Содержание
- 1 Обоюдная вина: что это значит?
- 2 Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей
- 3 Как оформлять ДТП при «обоюдке»?
- 4 Как доказать обоюдную вину в суде?
- 5 Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей
- 6 Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?
- 7 Нормативная база и понятие обоюдной вины
- 8 Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД
- 9 Как возмещается ущерб
- 10 Обжалование обоюдной вины ДТП
Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.
Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?
Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.
Обоюдная вина: что это значит?
Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).
Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.
Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.
В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:
- какое правило было нарушено;
- какая ответственность предусмотрена за это законом.
Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.
Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей
Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.
При вине обоих водителей в ДТП выплаты по ОСАГО в 2019 году производятся на основании ст. ФЗ-№12 п. 22. Данный нормативно-правовой документ даёт право на получение возмещения обоим провокаторам аварии.
При этом стоит помнить, что существуют 2 степени вины:
- равная;
- различная.
Чтобы избежать различных сложностей в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно вести себя при ДТП и грамотно оформить все необходимые документы.
Также стоит учитывать, что не все нарушения ПДД служат основанием для признания судом обоюдной вины.
К примеру, если один из участников выехал на встречную полосу, а второй – был не пристёгнут, виновным будет признан только первый из них. Суд всегда руководствуется принципом разумности.
Видео: Обоюдная вина в ДТП
Как оформлять ДТП при «обоюдке»?
Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:
- Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
- Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
- Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
- Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
- Не берите сразу же вину на себя.
- При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Если вы уверены, что вина второго участника больше, чем ваша, непременно обращайтесь в суд и добивайтесь там установления степени вины. Иначе страховые компании возместят обеим сторонам лишь 50% суммы.
В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.
При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2019 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.
Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:- Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
- Протокол.
- Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).
В протокол заносятся следующие данные:
- расположение ТС после ДТП с включением схемы;
- результаты замеров от контрольных точек до машин;
- описание видимых повреждений на автомобилях;
- объяснения участников аварии.
Как доказать обоюдную вину в суде?
Каждый судебный процесс индивидуален, его ход зависит от конкретных обстоятельств дела. Но в случае с ДТП по обоюдной вине можно дать общие рекомендации водителям.Самое важное – доказать, что нарушения правил были допущены обоими участниками. В качестве доказательств нужно использовать справки, протоколы и постановления ГИБДД, вынесенные по результатам дела.
Могут привлекаться и показания свидетелей, сделанные вами фото и видеозаписи с места аварии, указывающие на расположение машин после ДТП, степень повреждения и пр.
Помните, что суд учитывает не только действия участников ДТП, но и другие обстоятельства дела. К примеру, участник процесса в ходе доказательств своей позиции может сослаться на погодные условия в момент аварии и состояние дорожного полотна.
Правда, этот факт должен быть подкреплён справкой из местного центра гидрометеорологии.
Важны также и профессиональные знания, поэтому стоит получить экспертное заключение: оценочное, автотехническое, и т.д. Можно даже вызвать экспертов в суд, особенно в том случае, если у вашего оппонента есть возражения.
Никакие прежние доказательства для суда определённой силы не имеют, поскольку суд исследует их одновременно, определяя степень виновности по совокупности обстоятельств.
Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей
При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.
Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».
Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.
Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.
Как рассчитывается размер возмещения?
Согласно п. 22 ст. ФЗ-№12, страховые компании должны выплачивать сумму ущерба пропорционально степени вины водителя.К примеру, если водитель признан судом виновным на 60%, то ему выплатят только 40% от суммы понесённого им ущерба, а второму участнику выплатят 60% от суммы, требующейся на ремонт его авто.
Однако судебная практика показывает, что выплаты по ОСАГО при «обоюдке» чаще всего распределяется в одинаковых долях между обоими виновниками аварии.
Суды опираются на п. 2 ст. 1083 Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной.
Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.
Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет.
Можно ли выбрать способ возмещения?
С 27.04 2019 года действуют поправки к закону, касающемуся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители вправе получить денежное возмещение вместо ремонта.
Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.
Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.
Процесс получения выплаты
Если обоих участников аварии устраивает получение 50% возмещения, то в суд можно не обращаться.В этом случае отправляйтесь в страховую компанию сразу, как получите из ГИБДД документы с указанными нарушениями со стороны каждого из участников ДТП.
Если вас не устраивает половинчатое возмещение, то необходимо:
- Уведомить страховщика о ДТП.
- Дождаться решения суда с установленной мерой виновности каждого участника.
- Получить компенсацию по постановлению в размере, пропорциональном вине.
Судебный процесс занимает обычно несколько месяцев, поэтому в суд стоит обращаться, если:
- По мнению автоинспекции, нет ни одного виновника.
- Большая степень вины одного из участников очевидна.
- Ущерб серьёзный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.
Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?
Страховщик может вынести мотивированный отказ в выплате возмещения.
Наиболее частые причины отказа:- Один из участников не был вписан в страховку ОСАГО.
- Участник ДТП управлял автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения.
- Один из виновных обжаловал вынесенное судом решение.
- Виновный сбежал с места ДТП.
Так, если в ваше авто въехал сын собственника другой машины и он не вписан в полис, страховщик может отказать в рассмотрении документов. В этом случае напомните сотруднику компании о п. 1 ст. ФЗ — №14.
Согласно закону, право требования переходит к причинившему вред лицу. На основании данного положения страховщик обязан выплатить возмещение.
Во втором случае, когда один из участников был под воздействием алкоголя, действует то же правило. Аналогичным образом поступайте, если виновник покинул место ДТП.
Если ваш оппонент обжаловал решение суда, то страховая компания вправе приостановить процедуру выплаты, но ни в коем случае не отказать.
Невозможно получить возмещение по ОСАГО только в том случае, если не может быть установлена личность виновника.
Поэтому хочется порекомендовать всем водителям быть аккуратнее на дороге и всеми силами стараться не нарушать ПДД.
Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.
Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.
Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.
Нормативная база и понятие обоюдной вины
Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.
По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.
Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.
Правовое регулирование
В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.
В перечень нормативно-правовых актов входят:
- Правила дорожного движения.
- Закон об ОСАГО.
- ГК РФ.
- КоАП РФ.
В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.
Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.
Когда вина при ДТП признается обоюдной
Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.
К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.
Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.
Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД
Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.
Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.
Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.
Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД
Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.
На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.
Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД
Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.
Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.
Шаг третий – документальное оформление нарушения
Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.
Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.
Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.
Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.
Как возмещается ущерб
Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.
Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.
А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.
Обоюдная вина и европротокол
Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.
Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.
Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).
Возмещение по ОСАГО
ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.
Важно понимать лишь нюансы:
- априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
- если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
- если участников несколько, выплата делится на всех.
При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.
Выплаты КАСКО
Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.
В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.
Когда есть пострадавшие
В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.
Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.
Если нет страховки
Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.
Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.
Обжалование обоюдной вины ДТП
Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.
Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.
Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.
Способы доказывания степени вины
Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.
Виды экспертиз:
- трассологическая;
- автотехническая;
- на алкогольное/наркотическое опьянение;
- психоневрологическая;
- метеорологическая.
Примеры судебной практики
Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.
К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.
Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.
Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.
К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.
Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.
Рекомендации участникам дорожного движения
Главное правило на дороге говорит – не бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.
В связи с этим, основные рекомендации таковы:
- Быть внимательными.
- Не надеяться на то, что другие водители будут двигаться по правилам.
- Прежде чем совершить «правильный» маневр, необходимо убедиться, что он понятен другим участникам дорожного движения.
- При аварии не покидать места происшествия и совершить все предусмотренные законом действия.
- При несогласии с фактом или степенью вины оспаривать ее в судебном порядке.
- Не мириться с отказами страховщиков в выплате и добиваться ее через суд.
При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.
Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.
ДТП всегда является результатом воздействия каких-либо внешних факторов: от неблагоприятных погодных условий до несоблюдения ПДД и поломки автомобиля. Чаще всего виноватым в ДТП является один из водителей. Но бывает и так, что виновными оказываются оба или даже несколько автолюбителей. Как в этом случае осуществляется страховая выплата по ОСАГО, и кто платит за нанесенный ущерб?
Что значит обоюдное ДТП
Официального документа, в котором было бы прописано понятие обоюдной вины при аварии на дороге, не существует. По логике, обоюдное ДТП — это ситуация, когда в произошедшем происшествии есть та или иная степень вины обоих (или нескольких) водителей. Складывается парадоксальное положение: каждый из автолюбителей одновременно является и виновным и потерпевшим.
Двухсторонняя вина признается в следующих случаях:
- определение чьей-либо виновности в силу каких-либо причин не представляется возможным;
- при разборе обстоятельств дорожного инцидента отчетливо прослеживается вина каждого из водителей;
- обе стороны аварии при оформлении европротокола письменно признают взаимную виновность.
Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей
Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.
Степень вины может быть классифицирована следующим образом:
- Равная вина.
При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:
- нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
- причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
- нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.
Необходимо, чтобы существовала очевидная связь между отступлением от норм ПДД и аварией.
Например: водитель №1 проехал на красный свет и столкнулся с машиной водителя №2, который не имел право управлять автомобилем. Налицо нарушение ПДД со стороны обеих сторон, но причиной ДТП стало именно нарушение правил водителем №1. Следовательно, в данном случае нет обоюдной вины.
- Вина различной степени.
Как правило, при судебном разбирательстве суммируются все нарушения ПДД, которые были допущены и затем стали причиной аварии, отдельно по каждой стороне дорожного инцидента. Итогом становится решение о степени виновности участников ДТП в процентном соотношении.
Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине в 2019 году
Выплаты по ОСАГО за причиненный в результате дорожного инцидента ущерб осуществляются согласно действующему законодательству, а именно — Федеральному Закону (ФЗ) № 40-ФЗ. Ущерб, полученный при аварии, в которой виноваты оба водителя, возмещается исходя из этих же принципов.
В статье 12 (п. 1) указанного ФЗ сказано:
«Потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».
12 статья ФЗ № 40 регламентирует основные моменты осуществления страховых выплат в результате ДТП с двухсторонней виной. Рассмотрим их подробней:
- при признании за участниками аварии взаимной вины, СК обязана произвести возмещение ущерба согласно степени виновности каждой из сторон инцидента;
- если потерпевшее ТС получило ущерб при аварии сразу от нескольких автомобилей, то сумма возмещения ущерба будет разделена между СК, где по ОСАГО застрахованы водители данных ТС (пропорционально степени вины);
- СК, которая провела выплату страхового возмещения, вправе выставить регрессное требование к виновнику дорожного происшествия в следующих ситуациях (ст. 14 ФЗ № 40-ФЗ):
- в действиях виновного был умысел;
- виновный был в состоянии какого-либо вида опьянения;
- виновный не имел права управлять ТС, которое причинило ущерб пострадавшему или его имуществу;
- виновный уехал с места происшествия;
- виновный не был вписан в полис ОСАГО;
- виновный использовал ТС вне страхового периода;
- виновный при оформлении ДТП по европротоколу не передал СК извещение об аварии в 5-дневный срок;
- виновный, оформивший аварию по европротоколу, начал ремонт или утилизацию своего ТС ранее 15-дневного срока с момента аварии;
- виновный при оформлении полиса ОСАГО передал страховщику недостоверные сведения.
Все действия страховых компаний, связанные со страховыми выплатами при двухсторонней виновности водителей, должны осуществляться в соответствии с указанной статьей ФЗ. В ином же случае гражданин, независимо от степени вины, вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
Например, ДТП произошло по обоюдной вине: водитель № 1 превысил скорость, а водитель № 2 был пьян, нарушил разметку, и в результате произошла авария. Страховая виновного водителя № 2 обязана возместить потерпевшему водителю № 1 ущерб в доле, установленной судом. Но потом эта СК вправе предъявить регрессное требование к своему клиенту, находившемуся пьяным за рулем.
Порядок действий водителей при «обоюдке»
Чтобы степень виновности и нанесенный ущерб при «обоюдке» были правильно оценены, чтобы правомерно и объективно была рассчитана страховая сумма возмещения, участники аварии должны четко соблюдать определенный порядок действий, который прописан в ПДД.
Водителям необходимо:
- Остановить автомобиль и не уезжать с места ДТП до приезда сотрудников ГИБДД.
- Выставить на дорожное полотно знак аварийной остановки и включить аварийные световые сигналы.
- При выходе из машины в темное время суток необходимо надеть куртку или жилет-накидку со светоотражающими элементами (п. 2.3.4 ПДД).
- Вызвать патруль ГИБДД и бригаду скорой помощи (при необходимости).
- Оказать первую помощь пострадавшим.
- Не убирать и не трогать осколки, детали от пострадавших ТС.
- Известить свою СК (по возможности), указав, что причиной происшествия стала двухсторонняя вина.
- Максимально полно зафиксировать обстоятельства аварии: выключить видеорегистратор (при наличии), чтобы в памяти устройства сохранилась запись момента ДТП и сфотографировать и (или) снять на видеокамеру телефона или иных устройств (при наличии) обстановку на месте происшествия.
- Опросить свидетелей, записать их показания и личные данные (при их согласии).
- Внимательно изучить протокол и схему дорожного происшествия, оформленные представителями ГИБДД. Если есть моменты, которые являются спорными, то это необходимо указать в протоколе, прежде чем подписывать. В протоколе должна быть отражена такая информация:
- Схема расположения ТС после аварии;
- Расстояния от точек отсчета;
- Описание нанесенных повреждений автомобилям участников инцидента;
- Описание травм, причиненных людям (при наличии);
- Объяснение сторон ДТП;
- Показания свидетелей.
- Детально изучить Постановление об административном правонарушении. В нем обязательно должны быть указаны конкретные статьи КоАП, которые были нарушены.
«Водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию, обязаны заполнить бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, независимо от оформления документов прибывшими на место дорожно-транспортного происшествия сотрудниками полиции.
При отсутствии разногласий в обстоятельствах причинения вреда и дорожно-транспортного происшествия, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств осуществляется совместное заполнение двумя водителями одного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» (п. 3.5 «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).
Кроме того, можно вызвать аварийных комиссаров (либо независимых, либо от СК). Назначение данной службы — максимально полно защищать интересы своего клиента.
Стоит немного подробней остановиться на моменте документальной фиксации последствий аварии (фото и видеосъемка). Что и как нужно запечатлеть:
- ТС, участвовавшие в ДТП, со всех сторон, чтобы были видны государственные номера автомобилей и детали дорожной обстановки: разметка, указатели, светофоры и т. д.;
- детали автомобиля, осколки стекол, зеркал, которые оторвались от машины во время аварии;
- тормозные пути автомобилей (если они видны);
- общий вид места происшествия.
После аварии с официально признанной обоюдной виной, водителю необходимо обратиться свою СК, с которой был заключен договор ОСАГО и выдан соответствующий полис. Это нужно сделать в 10-дневный срок после ДТП по стандартному варианту и в 5-дневный — при оформлении европротокола.
Если в ДТП виновны оба водителя и их вина признана равной, то СК выплатит каждому из участников происшествия по 50% от суммы ущерба. Если существует вероятность, что вина противоположной стороны больше, то стоит подавать исковое заявление в суд. Как уже говорилось ранее, степень виновности можно установить только в этой инстанции.
Чтобы в суде доказать, что степень вины другого участника дорожного происшествия больше, водителю следует:
- Убедить суд, что вина является обоюдной. В качестве доказательств могут выступать протокол и Постановление об административном правонарушении, в котором прописаны пункты ПДД, которые нарушили оба водителя. Кроме этих документов следует предъявить фото и видео с места аварии, устные или письменные показания очевидцев.
- Доказать судье, что нарушение ПДД было спровоцировано внешними факторами, например, обледенением дорожного полотна, туманом и прочими неконтролируемыми обстоятельствами. Факт неблагополучной погодной обстановки должен быть подтвержден справкой из метеоцентра.
- Указать на заключение независимых экспертиз по оценке нанесенного ущерба или характера повреждений. Вывод экспертизы может быть представлен в письменном виде или же со слов присутствующего на суде эксперта.
- Настаивать, в зависимости от обстоятельств ДТП, на проведении независимых экспертиз:
- трасологической;
- автотехнической;
- гидрометеорологической.
Расклад выплат страхового возмещения после автопроисшествия с обоюдной виной таков: чем меньше вина водителя, тем большую в процентном отношении (в сравнении с противной стороной аварии) сумму он получит.
Например, суд доказал, что доля вины водителя №1 = 70%, а водителя №2 = 30%. Следовательно, водитель №1 получит 30% от суммы ущерба, а водитель №2 — 70%. Рассмотрим данный пример в цифровой интерпретации: к примеру, ущерб автомобилю водителя № 1 причинен на 50 тысяч рублей, следовательно, ему возместят лишь 15 тысяч рублей. Ущерб, причиненный машине водителя № 2, оценивается в эту же сумму. СК выплатит ему 35 тысяч рублей.
Если же в ходе судебного разбирательства вина признана двусторонней, но не удается установить степень виновности каждого водителя, то суд признает её равной. Об этом говорится в ст. 12 (п. 22) ФЗ № 40-ФЗ:
«В случае если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».
Если судом установлена разная вина участников дорожного инцидента, то тогда водители должны представить в свою страховую решение суда в форме исполнительного листа. Исходя из этого документа и будут проводиться страховые выплаты. Об этом сказано в ст. 12 (п. 22) ФЗ № 40-ФЗ:
«Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована».
Существует еще один вариант исхода судебного разбирательства: суд не сможет определить виновника аварии или же установить обоюдную вину. В этом случае страховщики вправе отказать в страховом возмещении всем сторонам ДТП.
Форма возмещения ущерба при обоюдном ДТП
С апреля 2017 года законодательством установлено, что страховое возмещение при обоюдной вине может быть проведено только в денежном выражении. Если же гражданин имеет намерение потребовать у своей СК восстановление автомобиля, то ему будет нужно доплатить за ремонт самостоятельно. Например, ущерб после обоюдного ДТП составляет 100 тысяч рублей, степень виновности водителя установлена судом как 70%. Следовательно, ему выплатят 30% от 100 тысяч, т. е. 30 тысяч рублей. Таким образом, чтобы машину восстановили, гражданин должен будет доплатить 70 тысяч рублей.
Судебная практика
Судебная практика при обоюдной вине водителей изобилует самыми разными случаями. Приведем несколько примеров.
Пример первый:
Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле, превысил допустимую скорость и врезался в задний бампер машины, двигающейся впереди. В ходе выяснения деталей происшествия выяснилось, что гр. Петров, находившийся за рулем пострадавшего авто, разговаривал по мобильному телефону без специальной гарнитуры, т. е. держал телефон в руке. Таким образом, оба водителя нарушили ПДД.
Суд в результате расследования установил, что вина гр. Петрова не могла спровоцировать конкретное ДТП, следовательно, вина за аварию полностью ложится на гр. Иванова.
Вина не была признана судом обоюдной. Поэтому гр. Петрову будет выплачено возмещение за причиненный ущерб в полном объеме.
Пример второй:
Гр. Сидоров, двигаясь на машине по автотрассе со значительным превышением скорости, врезался в стоящий на дороге автомобиль. В результате выявления обстоятельств ДТП выяснилось, что гр. Капин (водитель стоящей машины) остановил ТС из-за поломки автомобиля, но не выставил знака аварийной остановки и не включил аварийные огни.
Следовательно, в произошедшем ДТП виновны обе стороны происшествия. Гр. Сидоров превысил скорость, а гр. Капин не выполнил действия, предписанные при аварийной остановке на дороге.
Суд установил, что вина водителей в данной ситуации различной степени, причем вина гр. Сидорова гораздо выше. Если бы он двигался с допустимой скоростью, то успел бы вовремя остановиться. Суд установил степень вины: гр. Сидоров — 70%, гр. Капин —30 %.
Пример третий:
Гр. Птицын выехал на перекресток со второстепенной дороги, и затормозил, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Гр. Гришин ехал на авто по главной дороге со значительным превышением скорости. Подъезжая к перекрестку, он не успел затормозить и врезался в автомобиль гр. Птицына.
В итоге судебного разбирательства действия обоих водителей были квалифицированы как действия, непосредственно приведшие к столкновению, и установлена равнозначная степень вины (50%/50%).
Оформление ДТП по обоюдному согласию
ДТП с обоюдной виной может быть оформлено двумя способами:
- посредством оформления происшествия сотрудниками ГИБДД;
- оформлением европротокола.
Рассмотрим каждый из вариантов.
При оформлении автопроисшествия сотрудниками ГИБДД в протоколе обязательно прописывается, что вина обоюдна, и Постановление об административном правонарушении выписывается на каждого участника инцидента. При этом прописывается, какие именно пункты ПДД были нарушены. Только при наличии указанных документов вина официально признается обоюдной. Напомним, что нарушение ПДД является административным правонарушением.
Если стороны дорожного происшествия пришли к обоюдному согласию о равности их вины и при этом соблюдаются определенные условия, то водители вправе не вызывать сотрудников ДПС, а самостоятельно оформить европротокол.
Условия, при которых это возможно сделать:
- в аварии участвовали не более 2 ТС;
- в аварии не пострадали люди;
- ущерб нанесен только ТС, но не прочему имуществу физических или юридических лиц. Например, если в результате аварии с обоюдной виновностью автомобиль сбил дорожный знак, или торговую палатку около дороги, то в этом случае оформление европротокола будет недействительным;
- все участники ДТП имеют действующий полис ОСАГО или полис «Зеленая карта» (для автомобилей с зарубежной регистрацией);
- сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (с 01.06.2018 года, ранее — 50 тысяч рублей).
В ситуации с ДТП по обоюдной вине страховые компании выплатят своим клиентам по 50% от максимальной суммы нанесенного ущерба, т. е. не больше 50 тысяч рублей, если ущерб будет оценен в 100 тысяч.
Оформление обоюдного ДТП по европротоколу при выполнении описанных выше условий является законным, ущерб подлежит компенсации страховыми компаниями в установленной законом пропорции 50/50. Оформление европротокола выполняется на бланке извещения о ДТП, который выдается СК при заключении договора обязательного автострахования и выдаче полиса ОСАГО.
Скачать образец бланка
Краткое резюме
ДТП с установленной обоюдной виной — это один из вариантов страхового случая, поэтому ущерб от подобного дорожного происшествия подлежит возмещению со стороны страховщиков. Вина за ДТП разделяется в процентном соотношении между участниками аварии. Выплата страхового возмещения производится исходя из установленной степени вины. Степень вины устанавливается судом.
Обоюдная вина в ДТП
Обоюдка присутствует, когда нарушения ПДД допущены всеми участниками происшествия и эти нарушения явились причиной аварии. Не каждое нарушение правил определяет виновность в ДТП. Например, пьяный водитель может соблюдать все требования и стать участником столкновения по вине другого водителя, проехавшего на красный свет. Или водитель выехал на перекрёсток и резко остановился, а двигавшийся за ним водитель, нарушив правила светофора, допустил столкновение со впереди стоящим транспортом.
ГИБДД не устанавливает виновность в ДТП, а лишь выявляет и фиксирует допущенные нарушения. В большинстве случаев документы ГИБДД являются определяющими при установлении виновности и служат основными доказательствами вины. Разбираться в каждой ситуации придётся индивидуально и, скорее всего, в суде.
Оформление нарушений при обоюдном ДТП
Нарушение ПДД несколькими участниками почти всегда вызывает споры об обстоятельствах происшествия и виновности. До 01.10.2019 года действует прежний порядок, согласно которому при разногласиях в оценке события вызов ГИБДД обязателен.Как будут разрешаться спорные вопросы после октября 2019 г., пока не совсем понятно.
При выявлении нарушений со стороны всех или нескольких участников инспектор осуществляет производство в отношении каждого в общем порядке:
- схема ДТП, протокол, разбирательство, постановление — если характер нарушения предполагает производство и админ. ответственность;
- схема ДТП, определение — если админ. ответственности за нарушение нет.
В сложных случаях проводится тех- или медэкспертиза, другие процессуальные действия. В итоге каждый участник должен получить на руки документы, подтверждающие нарушение ПДД как им самим, так и другими участниками.
Установление вины и выплата по ОСАГО
Для получения страховки ОСАГО со всеми документами обращаются в страховую компанию (СК) виновника. Если участники ДТП не имеют между собой разногласий, приняли обоюдное решение и признают вину каждого в равной степени, выплаты осуществляются в равных долях.Сложнее, когда не достигнуто обоюдное согласие, т.е. кто-то из водителей оспаривает виновность полностью или считает себя виновным в меньшей степени. Полномочиями по установлению вины в причинении ущерба (соответственно и виновного в ДТП) наделён только суд.
Сложность заключается в том, что специальной судебной процедуры по определению вины нет — нельзя обратиться с иском о признании гр-на А. виновным в аварии. Вина устанавливается в рамках искового производства о возмещении ущерба (выплате страховки), а это означает, что сначала право на получение страховки должно быть нарушено. Нарушение права выражается в отказе в выплате (или невыплате в установленный срок). С другой стороны, без решения суда страховщик обязан возместить ущерб в равных долях и готов это сделать, что исключает нарушение прав потерпевшего.
Практически имеется 2 варианта разрешения ситуации.
Вариант 1:
- Подача документов в СК.
- Получение причитающейся доли страховки.
- Претензия в СК на неполученную часть.
- Отказ СК в доплате.
- Суд.
Вариант 2:
- Подача документов в СК и одновременно предъявление претензии на полную выплату.
- Отказ СК с разъяснениями о невозможности полной выплаты.
- Суд.
Второй путь короче, но до решения суда никаких выплат, скорее всего, не будет.
Суд и получение страховки
При несогласии с виной или равной степенью вины в происшествии, готовиться к суду следует с момента аварии. Для этого после ДТП следует:- Сделать как можно больше фотографий с места происшествия: зафиксировать расположение машин в различных ракурсах и с привязкой к месту, повреждения, осыпи осколков и грязи, тормозные следы и пр., провести обзорную видеосъемку.
- Установить возможных свидетелей (пешеходы, проезжающие мимо водители), проверить, не просматривается ли место аварии уличными камерами.
- Заявить сотруднику ГИБДД о несогласии с виной, указать на это в протоколе.
Все доказательства в пользу своей позиции представляются в суд. В решении будет отражена степень вины каждого в процентах. Обычно устанавливается равная вина по 50%, но нередко определяют неравнозначную вину: 30% на 70%, 20% на 80% и т. д. Страховку выплачивают пропорционально степени вины.
Судебная практика — пример (фабула дела): На перекрёстке водитель З. поворачивал направо и допустил нарушение правил проезда перекрёстка (п. 8.6 ПДД) — при выезде с пересечения дорог ТС неминуемо оказалось бы на встречной полосе. Водитель А., совершавший поворот налево, занимал свою часть дороги, но столкновения не удалось избежать. Водитель А. был нетрезв. З. был привлечён к ответственности за неправильный проезд перекрёстка, А. — за управление в нетрезвом состоянии.
Обоим водителям страховщики отказали в выплате: З. потому что причиной аварии стал неправильный проезд перекрёстка, А. — в связи с недоказанностью вины З. (З. отменил постановление ГИБДД). Оба водителя пошли в суд. Мировой отказал обоим водителям, апелляция установила обоюдную вину участников в 50% и взыскала со страховщиков по половине ущерба каждому.
Оспаривание виновности в суде или сведение к обоюдке требует специальных знаний и опыта. При твердом намерении доказать свою правоту лучше воспользоваться услугами юриста.
Полезное видео
Здесь рассказывается о порядке выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП:
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-60-72 доб. Москва
+7 (812) 426-14-07 доб. Санкт-Петербург
+7 (800) 500-27-29 доб. Остальные регионы
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Барбакадзе, Андрей Я учусь водить автомобиль / Андрей Барбакадзе. — М.: АСТ, 2016. — 291 c.
- Харченко, Сергей Григорьевич; Дымов Денис Евгеньевич Европейское Законодательство В Области Обеспечения Промышленной Безопасности / Евгеньевич Харченко Сергей Григорьевич; Дымов Денис. — Москва: ИЛ, 2012. — 965 c.
- Громаковский, Алексей Билеты для экзамена в ГИБДД с комментариями. Категории С и D / Алексей Громаковский. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2010. — 122 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 9 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.