Содержание
- 1 Накажут ли за ДТП на чужой машине
- 2 Какая ответственность предусмотрена
- 3 Если попал я, накажут ли и хозяина
- 4 Что будет, если ДТП без страховки на чужой машине
- 5 Механик попал в ДТП на чужом авто: что будет
- 6 Чем закончится езда на чужой машине без страховки
- 7 Наказание для пьяного за рулем чужой машины
- 8 Что будет за управление автомобилем без страховки в присутствии владельца
- 9 Полезное видео
Многим иногда приходится садиться за руль автомобиля друга или родственника. И если в этой ситуации человек становится участником аварии, не всегда понятно, какая ответственность грозит, есть ли она вообще. Участия в расследовании дела о ДТП водителю чужой машины не избежать. А будет ли он наказан, придется ли выплачивать компенсацию, зависит от обстоятельств.
Накажут ли за ДТП на чужой машине
То, что человек ехал за рулем не своей машины, не снимает с него ответственности за действия во время движения. И наказание последует:
- Если автомобилист нарушил правила, в результате чего создал аварийную ситуацию. Придется не только платить штраф в соответствии со статьей КоАП.
Признание виновником аварии приведет к тому, что возникнет необходимость компенсировать нанесенный урон.
- Если сбил пешехода. Здесь того, кто был за рулем, возможно, заставят выплачивать деньги на лечение, даже если он не нарушал ПДД. Потому что машина является источником повышенной опасности, что по Гражданскому Кодексу налагает на автомобилиста особую ответственность. И если пешеход подаст в суд, скорее всего получит компенсацию за подорванное здоровье. Деньги возьмут с того, кто был за рулем, а не с владельца ТС.
- Если в результате аварии погиб человек. Признание автомобилиста, управляющего не своей машиной, виновным приведет к применению уголовной ответственности.
Рекомендуем прочитать о
штрафе за езду на чужой машине
. Вы узнаете о том, какое наказание последует за отсутствие страховки на ТС, упущение сроков обновления документов.
А здесь подробнее о штрафе за езду без документов.
Какая ответственность предусмотрена
Мера наказания за аварию зависит от сопутствующих факторов:
- Водитель вписан в страховой полис, виновником признан другой участник. Здесь опасаться нечего. Страховщик обязан возместить ущерб владельцу машины. Если фирма выплатит недостаточно, хозяин может подать в суд. Но не на того, кто управлял ТС, а на компанию, оформившую полис.
- Автомобилист вписан в страховку, он же назван виновником. Наказание последует по статье КоАП, которая нарушена. Кроме того, страховая виновника должна будет погасить ущерб, нанесенный другим участникам аварии. Если же она выплатит недостаточно по мнению потерпевших, они могут подать иск на нее и управляющего чужим авто человека, а не владельца машины.
- Тот, кто находился за рулем, был лишен прав, но его имя вписано в страховку, и он признан потерпевшей стороной. Здесь автомобилист заплатит штраф в 30000 р. по ч. 2 ст. 12.7 КоАП, может также отправиться на принудительные работы на 100 — 200 часов или сесть под арест на 15 суток. Ущерб будет погашать страховая фирма другого участника. Но она потом имеет право подать в суд на водителя авто с тем, чтобы он вернул ей эти деньги из собственного кармана.
- Управлявший машиной был лишен ВУ, вписан в страховку, но является виновником. В данном случае его накажут за отсутствие документа по части 2 статьи 12.7. Страховщик виновного возместит ущерб потерпевшему. Но потом фирма потребует, чтобы клиент вернул деньги, и суд скорее всего согласится с этим. Ведь есть пункт В статьи 14 Закона об ОСАГО:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если … указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред…
Владелец автомобиля тоже может пойти на конфликт с целью восстановить ТС за счет человека, управлявшего машиной. И подаст судебный иск, утверждая, что тот скрыл от него отсутствие ВУ. Но здесь нельзя быть уверенным, что решение обязательно будет в пользу собственника.
- Автомобилист был нетрезв. Его ждет наказание за управление ТС в пьяном виде, это штраф 30000 р. и лишение ВУ на 1,5 — 2 года. Придется также выплачивать ущерб страховщику при наличии вписанного полиса. Вероятнее всего это будет фирма потерпевшего. Потому что пьяного водителя скорее признают виновным. Компания потребует возврата денег на основании пункта Б статьи 14 закона об ОСАГО:
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если … вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)…
Невписанный в страховку пьяный водитель заплатит все сам добровольно или по судебному решению.
Если попал я, накажут ли и хозяина
В некоторых случаях владелец автомобиля, попавшего в аварию, тоже не остается в стороне. И это несмотря на отсутствие в критический момент за рулем или на пассажирском месте. Ответственность для собственника наступает в следующих случаях:
- Он передал машину человеку, не имеющему прав, но вписанному в страховку. За это собственник будет наказан по части 3 статьи 12.7 КоАП, то есть заплатит штраф в размере 30000 р.
- Он передал автомобиль человеку, не вписанному в страховку. Здесь ответственность наступает по части 1 статьи 12.37 КоАП, это штраф в 500 р. Правда, платит тот, кто управлял машиной. Но страховая компания также откажется возмещать любой ущерб. Если водитель признан виновным, выплата положена другому участнику ДТП. И тот может подать в суд на собственника, хотя вряд ли деньги потребуют с него.
А если человек за рулем невиновен, восстанавливать автомобиль страховая компания все равно откажется. Этот случай будет признан не страховым. Владельцу придется ремонтировать ТС самому, а потом судиться с тем, кто вел его машину, по поводу возмещения затрат.
- Собственник передал руль пьяному. Он будет наказан по части 2 статьи 12.8 КоАП, то есть заплатит штраф в 30000 р. и сам останется без прав на 1,5 — 2 года. О возмещении страховой компанией нанесенного ущерба скорее всего речи не будет.
И ремонтировать автомобиль владельцу придется за свой счет или судиться по этому поводу с тем, кому сам же доверил управление им.
О том, что будет, если ездить без страховки на ТС, смотрите в этом видео:
Что будет, если ДТП без страховки на чужой машине
Самый проблемный случай, когда автомобилист попадает в аварию на ТС приятеля или родственника, не будучи внесенным в страховку. Здесь два варианта последствий:
- Он признан виновным в ДТП. Отсутствие полиса делает страховую компанию владельца этого ТС почти непричастной к делу. Поэтому погашать ущерб, понесенный потерпевшим, придется водителю. Он может сделать это добровольно. Если же откажется, выплату осуществит страховая компания, у которой купил полис потерпевший. Но потом она взыщет эти средства через суд с виновника аварии. Право дано фирме пунктом Д статьи 14 Закона об ОСАГО:
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если … указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями)…
- Он признан потерпевшим. Поскольку полиса нет, страховщик виновника откажется платить и за разбитое авто, и за вред здоровью. Эти деньги придется требовать через суд. И здесь все зависит от красноречия адвоката. Если же суд решит, что страховая компания виновника не должна платить, собственнику разбитого авто придется оформлять иск к нему самому.
Механик попал в ДТП на чужом авто: что будет
Если механик попал в ДТП, будучи на чужом авто, есть два варианта развития событий:
- При доказанной виновности в аварии ему придется отвечать за нарушение ПДД, оплачивать ремонт транспорта потерпевшего и автомобиля, которым управлял сам. Если есть тяжело травмированные или погибшие, уголовная ответственность также налагается на механика. И он заплатит компенсацию на лечение пострадавших либо сам, либо по судебному иску.
Владельцу автомобиля, которым управлял виновник аварии, не грозит ничего. Ведь собственник доверил технику для восстановления, в иных целях ею воспользовались без его ведома. Но страховку по ОСАГО он не получит, так как бывший за рулем в момент аварии человек не внесен в полис. Следует подавать гражданский иск на того, кто был за рулем чужой машины. Он восстановит имущество за свой счет.
- Если механик признан потерпевшим в ДТП, отвечать придется за использование чужого автомобиля. Здесь ему как минимум гарантировано наказание за езду без ОСАГО. Это штраф в 500 р. по ч.1 ст.12.37 КоАП. Если механик к тому же не имеет водительских прав, его ждет наказание по ч.1 ст.12.7 Кодекса, то есть выплата 5000-15000 р.
К лишенному удостоверения применят ч.2 того же закона, а это уже 30 тыс. р. штрафа или арест на 15 суток, принудительные работы в течение 100-200 часов. Кроме того, автовладелец может подать в суд с требованием возместить нанесенный материальный урон (за разбитую машину). Ведь по полису обязательного автострахования возмещение в данном случае не положено, так как за рулем был не внесенный в документ водитель.
Но чтобы получить с виновника деньги на ее восстановление после ДТП, нужно будет заказать независимую экспертизу для выявления размера ущерба. О месте и времени проведения процедуры оповещают и того, кто незаконно оказался за рулем в момент аварии.
Чем закончится езда на чужой машине без страховки
Езда на чужой машине для водителя без страховки закончится применением к нему ч.1 ст.12.37 КоАП:
Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Езда на чужой машине без страховки и хозяина приведет как минимум к тому же наказанию. А еще водителя могут задержать и отобрать транспорт. Ведь сотруднику ГИБДД неизвестно, находился ли этот человек за рулем с разрешения собственника, или авто было угнано. Задержание и отнятие чужой машины не грозит только при предъявлении доверенности на ее использование. Но штраф за отсутствие ОСАГО автомобилисту все равно придется заплатить.
Наказание для пьяного за рулем чужой машины
Пьяный, пойманный за рулем чужой машины, получит следующие виды наказания:
- Штраф в 30 тыс. р., если у человека имеются водительские права, и он не успел совершить аварии с тяжелыми последствиями, предусматривающими применения уголовного наказания. Автомобиль будет отнят и отправлен на спецплощадку. Санкция предусмотрена ч.1 ст.12.8 КоАП.
- Штраф в 30 тыс. р. или арест на период до 15 суток, если водитель никогда не имел ВУ или был лишен документа судом. Это наказание предусмотрено ч.3 той же статьи для тех, кто не совершил действий, подпадающих под УК. Машину тоже отберут.
Собственника ТС могут наказать за то, что он передал управление нетрезвому человеку. Для него существует ч.2 ст.12.8 КоАП:
Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Чтобы избежать наказания за передачу авто пьяному водителю владельцу придется доказывать, что тот оказался за рулем в таком виде без его ведома. Если хозяина в момент задержания не было в салоне, это достаточно легко. Ведь в момент передачи машины водитель мог быть трезв. И если у него есть права, он внесен в ОСАГО, наказывать собственника не за что, он не нарушил закон. Ответственность понесет только тот, кто управлял транспортным средством после употребления алкоголя.
Иное дело, когда хозяин машины сам находится в салоне рядом с пьяным водителем. Здесь наказания по ч.2 ст.12.8 не избежать. И не имеет значения, кем друг другу приходятся собственник машины и водитель. За передачу руля пьяному супругу наказание то же, что и при передоверии управления чужому человеку, не внесенному в страховку. Только во втором случае будет еще и штраф за отсутствие ОСАГО.
Что будет за управление автомобилем без страховки в присутствии владельца
Управление чужим автомобилем без страховки в присутствии владельца тоже не обойдется без штрафа в 500 р. для человека за рулем. Ведь Закон об ОСАГО нарушен, так как гражданская ответственность водителя ничем не обеспечена.
Избежать денежной выплаты можно составлением договора безвозмездного пользования. Но при проверке должно обнаружиться, что он оформлен меньше 10 дней тому назад. Такой срок отводится на внесение изменений в ОСАГО, то есть вписывание в него нового водителя в соответствии с п.2 ст.4 Закона №40-ФЗ:
При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
Значит, на протяжении этого времени можно ездить без полиса в присутствии автовладельца.
Улаживание последствий аварии на чужой машине ненамного сложнее, чем ДТП на своей, если у водителя есть все документы. Проблемы в этом случае многократно возрастают, когда человек управляет не принадлежащим ему ТС без прав или страховки. Они обязательно коснутся не только компенсационных выплат, но и человеческих отношений между водителем и собственником. Поэтому не стоит садиться за руль принадлежащего другому ТС, не имея на то законных оснований.
Полезное видео
Смотрите в этом видео о том, можно ли управлять автомобилем лицу не вписанному в страховку:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:+8 (800) 500-27-29 Это быстро и бесплатно!
Оставление водителем места ДТП, участником которого он является – наказание и последствия
Как себя вести в подобном случае?
В большинстве случаев особых проблем с определением лица, которое должно возместить ущерб при ДТП, нет, даже если виновником аварии является не владелец авто.
Если у водителя, управлявшего автомобилем, была генеральная доверенность, то он и несет ответственность перед потерпевшим.В противном случае отвечать за действия водителя, не имеющего доверенности, будет непосредственно собственник автомобиля.
Владелец машины, которая была угнана, и с участием которой произошла авария, не будет возмещать ущерб потерпевшим.
Но следует заметить, что владельцу придется доказать, что его машина была украдена, представив необходимые документы.
Выплаты по страховому полису
Многие водители стараются оформить страховой полис ОСАГО, тем более что это требование является обязательным для всех водителей. В случае аварии ущерб будет возмещен за счет страховой компании, даже если за рулем автомобиля находился не сам водитель, а лицо, которому он выдал генеральную доверенность.
Как правильно действовать в данной ситуации:
- после того, как произошло ДТП, вызовите сотрудников ГИБДД или ДПС. Они должны составить схему происшествия, протокол, выписать необходимые справки и вручить их обоим участникам аварии;
- со справкой о ДТП обратитесь в страховую компанию и потребуйте возместить ущерб, полученный в результате аварии. Обязательными документами при обращении являются: полис, полученный при оформлении страховки, ПТС, заявление о возмещении ущерба, ВУ, удостоверение личности, реквизиты, необходимые для перечисления средств. Средства на ваш счет будут перечислены по решению страховой компании. Для рассмотрения заявления и принятия решения у страховщиков есть 20 календарных дней.
Отсутствие реакции страховщиков по истечении указанного срока или выплата суммы, которая меньше необходимой для восстановления авто, дает основания для проведения независимой экспертизы и обращения в суд.
Довольно сложно получить компенсацию в том случае, когда авария произошла по вине угонщика авто.
Страховщики могут отказаться выплачивать ущерб, если:
- лицо, признанное виновником аварии, не вписано в страховой полис;
- срок действия страхового полиса закончился.
Если страховая компания обосновано отказала в возмещении ущерба, пострадавшему придется решать вопрос только с самим виновником аварии.
Отсутствие страховки
Если договор страхования не был заключен, выплата компенсации становится обязанностью непосредственно виновника аварии или собственника авто.
Но это еще не означает, что водитель, потерпевший в аварии сможет восстановить машину за счет данных лиц. Ему могут выплатить небольшую часть средств или вообще отказаться платить, аргументируя отказ отсутствием денег.
Когда водитель, спровоцировавший ДТП, не имел права управлять автомобилем, разбираться с компенсацией потерпевшему будет владелец машины. Если у него нет средств, машину можно арестовать.
Когда же водитель имел генеральную доверенность, автомобиль не может быть арестован, так как он не принадлежит виновнику аварии.
Оба участника аварии заинтересованы в проведении независимой экспертизы, которая позволит обнаружить повреждения и точно определить стоимость ремонтных работ.
Информация для пострадавшей стороны
В данной ситуации главное выяснить, кто именно по закону должен это сделать.
Когда владельцем машины является юридическое лицо, находившееся на момент ДТП на службе, он также может обеспечить уплату ущерба.
Для того чтобы разобраться к кому предъявлять требования по оплате ущерба, необходимо выяснить:
- была ли у виновника аварии доверенность. Если это так, то рассчитываться с потерпевшим будет именно этот водитель;
- есть ли данные виновника аварии в страховом полисе ОСАГО. Если на водителя распространяется страховка, возмещать ущерб будет страховая компания;
- отсутствие доверенности говорит о том, что ответственность за ДТП несут и водитель, и владелец;
- если машина числилась в угоне, отвечать за аварию владелец авто не будет, собственно как и страховая компания, так как угонщика среди страхователей нет.
Как действовать при аварии?
Итак, вы смогли определиться, у кого требовать возмещения ущерба – направляйте ему письмо с соответствующими требованиями.
Для того чтобы отреагировать на письмо у виновника есть 7 дней. Отсутствие реакции на требования пострадавшего – основание для обращения в суд.
Когда виновник аварии не является владельцем машины, но он вписан в страховку, а также имел генеральную доверенность, проблем с выплатой компенсации потерпевшему в аварии быть не должно.
В противном случае обращения в суд не избежать. К сожалению, сознательных граждан, которые сразу же откликаются на требования потерпевшего, не так уж много.
Коллегией по гражданским делам Верховного суда было принято решение, в соответствии с которым претензии по поводу выплаты материального ущерба после дорожно-транспортного происшествия должны направляться лицу, управлявшему во время аварии автомобилем. Основное условие – вина водителя должна быть доказана.
Когда произошла авария, большинство потерпевших считают, что компенсировать их материальные потери должен не водитель, находившийся за рулем, а собственник транспортного средства.
Но согласно постановлению Верховного суда такое требование к владельцу машины незаконно. Дело в том, что в силу низкой гражданской сознательности, водитель, совершивший аварию, может сбежать с места происшествия.
Если водитель сбежал с места аварии, а видеокамеры наблюдения смогли зафиксировать только автомобиль, по вине которого произошла авария, а не водителя в нем, собственника данного ТС могут привлечь к ответственности.
Рассмотрим пример. Водитель Смирнов Г.Б. на переходе сбил пешехода Федорова И.О.. Потерпевший получил серьезные травмы, и позже скончался в отделении реанимации.
Позже родственники погибшего Федорова И.О. обратились в суд с иском о полном возмещении расходов, связанных с погребением, и выплате морального ущерба. Стоимость иска составляет 130 тысяч рублей.
Как оказалось, свой иск родственники подали против собственника автомобиля Сазонова П.Л, а не против лица, управлявшего ним во время аварии, то есть, Смирнова Г.Б. Третьим лицом по делу проходит страховая компания, выплатившая родственникам покойного компенсацию в сумме 25 тысяч рублей.
Районный суд г. Тулы отклонил данный иск. Основанием для этого послужил тот факт, что владелец авто не совершал ДТП, а возмещение ущерба – обязанность виновного в аварии.
Но родственники покойного решили не останавливаться и подали апелляцию в областной суд. В данном суде иск был частично удовлетворен, в результате чего владелец автомобиля должен частично компенсировать ущерб от аварии.
Но с данным постановлением суда не согласился собственник автомобиля. Он обжаловал решение областного суда в Верховном суде Российской Федерации.
Согласно постановлению Верховного суда, возместить ущерб родственникам покойного должна страховая компания. Размер компенсации составляет 475 тысяч рублей.
Почему было принято именно такое решение? Верховный суд, изучив обстоятельства дела, установил, что водитель Смирнов Г.Б. управлял автомобилем на законных основаниях, так как имел генеральную доверенность от владельца машины, Сазонова П.Л. В дополнение ко всему, данный водитель был вписан в страховой полис ОСАГО.
В правилах дорожного движения говорится о том, что фактом, подтверждающим наличие у водителя доверенности, является его данные в полисе страхования по ОСАГО. То есть, он не обязан постоянно возить с собой доверенность.
В Гражданском кодексе РФ отмечается, что возмещение ущерба возлагается на того человека, который пользуется источником повышенной опасности как его собственник, или на правах оперативного управления, или других законных основаниях (п. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Из всего вышеизложенного следует вывод, что отвечать за ДТП и его последствия должен человек, который управлял транспортным средством на момент аварии.
Именно на основании данных выводов Верховным судом было отменено решение апелляционного суда. Законным, в данном случае, является решение районного суда.
В этой ситуации родственникам нужно было заявлять страховую компанию в качестве соответчика, а они, как нам известно, заявили ее в качестве третьего лица.
Именно поэтому сумма, которую они получили по решению суда, меньше суммы компенсации в несколько раз. Как итог – выплаты в размере расходов на судебные издержки.
Что нужно делать дальше? После всех судебных заседаний и решений суда, истцы должны снова подать заявление в суд, но ответчиком должен быть непосредственно лицо, виновное в ДТП.
Страховая компания должна выступать в суде в качестве соответчика. Суд примет решение по поводу возмещения ущерба и определит того, кто именно заплатит данную компенсацию.
В каком случае наступает уголовная ответственность собственника авто за ДТП?
Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность виновника аварии за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть.
Что делать при ДТП, если водитель — не собственник автомобиля
На момент происшествия страховка еще действовала, но у в… далее Суд вынес решение по ДТП в мое отсутствие, что делать? Я попал в дорожно-транспортное происшествие, в котором виновником признали второго водителя.
Попал в дтп без страховки, но я не виновен Нередко виновники могут затягивать судебный процесс из-за неспособности выплатить исковую сумму. Состоятельные виновники могут симулировать бедность, чтобы уклониться от выплат. Суд примет во внимание справки о доходах ответчика, иждивенцах, инвалидности и может назначить взыскание в размере 20% от указанной заработной платы.Пострадавший может ожидать полного погашения ущерба годами.
Если же при управлении автомобилем без прав произошло ДТП, оно будет иметь некоторые особенности в оформлении и негативные последствия для водителя-виновника, лишенного права управления.
Так, если автомобиль застрахован по ОСАГО, то наверняка водитель не вписан в полис ОСАГО (чтобы быть вписанным в договор страхования, нужно иметь действующее водительское удостоверение). Тем не менее, само по себе наличие полиса уже хорошая новость для второго (пострадавшего) участника ДТП.
В случае наличия действующего полиса, страховая компания все равно выплатит пострадавшему полагающуюся сумму. Однако после этого через суд взыщет потраченные средства с виновника аварии, т.к. лично его ответственность не была застрахована.
Ну а если полис ОСАГО на автомобиле отсутствует или просрочен, пострадавшему придется взыскивать нанесенный ему ущерб с виновника через суд. На практике сделать это бывает нелегко. Имущества часто либо нет, либо оно оформлено на других лиц.
Естественно, севшему без прав за руль придется ответить и по Административному Кодексу (см. штраф за езду без прав), а в случае, если есть пострадавшие с существенным вредом для здоровья, или даже погибшие – по Уголовному Кодексу. Так, по ст.
1085 Гражданского Кодекса РФ виновник ДТП будет возмещать утраченный вследствие утраты работоспособности возможный заработок. Кроме того, по Уголовному Кодексу РФ нарушителя ждет наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет. Подробнее об уголовной ответственности за последствия ДТП — в этом материале.
Что будет, если попал в ДТП лишенный прав водитель
Многим автомобилистам отсутствие ВУ, которое отобрали за нарушение, не мешает садиться за руль. В прессе часто появляется информация о ДТП с участием таких водителей. Их ждут серьезные неприятности и немалые денежные затраты. Ведь страховщики относятся к лишенным прав иначе, чем к законопослушным автомобилистам.
Читайте в этой статье
Это минимальная санкция, применяемая к такому водителю. По закону автомобиль у него должны еще и забрать на спецстоянку. Ведь человек без удостоверения не имеет права управлять им. Это значит, что придется платить еще и за эвакуатор, пребывание авто на штрафплощадке.
Скрыть отсутствие ВУ не удастся. Процедура оформления ДТП в большинстве случаев требует вызова сотрудника ГИБДД. А он обязательно выяснит эту информацию. Если же водитель при небольших повреждениях авто уговорит вторую сторону ограничиться европротоколом, для оформления документа и всей процедуры тоже нужен номер ВУ. Таким образом, его отсутствие все равно обнаружится.
После ДТП, обошедшемся без жертв и пострадавших, вопрос о выплате денежной компенсации волнует автомобилистов больше всего. То, что человек оказался за рулем без водительского удостоверения, не отменяет Закона об ОСАГО. Если машина застрахована, деньги:
- Будут выплачены в случае, когда виновным признан другой автомобилист. Потерпевшему водителю без прав нужно обращаться в страховую фирму со всеми необходимыми документами. В их числе будет копия протокола, в котором указан виновник.
- Не выплатят, когда водитель без удостоверения признан еще и виновным. Собственный автомобиль он будет ремонтировать на личные средства. На него также ложится обязанность вернуть своему страховщику деньги, выплаченные потерпевшему за машину. Либо виновник без ВУ компенсирует нанесенный ущерб сам по судебному решению.
Солидарная ответственность при ДТП собственника и водителя
Солидарная ответственность собственника и водителя — явление довольно редкое. Она может возникнуть в том случае, если ущерб от ДТП превышает максимальные выплаты страховой компании. А у водителя отсутствует имущество, за счет которого могут быть полностью осуществлены выплаты пострадавшей стороне.
Пострадавшая сторона имеет право выбора при выдвижении требований о возмещении ущерба. Претензии могут быть предъявлены как к одному, так и к нескольким лицам. Судебная практика в данном вопросе достаточно обширна и при вынесении решения судья учитывает множество нюансов произошедшего.
Таблица ответственности
Административная ответственность | Уголовная
ответственность |
|
Действие | Нарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средства | Нарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средства |
Последствия | Причинения вреда здоровью легкой или средней тяжести | Причинение тяжкого вреда здоровью или наступление летального исхода у пострадавшего |
Норма, согласно которой устанавливается степень ответственности | Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях статья 12.24 | Уголовный Кодекс Российской Федерации статья 264. |
Административная ответственность собственника автомобиля при ДТП, совершенным другим лицом
Оформляют, если автотранспортное средство не подлежит восстановлению. Цена за документ обычно составляет 5 000 рублей.
- Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО. Составление бумаги также стоит около 5 000 рублей. Но ее можно составить и самостоятельно, типовой бланк не нужен.
В документе указывается направление маршрута, место, дата и обстоятельство ДТП. Все факты подкрепляются выдержками из законодательства, экспертными выкладкам, заверенной документацией. Все обстоятельства аварии должны соответствовать данным из протокола ГИБДД, по этой причине составленный инспектором протокол всегда необходимо тщательно проверять на предмет неточностей или ошибок.
Оглавление:
- Авария на чужой машине
- Бесплатная юридическая консультация по вопросам, связанным с ДТП, автотранспортом и спорами с ГИБДД
- Дтп на чужой машине без страховки
- Дтп на чужой машине
- Езда без полиса ОСАГО 2015
- Попал в ДТП на чужом автомобиле, в страховку не вписан — Юридическая помощь автовладельцам — Автомобильный форум
- Чем может закончиться вождение авто без страховки
- Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?
- Штрафы: езда без страховки
Авария на чужой машине Но хозяин той машины, сказав, что у него есть«дох шамая», даже не предоставив его нам, заменил бампер на новый в фирменном гараже и подал на МЕНЯ в суд с требованием выплаты суммы ремонта.
В отсутствие у потерпевшего полиса ОСАГО он не лишается права на получение страхового возмещения. Вот только обращаться за ним ему придется в страховую компанию виновника. Подобное положение вещей связано с тем, что по ОСАГО страхуется не имущество, а ответственность его владельца перед третьими лицами за причинение вреда в результате использования транспортного средства.
К еще более серьезным неприятностям нужно готовиться тому, кто признан виновным в ДТП, будучи лишенным прав. Сотрудники ГИБДД чаще склонны считать, что именно автомобилист без ВУ спровоцировал столкновение или наезд.
Если нарушитель откажется это сделать сам, компания подаст в суд и выиграет дело.
Еще хуже, когда в ДТП есть пострадавшие или погибшие. Получивший травмы водитель без прав выплатит компенсацию за утраченное здоровье из своих средств. Страховщик скорее всего откажется это делать. Если погибли люди, для виновника наступает уголовная ответственность.
- Доверил управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Передал право управления транспортным средством лицу, у которого отсутствует водительское удостоверение или же он не имеет при себе ВУ.
- Доверил управление ТС человеку, а при совершении ДТП виновник скрылся с места преступления. Но авария была зафиксирована при помощи современных средств фото и видеофиксации (дорожных камер) КоАП 2.6.1.
В случае совершения ДТП административное взыскание не получает собственник, автомобиль которого был угнан с места стоянки. Единственным условием является своевременное официальное заявление об угоне, оформленное надлежащим образом.
Существует ряд исключений, при которых владелец ТС (если не он находился за рулем в момент совершения ДТП) освобождается от гражданской ответственности:
- Автомобиль на момент ДТП находится в угоне и собственник официально заявил об этом в полиции.
- Пострадавший действовал умышленно, что было выявлено в результате следственных действий.
- Пострадавший действовал неосторожно. В этом случае судья может существенно уменьшить размер выплат.
- За рулем транспортного средства находилось лицо, которое имеет право на управление автомобилем на основании нотариально заверенной доверенности.
Но последний пункт имеет одно весьма значительное ограничение. Если собственник присутствовал в салоне машины, то избежать гражданской ответственности не получится. Суд признает, что автомобиль находился в его распоряжении и все выплаты ложатся на плечи собственника.
Можно ли обжаловать решение о возмещении ущерба?
- Транспортное средство на момент совершения ДТП находилось в угоне и владелец оставил официальное заявление в отделении полиции.
- За рулем находилось лицо, имеющее нотариальную доверенность на право управлением транспортным средством. Или же иной документ, подтверждающий передачу автомобиля во временное пользование (например, договор аренды).
В этих случаях возмещать ущерб придется не собственнику, а лицу, осуществлявшему управление ТС.
Нередки ситуации, когда на предприятии сотрудник может взять служебный автомобиль не только для выполнения своих непосредственных обязанностей или поездки по делам фирмы, но и после окончания рабочего дня.
Согласие руководства дает право использовать корпоративное авто для личных целей, например, чтобы добраться на работу. И если водитель попадает в ДТП, то собственник может взыскать с него ущерб. В каких случаях и как следует поступить, чтобы не нарушить действующее законодательство?
Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:
7 (499) 938-50-82
Москва;
7 (812) 425-68-16
Санкт-Петербург;
7 (800) 350-14-96
Бесплатный звонок для всей России.
Если дорожно-транспортное происшествие случилось в рабочее время или сотрудник ехал по делам компании (т.е выполнял служебное задание), то необходимо провести внутреннее расследование. Его результаты помогут оценить степень вины водителя, а также соблюдение режима труда и отдыха во время движения транспортного средства.
На основании полученных данных при явной вине сотрудника компания может взыскать с него ущерб, который представляет собой уменьшение личного имущества фирмы или ухудшение его состояния. Иными словами, работник должен компенсировать ремонт автомобиля.
Если размер выплат для потерпевшей стороны оказывается больше суммы страховки, то собственник авто (в данном случае работодатель) по решению суда обязан возместить недостающую сумму, включая компенсацию морального вреда и затрат на лечение.
Однако, если вина работника доказана, то работодатель может потребовать возмещения ущерба, который будет осуществляться либо единоразово (по соглашению сторон), либо компания будет вычитать из заработной платы своего сотрудника определенную сумму.
После вынесения судом решения о возмещении ущерба обе стороны могут обжаловать такой вердикт. Согласно законом РФ на это имеют право и пострадавшая сторона, которая считает решение недостаточно полным.
Оставление водителем места ДТП, участником которого он является – наказание и последствия
Покинувшим место ДТП вменяется наказание – водитель может оказаться лишенным прав или его могут арестовать. Среди наказаний, которые могут быть назначены за это нарушение, штрафа не предусмотрено. При назначении наказания используют ст.12.17 КоАП, ч.2.
Процедура лишения осуществляется следующим образом:
- На месте ДТП устанавливается факт правонарушения.
- Сотрудники ГИБДД составляют протокол, в котором фиксируется отъезд нарушителя.
- После подготовки материалы передаются в суд.
- Производится разбирательство дела.
По результатам рассмотрения дела и будет приниматься решение. Нарушителю будет вынесено наказание с учетом фактических обстоятельств дела и представленных материалов. В течение десяти дней с момента получения постановления о лишении прав нарушитель может попробовать обжаловать судебное решение. Процедура проходит в вышестоящей судебной инстанции.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Водитель может доверить защиту своих интересов опытному юристу. При установлении нарушений правовых норм судебное постановление может быть отмененным.
Права на вождение автомобиля водителя лишают решением суда. Во многих случаях автомобилисты считают, что решение о лишении прав вынесено несправедливо. Но стоит понимать, что решения суда обуславливаются стремлением к справедливости.
Нередко в деле имеются обстоятельства, которые заставляют судью счесть административный арест недостаточным наказанием для допущенного водителем нарушения. Поэтому вариант с лишением прав за то, что водитель покинул место аварии, выбирается чаще.
В некоторых случаях не допускается такого наказания, как арест:
- для несовершеннолетних лиц;
- для беременных женщин;
- для женщин, имеющих детей младше 14 лет;
- для лиц, относящихся к категории военнослужащих и инвалидов.
Если нарушитель относится к одной из вышеперечисленных категорий, наказание будет непременно, но в виде лишения водительского удостоверения.
Ответственность по ст. 12.27 наступает немедленно после того, как оформлен протокол официальными лицами. Ответственность может быть снятой, если водитель успел прибыть назад до того, как приедет инспектор ГИБДД.
Пошаговая инструкция обжалования
Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:
- Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
- Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
- Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
- Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.
При составлении апелляции важно указать следующие данные:
- Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
- Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
- Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
- Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
- Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);
Как вернуть документ после окончания наказания?
Поскольку дорожные происшествия бывают различной степени тяжести, то и наказание за автоаварию зависит от этого фактора.
К аспектам, которые могут усугубить вину человека, из-за которого произошло автомобильное столкновение, относятся:
- умышленное оставление места аварии с целью скрыться от правоохранительных органов;
- совершение автомобильной аварии, находясь в состоянии алкогольного или иного другого вида опьянения;
- наличие пострадавших людей.
О том, как производятся выплаты по ОСАГО при ДТП со смертельным исходом, показано в статье:
выплаты по ОСАГО при ДТП со смертельным исходом
.
Что делать при мелком ДТП во дворе, читайте здесь.
Если водитель автотранспортного средства попал в ДТП без прав и скрылся с места происшествия, то по статье 12.27 КоАП кроме штрафа к нему будет применено административное наказание в виде ареста на 15 суток.
Данная статья в качестве альтернативы к аресту предлагает лишение водителя прав управления. Поскольку этого документа у виновника нет, то и наказание не может быть иным (то есть только арест).
Найти человека, совершившего правонарушение, затруднительно, если столкновение происходит в темное время суток на неосвещенном участке дороге, если поблизости нет различных видеокамер, принадлежащих ГИБДД, торговым центрам, домам или офисным зданиям, причем на малооживленной трассе.
Как видно из перечисленных факторов, чтобы не найти виновника необходимо совпадение большого количества факторов, которое в реальной жизни случается достаточно редко.
Если в момент дорожного столкновения, лицо, управляющее машиной, являющимся виновником автомобильной аварии без прав и в состоянии алкогольного (иного другого) опьянения, то к описанной выше ответственности добавляется статья 12.8 КоАП.
В соответствии с этой статьей на виновника дорожного столкновения будут наложены дополнительные штрафные санкции в размере 30 000 рублей.
Альтернативой штрафу может быть арест человека на срок 10 – 15 суток. Выбор наказания является прерогативой судебного органа.
Кроме этого собственник транспортного средства, за передачу права управления нетрезвому человеку будет сам лишен автомобильных прав на срок 1,6 – 2 года.
Самыми тяжелыми считаются автомобильные аварии, в которых ущерб причиняется не только транспортным средствам, но и здоровью людей.
При определении наказания за дорожное происшествие, в котором пострадал человек, будет учитываться степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Различают:
- легкую степень (человек получил незначительные повреждения (ушибы, царапины и так далее) и на короткий промежуток времени утратил трудоспособность);
- среднюю степень (переломы рук, ног, повлекшие значительный период нетрудоспособности);
- тяжкую степень (вред, который может привести к летальному исходу).
Если в результате автомобильной аварии пострадавшему причинен легкий вред здоровью | Виновник может быть наказан штрафом в размере 2 500 – 5 000 рублей |
При причинении вреда здоровью, определяемом как средней тяжести | размер штрафа будет увеличен до 10 000 – 20 000 рублей |
условным сроком | на 3 года |
определенными принудительными работами | не более 2 лет |
лишением свободы | максимум на 2 года |
лишения свободы | на 3 года |
принудительные работы | на 3 года |
Таким образом, управление автотранспортным средством без специального разрешения (водительских прав) не допустимо.
Если в результате противоправного действия, предусмотренного статьей 12.7 КоАП, совершено дорожное происшествие и причинен вред автомобилям и людям, то отсутствие прав будет считаться отягощающим фактором.
Про профилактику травматизма при ДТП смотрите в статье:
профилактика ДТП
.
Что такое независимая экспертиза после ДТП, освещается на странице.
Как определяется сумма морального ущерба при ДТП со смертельным исходом, узнайте из этой информации.
Чтобы ответственность по ст. 12.27 КоАП не была применена по отношению к автомобилисту, уехавшему с места аварии, следует представить убедительные доказательства оснований для этого.
Это могут быть:
- записи видеорегистратора, фотоматериалы;
- показания, данные очевидцами происшествия;
- документальные основания – например, схема положения автомобилей, составленная уехавшим владельцем авто.
Лишения прав можно избежать, если истек срок, когда можно привлекать нарушителя к ответственности по закону. При отъезде с местоположения аварии срок этот составит 12 месяцев. При рассмотрении дел о нарушениях в судебном порядке во время заседания могут быть выявлены неточности, неправильное оформление.
Если имеются пострадавшие, то водитель, являющийся участником ДТП, имеет право уехать с этого места для доставки их до ближайшего медицинского пункта. Но в таком случае после передачи пострадавших для оказания им помощи медработникам водителю следует вернуться назад.
Крайне желательно выполнить фиксацию всех действий на видео – при возникновении спорной ситуации это поможет восстановить начальную картину происходящего. При оформлении происшествия по европротоколу отъезд с места аварии также не считается нарушением. Регистрация произошедшего выполняется без привлечения третьих лиц.
Для этого должны быть выполнены некоторые условия:
- В происшествии принимали участие не более двух авто.
- На оба ТС имеется действующий полис ОСАГО.
- Люди при ДТП не пострадали.
- У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств аварии.
При наличии положительных ответов на каждый из пунктов водители могут заполнить извещение о происшествии – в дальнейшем этот документ поможет при общении с представителями страховых компаний. После подписывания его каждым из водителей они могут ехать дальше. Ни лишения прав, ни ареста в этом случае опасаться не стоит, поскольку нарушения нет.
В некоторых случаях водителю удается убедить суд, что место аварии он покинул не специально. Например, повреждения, причиненные его автомобилем, были незначительными, и он договорился с собственником поврежденного авто о компенсации ущерба, но по какой-то причине письменного заявления они не составили.
Если автомобилист прождет более трех часов, а сотрудники ГИБДД так и не приехали, можно покинуть место ДТП. Такое обстоятельство будет рассмотрено судом как значимое.
Если повреждения авто незначительны, некоторые автомобилисты, вина которых очевидна, пытаются договориться с потерпевшим. Например, можно постараться убедить его не узнавать вас на процедуре опознания.
Другие способы
Чтобы суд не назначил наказание по ст. 12.27 КоАП, автомобилисту необходимо представить доказательства того, что его отъезд с места происшествия был совершен в соответствии с законом.
Статья 12.27 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
- Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
- Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
- Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Например, доказательства используют такие:
- показания свидетелей, которые наблюдали аварию, в их числе могут быть лица, транспортированные водителем для получения медицинской помощи;
- материалы, полученные при помощи фото- или видеосъемки;
- схема, на которой указаны места расположения машин после ДТП, оставленная водителем перед отъездом.
По истечении срока наказания водителю можно будет получить их назад. Потребуется предъявить некоторые документы и сдать экзамен по правилам дорожного движения. Документы для возвращения прав необходимо будет собрать по следующему списку:
- Копия судебного постановления.
- Паспорт автомобилиста, лишенного прав, для подтверждения его личности.
- Подтверждение того, что автомобилист сдал свое удостоверение.
Нюансы
При попытке работодателя получить возмещение ущерба от ДТП за счет работника следует помнить:
- Если сотрудник не признан виновником ДТП в результате которого был нанесен ущерб имуществу компании, то водитель освобождается от выплат компенсации работодателю.
- Если авария произошла в результате воздействий обстоятельств непреодолимой силы, то работник также не должен компенсировать фирме стоимость материального ущерба. Статья 239 Трудового Кодекса РФ.
Зачастую, возникает вопрос — кому предъявить исковые требования, к водителю или собственнику транспортного средства, если ущерб по ДТП превышает страховое покрытие по ОСАГО, а полюс был оформлен в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению, причем водитель осуществлял трудовую деятельность без соответствующего договора.
Действующее законодательство РФ определяет ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование, в том числе, транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, далее «ТС».
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют ТС на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему ТС и т.п.).
Владелец ТС не отвечает за вред, причиненный этим ТС, если докажет, что ТС выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный ТС, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие этим ТС. При наличии вины владельца ТС в противоправном изъятии этого ТС из его обладания, ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее ТС.
Владельцы ТС солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих ТС (столкновения и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Вред, причиненный в результате взаимодействия ТС их владельцам, возмещается на общих основаниях.
Ответчиком должен выступать владелец ТС, тот, кто непосредственно владел ТС на момент ДТП и это не обязательно собственник. В законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ обоснованно разделяются такие два понятия как собственник и владелец ТС.
Так, в указанном законе, дается определение владельца ТС — это собственник ТС, а также лицо, владеющее ТС на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления ТС, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу ТС и тому подобное). Не является владельцем ТС лицо, управляющее ТС в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем ТС.
Интересным представляется вопрос, а что, если собственник находился в салоне ТС, а управляло ТС другое лицо, то является ли владельцем ТС лицо им управляющее?
Соотнеся материалы обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ с сегодняшними нормами права, учтя изменения, внесенных в ПДД, которыми была исключена необходимость оформления доверенности на право управления ТС, стало возможно уверенно говорить о том, что, надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного ТС в результате дорожно-транспортного происшествия, является лицо, владеющее ТС на момент совершения ДТП.
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены «Правила дорожного движения Российской Федерации». Так, согласно ПДД, водитель механического ТС обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС. Согласно правилам страхования владельцы ТС обязаны на условиях и в порядке, которые установлены законом, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании ТС. При оформлении, полиса в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению ТС, страхуется гражданская ответственность неопределенного круга лиц, что исключает незаконность управления ТС лица, не вписанного в полис, конечно при наличии у него других обязательных для управления ТС документов. Таким образом, передавая ТС другому лицу, собственник передает ему и свои правомочия по владению и пользованию в установленном законом порядке.
Учитывая вышеизложенное, ответственность за вред, причиненный ТС, будет нести не только лицо, владеющее ТС на праве собственности, хозяйственного ведения или иного вещного права, но и лицо, владеющее (владелец), пользующееся им на законных основаниях, перечень которых в силу закона не является исчерпывающим.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что лицо, управляющее ТС без письменной доверенности при наличии оформленного в установленном законе порядке страхового полиса, водительского удостоверения необходимой категории, свидетельства о регистрации ТС, использует ТС на законном основании. В таком случае надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного ТС, будет, является лицо, управлявшее ТС в момент дорожно-транспортного происшествия, а не собственник или иной законный владелец ТС.
Что касается ответственности работодателя, то согласно закону, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным законом, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта). А также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Доказать факт гражданско-правовых взаимоотношений между работником (водителем) и работодателем (собственником ТС), при отсутствии заключенного между ними трудового договора, возможно, при наличии определенных условий. Во-первых, это наличие факта передачи под ответственность груз (товар), наличие товарно-сопроводительных документов, отсутствием заявлений собственника о противоправных действиях третьих лиц (кража товара, ТС), наличием на руках работника (водителя) свидетельства о регистрации ТС в ГИБДД, наличие устройств, препятствующих несанкционированному доступу в ТС (ключи, пульт управления охранной сигнализацией). В случае отказа лица, осуществлявшего управление ТС (участника ДТП) оказывать необходимое содействие в установлении факта трудовых отношений со своим работодателем, возможно, возложить непосредственно на него ответственность как виновника ДТП. Т.е. владельца (т.к. владеет на законных основаниях), поэтому последний должен сам проявить прямую заинтересованность в возложении бремени возмещения вреда на своего работодателя.
Собственнику юридическому лицу, т.е. лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, закон дает право требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования — регресса). При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер. Следует иметь в виду, что если работник не согласен в добровольном порядке возместить размер ущерба, то взыскать его можно будет только в судебном порядке.
Для возможности взыскания с работника суммы ущерба в порядке регресса наличие его вины в ДТП обязательно. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.
Т.е. ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя, наступает в результате виновного, противоправного поведения (действия или бездействия). Если работник виновен в совершении ДТП, то он нарушил трудовую обязанность по бережному отношению к имуществу работодателя и принятию мер к предотвращению ущерба.
*«При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна» Copyright iskoved.com © 2016
Илья Латышев, юрист (/ilat.info)
Когда были отменены обязательные нотариальные доверенности на право управления транспортными средствами, многие вздохнули с облегчением – не надо лишние бумажки плодить. Все просто – передал человеку документы на автомобиль и он может ехать. Однако простота порождает проблемы.
Вот одна из них. Ехал водитель «по устной доверенности», ехал – и вдруг попадает в ДТП. Виновен. Приезжает ГАИ – выясняется, что этот водитель был ко всему прочему пьян. Страховая компания выплачивает потерпевшему ущерб и получает право на суброгацию, то есть на взыскание выплаченной потерпевшему суммы с лица, ответственного за причинение вреда.
Но кто является таким лицом? Пьяный водитель, виновный в ДТП? А вот и нет! Практика пошла по тому пути, что зачастую ответственным за причинение вреда признают владельца автомобиля, который в момент ДТП лежал дома на диване и был абсолютно трезв. И взыскивают с него все выплаченные суммы.
О такой практике рассказали журналисты автомобильных изданий, которые и попросили высказать свое мнение по двум изложенным ниже ситуациям. Насколько обоснованна такая практика, давайте разбираться.
Ситуация № 1 – дружба дружбой, но кто платить будет?
Владимир (имя условное) занимался перевозкой грузов на собственном микроавтобусе. Иногда по вечерам этот микроавтобус у него одалживал друг. Письменной доверенности не выписывали. У каждого из них был свой ключ от автомобиля. Поэтому после звонка друга о том, что вечером ему понадобится совершить поездку, Владимир оставлял машину на стоянке, а в ней – все документы. Приходил друг, брал машину и ехал по своим делам.
Но однажды утром после такой «поездки друга» Владимир свою машину на стоянке не нашел. Телефон друга был «недоступен». После звонка в ГАИ выяснилось, что разбитая машина Владимира находится на штрафстоянке – ночью его друг в пьяном виде совершил ДТП.
Спустя некоторое время Владимиру пришла претензия от страховой компании, в которой он застраховал свою гражданскую ответственность, с требованием выплатить сумму, уплаченную страховой компанией потерпевшему в том ДТП. На вопрос, почему это требование адресовано ему, а не действительному виновнику ДТП, Владимир получил ответ, что тот «ударился в бега» и взыскать с него что-то не представляется возможным. Поэтому платить по счетам должен он, как собственник этого автомобиля…
Анализ ситуации № 1
Если формально взглянуть на описанную ситуацию, то исходя из законодательства, можно сделать вывод о том, что страховая компания должна взыскивать сумму, выплаченную ею потерпевшему, все же с водителя, который совершил ДТП, а не с собственника автомобиля, которым он управлял.
Этот вывод следует вот из чего.
В настоящее время порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются Главой 11 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. N 530 (далее — Положение).
Положение предусматривает ограниченный круг случаев, когда страховая компания имеет право взыскать с физического лица, ответственного за причинение вреда, сумму, выплаченную ею потерпевшему (п. 178 Положения). Одним из таких случаев является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, что и имело место в рассматриваемом случае.
Ключевой момент здесь – определить лицо, которое является ответственным за причинение вреда потерпевшему. Кто это: совершивший ДТП нетрезвый водитель или собственник автомобиля, которым он управлял?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к анализу положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).
Статья 933 ГК говорит о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Далее идет оговорка о том, что Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статья 948 ГК говорит о том, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. То есть они отвечают независимо от наличия вины.
Далее эта статья предусматривает, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (статья 611), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что совершивший ДТП нетрезвый водитель в момент совершения ДТП владел автомобилем на законном основании (поскольку собственник сам передал автомобиль ему). И этот же водитель является лицом, причинившим вред (как это указано в документах ГАИ). Поэтому он и является «лицом, ответственным за причинение вреда», с которого страховая компания может взыскать выплаченную потерпевшему сумму.
Если же страховая компания подаст иск против собственника автомобиля, то, во-первых, он должен ходатайствовать о замене ненадлежащего ответчика (а если это ходатайство не удовлетворят – привлекать водителя для участия в деле в качестве второго ответчика или третьего лица). Во-вторых, здесь можно говорить о том, что собственник автомобиля (как лицо, по мнению страховой компании, ответственное за причинение вреда) не управлял им в состоянии алкогольного опьянения – то есть отсутствует основание для того, чтобы страховая компания вообще могла взыскать выплаченную потерпевшему сумму.
Ситуация № 2 – чистота залог здоровья?
Вторая ситуация еще более интересна.
В молодой семье было два автомобиля. Но беременная жена своим не пользовалась, поэтому его решили продать. Покупателю машина приглянулась, только он попросил вывести пятна в салоне. Хозяин (назовем его условно Семеном) согласился, пообещав, что к утру их не останется. Утром же и договорились заключить сделку.
Семен отвез машину на круглосуточную мойку. Ее сотрудники машину приняли, но сказали, что химчистка салона – процедура долгая, поэтому авто лучше оставить у них до утра. Семен машину оставил (а с нею ключи и техпаспорт, т.к., по словам мойщиков, их организации необходимо было в случае проверки как-то подтвердить законность нахождения автомобиля клиента на территории мойки). Приемка-передача авто никак документально не оформлялась — мойка из документов выдавала чек, да и тот после оплаты, которая следовала за приемкой результатов работ по химчистке.
Посреди ночи на мобильный телефон жены Семена позвонил инспектор ДПС, который сказал, что ее машина попала в ДТП, управлял ею нетрезвый водитель, у которого из документов на авто был только техпаспорт. Инспектор посоветовал хозяевам машины подвезти недостающие документы, чтобы у них потом не было больших неприятностей. Семен с женой так и сделали.
Администрация мойки отказалась возмещать ущерб, нанесенный автомобилю Семена ее работником, поскольку он совершил ДТП в нерабочее время и на тот момент мойка уже оказала Семену услугу, ради которой он оставлял там машину (химчистку ее салона).
Милиция устно отказала в возбуждении уголовного дела по факту угона автомобиля сотрудником мойки, поскольку есть подтверждение, что у него на руках были все необходимые документы на автомобиль.
Сотрудник мойки исчез.
Страховая компания, выплатив потерпевшим страховое возмещение, обратилась с претензией к жене Семена…
Анализ ситуации № 2
В принципе, вторая ситуация аналогична первой и вывод здесь остается прежним — взыскивать выплаченные денежные суммы с владельца автомобиля формально не должны.
Однако исходя из специфики ситуации, к мыслям, изложенным выше, добавляется еще одна. Если бы владелец автомобиля не подвозил недостающие документы на место ДТП, то в этой ситуации можно было бы вообще усомниться в правомерности выплаты возмещения данной страховой компанией.
Согласно пункта 129 Положения договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенный на транспортное средство, распространяется на всех лиц, имеющих согласно законодательству основания на право управления данным транспортным средством.
В рассмотренной нами ситуации владелец передавал свой автомобиль автомойке, а не ее работнику, который затем совершил ДТП. Причем при совершении ДТП он действовал не как работник автомойки (не в рабочее время, не на рабочем месте и не в рамках исполнения своих трудовых обязанностей). Поэтому у виновника ДТП не было «оснований на право управления» этим автомобилем. Следовательно заключенный владельцем автомобиля договор обязательного страхования гражданской ответственности на виновника ДТП не распространялся. А раз так, то страховая компания, заключившая с ним договор страхования, формально не имела оснований для выплаты страхового возмещения.
Но это только формально… Ведь здесь может возникнуть проблема с доказыванием этого довода, поскольку согласно документов ГАИ виновник ДТП имел на руках все необходимые документы на автомобиль. А это вполне может являться подтверждением правомерности владения автомобилем.
Неоспоримым доказательством неправомерности владения автомобилем послужил бы приговор суда по уголовному делу в отношении виновника ДТП, признающий его виновным в угоне данного автомобиля.
Поэтому владельцу автомобиля следует все же подать в правоохранительные органы официальное письменное заявление о совершенном преступлении (угоне его автомобиля). На него должен быть дан официальный письменный ответ: о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом (с приведением мотивов отказа). Устные доводы о том, что «водителю угон никак не «пришьешь» во внимание принимать не стоит. Необходимо требовать официальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если уголовное дело будет возбуждено, то перед судом, рассматривающим дело по иску страховой компании к владельцу автомобиля, необходимо будет ходатайствовать о приостановлении производства по этому делу до разрешения уголовного дела.
Кстати сказать, причинение вреда лицом, изъявшим транспортное средство из обладания владельца без его вины в результате противоправных действий, согласно п. 178 Положения, является еще одним из оснований для суброгации. Причем в этом случае Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. N 9 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами» прямо говорит о том, что при предъявлении исков о взыскании в порядке суброгации выплаченного страхового возмещения по тем основаниям, что вред причинен лицом, изъявшим транспортное средство в результате противоправных действий из обладания владельца без его вины, судам надлежит иметь в виду, что ответчиком по таким искам является лицо, изъявшее транспортное средство (п. 26 Постановления).
Однако дальше идет развитие этой мысли – если владелец транспортного средства не обеспечил сохранность транспортного средства, что способствовало его изъятию, то он может быть привлечен в качестве соответчика. Ответственность в таких случаях является долевой.
Но что значит «не обеспечил сохранности»? Понятие явно оценочное и определять его наличие или отсутствие будет суд. Можно ли сказать, что Семен в описанной ситуации, оставляя автомобиль на автомойке для того, чтобы ему произвели химчистку салона, не обеспечил его сохранности?..
Но в любом случае, к участию в деле по иску страховой компании к владельцу автомобиля следует привлекать автомойку в качестве третьего лица. Это необходимо, так как в случае удовлетворения иска страховой компании владелец автомобиля будет иметь право в порядке регресса взыскать с автомойки всю уплаченную им страховой компании сумму и иные убытки.
Этот вывод следует вот из чего.
Мойка (химчистка) автомобиля осуществляется в рамках заключаемого между автовладельцем и автомойкой договора подряда (или возмездного оказания услуг). И в том и в другом случае применяется статья 668 Гражданского кодекса Республики Беларусь о том, что подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленного заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда.
Иными словами, обеспечение сохранности автомобиля, переданного на мойку (химчистку), является обязанностью автомойки (подрядчика). В случае необеспечения автомойкой сохранности оставленного ей автомобиля можно говорить о нарушении указанной обязанности – то есть о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору. А это влечет ответственность в виде возмещения вызванных таким неисполнении или ненадлежащем исполнении убытков (статья 364 ГК).
Под убытками в данном случае следует понимать как суммы, которые будут выплачены владельцем автомобиля по судебному решению в пользу страховой компании, так и размер ущерба автомобилю, причиненного в этом ДТП.
Факт заключения договора между автомойкой и владельцем автомобиля может быть подтвержден как документами (непосредственно договором, талоном, кассовым чеком или иным документом, удостоверяющим прием денег автомойкой, и др.), так и свидетельскими показаниями о том, что автомобиль был оставлен владельцем на территории автомойки для того, чтобы его помыли и провели химчистку салона.
Как резюме по второй ситуации, автовладельцам, оставляющим свои авто на объектах сервиса (мойки, СТО и т.д.) я бы посоветовал следующее.
Во-первых, требуйте от них какой-либо документ, подтверждающий а) наличие между вами договорных отношений (идеально – если это непосредственно договор с конкретно предусмотренными в нем условиями) и б) получение от вас автомобиля для производства с ним необходимых действий (это может быть расписка или акт приема-передачи).
Во-вторых, не оставляйте вместе с автомобилем документы на него. На мой взгляд, правомерность нахождения автомобиля на объекте сервиса может подтверждаться наличием соответствующего договора и акта приема-передачи автомобиля, подписанного его владельцем. Документы на автомобиль должны находится у водителя, который осуществляет управление им. Но вы ведь оставляете автомобиль на сервисе не для того, чтобы им кто-то без вашего ведома управлял.
Если же документы вы оставите, то при попадании в ситуацию, аналогичную той, в которую попал Семен, готовьтесь доказывать, что вы «не верблюд»…
Вместо послесловия
Высказав свое мнение по изложенным выше ситуациям, решил переговорить с товарищем, который возглавляет юридический отдел в одной из страховых компаний, которые занимаются обязательным страхованием ответственности владельцев транспортных средств.
Он подтвердил, что в настоящее время практика взыскания в порядке суброгации с собственников автомобилей сумм выплаченного страхового возмещения действительно имеет место. Причем эта практика формируется уже достаточно давно, но тем не менее единообразием не отличается.
Было время, когда суммы в порядке суброгации взыскивали только с виновников ДТП. Потом в качестве соответчиков стали привлекать собственников автомобилей и взыскивать суммы в какой-то пропорции. А в последнее время бывают даже случаи, когда страховая компания подает иск к виновнику ДТП и к собственнику автомобиля, а суд взыскивает всю сумму с собственника, отказывая в иске к виновнику ДТП. В общем, многое зависит от внутреннего убеждения судьи.
Страховые компании также по-разному подходят к вопросу, с кого взыскивать суммы в порядке суброгации. Есть такие, которые в любой ситуации все иски выставляют к собственнику автомобиля. Другие – в зависимости от ситуации могут заявить собственника в качестве соответчика.
Обоснованием для привлечения к ответственности собственника автомобиля выставляют то, что он является лицом, ответственным за причинение вреда, так как именно он передал автомобиль человеку, который в пьяном виде совершил затем ДТП… «Натянуто», зато срабатывает.
Еще больше «натянутость» этого аргумента проявляется в том, что если нотариальная доверенность все же выписывается, то претензий к собственнику в случае ДТП, совершенного пьяным «водителем по доверенности», никто не предъявляет (вот и вариант защиты от сложившейся практики!).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Отсутствует Новые штрафы 2012 / Отсутствует. — М.: Эксмо, 2012. — 125 c.
- Правила дорожного движения 2006. — М.: Питер, 2012. — 889 c.
- Юрий, Васильевич Гейко Легкий способ бросить дурить. За рулем / Юрий Васильевич Гейко. — М.: Рипол Классик, 2016. — 398 c.
- Новые дорожные приключения Буратино. — М.: Художник РСФСР, 2008. — 676 c.
- Рассел, Джесси Безопасность дорожного движения / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2012. — 985 c.
- Бочко, Алиса Правила дорожного движения для детей / Алиса Бочко. — М.: Питер, 2014. — 321 c.
- Правила дорожного движения 2006. — М.: Питер, 2012. — 889 c.
- Громаковский, Алексей Экзамен в ГИБДД на категории А, В. 40 новых официальных билетов с комментариями / Алексей Громаковский. — Москва: РГГУ, 2009. — 148 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 9 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.