Содержание
Определен новый общий порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического)
Общие положения
С 26 марта 2016 года вступил в силу приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41390).
Действие приказа распространяется на все случаи проведения медицинских освидетельствований на состояние опьянения с единой формой акта медицинского освидетельствования.
Так, Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный настоящим приказом определяет порядок освидетельствования:
1) лица, которое управляет транспортным средством;
2) лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;
4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения;
5) работника, появившегося на работе с признаками опьянения;
6) безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения;
7) самостоятельно обратившегося совершеннолетнего гражданина, несовершеннолетнего старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетнего, приобретшего в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста;
8) несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет (за исключением случая, установленного подпунктом 9 настоящего пункта, а также установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);
9) несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);
10) гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы и шаткость походки;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.
Порядок проведения освидетельствования
Освидетельствование гражданина начинается с установления личности освидетельствуемого, она может быть установлена на основании документа, удостоверяющего личность, а при его отсутствии — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лица.
Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном порядке.
Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 — 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха.
При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится.
После проведения исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения.
Такими клиническими признаками являются:
I. Изменения психической деятельности
1. Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции.
2. Заторможенность, сонливость или возбуждение.
3. Эмоциональная неустойчивость.
4. Ускорение или замедление темпа мышления.
II. Изменения вегетативно-сосудистых реакций
5. Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз.
6. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.
7. Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.
8. Учащение или замедление дыхания.
9. Тахикардия или брадикардия.
10. Сужение или расширение зрачков.
11. Вялая реакция зрачков на свет.
III. Нарушения двигательной сферы
12. Двигательное возбуждение или заторможенность.
13. Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.
14. Неустойчивость в позе Ромберга.
15. Ошибки при выполнении координаторных проб.
16. Тремор век и (или) языка, рук.
17. Нарушения речи в виде дизартрии.
При медицинском освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
При медицинском освидетельствовании иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, указанных выше, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.
Оформление результатов медицинского освидетельствования
На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования:
1) установлено состояние опьянения;
2) состояние опьянения не установлено;
3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.
Медицинское заключение «установлено состояние опьянения»:
1. В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
2. В случае освидетельствования иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено»:
1. В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.
2. В случае освидетельствования иных лиц при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
Медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался»:
1 отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);
2 отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований;
3 фальсификации выдоха;
4 фальсификации пробы биологического объекта (мочи).
Управление автомототранспортными средствами в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) может привести к причинению вреда как движимому имуществу, так и людям.
За данное правонарушение предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Факт нахождения водителя в состоянии опьянения доказывается медицинским заключением, выданным после прохождения освидетельствования.
Как прописано в законодательстве
- ПДД. Пунктом 2.3.2. данного документа установлена обязанность прохождения медицинского обследования по просьбе сотрудника автоинспекции. Отказ от проведения исследования правилами не допускается;
- КоАП, в документе указываются штрафные санкции за управление автомототранспортными средствами в состоянии опьянения (статья 12.8) и санкции, которые могут быть применены к водителю, отказавшемуся от прохождения обследования (статья 12.26). В обоих случаях водитель наказывается штрафом в размере 30 000 рублей и наказанием в виде лишения прав на 1,5 – 2 года;
- Уголовным кодексом, в соответствии с которым выносится наказание в случае наличия пострадавших или погибших (статья 264);
- Приказом МВД №664. Документом установлен регламент осуществления надзора в области соблюдения правил движения;
- Постановлением Правительства №475, которым утверждаются правила и порядок проведения освидетельствования и оформление результатов проведенного обследования;
- Приказом Министерства здравоохранения №933н, в котором так же утверждается порядок проведения медицинского исследования, а так же представлены образцы документов, являющихся результатом освидетельствования и правила их заполнения.
- при обнаружении инспектором ГИБДД первичных признаков опьянения;
- при вынесении решения о возбуждении административного дела по статье 12.24 КоАП (нарушение правил эксплуатация автомототранспорта, в результате которого причине вред пострадавшей стороне легкой или средней тяжести);
- при возбуждении уголовного дела в связи с дорожным происшествием, повлекшим причинение тяжкого вреда здоровью пострадавших или смерти.
Основными первичными признаками, при обнаружении которых сотрудник Госавтоинспекции имеет право направить водителя на прохождение обследования, являются (статья 3 Постановления Правительства):
- наличие алкогольного запаха изо рта водителя, обнаруженного при ведении беседы;
- неустойчивость, изменение стандартной позы при эксплуатации авто;
- нарушения функции речи (наличие несвязанных или невнятных высказываний);
- изменение окраски кожи на лице (руках). Кожные покровы могут быть чрезмерно бледными или иметь следы покраснения;
- несоответствующее данной ситуации (неадекватное) поведение.
Какая служба проводит
Исследование на наличие алкоголя в организме водителя может быть проведено:
- инспектором ГИБДД непосредственно на месте обнаружения признаков опьянения или фиксации дорожного происшествия с пострадавшими;
- сотрудниками автоинспекции на ближайшем стационарном посту, при наличии соответствующего оборудования или в ближайшей передвижной лаборатории;
- врачами (наркологом, фельдшером, терапевтом) в медицинском учреждении, имеющем соответствующую лицензию.
Все указанные способы могут быть использованы в равной степени при наличии соответствующего сертифицированного оборудования и дополнительных одноразовых приспособлений.
Водитель, по собственному желанию может потребовать проведения обследования не на посту или месте происшествия, а в медицинском учреждении. Данный аспект не будет считаться отказом в прохождении освидетельствования и не будет наказываться по статье 12.26 КоАП.
Где делают
В каждом месте проведения освидетельствования есть свои нюансы.
На месте
На месте обнаружения правонарушения исследование производится при помощи алкотестера – специальный аппарат, исследуемый выдыхаемый водителем воздух.
Данный вид обследования может выяснить исключительно наличие алкоголя в организме водителя, и абсолютно непригоден при выявлении наркотического опьянения.
Для проверки можно использовать только сертифицированный алкотестер, который прошел очередную поверку. Документы о сертификации и поверке должны быть у инспектора ГИБДД и предъявляться по требованию водителя.
Результаты проведенного теста фиксируются письменно в специальном документе — акте, форма которого установлена приложением 2 к Приказу Министерства здравоохранения.
Водитель считается находящимся в состоянии опьянения, если в 1 литре выдыхаемого воздуха прибор показывает более 0,16 мл спирта, что соответствует 0,3 промилле.
Освидетельствование на месте обнаружения признаков административного правонарушения должно проводиться в присутствии двух понятых или с использованием средств видеофиксации процесса.
Если обследование водителя производится в присутствии понятых, то ФИО, адрес проживания и подписи понятых должны быть отражены в акте, фиксирующим результаты обследования.
В ГИБДД
Как и в предыдущем случае, исследованию подлежит выдыхаемый воздух, а для проверки используется алкотестер с одноразовыми «трубочками».
Результаты теста фиксируются в акте.
В больнице
Обследование может быть произведено в стационарном медицинском центре и передвижной лаборатории.
К лабораториям, обустроенным на базе автотранспортных средств, предъявляются определенные требования (Приказ Минздрава):
- высота салона лаборатории должна составлять не менее 1,85 м;
- в салоне должна иметься резиновая дорожка для проведения тестов;
- освещение салона должно составлять не менее 100 лк;
- в лаборатории должны свободно размещаться два человека (врач и обследуемый), а так же различное оборудование для проведения исследований, в том числе и экспресс анализов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В медицинском учреждении (передвижной лаборатории) обследование водителя, подозреваемого в опьянении, может быть произведено:
- алкотестером, то есть путем определения количества спирта в выдыхаемом воздухе;
- путем проведения медицинских анализов мочи или крови водителя.
Исследование алкотестером производится два раза:
- непосредственно по прибытии водителя в медицинское учреждение;
- через 15 – 20 минут после первого исследования.
Если результаты тестов отличаются значительно или не показывают наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, то водитель отправляется на сдачу анализов.
Моча, как правило, используется для исследования водителя на алкогольное опьянение, а кровь – на наличии наркотических препаратов.
Наличие алкоголя в крови или моче в размере более 0,3 промилле свидетельствует об опьянении водителя.
Акт о прохождении медицинского освидетельствования в медицинском учреждении составляется дежурным врачом, который пожжет являться фельдшером, терапевтом или непосредственно наркологом. Наличия понятых и ведение видеозаписи в данной ситуации не требуется.
Про лишение прав за алкогольное опьянение в 2018 году в первый раз рассказывается в статье: лишение прав за алкогольное опьянение в первый раз.
Об амнистии лишенных прав за алкогольное опьянение в 2018 году читайте здесь.
Порядок процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
Итак, медицинское освидетельствование в медицинском учреждении производится в следующем порядке:
- после прибытия водителя (может приехать самостоятельно или быть привезенным инспектором ГИБДД) заполняется форма, в которой указываются ФИО, дата рождения, адрес проживания и паспортные данные (документ может быть заменен водительским удостоверением, если на проведение освидетельствования лицо доставлено сотрудником автоинспекции) обследуемого лица;
- специалистом производится визуальный осмотр обследуемого на наличие признаков опьянения, следов инъекций, а так же проводятся тесты на координацию (тест Ромберга), реакцию зрачков на внешние раздражители (тест Ташена) и внимание или сосредоточенность (тест Шульте);
- при помощи алкотестера берется проба воздуха, которая показывает наличие/отсутствие алкоголя в парах;
- через 15 – 20 минут обследование алкотестером производится вторично;
- результаты первого и второго теста вносятся в акт, который будет выдан после проведения исследования;
- если у водителя имеются явные признаки опьянения или результаты двух тестов сильно отличаются друг от друга, то водитель сдает анализы для проведения химико-токсилогического исследования, результаты которого так же заносятся в акт. Чтобы избежать возможности фальсификации результатов анализов к моче предъявляются определенные требования: соблюдение температурного режима (не менее 32º), что свидетельствует о свежести исследуемого материала и наличие определенных веществ, свидетельствующих об отсутствии разбавления биологического материала. Тест на исследование мочи так же проводится два раза: после забора (экспресс тест) и в специально оборудованной лаборатории. Исследование крови производится только при наличии у обследуемого каких-либо специфических заболеваний или при невозможно в течение 30 минут после обращения получить мочу;
- заполненный и пописанный врачом акт регистрируется в журнале и выдается обследуемому на руки.
Перед направлением на проведение медицинского освидетельствования сотрудник автоинспекции обязан:
- отстранить водителя от управления транспортным средством, о чем свидетельствует протокол;
- задержать автомобиль так же посредством составления протокола.
Форма обоих документов утверждена регламентом МВД.
Должны ли быть понятые
Необходимость наличия/отсутствия понятых при проведении освидетельствования устанавливается определенной ситуацией, в которой непосредственно производится исследование:
- если обследование осуществляется в лицензированном медицинском центре, то понятых не требуется. Факт наличия алкоголя или иных запрещенных препаратов будет удостоверен подписью врача;
- если обследование осуществляется сотрудниками автоинспекции непосредственно на месте обнаружения правонарушения или на стационарном посту, то факт проведения исследования, корректная последовательность действий, а так же сертификация и поверка оборудования могут быть доказаны производимой во время процедуры видеозаписью или понятыми в количестве двух человек.
Право выбора способа подтверждения правильности действий принадлежит исключительно сотрудникам Госавтоинспекции.
Определение промилле при ДТП
То есть перед отправкой водителя на обследование должны быть составлены:
- протокол об административном правонарушении;
- схема ДТП;
- протокол об отстранении водителя от управления.
Дополнительно производится фото или видео съемка и опрос свидетелей. Данные действия вместе с результатами освидетельствования помогут выявить виновника происшествия, который будет нести административную или уголовную ответственность.
Правила проведения медицинского освидетельствования на выявление наличия у водителей алкоголя и иных запрещенных действующим законодательством препаратов с течением времени ужесточаются.
Этот фактор направлен на снижение количества правонарушений и сохранение жизней и здоровья граждан.
Видео: Как проходить медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения?
Ситуаций, когда при рассмотрении дела об административном правонарушении все упирается в тривиальное «слово водителя против слова инспектора ГАИ», на практике хоть отбавляй. Проезд на красный, разговор по мобильному телефону, непропущенный пешеход… Однако в случаях, когда речь идет об обвинении в управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения, ставки слишком высоки. Нужен кто-то третий, кто рассказал бы, как все было. Законодательство роль такого независимого источника информации отводит понятому. Однако у нас до сих пор нет ясности, когда, кто и как должен участвовать в административном процессе в качестве понятого. На эту тему мы поговорили с нашими постоянными экспертами — адвокатами Сергеем Латышевым и Павлом Латышевым, магистром юридических наук, аспирантом.
Кто и когда — не ясно
П.Л.: Понятой в рамках административного процесса — это не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов, — статья 4.10 ПИКоАП.
Хотелось бы сразу сказать, что практика привлечения понятых в административном процессе неоднозначная. Неоднозначная с точки зрения двух направлений: [6]
- вопроса привлечения понятых при освидетельствовании водителей на предмет состояния алкогольного опьянения;
- личности понятого.
Из-за того что в законе нет конкретных указаний, что при проведении освидетельствования водителя на предмет алкогольного (наркотического) опьянения обязательно присутствие понятого, орган, ведущий административный процесс, в большинстве случаев проводит освидетельствование без понятых.
Если же понятые в процессуальных документах указаны, то, как правило, это или сотрудники ГАИ, или медперсонал, проводивший освидетельствование.
На мой взгляд, это некорректно. Сотрудник ГАИ является должностным лицом органа, ведущего административный процесс, считать его лицом незаинтересованным, на мой взгляд, нельзя. Врачи и медсестры, в свою очередь, тоже являются непосредственными участниками административного процесса. Однако они выступают в роли специалистов. Поэтому пребывание их одновременно в статусе специалиста и понятого противоречит закону.
— Что по этому поводу говорит закон?
П.Л.: В законе отсутствует отдельная статья с перечнем процессуальных действий, где участие понятых является обязательным, а где — не является. В ПИКоАП лишь в некоторых нормах прямо указано, что присутствие понятых обязательно.
С.Л.: Это часть 3 статьи 8.7, которая предусматривает, что «арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц — в присутствии двух понятых». Понятые обязательны также при личном обыске задержанного — часть 1 статьи 8.6 ПИКоАП. Как мы видим, норм, устанавливающих обязательное участие понятого в процессуальных действиях, немного. Между тем для лица, в отношении которого ведется административный процесс, во многих случаях важно участие понятых, поскольку они позволяют объективировать получаемую по делу информацию или устанавливаемые обстоятельства.
Есть ли смысл обжаловать факт отсутствия понятых?
— На действия должностного лица можно подать жалобу, вынесенное постановление можно обжаловать в суд…
П.Л.: Да. Но, раз прямых указаний в законе нет, то и судебная практика по данному вопросу весьма неоднозначная. Председатели некоторых областных судов считают, что поскольку в статье 10.14 прямых указаний на необходимость привлечения понятых нет, то и доводы, приведенные в поданных жалобах, несостоятельны. Схожую точку зрения нам высказали и в одном из отделений ГАИ Минска: «…участие понятых не обязательно, исходя из норм ПиКоАП и Положения №497 (Положение от 14.04.2011 №497 «Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ». — Прим. ред.). В соответствии с этим документом участие понятых обязательно только в случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от прохождения освидетельствования…» Однако должностное лицо ОГАИ на конкретный пункт, часть или статьи не сослалось, и для меня осталось неясным, чем они руководствовались, делая такие выводы.
— Но ведь и сказать о том, что понятых вообще не привлекают к освидетельствованию, тоже нельзя? В редакцию иногда попадают копии документов, подписи понятых в них присутствуют…
П.Л.: Да, бывает и такое. На наш взгляд, подобное неоднозначное толкование одних и тех же нормативных правовых актов негативно влияет на правоприменительную практику, в первую очередь на права и законные интересы граждан. Со стороны органов ГАИ сложилась практика обязательного привлечения понятых ТОЛЬКО по делам об отказе лица от прохождения освидетельствования. При этом в нормах закона отсутствует прямое указание на обязательное участие понятых в данном процессуальном действии. Как отмечено выше, непонятно, какими статьями руководствуются инспекторы ДПС. Хотя одновременно с этим орган ГАИ указывает, что при проведении самого освидетельствования участие понятых не является обязательным.
Процедура освидетельствования на предмет определения состояния опьянения является достаточно сложной и зачастую проходит со множеством нарушений требований закона и соответствующей инструкции со стороны органа, ведущего административный процесс. Задачей понятых здесь бы стало объективное и беспристрастное фиксирование хода и результатов проведения освидетельствования.
Самый простой пример — определение достаточных оснований для проведения процедуры освидетельствования. Допустим, инспектор ДПС утверждает, что у лица выявлены следующие признаки алкогольного опьянения: нарушение речи, выраженное изменение окраски кожных покровов лица, покраснение глаз, сужение или расширение зрачков, шатающаяся походка. По мнению инспектора ДПС, имеются все основания для проведения освидетельствования, по мнению водителя — у него все эти признаки отсутствуют. Что делать в этом случае? Если водитель оказывается принципиальным и продолжает стоять на своей позиции, то минимально, что он может получить, — отказ от прохождения освидетельствования со всеми вытекающими отсюда последствиями: санкция части 1 статьи 18.16 КоАП предусматривает штраф от 50 до 100 базовых величин с лишением права управления ТС на три года. А вот если бы на месте остановки ТС присутствовали понятые, то они объективно могли бы оценить выявленные признаки алкогольного опьянения и подтвердить слова либо инспектора ДПС, либо водителя, отобразив увиденное ими в процессуальных документах. И это всего лишь один наиболее простой пример.
По моему мнению, участие понятых необходимо сделать обязательным с самого начала осуществления первичных процессуальных действий по освидетельствованию водителей на предмет нахождения в состоянии опьянения (любого), а не только когда это признают необходимым инспекторы ДПС.
Как писать замечания по поводу того, что мы не знаем и знать не должны
С.Л.: Я поддерживаю высказанное мнение, что недостатки законодательства в отношении понятых рельефно проявляются в процессе по административным делам об ответственности за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Так, на первом этапе освидетельствования работники ГАИ применяют прибор «Алкотест-203». А были ли выполнены работниками ГАИ все требования инструкции по эксплуатации этого прибора? В частности, использовался ли новый сменный мундштук для продутия, задавались ли водителю вопросы, не курил ли он непосредственно перед продутием, не употреблял ли лекарственные средства, содержащие спирт, что продутий было не менее двух и что они были произведены через определенный интервал времени и т.д. и т.п. Таких требований достаточно много. В материалах дел мы ответ на эти вопросы не находим (отсутствуют процессуальные документы, фиксирующие выполнение соответствующих требований). По информации, получаемой от лиц, привлекаемых к административной ответственности, видно, что требования инструкции нарушаются, в том числе и отмеченные выше. Человек подает жалобу, отмечает в ней нарушения инструкции. Суд доводы жалобы во внимание не принимает по причине того, что водитель во время освидетельствования не сделал соответствующие замечания. Вместе с тем в силу принципа презумпции невиновности лица, привлекаемые к административной ответственности, не обязаны доказывать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств по делу, а следовательно, писать какие-либо замечания в ходе выполнения процессуальных действий. Налицо весьма спорная и неоднозначная ситуация, по-разному трактуемая органом, ведущим административный процесс, защитой, а потом и судом.
— Человек может и не знать, что в инструкции написано, чтобы делать замечания по ее исполнению…
С.Л.: Да, как правило, водители этих требований и не знают, и вы правильно заметили, что они замечания написать в принципе не могут и не смогут. Работники ГАИ положений инструкции по эксплуатации прибора «Алкотест-203» лицам, привлекаемым к административной ответственности, перед началом освидетельствования не озвучивают и не разъясняют. В материалах административных дел я ни разу не встречал таких фактов. Текста инструкции в свободном доступе нет. Найти его можно в Интернете, но Интернет — это инструмент не всеобщей доступности. Да и текст инструкции может меняться, за всеми изменениями и не уследишь. Кроме того, знание вопроса лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимо именно в момент начала освидетельствования. А печатный текст инструкции либо мобильное устройство с доступом в Интернет, в котором сразу же можно найти соответствующую инструкцию, водители вряд ли возят с собой в автомобиле. Одновременно необходимо помнить, что доказывание фактов по выполнению всех требований инструкции по эксплуатации прибора «Алкотест-203» является процессуальной обязанностью должностных лиц органа, ведущего административный процесс. Вот почему, поскольку имеет место спорная ситуация, присутствие понятых и их пояснения по делу позволили бы объективировать ситуацию с соблюдением требований инструкции по эксплуатации прибора «Алкотест-203». Если в рассуждениях идти дальше, то понятыми у нас выступают обычные люди с улицы. Они тоже не знают, как «Алкотест-203» должен эксплуатироваться, незнакомы с процессуальными нормами. Поэтому полагаю, что если участие понятых при освидетельствовании станет обязательным, то орган, ведущий административный процесс, должен разъяснять им все вопросы, чтобы они понимали, в каком процессуальном действии участвуют, какие обстоятельства должны увидеть и засвидетельствовать.
П.Л.: Еще один проблемный момент, когда понятых привлекают не к процессуальному действию в целом, а к какой-то части, к финалу. Например, засвидетельствовать отказ от прохождения освидетельствования. Понятой слышит только слово «отказ», ставит подпись, не понимая и не вникая, чего именно касался отказ, как развивались события до этого. Такое присутствие понятых тоже не дает нам представления об истинном положении вещей.
— Думается, не так-то просто выполнить все задумки. К примеру, ночь, пустынная дорога… Где брать понятых?
С.Л.: Да, проблема есть. Но нужно думать, как ее решать. На это направлены и наши мысли и мнения, изложенные в настоящем интервью. Важно, какие критерии будут положены в основу решения вопроса. Мы прежде всего исходим из принципа реализации права лиц, привлекаемых к административной ответственности, на защиту и принципа презумпции невиновности этих лиц.
Надо наверстывать семимильными шагами
— А каков опыт соседних стран по этому вопросу? К примеру, России?
П.Л.: Часть 1 статьи 25.7 КоАП Российской Федерации определяет понятие «понятой», которое аналогично понятию, содержащемуся в нашем ПИКоАП. Однако данная часть содержит следующее предложение, которое отсутствует в нашем законодательстве, а именно: «Число понятых должно быть не менее двух».
Далее российский законодатель в части 2 статьи 25.7 КоАП указывает:
«В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 КоАП РФ, ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Глава 27 КоАП РФ регулирует применение мер обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях. К таким мерам в РФ относятся:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности;
11) залог за арестованное судно;
12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Таким образом, российский законодатель установил ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ участие понятых либо ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ фиксирование хода и результатов на видеосъемку в КАЖДОМ из процессуальных действий, проводимых в рамках применения обеспечительных мер, указанных в главе.27 КоАП РФ, в том числе и при освидетельствовании на предмет нахождения в состоянии опьянения.
В части 6 статьи 25.7 КоАП РФ установлено, что в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
С.Л.: Как мы видим, законодательство Республики Беларусь уже отстает в регулировании вопросов участия понятых в административном процессе. Но сегодня на повестку дня выдвигается иной вопрос: чтобы в качестве необходимого доказательства по делам рассмотренной категории выступила видеоаудиофиксация всего процесса освидетельствования лиц (либо отказа от освидетельствования) на предмет выявления у них состояния алкогольного опьянения.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY
В начале 2018 года изменились условия проверки шоферов на трезвость. В том случае, когда проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, единственным документом, который можно считать законным, является заключение №307/у-05.
С новыми внесенными изменениями система усложнилась.
Проверка автовладельцев на опьянение
Освидетельствование, которое проводит инспектор госавтоинспекции, существенно отличается от медицинской проверки. Сотрудники ГИБДД действуют на основании статьи 12.26, документа МВД Российской федерации № 185, а также постановления № 475.
При медицинском обследовании порядок процедуры базируется на приказе Минздрава № 993н, вступившем в действие 2016 года. Эта схема проверки используется не только для водителей авто, но и при освидетельствовании работников различных организаций, военных и других граждан, которым нужна соответствующая справка.
Иногда алкотестер не фиксирует нарушений, но при этом инспектор отмечает характерные признаки опьянения. В таком случае шофер может быть направлен на медицинское освидетельствование. Отказ от процедуры расценивается как нарушение, за что гражданина ждет наказание. Если же устройство зафиксировало существенное превышение алкоголя в крови, но водитель уверен в своей трезвости, он также имеет право настоять на медицинском обследовании.
Освидетельствование силами инспектора
В правилах движения на дороге (п. 2.3.2) указано, что автомобилист обязан при необходимости пройти проверку на наличие состояния опьянения. Процедура предполагает как освидетельствование работником госавтоинспекции, так и обследование в медучреждении.
Сотрудник ГИБДД может настоять на проверке при наличии любого из следующих проявлений:
- характерный запах изо рта;
- проблемы с координацией и нестабильное положение тела;
- спутанное сознание, а также несвязная речь;
- неестественный цвет кожных покровов (бледность или покраснение);
- проблемы с дыханием и расширенные или суженные зрачки;
- неадекватное поведение.
При подтверждении алкогольного опьянения работник автоинспекции должен отстранить шофера от вождения. В этом случае заполняется протокол с обязательным участием 2 понятых. Гражданину важно знать, что несоблюдение процедуры, особенно при отсутствии алкотестера у инспектора, является нарушением, за которое правоохранитель может понести наказание.
Для проверки состояния человека сотрудник ГИБДД использует современный алкотестер, который оснащен портативным принтером. Поэтому после тестирования шофер может сразу получить распечатанный результат. Все приборы, которые используют работники госавтоинспекции, занесены в единый информационный реестр.
Перед процедурой подозреваемому объясняют последовательность действий, а также демонстрируют пломбу на приборе для теста и документы к нему.[7]
Одноразовый мундштук распечатывается и устанавливается на алкотестер перед началом проверки. Процедура проводится на том месте, где был остановлен автомобиль или на посту ДПС, на котором есть аппарат. При выполнении экспресс-тестирования нужно присутствие пары свидетелей.
Подозреваемый делает выдох в трубку, после чего полученные показания вносятся в акт освидетельствования под номером 676. В тех ситуациях, когда шофер не согласен с результатом тестирования, инспектор делает в документе соответствующую отметку. В конце процедуры водитель получает копию акта.
Направление на медосвидетельствование
Человек имеет право отказаться от экспресс-теста, однако в этом случае работник ГИБДД может потребовать проверку на наличие состояния опьянения с помощью медицинского освидетельствования. Водителя направляют на анализы в медучреждение и в том случае, когда он сам не согласен с информацией, полученной в ходе исследования. Еще одним показанием к медицинской проверке является отсутствие положительного результата теста при явном наличии симптомов опьянения.
В случае перенаправления в диспансер в акте указывается, что:
- Шофер отказался от тестирования. Если процедура проводилась, ее результаты вписываются в документ.
- Автомобилист готов пройти медосвидетельствование.
- Водитель не согласен с данными, полученными в результате проведения экспресс-теста.
В графе «основания» инспектор записывает, почему именно шофер направляется на медосвидетельствование. В протоколе ставят подписи понятые, водитель и работник ГИБДД. Гражданин также расписывается в том, что получил копию документа.
Если освидетельствование выполнялось на месте, распечатка результатов и акт прикладываются к направлению. Сопроводить в наркологический диспансер возможного правонарушителя обязан сам инспектор, для чего используется служебная машина.
Медосвидетельствование в 2018 г.
С 2018 года освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется в соответствии с правилами, принятыми в 2016-ом. Закон обязывает наличие лицензии на осмотр у специалиста, который проводит процедуру. У врача или же фельдшера обязательно должен быть сертификат, подтверждающий окончание подготовки в наркологическом диспансере.
При тестировании гражданин выдыхает в трубку прибора. В случае отклонения в 0,16 мг на 1 литр воздуха, результат считается положительным. Если тест подтвердил превышение алкоголя в организме, анализ делается повторно спустя четверть часа.
Нарколог осматривает человека: проверяет координацию, уровень концентрации внимания, следы уколов на кожных покровах и реакцию глаз.
С 2018 года, независимо от результатов осмотра и тестирования, автомобилист сдает также анализ мочи (или крови). Исследование проводится в течение 3-5 минут после того, как был сделан забор.
Образец должен соответствовать таким условиям:
- температура мочи – не менее 32 градусов;
- pH – 4-8;
- плотность – от 1.008 до 1.025;
- концентрация креатинина – 4,4-17,7 ммоль/сут.
Водитель считается трезвым, если при тестировании хотя бы один прибор показал концентрацию этилового спирта менее 0,16 мг на 1 литр. Обвинение также снимается, когда исследование мочи или крови дало отрицательный результат. Показатели фиксируются на бумаге.
Акт медосвидетельствования
Акт медосвидетельствования – единственный законный документ, который выдается при проверке человека на трезвость. Он должен заполнятся в процессе прохождения всех назначенных наркологом процедур. Сперва врачу следует внести данные водителя, дату проверки, название медучреждения, а также свои Ф.И.О.В документе фиксируются основания, которые послужили поводом направить шофера на тестирование. Врач вписывает в акт результаты всех анализов и осмотра. Специалист также фиксирует текущие заболевания и препараты, которые принимает человек. Этот пункт крайне важен, так как некоторые медикаментозные средства имеют свойства оставлять следы в крови и моче, которые можно перепутать с наркотическими.
В конце акта нарколог пишет заключение: установлено ли было алкогольное опьянение или нет. Иногда, при соответствующих обстоятельствах, специалист указывает, что шофер отказался от проверки. На всех страницах должна быть нумерация. На акте обязательны печать учреждения и подпись доктора. В противном случае он будет недействителен. Оригинал документа лаборатория оставляет себе и по копии выдает водителю с инспектором.
В том случае, когда обследование подтвердило, что в организме шофера концентрация этанола не превышена, работник госавтоинспекции должен доставить шофера к оставленному авто. Если же алкогольное опьянение гражданина подтверждается, средство передвижения нарушителя отправляется на стоянку, а материалы дела передаются в суд.
Отказ от медосвидетельствования
При отказе от медосвидетельствования человеку грозят штрафные санкции в размере 30 000 рублей, а также лишение возможности пользоваться автомобилем 1,5-2 года. Если гражданин не желает пройти через тестирование, находясь при этом в нетрезвом состоянии, его ждет арест на 10-15 суток или денежное взыскание в 30 000.После проверки у водителя должна остаться копия протокола об отстранении от вождения с подписью его самого, двух свидетелей и работника ГИБДД. Шофер получает копию акта (при проверке на месте), форму №307/у-05 и экземпляр протокола с направлением на медицинские анализы.
Если нетрезвое состояние водителя подтвердилось, инспектор дает ему образец протокола о задержании, а также документ об административном нарушении. Эти бумаги заполняются, учитывая все инструкции. В противном случае суд может исключить их из дела.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Закон о Дорожном движении. Дорожные Знаки и Разметки. 2015 / Коллектив авторов. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 101 c.
- Бочко, Алиса Правила дорожного движения для детей / Алиса Бочко. — М.: Питер, 2014. — 108 c.
- Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. — М.: Весь Мир, 2004. — 280 c.
- Стендер, Г.М Немецко-русский словарь по дорожному строительству / Г.М Стендер. — М.: Советская Энциклопедия, 2006. — 387 c.
- Новые дорожные приключения Буратино. — М.: Художник РСФСР, 1989. — 20 c.
- Закон о Дорожном движении. Дорожные Знаки и Разметки. 2015 / Коллектив авторов. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 101 c.
- Бордачева, И. Ю. Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ / И.Ю. Бордачева. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 998 c.
Приветствую вас! на нашем портале. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 5 лет являюсь автоюристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи.
Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.