ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
(ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции, а компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях — в ст. 23.3 КоАП РФ.
Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:
— выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
— осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;
— передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;
— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
— выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
— участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— участвовать в пропаганде правовых знаний;
— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
— пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.
Обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения сгруппированы в отдельном положении названного Закона, где предусмотрены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях — тяжеловесных грузов (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:
— требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
— проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
— проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;
— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
— в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;
— запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;
— требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;
— обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
— доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
— доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
— направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;
— осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и др.
Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
— останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
— осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
— задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;
— временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;
— выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
— требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;
— ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;
— запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;
— при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).
Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах. Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.
Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).
В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.
Многие автолюбители не сильны в актуальных законах, что влечёт за собой совершение незаконных действий со стороны сотрудников ДПС. Согласно статистике, инспекторы редко нарушают регламент деятельности и не берут во внимание законные права автолюбителей довольно часто.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-60-72 доб. Москва
+7 (812) 426-14-07 доб. Санкт-Петербург
+7 (800) 500-27-29 доб. Остальные регионы
Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?
В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.
В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.
Водителя останавливают
Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:- Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
- Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
- Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
- Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
- Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
- Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
- Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
- Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.
Иные случаи остановки
Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.
Водителя остановили
Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.
Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:
- Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
- При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
- Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
- В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
- В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
- При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.
Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД
На водителя оформляют протокол
Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Протокол за превышение скорости
Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
Протокол за загрязненные знаки
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.
Протокол за непристегнутый ремень
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
Сейчас все больше говорят про нарушения, которые допускают в отношении нас, простых водителей, сотрудники ДПС. Об этом можно прочитать в газетах и увидеть по телевидению. И, конечно, каждому сидящему за рулем хочется поставить на место инспектора ДПС, указать ему на вопиющие недостатки в работе, а возможно, и пригрозить ответственностью за злоупотребление служебным положением. Однако, прежде чем попытаться это сделать, необходимо хорошо подготовиться.
Отношения между инспектором ДПС и водителем, а также все вопросы касательно дорожного движения регулируются не только Правилами дорожного движения. Несомненно, этот документ является основополагающим, но бывают такие ситуации, при которых стоит обратиться и к другим нормативным актам.
Главная обязанность инспектора заключается в обеспечении бесперебойного, беспрепятственного и безопасного движения. Первое, что делает инспектор, когда вас останавливает, — взмахивает жезлом и просит остановиться. Для проверки документов вас могут остановить только на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах. Сейчас понятие стационарного поста ДПС содержится в п. 22.4 Наставления об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах: «Стационарный ноет ДПС (СПДПС) — наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями» и косвенно в п. 14 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее — Административный регламент): «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольно-пропускной пункт». Патрульный автомобиль никак не может быть признан постом ДПС, что бы вам ни говорил инспектор ДПС.
Если инспектор ДПС остановил вас вне стационарного пункта, рекомендуем поинтересоваться, какова причина остановки. Если инспектор ДПС не ответил вам или его объяснения не совпадают с вышеперечисленными основаниями для остановки, его поведение уже можно расценивать как нарушение служебной дисциплины. Инспектора ДПС за данное нарушение можно привлечь к ответственности по ст. 12.35 КоАП РФ и штрафу в размере 20 000 руб.
На дороге служебные обязанности выполняют исключительно инспекторы ДПС. Могут ли вас остановить сотрудники других структур полиции? Да, могут. Упомянутый ранее Закон РФ «О полиции» дает им такое право. Это же положение закреплено в ПДД — п. 2.1.1 не делает различий между сотрудниками ДПС и другими структурами МВД.
Но такая остановка должна вас насторожить. Для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении им служебных обязанностей (п. 20 ч. 1. ст. 13 Закона «О полиции»). Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону оцепления или проверки документов. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право производить досмотр ТС (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции»). При этом действия сотрудника полиции должны в точности совпадать с действиями инспектора ДПС. В разговоре с сотрудником полиции вы имеете такие же права, как и в разговоре с инспектором ДПС, поэтому немедленно потребуйте, чтобы он представился, предъявил документы и назвал причину остановки. Согласно приказу МВД РФ от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», помимо сотрудников ГИБДД, составлять протоколы по статьям 12Л-12.3, 12.6, 12.7, 12.10-12.20, 12.25, 12.29 КоАП РФ могут другие сотрудники полиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.
Сигнал об остановке должен быть четким и понятным. Если вас пытаются привлечь за то, что вы не остановились, можете ссылаться на то, что не видели, чтобы вам подавали сигнал об остановке либо вы расценили его как поданный другому ТС. В доказательство вашей правоты ны можете использовать показания свидетелей.
Если инспектор вел себя грубо и неуважительно (к сожалению, и такое бывает), тем самым он нарушил Административный регламент, в котором говорится: «Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения».
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Часто инспекторы просят открыть багажник автомобиля. Следует сказать, что данное действие — это не осмотр автомобиля, а его досмотр, правила которого регламентированы ст. 27.9 КоАП РФ. Осмотр — это визуальное обследование автомобиля. При осмотре инспектор может через стекло заглянуть в салон, сверить маркировочные обозначения ТС с записями в документах на него, осмотреть внешний вид автомобиля и не более.
А согласно ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства — это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
О том, проводятся ли какие-либо специальные мероприятия, участвует ли в проведении таких мероприятий сотрудник ГИБДД, остановивший вас, и является ли он вообще сотрудником, а не мошенником, вы можете узнать в дежурной части, позвонив туда по телефону, который лучше всегда иметь под рукой.
Согласно Административному регламенту основаниями для досмотра ТС являются:
-
проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
- проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве;
-
осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.
Основаниями для личного досмотра являются:
- наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества;
- осуществление административного задержания, задержания.
Если вам грозит личный досмотр или досмотр вещей, вы должны проследить, чтобы выполнялись нижеприведенные правила.
- Во время досмотра как сотрудники ГИБДД, так и вы можете вести видео-, фотосъемку и аудиозапись происходящего. Это поможет в случае необходимости доказать тот факт, что на вас оказывалось давление со стороны сотрудников ГИБДД.
- Перед досмотром инспектор ДПС должен предложить вам добровольно выдать имеющиеся в ТС оружие, боеприпасы, наркотики и др.
- Если вы откажетесь, для проведения досмотра он должен пригласить понятых и разъяснить им их права и обязанности по участию в досмотре. Число понятых должно быть не менее двух. Сотрудники ГИБДД ни в коем случае не могут выступать в качестве понятых. Административный кодекс допускает проведение досмотра вас или ваших вещей без понятых, но только в исключительных случаях при наличии достаточных оснований предполагать, что при вас находятся оружие либо предметы, которые можно использовать как оружие.
- Досмотр ТС должен проводиться только после того, как вы и пассажиры выйдут из машины. Сотрудник, производящий личный досмотр, должен быть одного с вами пола. Также одного с вами пола должны быть понятые, присутствующие при осмотре.
- Если не проводится административное задержание с доставлением, сотрудник ГИБДД может только предложить вам лично предъявить ему содержимое карманов, сумок и пр.
- Если вы опасаетесь, что в карман или сумку что-то подбросили, не дотрагивайтесь до этого предмета руками. Еще до проведения досмотра сделайте заявление о том, что предполагаете, что вам могут быть подброшены запрещенные предметы или вещества. Если вы все-таки нашли то, что вам не принадлежит, не дотрагивайтесь до этого предмета руками. В протоколе досмотра обязательно укажите, что данный предмет не ваш. И даже если вы понимаете, что это пакетик с наркотиками либо оружие, описывайте его так, как будто не знаете, о чем идет речь. Например: «Целлофановый пакетик с белым содержимым мне не принадлежит».
- Если в ходе досмотра обнаружены признаки преступления, сотрудник обязан доложить об этом в дежурную часть для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, доставления лиц, перемещения ТС в расположение органа внутренних дел. Кроме того, инспектор обязательно должен составить рапорт по факту обнаружения признаков преступления.
- О личном досмотре и досмотре вещей обязательно должен быть составлен протокол либо сделана запись в протоколе об административном задержании или доставлении. В обязательном порядке протокол должен содержать сведения, указанные в ч. 6 и 7 ст. 27.7 КоАП. Потребуйте выдать копию протокола. Если вы не сделаете этого, то сотрудник ГИБДД может и не выдать вам ее. Ведь согласно ч. 8 ст. 27.7 копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.
Протокол составляется не только при проведении инспекторами ГИБДД каких-либо процессуальных действий (осмотра, досмотра, задержания), но и при выявлении любого правонарушения.
Никогда не торопитесь подписывать протокол, сначала внимательно прочитайте его, к тому же инспектор обязан сперва разъяснить вам ваши права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП и ст. 51 Конституции РФ. В разделе объяснений протокола вы должны изложить свою позицию. Чтобы оставить себе «простор-для маневра», хорошо подготовить свою линию защиты и собрать доказательства, напишите в протоколе ходатайство о привлечении к участию в деле защитника (представителя). В этом случае инспектор не имеет права сразу же выписать постановление о наложении штрафа, а дело будет рассмотрено позже уже с участием вашего представителя. Вашим представителем может быть не обязательно адвокат. Вы можете воспользоваться услугами грамотного юриста, специализирующегося в административном праве, либо обратиться к какому-нибудь знакомому, который поднаторел в общении с органами ГИБДД. Не спешите расписываться в том, что вы получили копию протокола. Ставьте подпись только после того, как у вас действительно на руках будет копия.
Если вы ехали не один, требуйте, чтобы инспектор привлек пассажиров в качестве свидетелей или понятых. Доводы инспектора о том, что они не могут выступать в качестве таковых, необоснованны, так как согласно ст. 25.6 КоАП свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу. В число таких лиц входят и близкие родственники, и другой инспектор ДПС, и иные лица, которые видели совершенное нарушение. Если все вышеуказанное сотрудником было не выполнено, то вы можете отметить это в протоколе. Возможно, это поможет вам при дальнейшем разбирательстве.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Рассел, Джесси Безопасность дорожного движения / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2017. — 414 c.
- Бочко Алиса Правила дорожного движения для детей; Питер — М., 2014. — 133 c.
- Юрий, Васильевич Гейко Легкий способ бросить дурить. За рулем / Юрий Васильевич Гейко. — М.: Рипол Классик, 2016. — 137 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 9 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.