовых актов, регулирующих дорожное движение, с комментариями,
- Главу 1 про основы административного права, презумпцию невиновности и почему она не работает в случае камер автофиксации, как работает закон во времени,
- Главу 2 про базу ответственности,
- Главу 3 о том, какие бывают санкции в КоАП,
- Главу 4 о правилах наказаний, сроках и давности привлечения,
- Статью 19.3 о неповиновении требованиям сотрудников МВД,
- Статью 20.25 об уклонениях от наказания,
- Разделы с 3 по 5 – это самый объёмный материал, но, только благодаря этому, Вы сможете узнать практически всё о рассмотрениях дел, документах и в целом об общении с сотрудниками ГИБДД и другими представителями исполнительной власти.
Федеральный закон О безопасности дорожного движения
Читать здесь лучше всё «от корки до корки» – каждая статья имеет отношение к общению с ГИБДД.
ФЗ О полиции
Также важный документ, но читать его полностью не нужно, Вам достаточно будет глав с 1 по 5 включительно, а также главы 10 о методах контроля за полицейскими.
Административный регламент Приказа №664
Это перечень указаний непосредственно для сотрудников ГИБДД (и полиции) при регулировании в том числе дорожного движения. Вопреки одному из мнений, что читать его для повышения грамотности не нужно, так как там всё предписано для инспекторов, можем смело заявить, что обязательно нужно, потому как если не знать обязанностей и ограничения прав сотрудников, то нет никакого смысла в общении с ГИБДД.
Сами пункты содержатся непосредственно в Административном регламенте, неправильно ссылаться именно на Приказ, как многие это делают ошибочно, потому что Приказ только вводит в действие этот самый регламент.
Что желательно почитать?
- ФЗ О регистрации транспортных средств, который скоро вступит в силу, а также Приказ № 1001 о регистрации автомобилей в ГИБДД, действующий на 2018 год.
- Техрегламент, регулирующий правила технической составляющей авто,
- Приказ Минздрава №344Н о проведении медосвидетельствования водителей,
- Постановление правительства №1097 о допуске к управлению и выдаче прав,
- ФЗ о судебных приставах.
Также настоятельно рекомендуем прочитать Гражданский и Уголовный кодексы, но это уже достаточно углублённое и долгое изучение материала, хотя есть и важные тонкости в этих актах. Но всё же, чтобы не тратить месяцы и годы на чтение, лучше разбираться в них по обстоятельствам и конкретным вопросам.
Судебная практика
Её тоже много – точнее, она практически бесконечна. В России на 2018 год сотни тысяч постановлений и решений судов по самым различным вопросам.
Судебная практика именно 2018 года необходима для того, чтобы понимать, как действует то, что Вы прочитали ранее – законные и подзаконные акты – в живом мире судей, принимающих решение по личному убеждению и на основе исследования всех материалов дела.
Сайт судебных актов РФ
Форму поиска лучше настроить соответствующим образом:
- в разделе выбрать Верховный суд для чтения наиболее важных постановлений и решений, либо суды общей юрисдикции для поиска более частных дел,
- статья закона, если Вас интересует конкретный пункт или статья (например, для поиска всех дел по нарушениям пункта 10.1 ПДД, введите «10.1» и выберите появившуюся подсказку,
- даты документа лучше искать наиболее свежие 2018 года, но если Вы ищете материалы судебной практики по конкретной статье или пункту закона, то нужно смотреть, когда вступило в силу последнее изменение по этому пункту (это можно посмотреть на сайте Консультанта, для чего открыть полный документ (ссылка внизу оглавления) и нажать кнопку «Редакции».
Сайт Росправосудие
Ещё одна база актов судебной практики с не менее удобным и гибким поиском по решениям и постановлениям.
Проблема с ним в том, что он иногда бывает недоступным.
Самоучитель по юридической грамотности для автомобилистов написан правозащитником, автором законопроектов в области дорожного движения, членом Советов «Комитета по защите прав автомобилистов» и «Всероссийского общества автомобилистов» и организации «Добрая планета». В простой и доступной форме изложены минимальные знания, которые должен иметь любой водитель, чтобы его не смогли незаконно обвинить в правонарушениях. Рассказывается, когда за выезд на встречную полосу привлекают незаконно, как не стать жертвой теста на алкоголь, как распознать ложные обвинения в превышении скорости, как обжаловать результаты автоматических радаров, что умалчивают инспекторы ГИБДД, как защитить себя самостоятельно в суде, какие права у водителей. Книга рекомендуется как для самостоятельного прочтения, так и для использования в автошколах, автопарках, на автопредприятиях, практикующими юристами.
Для широкого круга читателей.
Содержание:
Александр Холодов
Правовая грамотность
Самоучитель для водителей
Введение
Видео (кликните для воспроизведения). |
В автошколе будущий водитель изучает правила дорожного движения, приобретает минимальные навыки по оказанию первой медицинской помощи, но как общаться с инспектором ГИБДД, какими правами и обязанностями обладает водитель — эти вопросы преподаватели, как правило, обходят стороной. Откуда же водителю об этом узнать?
Зачастую эти знания и навыки начинающий водитель получает от таких же, как он, водителей. Среди них ходит огромное количество баек, слухов и прочих глупостей. Больше половины советов из этого устного народного творчества — бесполезная, а иногда и вредная информация.
Эта книга написана на основе лекций по правовой грамотности, которые проходят в центрах дополнительной подготовки водителей, и может считаться учебным пособием по основам правовой грамотности водителя.
Книга будет одинаково полезна как начинающему водителю (и тому, кто только собирается им стать), так и профессионалу с большим стажем, ведь даже опытные водители иногда испытывают недостаток необходимых знаний.
Весь материал представлен в виде отдельных занятий и разбит на главы. В конце каждой главы приведены ответы на наиболее типичные вопросы по предложенной теме, которые обычно задают слушатели на лекции, поскольку они интересуют большинство водителей.
Глава 1
Законодательство
Как я уже писал ранее, среди водителей бродит огромное количество заблуждений, поэтому чтобы освоить весь материал книги и получить хорошие знания, необходимо выработать у себя два навыка, приведенных ниже в виде правил.
Золотые правила каждого водителя
Если я что-либо утверждаю, не следует верить этому без проверки материала. Людям свойственно ошибаться, а иногда вас могут и специально обманывать. Очень часто слышу от водителей фразу: «Мне один знакомый гаишник сказал, что…». Дальше уже не важно, что говорит водитель, ведь с большой долей вероятности это не правда, а просто «испорченный телефон». Так как же проверить информацию? Для этого существует второе правило.
Я буду стараться дословно цитировать те тексты, на которые ссылаюсь. Если где-то я не вставил цитату, то у вас есть отличная возможность меня проверить. Для этого нужно просто открыть тот документ, на который я ссылаюсь, и прочесть его. Так же следует поступать со всеми высказываниями, которые вы услышите.
Главные книги водителя
Итак, вспомним школьные годы и запишем список литературы, который нам будет полезен. Не пугайтесь, вам не нужно сломя голову бежать покупать эти книжки и изучать их. Достаточно того, что теперь вы будете знать, куда заглянуть, если вдруг потребуется что-либо уточнить, узнать, проверить. Я даже не буду против, если вы прочтете эту главу «по диагонали», но будете к ней возвращаться по мере необходимости.
Первая — святая книга водителя, написанная кровью — Правила дорожного движения. Все знают, когда они менялись? Углубляться в изучение Правил мы не будем, но самое главное — необходимо следить за их актуальностью. Зачастую водитель последний раз заглядывал в Правила еще в автошколе, а если с той поры прошел десяток или больше лет, то некоторые изменения могут оказаться неприятным сюрпризом, особенно когда водитель узнает о них из протокола, выписанного инспектором ГИБДД.
Это вторая главная книга. Она намного толще Правил дорожного движения, но нас в ней интересует не все. Хочу предостеречь: часто можно купить Правила дорожного движения, в которых в самом конце публикуется информация о штрафах. Там же, кстати, приводятся и номера статей. К примеру, статья 12.15 часть 3, часть 1 и т. д. Проблема в том, что все они вырваны из контекста административного кодекса. Ни в коем случае не пользуйтесь различными таблицами штрафов и выписками из кодекса. Во-первых, чаще всего их издатели просто не успевают за изменениями, а во-вторых (и это главное) — им приходится сокращать текст, чтобы выдержать требуемый формат книжки. Вы думаете, его сокращают юристы? Нет, это делают верстальщики, у которых зачастую даже нет водительского удостоверения.
Помимо этого, если вас, допустим, остановили и собираются отправить ваш автомобиль на штрафстоянку, то действительное обоснование вы сможете найти только в полном тексте кодекса, в 27-й главе, а не в 12-й. Точно так же в кодексе написано, что и кто имеет право делать. В основном в кодексе об административных правонарушениях нас будет интересовать 12-я глава и вопросы, косвенно с ней связанные.
Третья важная книга. Этот закон, конечно же, стоит выше прочих различных распоряжений МВД, инструкций, приказов и, уж конечно, слов «А нам начальник приказал…». Если есть вопросы на тему «А имеет ли право сотрудник милиции…», то ответ на него вы, скорее всего, найдете именно в этом законе. Главное — если приказ начальника противоречит закону, то сотрудник милиции должен руководствоваться именно законом, а не приказом. Иными словами, все, что противоречит закону, можно вообще не выполнять.
Четвертая важная книга. Если вам хоть раз приходилось читать протокол, наверняка вы обращали внимание на фразу: «Статья 51 Конституции мне разъяснена». Конституция — это главный документ РФ. Кажется, что этот закон не имеет для нас практической пользы, но это не так. В Конституции записаны как минимум две интересующие нас статьи. Прежде всего, статья 51, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя и против своих близких. Какая же в этом практическая польза? Все очень просто — к примеру, инспектор говорит вам: «Скажи честно — нарушал ли ты ПДД?» Обманывать нехорошо, но и признаваться не хочется. В этом случае можно сослаться на статью 51 Конституции и вообще отказаться отвечать на вопрос.
Другая статья, которая нам интересна — статья 29, позволяющая «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Эта статья отвечает сразу на все вопросы законности применения вами любых фото- и видеокамер, диктофона, видеорегистратора и других способов получения и сохранения информации (вернее, уже доказательств). Инспекторы обычно не любят, когда их фотографируют и говорят, что это нарушение закона. Но вы помните, что Конституция нам это разрешает.
Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?
В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.
В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.
Водителя останавливают
Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:- Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
- Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
- Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
- Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
- Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
- Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
- Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
- Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.
Иные случаи остановки
Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.
Водителя остановили
Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.
Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:
- Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
- При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
- Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
- В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
- В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
- При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.
Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД
На водителя оформляют протокол
Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Протокол за превышение скорости
Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
Протокол за загрязненные знаки
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Протокол за непристегнутый ремень
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».Видео (кликните для воспроизведения). |
Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
Источники:
- Саладини Harley Davidson. Сто лет вместе на дороге жизни / Саладини, Сцимезак Альберт; , Паскаль. — М.: АСТ, 2011. — 328 c.
- Извекова, Н.А. Правила дорожного движения / Н.А. Извекова. — М.: Просвещение; Издание 11-е, 2013. — 282 c.
- Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. — М.: За рулем, 2016. — 352 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 9 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.