Содержание
- 1 Штрафы за отсутствие тахографа
- 2 Кому нужно устанавливать тахограф
- 3 Частному лицу тахограф не нужен
- 4 Закон о требованиях к тахографам
- 5 Кому необходимо установить тахограф?
- 6 Кто может не устанавливать?
- 7 Какой штраф предусмотрен?
- 8 Что считается правильной эксплуатацией устройства?
- 9 Кто должен оплачивать штрафы?
- 10 Когда обязательно необходим тахограф
Тахограф регистрирует информацию о маршруте и скорости движения непрерывно, контролируя режим труда и отдыха шофера. Применение прибора повышает безопасность на дороге, исключая ДТП, вызванные усталостью водителя. Установка тахографа обязательна для большинства автобусов, почти всех видов грузовиков весом более 3,5 тонн и обходится чуть более 30 тысяч рублей.
Штрафы за отсутствие тахографа
За отсутствие тахографа с 01.04.2014 штраф взимается не только при международных, но и при внутрироссийских перевозках. Наказание равнозначно штрафам за неисправный, отключенный или самостоятельно модифицированный тахограф и согласно ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:- 1000-3000 рублей — для водителей (так же как и за несоблюдение временного режима труда и отдыха);
- 5000-10000 рублей — для должностных лиц, выпустивших на линию транспортное средство (ТС) с нарушением.
Кому нужно устанавливать тахограф
Согласно действующей редакции ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» тахографом должен быть оснащен весь коммерческий транспорт, пассажирский и грузовой, категорий M2, M3 и N2, N3. То есть,
- авто с пассажирскими местами более 8,
- грузовики массой более 3,5 тонн и до 12 тонн.
За исключением следующих видов транспортных средств (для них прибор не нужен):
- Троллейбусов.
- Автобусов (категории M2 и M3), совершающих регулярные городские и пригородные перевозки (до 50 км в одну сторону).
- Автомобилей, участвующих по виду своей деятельности в обеспечении правопорядка, или в работе экстренных служб: пожарные, медицинские, спасательные, аварийные и прочие, с нанесенными соответствующими опознавательными знаками принадлежности.
- ТС, зарегистрированных военной автомобильной инспекцией.
- Частных автомобилей, с массой не более 7,5 тонн, перевозящих некоммерческий груз. Например, дома на колесах.
- Автобус для коммерческих междугородних рейсов.
- Дежурный автобус, развозящий сотрудников предприятия в черте города.
Тахограф не нужен, если:
- КАМАЗ используется на стройплощадке.
- ТС оснащены краном-манипулятором, подъемниками с рабочими платформами и прочим специальным оборудованием (автобетономешалки, машины для перевозки птиц, живой рыбы, скота, молока), в том числе для выполнения работ в коммунальном хозяйстве и по содержанию дорог; для обслуживания газовых и нефтяных скважин.
ВАЖНО! ГИБДД на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, требует ставить тахографы и штрафует за их отсутствие.
Частному лицу тахограф не нужен
Установка тахографа обязательна только на машины, используемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Если перевозим собственные грузы, а не с целью извлечения прибыли, тахограф не понадобится.
Закон о требованиях к тахографам
Требования к тахографам, правила их использования и контроля, а также виды ТС, для которых этот прибор обязателен, утверждены Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 (Приложение №1).Среди обязательных требований, помимо защищенного от взлома и опломбированного блока прибора, предусматривается наличие:
- карты тахографа и датчика движения; средств визуального, звукового предупреждения и т. д.
- антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (если в бортовое устройство включен связной модуль) и для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
- необходимого программного и криптографического обеспечения.
Тахограф оснащен печатающим устройством и клавиатурой для ввода информации. В зависимости от режима работает с четырьмя типами карт: водителя, контролера, мастерской и предприятия.[1]
Прибор позволяет получить полную и достоверную информацию и выявить попытки ее корректировки и фальсификации в памяти тахографа.
Правила эксплуатации
- Перед выездом водитель активирует тахограф личной картой и вводит PIN-код.
- Если есть второй водитель, он тоже вставляет свою карту и вводит пароль.
- Далее необходимые данные вводятся в ручном режиме либо регистрируются автоматически.
- Личные карты водителей извлекаются по окончании смены, после подтверждении места завершения работ.
Примечание. Если до 2014 года в авто был вмонтирован тахограф старого образца, отвечающий всем стандартам Евросоюза, заменить его новым нужно в срок до 2018 года.
Несколько лет подряд не утихают споры на счет того, так ли необходим среднетоннажным грузовикам тахограф? Кто не знает, тахограф – это устройство, предназначенное для контроля за эксплуатацией транспортного средства, он учитывает скорость движения, маршрут, отдых водителя и другие параметры.
В настоящее время транспортные средства более 3,5 тонн должны быть оборудованы этим устройством, но есть ряд ТС, к которым это не относится. Данное устройство достаточно дорогое, поэтому то, что частным лицам его ставить не нужно – существенно экономит средства, затрачиваемые на эксплуатацию грузовиков и минивэнов.
С 1 апреля 2015 года была введена административная ответственность в виде штрафа за езду без тахографа и нарушения его эксплуатации. Именно поэтому данная тема так актуальна, попробуем разобраться: какой штраф за за отсутствие тахографа получит водитель или предприятие?
Кому необходимо установить тахограф?
Напомним, что не так давно тахографы нужны были только на:
- Грузовых авто массой более 3,5 тонн, задействованных для опасных перевозки грузов;
- Грузовики, массой более 12 тонн, вне зависимости от специфики их эксплуатации;
- Автобусы и микроавтобусы, с 8 и более местами для пассажиров весом более 5 тонн;
- Автобусы и грузовики 15 и более тонн.
На 2019 год тахографом должны быть оборудованы все грузовики свыше 3,5 тонн и автобусы, занимающиеся грузо- и пассажироперевозками в коммерческих целях.
Кто может не устанавливать?
Законом установлен список, транспортных средств, которые не требуют установки тахографа. Такими авто являются грузовики и автобусы, принадлежащие частным лицам, которые эксплуатируются в личных целях без коммерческих побуждений.
Таким образом, если у вас минивэн на более 8ми человек и вы не работаете на нем, устанавливать тахограф нет необходимости.
Если у вас КАМАЗ, то будет достаточно сложно доказать, что используете вы его только в личных целях, так как это бывает редко. К тому же, данное авто может изредко использоваться в коммерческих целях – если не хотите штрафов, то установите тахограф, ведь на всякий случай, в нем есть режим OUT.
Еще не нужно устанавливать тахографы в:
- Пассажирские ТС, следующие по городским или пригородным маршрутам;
- Автобетононасосы;
- Бетоносмесители;
- Эвакуаторы/манипуляторы;
- Автокраны;
- Сельхоз технику;
- Инкассаторские автомобили;
- Автомобили коммунальных служб и т.п.
Другими словами, на авто выполняющее специальные функции приборы учета не нужны.
Какой штраф предусмотрен?
Размер штрафа за езду без тахографа установлен статьей 11.23 КОАП РФ. По ней, водители и учреждения, допустившие движение транспортного средства, осуществляющего коммерческую деятельность без исправно работающего тахографа обязаны оплатить штрафы. Да, необходим именно исправный тахограф, а не просто его присутствие в ТС.
- Водитель будет оштрафован на 1-3 тысячи рублей;
- Организация/работодатель будет оштрафован на сумму крупнее – от 5 до 10 тысяч рублей;
- Юридическое лицо получит штраф от 15000 до 30000 рублей.
За выключенный тахограф штрафы такие же, как впрочем, и штраф за отсутствие тахографа.
Также тахограф должен иметь функцию учета режима труда и отдыха, за ее отсутствие полагается штраф от 1 до 3 тысяч рублей.
Что считается правильной эксплуатацией устройства?
Если даже ТС оснащено тахографом, можно получить штраф из-за того, что он не соответствует требованиям ЕС. В соответствии с государственными требованиями тахограф должен:
- Соответствовать требованиям ЕС (для международных перевозок);
- Отвечает техническим требованиям, предъявляемым к приборам данного типа;
- Прибор оснащен системой контроля режима труда и отдыха водителя;
Также необходимо выполнение следующих факторов:
- Имеется отчет что прибор прошел калибровку (проверку) тахографа в специализированной мастерской;
- Номер мастерской имеется в перечне сведений о мастерских ФБУ «Росавтотранса»;
- Номер тахографа в перечне сведений о моделях тахографов ФБУ «Росавтотранса»;
- Номер блока СКЗИ тахографа также указан в перечне зарегистрированных блоков «Росавтотранса»;
- Параметры транспортного средства соответствуют параметрам установленного тахографа.
Кто должен оплачивать штрафы?
Сразу после принятия закона об обязательной установке тахографов, на многочисленных ресурсах писали, что штрафовать водителей за неправильную эксплуатацию и отсутствие устройства не будут, но увы, это давно не так. Может быть изначально ГИБДД и выносило лишь предупреждение водителям, не имеющим тахографа, то теперь штрафы за его отсутствие и неправильную эксплуатацию не редкость.
Конечно, если водитель не является индивидуальным предпринимателем, то ответственность за установку ложиться на работодателя. Но все же новой обязанностью водителя является перед эксплуатацией ТС в коммерческих целях убедиться, что авто оснащено всеми приборами, без которых движение данного ТС запрещено. Если водитель нарушил запрет – он также виновен и должен платить штраф за нарушение законодательства.
Законное использование некоторых видов ТС возможно только при наличии на них аппаратуры, фиксирующей режим работы техники и водителя, то есть тахографа. Требование обязательно с 2014 года, а отсутствие прибора наказывается штрафом. Но это правило, как и наказание за его нарушение, существует не для всех.
Когда обязательно необходим тахограф
О том, на какие виды ТС обязательно должен устанавливаться прибор, сказано в Приложении к Приказу Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 года:
- автомобили с количеством мест для пассажиров более 8 и массой до 5 т;
- машины с таким же числом сидений и тоннажем свыше 5;
- грузовые авто массой 3,5 — 12 т;
- машины, предназначенные для перемещения грузов, весом более 12 т.
Тахограф на любом из таких ТС обязателен, если оно не используется для международных перевозок (в этом случае есть иные правила). То есть прибор нужен всем, кто занимается предпринимательством в сфере перемещения грузов и людей, таксистам и «дальнобойщикам». Но машина должна относиться к категориям M2, M3, N2, N3. Это, например, КаМАЗ, «ГАЗель» и подобные им.
Если автомобилист использует такой транспорт якобы в личных целях, а не коммерческих, тахограф все равно необходим. Вряд ли остановивший ТС для проверки инспектор поверит, что водитель на КаМАЗе возит исключительно овощи с собственного огорода и только на еду.
На современных импортных машинах прибор установлен при сборке. Водителю только нужно научиться им пользоваться и следить за техническим состоянием. Если тахографа нет, им оснащают машину дополнительно.
О том, кто обязан устанавливать тахографы, смотрите в этом видео:
Какой штраф выпишет ГИБДД за отсутствие
Поскольку наличие тахографа возведено в ранг обязательного условия эксплуатации ТС, если его нет, автомобилисту «светит» наказание. Оно налагается в соответствии со статьей 11.23 КоАП. Этот же закон применяется, когда прибор есть, но неисправен.
Ленты
Бумага или лента для тахографа является обязательным атрибутом. Причем она должна быть определенного вида и качества. В ее отсутствие приспособление не работает. Значит, ситуация складывается та же, как если бы его вообще не установили. И в отношении водителя будет применена часть 1 статьи 11.23 КоАП:
Управление ТС либо выпуск на линию ТС для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего … регистрацию информации о скорости и маршруте движения ТС, о режиме труда и отдыха водителя ТС (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию ТС, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение … штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей…
Карты
Видео (кликните для воспроизведения). |
Еще одна важная деталь тахографа – личная карта водителя. Она позволяет контролировать режим его работы и отдыха, идентифицировать каждого, кто садится за руль конкретного автомобиля. Требования к ней указаны в Приказе №36 Минтранса от 2013 года.
Кроме возможности отслеживания деятельности водителя должны быть еще карты контролера, мастерской и предприятия, если машина принадлежит организации. Отсутствие этих деталей в приборе тоже делает его неверно функционирующим. То есть вынуждает к применению ч.1 ст. 11.23 КоАП, по которой с водителя возьмут штраф 1000 — 3000 р. А человек, отвечающий за выход в рейс ТС без тахографа, заплатит 5000 — 10000 р.
Калибровки
Прибор перед эксплуатацией необходимо привести в рабочее состояние с помощью калибровки. Она нужна также после его ремонта, повреждения пломбы, при изменении характеристик автомобиля. Без калибровки нормальная работа приспособления невозможна. Следовательно, ее отсутствие приведет к применению части 1 статьи 11.23 Кодекса.
Обнаружить, что процедуру не делали, можно не только с помощью исследования прибора. После нее у водителя должны быть:
- копия лицензии, подтверждающая возможность выполнения работы;
- документ о том, что на ТС используется калиброванный тахограф;
- стикер с показания работы приспособления, прикрепленный на видном для сотрудника ГИБДД месте в кабине авто.
Для юр. лица, ИП
Наказания за неисправный тахограф или его отсутствие, предусмотренные статьей 11.23 КоАП, касаются водителей и должностных лиц. Но машина может принадлежать не просто обычному гражданину, а легально трудящемуся коммерсанту или целому предприятию. То есть фактически виновным оказывается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
В первом случае нужно обратиться к статье 23 Гражданского Кодекса РФ. Речь в ней о возможности заниматься предпринимательством без организации фирмы или предприятия, если зарегистрироваться как ИП. То есть когда человек перевозит людей или грузы, будучи оформленным индивидуальным предпринимателем, административное право рассматривает его как физическое лицо.
За отсутствие тахографа нарушитель будет наказан по части 1 статьи 11.23 КоАП, то есть штрафом 1000 — 3000 р.
Иным все кажется, если речь о юридическом лице. В разделе 11.23 такого понятия вообще нет. Но это не значит, что руководитель предприятия останется безнаказанным. Есть часть 2 статьи 2.10 КоАП:
В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V … Кодекса не указано, что установленные … нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы … действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы … могут быть применены только к физическому лицу.
То есть штраф за отсутствие тахографа, который потребуют с руководителя организации составит 5000 — 10000 р., и заплатит он его не из средств фирмы, а из своего кармана. Наказание налагают при отсутствии тахографа, если прибор не заправлен лентой, не прошел калибровку. Тем же санкциям подвергнется юридическое лицо при отсутствии какой-либо из обязательных карт прибора или ее неисправности.
Законодатели планируют увеличить размер штрафа по статье 11.23 КоАП для этой категории виновников в несколько раз.
О том, какое наказание последует за отсутствие или неработающий тахограф, смотрите в этом видео:
Всегда ли наказывают водителя автобуса и грузовика
Для тех, кто занимается грузоперевозками и имеет авто типа N2 или N3, тахограф нужен обязательно. Даже если владелец не зарегистрирован как ИП, но будет остановлен во время рейса, за отсутствие прибора его скорее всего оштрафуют.
С автобусами все выглядит иначе. Тахограф не нужен, если этого вида транспортное средство:
- используется для личных нужд;
- ездит как маршрутное такси по одному и тому же пути в черте города или пригороде;
- предназначено для международных перевозок и уже оснащено иными контрольными приборами.
Водителей и собственников таких автобусов за отсутствие тахографа не накажут.
Штраф в соответствии со статьей 11.23 КоАП ждет тех, у кого нет прибора, но ТС при этом:
- возит в школу детей;
- предназначено для перемещения сотрудников какой-либо организации;
- занято в коммерческих перевозках.
Федеральные законы №196 «О безопасности дорожного движения» и №36 «Об утверждении требований к тахографам…» требует, чтобы эти автобусы были оснащены приспособлениями.
Рекомендуем прочитать о
штрафе за езду на мотоцикле
. Вы узнаете о штрафах за езду на мотоцикле без шлема, без категории, без страховки и без номеров, езде на незарегистрированном мотоцикле.
А здесь подробнее о штрафе за езду на машине без страховки.
Автомобилистам и предпринимателям не стоит относиться к умному прибору как к досадной необходимости. В Европе он используется давно и успешно, так как помогает повысить безопасность на дорогах. Ведь тахограф не позволит водителю превысить скорость, сесть за руль уставшим и вымотанным, а также самовольно изменить маршрут.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:+8 (800) 500-27-29 Это быстро и бесплатно!
Мой друг работает в ГИБДД и последнее время часто рассказывает об участившихся случаях отсутствия тахографа у водителей транспортных средств. Как оказалось, не все водители имеют представление о том, что установка прибора – это не просто необходимость, а обязанность каждого водителя.
Для написания своей статьи и переговорила с некоторыми нарушителями и в результате смогла составить собственное мнение о том, зачем требуется прибор и почему назначается штраф за езду без тахографа. Надеюсь, моя заметка поможет людям, плохо разбирающимся в данном вопросе, избежать штрафных санкций на дороге.
Зачем нужен тахограф
Для начала давайте разберемся, о каком приспособлении идет речь и зачем оно вообще требуется водителю. Кроме того, постараемся ответить на вопросы о том, на какие авто, тахограф следует ставить в обязательном порядке, а какие без него вполне могут обойтись.
Если говорить о технической особенности данного приспособления, то речь идет о приборе, обеспечивающем получение информации о работе транспортного средства, а именно:
- скорость передвижения автомобиля;
- режим отдыха и движения водителя.
Снятые показания хранятся в памяти прибора, а затем передаются контролирующим организациям для исчисления налога. Российским законодательством уже давно установлено требование об обязательной установке устройства на определенные виды транспортных средств.
Несмотря на этот момент, у многих пользователей до сих пор возникают вопросы, связанные с выписыванием штрафа за тахограф. Для исключения таких моментов, следует учесть, на какие ТС прибор должен быть установлен в обязательном порядке и почему.
На автомобили какого класса тахограф устанавливается обязательно
В приложении №2 Приказа Минтранса ПР №36 от 13.02.2013 года, тахографами оснащаются такие виды ТС:
Класс ТС | Масса, кг. | Число сидячих мест, шт. | Дополнение |
М2 | 5 тыс. | 8, кроме водительского места | Используется для пассажирских перевозок. |
М3 | от 5 тыс. | 8, кроме водительского места | Используется для пассажирских перевозок. |
N2 | 3,5-12 тыс. | — | Применяется для транспортировки грузов |
N2 | от 12 тыс. | — | Применяется для перевозки грузов. |
Список транспортных средств, где не нужен тахограф
Помимо класса, учитывается еще и вид ТС. Средства передвижения, на которые нет необходимости установить прибор учета, представлены в списке:
- авто со специальными функциями для использования в строительных работах или в с/х, например, такие, как бетономешалки, эвакуаторы, автомобили-телестудии;
- учебные авто, которые не применяются для перевозок пассажиров;
- оперативные машины, находящиеся в ведомстве ФСБ или МВД;
- военный транспорт;
- авто МЧС и скорой помощи;
- транспорт, проходящий дорожные испытания;
- автотехника, используемая для коммунальных нужд.
Стоит отметить, что модель и иные технические требования по отношению к прибору представлены в вышеуказанном приказе. Следует обратить внимание пользователей на то, что запрещено использовать устройства с аналоговым модулем.
Каков срок эксплуатации устройства
Согласно отдельным положениям закона, запрещено использовать тахографы, срок эксплуатации которых завершен. По правилам замена блока СКЗИ выполняется не реже, чем три раза в год.
Новый модуль при этом должен пройти специальную процедуру калибровки, и лишь затем активироваться. Также, замене подлежит модуль в связи с изменением данных владельца авто или самого ТС.
Какие нарушение встречаются, и какая ответственность за это предусмотрена
Законодательно запрещается конкретным автомобилям перемещаться без тахографа. Несоблюдение данного правила является основанием для выписывания штрафа или для применения более серьезных мер.
Регулирование подобных ситуаций происходит достаточно жестко и связано это в основном с тем, что многие водители, занимающиеся пассажирскими или грузовыми перевозками, нарушают режим и проводят за рулем больше установленной норме.
Нарушение правила | Размер штрафных санкций | ||
Физическое лицо | Должностное лицо | Юридическое лицо | |
Отсутствие устройства | 1 000 – 3 000 | 5 000 – 10 000. | 15 000 – 30 000 |
Несоблюдение режима труда и отдыха водителем (переработка) | 1 000 – 3 000 | Не налагается | Не налагается |
Намеренное отключение прибора, внесение самостоятельных модификаций в него | 1 000 – 3 000 | 5 000 – 10 000 | 15 000 – 30 000 |
Неработающий тахограф | 1 000 – 3 000 | 5 000 – 10 000 | 15 000 – 30 000 |
Просрочена или не вставлена карта водителя в первый слот карта | 1 000 – 3 000 | 5 000 – 10 000 | 15 000 – 30 000 |
Отсутствие модуля СКЗИ – использование приборов старого образца с шайбой после 01.01.2019 | 1 000 – 3 000 | 5 000 – 10 000 | 15 000 – 30 000 |
Заключение
Установка и использование тахографа при передвижении транспортного средства определенной категории является обязательным требованием законодательства. Данное правило действует недавно, и было введено по причине несоблюдения водителями режима работы.
Сегодня нарушение такого положения является причиной для назначения штрафных санкций и применения других видов наказания.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Правила дорожного движения для дошкольников. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 979 c.
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»; Омега-Л — Москва, 2014. — 678 c.
- Барбакадзе, Андрей Я учусь водить автомобиль / Андрей Барбакадзе. — М.: АСТ, 2016. — 221 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 9 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.