Провоцирующих ДТП пешеходов освободят от ответственности по ОСАГО

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Провоцирующих ДТП пешеходов освободят от ответственности по ОСАГО". Мы постарались полностью разобрать тему в понятном для непрофессионалов виде. Если у вас возникли вопросы, вы всегда их можете задать консультанту на сайте.

В результате ДТП, произошедшего с участием пешехода, водитель несет ответственность в зависимости от тяжести наступивших для пешехода последствий и от нарушенных водителем правил дорожного движения. В любом случае для водителя существует три вида ответственности: гражданская, административная и уголовная. При этом гражданская ответственность (в отличии от административной или уголовной) наступает для водителя в любом случае, независимо от того, виноват он в ДТП или нет. В этой статье речь пойдет о том, каковы последствия ДТП для водителя, если виноват пешеход: какая мера наказания может быть применена к водителю и в каком случае он освобождается от ответственности.

Наличие вины водителя, а также тяжесть нанесенного его транспортным средством ущерба пешеходу при ДТП влияет на то, будут ли к водителю применены меры административной ответственности или уголовной (см. ст. 5 УК РФ, п. 1 ст. 1079 ГК РФ и ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

  • Если водитель не виноват в ДТП — какова его ответственность
  • Возмещения вреда имуществу, здоровью или жизни пешехода при ДТП
  • Порядок возмещения морального вреда пешеходу при ДТП

Если водитель не виноват в ДТП — какова его ответственность

Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому вред, причиненный автомобилем, в большинстве случаев подлежит возмещению владельцем транспортного средства. Исключением из этого правила будет случай, если водитель докажет, что вред был нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (см. п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Суд может уменьшить ответственность владельца автомобиля или полностью освободить его от ответственности, если будет доказано, что потерпевший сам содействовал причинению ему вреда или увеличению степени причинения вреда по причине своей грубой неосторожности (п. 2 ст. 1083 ГК РФ). Но в случае, когда в результате ДТП причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, даже грубая неосторожность со стороны потерпевшего не может являться основанием для отказа в возмещении вреда. В этом случае размер возмещения может быть только уменьшен.

Согласно абз. 4 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ № 2454-О от 24 ноября 2016 г., «владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный его использованием, независимо от наличия своей вины в причинении вреда: осуществление деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, обязывает к особой осторожности и осмотрительности».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Согласно Апелляционному определению Московского городского суда по делу № 33-42854/2016 от 10 ноября 2016 г., если нет доказательств умышленности действий со стороны потерпевшего пешехода, направленных на причинение себе вреда, то даже если вина со стороны пешехода в нарушении ПДД, приведшая к ДТП очевидна, это не освобождает водителя от ответственности.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 26 января 2010 г., вред считается причиненным автомобилем в силу того, что он является источником повышенной опасности, только если вред явился результатом его действия или результатом проявления его вредоносных свойств.

Во всех остальных случаях, например, когда пассажир, открывая дверцу автомобиля, причиняет вред прохожему, этот вред возмещается на общих основаниях.

Возмещения вреда имуществу, здоровью или жизни пешехода при ДТП

Поскольку гражданская ответственность водителя должна быть в обязательном порядке застрахована по ОСАГО, возмещение вреда в случае ДТП, в результате которого прохожему причиняется вред, производится страховой компанией в пределах, установленных в ст. 7 Федерального Закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г.:

  • Страховая сумма при наступлении каждого страхового случая в части возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего не превышает 400 000 руб.;
  • Страховая сумма в части возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни потерпевшего не превышает 500000 руб.

Если в результате ДТП потерпевший погибает, страховая сумма может быть выдана лицам, которые имеют право на возмещение вреда при смерти кормильца, а если таких лиц нет, то страховая сумма выплачивается близким родственникам потерпевшего: его супругу, родителям, детям. Если потерпевший не имел самостоятельного дохода, то страховая сумма выплачивается лицам, у которых он находился на иждивении (п. 6 ст. 12 Федерального Закона № 40-ФЗ).

Если при ДТП причиняется вред здоровью или жизни потерпевшего, документы о ДТП должны оформляться сотрудником полиции. Кроме этого, водитель, причастный к ДТП, должен заполнить бланк извещения о ДТП, полученный от страховой компании. В извещении согласно п. 3.5 Правил ОСАГО указывается наличие пострадавших пешеходов и, если они известны – их данные для получения ими страховой выплаты.

Читайте так же:  Может ли пенсионер работать водителем и до какого возраста?

Поскольку страховое возмещение имеет ограничения по размеру, если его размер недостаточен для полного возмещения причиненного вреда, водитель будет должен возместить разницу между страховым возмещением и размером ущерба самостоятельно. Согласно ст. 1072 и п. 1 ст. 1085 ГК РФ, водитель также должен возместить расходы на лечение и утраченный пострадавшим заработок, если пешеходу причинено увечье или другое серьезное повреждение здоровья.

Говоря о том, каковы последствия ДТП для водителя, если виноват пешеход следует помнить: если водитель оставит место ДТП, участником которого он являлся, страховщик, после того как возместит пострадавшему ущерб в пределах страховой выплаты, будет вправе взыскать с водителя размер возмещения регрессным требованием (см. пп. «г» п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 40-ФЗ).

Порядок возмещения морального вреда пешеходу при ДТП

Если в результате ДТП с участием пешехода его здоровью или жизни причинен вред, в связи с этим принимается во внимание, что пострадавший во всех случаях испытывает физические и нравственные страдания, следовательно, предполагается, что ему нанесен моральный вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от вины владельца автомобиля (см. ст. ст. 151, 1100, п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Если пострадавший в результате столкновения погибает, предполагается, что компенсация морального вреда должна осуществляться в адрес членов семьи погибшего, однако этот вопрос решается судом с учетом обстоятельств дела.

Компенсация в этом случае возможна, только если суду будут представлены доказательства того, что моральный вред причинен именно родственникам погибшего. То есть родственные отношения, согласно п. 32 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 26 января 2010 г., сами по себе не являются основанием для компенсации морального вреда.

В результате ДТП, произошедшего с участием пешехода, водитель несет ответственность в зависимости от тяжести наступивших для пешехода последствий и от нарушенных водителем правил дорожного движения. В любом случае для водителя существует три вида ответственности: гражданская, административная и уголовная. При этом гражданская ответственность (в отличии от административной или уголовной) наступает для водителя в любом случае, независимо от того, виноват он в ДТП или нет. В этой статье речь пойдет о том, каковы последствия ДТП для водителя, если виноват пешеход: какая мера наказания может быть применена к водителю и в каком случае он освобождается от ответственности.

Наличие вины водителя, а также тяжесть нанесенного его транспортным средством ущерба пешеходу при ДТП влияет на то, будут ли к водителю применены меры административной ответственности или уголовной (см. ст. 5 УК РФ, п. 1 ст. 1079 ГК РФ и ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

  • Если водитель не виноват в ДТП — какова его ответственность
  • Возмещения вреда имуществу, здоровью или жизни пешехода при ДТП
  • Порядок возмещения морального вреда пешеходу при ДТП

Если водитель не виноват в ДТП — какова его ответственность

Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому вред, причиненный автомобилем, в большинстве случаев подлежит возмещению владельцем транспортного средства. Исключением из этого правила будет случай, если водитель докажет, что вред был нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (см. п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Суд может уменьшить ответственность владельца автомобиля или полностью освободить его от ответственности, если будет доказано, что потерпевший сам содействовал причинению ему вреда или увеличению степени причинения вреда по причине своей грубой неосторожности (п. 2 ст. 1083 ГК РФ). Но в случае, когда в результате ДТП причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, даже грубая неосторожность со стороны потерпевшего не может являться основанием для отказа в возмещении вреда. В этом случае размер возмещения может быть только уменьшен.

Согласно абз. 4 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ № 2454-О от 24 ноября 2016 г., «владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный его использованием, независимо от наличия своей вины в причинении вреда: осуществление деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, обязывает к особой осторожности и осмотрительности».

Согласно Апелляционному определению Московского городского суда по делу № 33-42854/2016 от 10 ноября 2016 г., если нет доказательств умышленности действий со стороны потерпевшего пешехода, направленных на причинение себе вреда, то даже если вина со стороны пешехода в нарушении ПДД, приведшая к ДТП очевидна, это не освобождает водителя от ответственности.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 26 января 2010 г., вред считается причиненным автомобилем в силу того, что он является источником повышенной опасности, только если вред явился результатом его действия или результатом проявления его вредоносных свойств.

Во всех остальных случаях, например, когда пассажир, открывая дверцу автомобиля, причиняет вред прохожему, этот вред возмещается на общих основаниях.

Возмещения вреда имуществу, здоровью или жизни пешехода при ДТП

Поскольку гражданская ответственность водителя должна быть в обязательном порядке застрахована по ОСАГО, возмещение вреда в случае ДТП, в результате которого прохожему причиняется вред, производится страховой компанией в пределах, установленных в ст. 7 Федерального Закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г.:

  • Страховая сумма при наступлении каждого страхового случая в части возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего не превышает 400 000 руб.;
  • Страховая сумма в части возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни потерпевшего не превышает 500000 руб.
Читайте так же:  Как вернуть машину физлицу после покупки?

Если в результате ДТП потерпевший погибает, страховая сумма может быть выдана лицам, которые имеют право на возмещение вреда при смерти кормильца, а если таких лиц нет, то страховая сумма выплачивается близким родственникам потерпевшего: его супругу, родителям, детям. Если потерпевший не имел самостоятельного дохода, то страховая сумма выплачивается лицам, у которых он находился на иждивении (п. 6 ст. 12 Федерального Закона № 40-ФЗ).

Если при ДТП причиняется вред здоровью или жизни потерпевшего, документы о ДТП должны оформляться сотрудником полиции. Кроме этого, водитель, причастный к ДТП, должен заполнить бланк извещения о ДТП, полученный от страховой компании. В извещении согласно п. 3.5 Правил ОСАГО указывается наличие пострадавших пешеходов и, если они известны – их данные для получения ими страховой выплаты.

Поскольку страховое возмещение имеет ограничения по размеру, если его размер недостаточен для полного возмещения причиненного вреда, водитель будет должен возместить разницу между страховым возмещением и размером ущерба самостоятельно. Согласно ст. 1072 и п. 1 ст. 1085 ГК РФ, водитель также должен возместить расходы на лечение и утраченный пострадавшим заработок, если пешеходу причинено увечье или другое серьезное повреждение здоровья.

Говоря о том, каковы последствия ДТП для водителя, если виноват пешеход следует помнить: если водитель оставит место ДТП, участником которого он являлся, страховщик, после того как возместит пострадавшему ущерб в пределах страховой выплаты, будет вправе взыскать с водителя размер возмещения регрессным требованием (см. пп. «г» п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 40-ФЗ).

Порядок возмещения морального вреда пешеходу при ДТП

Если в результате ДТП с участием пешехода его здоровью или жизни причинен вред, в связи с этим принимается во внимание, что пострадавший во всех случаях испытывает физические и нравственные страдания, следовательно, предполагается, что ему нанесен моральный вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от вины владельца автомобиля (см. ст. ст. 151, 1100, п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Если пострадавший в результате столкновения погибает, предполагается, что компенсация морального вреда должна осуществляться в адрес членов семьи погибшего, однако этот вопрос решается судом с учетом обстоятельств дела.

Компенсация в этом случае возможна, только если суду будут представлены доказательства того, что моральный вред причинен именно родственникам погибшего. То есть родственные отношения, согласно п. 32 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 26 января 2010 г., сами по себе не являются основанием для компенсации морального вреда.

Возможные причины ДТП с участием пешехода

Существует пять основных причин, приводящих к транспортному приключению.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

  1. Авария по вине водителя транспортного средства. Это самая распространенная причина ДТП. Безответственное поведения владельца автомобиля стало причиной многих трагических последствий в жизни людей. Самый распространенные факторы, которые ведут к аварии это: нетрезвый водитель транспортного средства, превышение скорости допустимой на данном участке дороги, неправильный обгон, несоблюдение дистанции с другими средствами передвижения, игнорирование сигналов светофора, отвлечение на другие дела, невнимательность, другие нарушения правил дорожного движения. Однако среди всех факторов особое значение приобрел фактор превышения скорости. В разных странах он стал виной смерти и инвалидности множества граждан. Нередки случаи, когда водитель транспортного средства настолько утомлен, что засыпает, и становится виновником транспортного происшествия. Также страшную роль может сыграть отсутствие опыта вождения автомобиля.
  2. Транспортное происшествие, виновником которого стал пешеход. Чаще всего попасть в аварию пешеход может, пересекая дорогу в неположенном месте, а также не беря во внимание сигнал светофора. Причины ДТП по вине пешехода могут включать состояние алкогольного опьянения, невнимательность, желание выиграть во времени, не сознание опасности, которая таит в себе дорога. Нередко в ДТП попадают дети, выбегая на дорогу в игре, а также пенсионеры, люди с ограниченными возможностями неспособными среагировать на приближение опасности.
  3. Распространенной причиной дорожного происшествия является техническая неисправность автомобиля. Существует перечень неисправностей транспортного средства, при наличии которых запрещено передвижение транспортного средства. Наличие технического осмотра и ответственность водителя могут свести к минимуму аварийность по этой причине. Как правило, водитель перед выездом в состоянии обнаружить неисправность, которая может привести к ДТП. По статистике всего лишь 3% аварий по причине неисправности произошли из-за дефекта транспортного средства, которое незаметно водителю.
  4. Дорожные условия, которые способствуют аварийности. К таким причинам относятся: скользящее дорожное покрытие, ухабы и ямы на дорогах, ограничение в видимости на дороге и другие. Открытые люки стали причиной многих аварий, опрокидывания транспортного средства, выезда его на встречную полосу движения.Большое количество ДТП приходится на темное время суток. На участках дороги с плохим освещением довольно тяжело увидеть пешехода в темной одежде. Поэтому для обеспечения безопасности человеку, который часто пересекает дорогу в темное время суток лучше приобрести одежду со светоотражателями.
  5. ДТП может произойти по причине халатности других участников дорожного движения, например, велосипедистов. Неисправный светофор, вовремя несрезанные ветви деревьев над дорогой, упавшее дерево.
Читайте так же:  Как снять автомобиль с регистрации?

Сложные метеоусловия, дожди, снегопады, гололедица также являются частой причиной ДТП.

Ответственность при ДТП с участием пешехода

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Наезд на пешехода по вине водителя

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший виновником ДТП может нести такие виды ответственности:
  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Если пострадал пешеход, то статья 1079 Гражданского Кодекса РФ обязывает виновного водителя оплатить расходы на его лечение.

ДТП по вине пешехода

Несмотря на то что пешеходы имеют меньше причин и ситуаций для создания ДТП, они могут стать его виновником.

Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.

Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.

Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:
  1. Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
  2. Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
  3. Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.

Пешеход является полноправным участником движения на дороге и несет полную административную, уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как определить виновного

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Ответственность за наезд на пешехода

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.

Добропорядочный водитель на месте ДТП поведет себя так:

  1. Вызовет неотложную помощь и сотрудников дорожной инспекции.
  2. Окажет пострадавшему пешеходу необходимую помощь.
  3. Снимет или сфотографирует место аварии.
  4. Зафиксирует показания свидетелей.
  5. Предоставит все данные сотрудникам дорожной инспекции для создания протокола.
  6. Свяжется со страховой компанией и зафиксирует дорожное происшествие.

Права сбитого пешехода и компенсация

Кто бы ни был виновником аварии, пострадавший пешеход имеет право на компенсацию материального ущерба и затрат на восстановление здоровья. Часть компенсации выплачивается страховой компанией (ОСАГО).

Компенсация может быть разная в зависимости от характера ущерба:

  1. Нанесения вреда здоровью и жизни пешехода (до 160 тыс. руб.).
  2. Нанесение вреда имуществу пешехода (120 тыс-160 тыс. руб.).

Размер компенсации рассчитывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 56). Выплата моральной компенсации пострадавшему определяется в ходе судебного разбирательства.

Читайте так же:  Как не получить срок за самооборону на дороге?

Если в суде доказана невиновность водителя или преднамеренное действие пострадавшего, то компенсация может быть отменена.

Чтобы привлечь виновника ДТП по «пешеходной» статье, его нужно… как минимум поймать. AUTO.TUT.BY попросил представителей дознания ГАИ и следствия вспомнить, чем закончились спровоцированные пешеходами-нарушителями трагедии, а также разобрался, на какие компенсации может рассчитывать пострадавший от встречи с пешими нарушителями ПДД водитель.

«Водитель троллейбуса выбежал из кабины и погнался за пешеходом»

— Привлечь пешехода, по чьей вине пострадали люди, к уголовной ответственности возможно, и такие дела иногда возбуждаются, — рассказал AUTO.TUT.BY начальник отдела дознания ГАИ Минска Владимир Гайшун. – Это касается случаев, когда поведение пешехода на проезжей части дороги – например, переход в неположенном месте в непосредственной близости от идущего транспорта – вынуждает водителя во избежание наезда изменить скорость или направление движения.
 

То есть — пешеход своими действиями создает на дороге аварийную ситуацию: вынуждает водителя вывернуть влево – и тем самым провоцирует, например, лобовое столкновение; вывернуть вправо – и, например, совершить наезд на мачту освещения или ограждение; резко затормозить – и получить травмы в результате, например, удара о лобовое стекло или стойку автомобиля.
 

Уголовные дела в отношении пешеходов возбуждаются только в случаях, если в ДТП по вине пешехода пострадал кто-то, кроме самого нарушителя: водители, пассажиры, другие пешеходы

, — пояснил Владимир Гайшун.

В сентябре 2012 года в Минске женщина-пешеход внезапно выбежала на дорогу перед близко идущим троллейбусом. Водитель троллейбуса во избежание наезда вынужден был применить экстренное торможение – и пассажиры, стоявшие в салоне, упали на пол, один из них в результате этого получил серьезные травмы. Водитель выбежал из кабины троллейбуса, догнал и задержал пешехода, вызвал «скорую» и ГАИ. Сейчас по этому делу проводится проверка — ведь, по словам Гайшуна, необходимо доказать, что именно своими действиями пешеход создал аварийную ситуацию. Если окажется, что это именно так, – в отношении пешехода будет возбуждено уголовное дело по ст. 321 УК РБ.

Нарушение пешеходом правил безопасности движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до 2 лет.

Нарушение пешеходом правил безопасности движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.

(ст.321 УК РБ)

— Подобный случай был два года назад: на проезжую часть в непосредственной близости от движущегося транспорта выбежал пьяный мужчина-пешеход. Водитель, чтобы избежать наезда, принял решение вывернуть руль влево – на встречной полосе произошло лобовое столкновение, в котором пострадали люди. Тогда вина пешехода была доказана, он был привлечен к уголовной ответственности, — вспоминает Владимир Владимирович.

Из-за наезда на очередного пьяного пешехода в Минске пострадал водитель. Мужчина за рулем применил экстренное торможение, но наезда избежать не удалось: пешеход упал на капот, затем – влетел в лобовое. От удара стекло раскололось, его осколками тяжело ранило водителя.
 

— У мужчины было повреждено сухожилие, впоследствии его травмы классифицировали как тяжкие телесные повреждения.
 

Пешеход же после наезда скатился с капота на асфальт и пьяный, получивший незначительные травмы, остался лежать на дороге. Позже он был привлечен к уголовной ответственности.
 

«А был ли мальчик?..»

Дела по «пешеходной» статье возбуждаются редко. Причин тому, по мнению Владимира Гайшуна, две: сложность в поиске предположительно виновного пешехода и неправильный выбор водителя в решении возникшей проблемы.

— Задержать пешехода, спровоцировавшего аварию, сразу после ДТП не всегда возможно. Например, если водитель в попытке избежать наезда на пешехода врезается в столб, то по объективным причинам ему будет не до того, чтобы раненному выбегать из искореженной машины и бросаться в погоню за пешеходом. Единственная надежда – на не получивших в ДТП травмы водителей и пассажиров, а также очевидцев аварии. Потом же найти пешего участника инцидента практически невозможно, — констатирует представитель ГАИ.
 

К сожалению, далеко не все аварии наблюдают очевидцы, равно как и не в каждой машине установлены видеорегистраторы. То есть, в некоторых ситуациях присутствие на проезжей части

условного пешехода-нарушителя , чьи действия и вынудили условного водителя выехать на встречную или врезаться в столб, подтверждаются только словами управлявшего машиной человека. Поверит ли ему ГАИ или следствие?

Все сомнения всегда истолковываются в пользу подозреваемого или обвиняемого. Орган, ведущий дознание или следствие, должен либо опровергнуть версию водителя, либо подтвердить ее. Если нам это не удалось – нет второго участника ДТП, пассажиров, очевидцев, видеозаписей, — значит, мы верим его словам

, — поясняет Владимир Гайшун.

Читайте так же:  Оформление электронного ПТС

Представитель ГАИ считает, что уголовных дел в отношении пешеходов могло бы быть больше, если бы водители в попытках избежать наездов не ограничивались только торможением.
 

К сожалению, пешеходы гибнут и из-за того, что водители, выбравшие вариант тормозить, уже объективно не успевают, не имеют технической возможности это сделать. У нашего водителя прямо рефлекс какой-то: опасность на дороге – бьем по педали тормоза! А ведь его действия в опасной ситуации ничем не регламентированы: можно рассмотреть возможность уйти вправо или влево. Но происходит наезд. Степень вины водителя в смерти пешехода потом определит следствие, но, даже если выяснится, что в ДТП был виноват пешеход, наказать его за это уже нельзя. Возможно, последствия многих подобных аварий могли бы быть другими, менее тяжкими, если бы водители при наличии хоть какой-то возможности пробовали маневрировать – ведь результат лобового столкновения или наезда на дорожное ограждение не всегда бывает смертельным. У пешехода же чаще всего шансов выжить мало.

Объективности ради стоит заметить, что попытка маневрировать иногда все же обходится водителю гораздо дороже, нежели факт наезда на условного пешехода, — к уголовной ответственности добавляются тяжелые моральные страдания.
 

Следователи вспоминают, как в конце 2011 года на столичном проспекте Победителей молодой человек, пытаясь избежать наезда на перебегавшего проезжую часть в неположенном месте пешехода, врезался в мачту уличного освещения – погибла его мать, ехавшая на пассажирском сидении. Аварию наблюдали несколько очевидцев – они же позже подтвердили следствию факт нахождения на проезжей части пешехода-нарушителя. Но после аварии свидетели происшествия спасали пострадавших, вызывали ГАИ, «скорую» – задержать пешехода никто не пытался. И он скрылся. Вначале уголовное дело возбудили только в отношении водителя – за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека. Позже его осудили по ч.2 ст.317 УК РБ. Через некоторое время после аварии дело возбудили и в отношении неустановленного пешехода.

Пешего нарушителя так и не нашли, расследование по уголовному делу приостановили.

Как возместить ущерб, нанесенный пешеходом-нарушителем невиновному водителю?
 

Владельцы автомобилей нередко возмущаются: мол, «из-за нарушителей- «самоубийц», выпрыгивающих под колеса, нам потом машины восстанавливать»…
 

Так как обязательного страхования гражданской ответственности пешеходов в нашей стране не предусмотрено, то единственная возможность для автовладельца, не застраховавшего свою машину по КАСКО, взыскать с пешего виновника ДТП компенсацию материального вреда – обратиться с гражданским иском в суд.
 

— Если вины водителя в ДТП нет, мы всегда разъясняем, что он имеет право обратиться в суд с требованиями к пешеходу о компенсации материального ущерба, — рассказал Владимир Гайшун.
 

В соответствии со ст. 933 ГК РБ, «вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
 

Взыскать компенсацию материального вреда водитель может и в случае гибели пешехода-виновника, обратившись в суд с иском к его наследникам – если наследство имелось, было принято и сумма запрашиваемой компенсации не превышает суммы этого принятого наследства.
 

Если водитель или иной участник ДТП в результате аварии, спровоцированной пешеходом, пострадали, то они могут также просить суд взыскать с пешего участника движения компенсацию расходов на лечение, а также морального вреда.
 

Компенсировать же моральный вред пешеходу, если он пострадал в ДТП, или его родственникам, признанным потерпевшими по делу, если он погиб, владельцу транспортного средства придется вне зависимости от вины водителя – только лишь на основании того, что «вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности» (ст.ст. 948 и 969 ГК РБ). Если не докажут, что «вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего» — например, пешехода принесло ураганным ветром и швырнуло в лобовое стекло машины или же он совершил суицид, бросившись под колеса. Но повторим — это нужно доказать.
 

Вина потерпевшего не учитывается также при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 958 ГК), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 963 ГК РБ) – это все тоже придется оплатить владельцу транспортного средства вне зависимости от того, кто был виноват в ДТП.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Грамота знатоку правил безопасности дорожного движения. — Москва: Огни, 2011. — 455 c.
Провоцирующих ДТП пешеходов освободят от ответственности по ОСАГО
Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here