Возмещение ущерба виновником ДТП

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Возмещение ущерба виновником ДТП". Мы постарались полностью разобрать тему в понятном для непрофессионалов виде. Если у вас возникли вопросы, вы всегда их можете задать консультанту на сайте.

Для возмещения причиненного ущерба в полном объеме (согласно ст.15 и ст.1064 Гражданского Кодекса РФ) потерпевшая сторона предъявляет претензии виновнику, предварительно оценив этот ущерб с помощью специалистов.

Виновник дорожно-транспортного происшествия (ДТП) обязан возместить ущерб, если:

  • лимита страховой выплаты не хватило либо выплата была частичной (только для восстановления автомобиля). Возмещается недостающая часть из личных средств;
  • страховая компания виновника аварии отказалась возместить ущерб (не страховой случай), либо у него не было договора ОСАГО. Виновник возмещает ущерб в полном объеме.

«Мирный» путь

Договоренность потерпевшего с виновником ДТП о выплате компенсаций без обращения в суд вполне законна, но важно зафиксировать все условия в письменном виде.

Прежде чем начинать переговоры с виновником ДТП, потерпевший должен
  • получить документы в ГИБДД и ответ из страховой компании (отказ от страховой выплаты или выплату, существенно меньше суммы реального ущерба);
  • сделать независимую экспертизу пострадавшего автомобиля.

Далее составляется досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. В документе указывается:

  • информация о ДТП и поврежденном автомобиле;
  • данные виновника аварии и потерпевшего;
  • результаты независимой экспертизы;
  • общая сумма убытков;
  • информации о страховой выплате и разнице между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (если работает полис ОСАГО);
  • сумма, которую необходимо выплатить, чтобы снять все претензии потерпевшего;
  • срок и форма выплаты (наличными либо на счет в банке).

К досудебной претензии прилагаются копии:

  • акта о страховом случае;
  • справки о ДТП; постановления, протокола по делу об административном правонарушении;
  • телеграммы с вызовом на осмотр машины для независимой экспертизы;
  • отчета независимой экспертизы;
  • чеков и квитанций, а также договоров по расходам, связанным с ДТП.

Отправляется заказным письмом с описью и уведомлением о вручении или передается лично под роспись о получении.

Судебный иск

В случае отказа виновника ДТП возместить ущерб в добровольном порядке, потерпевший вправе обратиться в суд — мировой или районный, в зависимости от суммы ущерба (районный суд рассматривает дело, если причиненный ущерб более 50 тыс. рублей).
  1. Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. В исковом заявлении описываются события, на основании которых требуется взыскать возмещение ущерба, с обязательным указанием норм законов, дающих право на это.
  2. Ущерб подтверждается документами (экспертизы, справки, расчеты, протокол ГИБДД и т.д.).
  3. Уплачивается государственная пошлина (ее сумма зависит от суммы иска).
  4. При подготовке и на судебном заседании может потребоваться помощь юриста, который сможет грамотно апеллировать к нормам законов и приводить примеры из судебной практики.

НА ЗАМЕТКУ! Стоимость услуг юриста, сумму госпошлины, расходы на проведение независимой оценки ущерба и иные необходимые для ведения судебного процесса расходы включаются в итоговый размер ущерба, который должен компенсировать виновник по решению суда.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Видео: Взыскание ущерба с виновника ДТП

Потребовать возмещения ущерба с виновника ДТП может не сам потерпевший, а страховщик, к которому переходит право требования, после выплаты потерпевшему страхового возмещения по договору каско (суброгация, ст.965 ГК РФ).

Оценка ущерба

Оценка ущерба «по железу» проводится с привлечением специалиста-оценщика.

ВАЖНО! Перед осмотром пострадавшего автомобиля виновник ДТП и его страховая компания (при наличии) оповещаются о дате и месте оценки. Лично под расписку или заказной телеграммой с уведомлением о вручении (копия телеграммы заверяется на телеграфе). За 3-6 рабочих дней до назначенного осмотра (срок зависит от местонахождения адресата).

[1]

Понадобятся документы

  1. Паспорт гражданина, заказывающего оценку (для составления договора на оказание услуги).
  2. Паспорт транспортного средства (ТС), свидетельство о регистрации ТС.
  3. Если машина была на гарантийном обслуживании, пригодится сервисная книжка с соответствующими отметками.
  4. Справка (или копия) об аварии из ГИБДД (с указанием повреждений авто).
  5. Акт (или копия) предыдущего осмотра, если экспертиза уже проводилась (например, страховой компанией, занизившей выплаты), с приложением произведенных тогда расчетов.

ВАЖНО! По ст.12.1 действующей редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» независимая оценочная экспертиза проводится по единым правилам, установленным «Положением о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П).

[2]

  • Для оценки ущерба в рамках ОСАГО применяется специально разработанная единая методика определения величины расходов на восстановительный ремонт авто.
  • Проводить независимую экспертизу должен только эксперт-техник, включенный в единый реестр Министерства Юстиции РФ.

С октября 2014 года оценка ущерба для предъявления претензии к виновнику аварии может происходить в «упрощенном порядке». Потерпевший вправе самостоятельно выбрать способ для расчета суммы ущерба, причиненного в связи с повреждением его транспортного средства, чаще всего на основании сметы ремонтно-восстановительных работ. Смета составляется потерпевшим самостоятельно или в ремонтной мастерской. Для обоснования сметы используются чеки, выписки, справки из автомагазинов и специализирующихся на торговле запасными частями и ремонте организаций.

После оценки составляется

  1. Акт осмотра, на базе которого рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости автомобиля. Акт подписывают эксперт и обе стороны (виновник ДТП и потерпевший). Если виновник ДТП не явился, несмотря на своевременное уведомление, в акте об этом делается соответствующая отметка.
  2. К акту осмотра прилагается фотография авто, сделанная в день осмотра.
  3. После расчетов подготовляется отчет (экспертное заключение), с применением единой методики установленной Банком России.
  4. Документы подшиваются в папку, заверяются печатью и передаются заказчику.

Оценка вреда здоровью

При компенсации вреда, нанесенного здоровью, ущерб взыскивается как любое другое возмещение, с определением суммы, равной затратам, сопровождающим лечение (прием врачей, реабилитация, лекарства и т.д.). Для подтверждения этих расходов предоставляются медицинские справки, выписка из истории болезни, заключение судебно-медицинской экспертизы (с указанием степени тяжести полученных травм), акт медицинского освидетельствования. Можно требовать и возмещения упущенного за время нетрудоспособности заработка.

Оценка морального ущерба

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. Взыскивается при нанесении вреда жизни и здоровью автомобилем, независимо от виновности водителя (ст. 1100, п.1 и ст.1079 ГК РФ). При смерти потерпевшего возмещения морального вреда могут требовать близкие родственники.

Виновник ДТП компенсирует причиненный потерпевшему ущерб, добровольно или по решению суда. Потерпевшему придется проявить настойчивость и воспользоваться помощью адвоката. При этом, ему не удастся увеличить стоимость старой машины, отремонтировав ее новыми деталями за счет виновника ДТП, так как при оценке ущерба учитывается амортизация автомобиля. Зато можно получить компенсацию морального вреда и всех понесенных в ходе судебного процесса расходов. Невосполнимы останутся лишь потраченное время и нервы.

С каждым годом количество автомобилей на дорогах нашей страны увеличивается. Этому способствует насаждаемый со всех сторон эталон комфортной жизни, а также доступность автокредитов. Однако у любой медали есть две стороны.

Приятные ощущения от управления собственной машиной постоянно норовят смениться огорчением ее повреждения в результате столкновения с другим автолюбителем, ввиду высокой плотности дорожного движения. Это огорчение может усилиться или смягчиться в зависимости от того, кто является виновником аварии.

Возмещение ущерба с виновника ДТП, как правило, не вызывает особых сложностей. Судебная практика давно сформирована. Механизм действий при возникновении конфуза ясно прописан в нормативных актах и даже на обороте любого Извещения о ДТП. Все просто. Но бывают и исключения из правил.

Взыскание ущерба с виновника аварии: возможные проблемы

Повсеместная практика «машины в долг» снижает шансы на реальное получение денег с нарушителя ПДД. Платежеспособность населения снижается из-за экономического кризиса, что делает порой бессмысленными иски к причинителям ущерба.

Более того, с другой стороны, постепенное и частое увеличение размера страховой премии по ОСАГО приводит к выходу на дорогу транспортных средств, хозяева которых не удосуживаются страховать свою автогражданскую ответственность.

Это делает еще более актуальным вопрос об обращении за компенсацией к виновнику аварии. Обозначенные обстоятельства порождают множество нюансов и вопросов, включая основной о том, как взыскать ущерб. Постараемся разобраться с ними в данной статье.

Понятия

Прежде чем выяснять куда и как обращаться для удовлетворении свои финансовых требований при аварии, следует определиться со значением ключевых понятий.

От правильного их применения зависит не только конечный результат процесса взыскания, но и даже сама возможность его инициировать. Самые простые слова, находящиеся у всех на слуху, могут скрывать хитрые нюансы.

Что такое дорожно-транспортное происшествие всем известно. По крайней мере, многие так думают. Однако не каждый знает, что к ДТП не относятся повреждения автомобилей, находящихся в стоячем положении, причиненные другим ТС, также неподвижным.

Как это возможно? Запросто. К примеру, очень часто на парковке происходит ситуация, когда один водитель бьет дверью своей машины крыло, зеркало или другую часть чужого автомобиля.

Вроде бы ущерб причинен автомобилем автомобилю и парковка находится в составе дороги. Но это не будет являться ДТП. В данной ситуации даже ГИБДД вызывать бессмысленно. Полис автогражданки в этом случае также не применим. Все претензии – к причинителю вреда. Напрямую либо через полицию (если скрылся).

Аналогичный порядок будет и при более экстравагантном случае, если оставленный не на «ручнике» автомобиль скатится и ударит чужое стоящее транспортное средство.

Другим важным моментом является разделение понятий «вред» и «ущерб».

Первый термин представляется более объемным и охватывает не только имущество. Понятие «вред» чаще применяется в словосочетаниях «моральный вред», «вред жизни и здоровью».[3]

Что касается термина «ущерб», то он относится в автоспорах к повреждению транспортных средств, а иногда – прочего имущества (столбы, заборы, витрины, остановки и т. д.).

Читайте так же:  Как рассчитать ущеРБ от ДТП?

Различны назначения полисов страхования, идущих последнее время нога в ногу – ОСАГО и КАСКО.

Первый направлен на восстановление материальных потерь пострадавшей стороны (другого участника аварии за счет виновника-страхователя), а второй – на восстановление собственного автомобиля, независимо от того, кто виноват в аварии.

Конечно, пострадавший реже пользуется своим КАСКО, рассчитывая получить ремонт за счет автогражданки второго участника, но и случаи обращения к этому полису не редки. Примером могут выступать ситуации, когда имеет место значительный объем повреждений, отсутствие у виновника ОСАГО и/или денег.

Нормативная база

Законом, регулирующим основы взыскания является Гражданский кодекс Российской Федерации. Данный нормативный акт определяет понятие ущерба, описывает его виды, устанавливает основания для его взыскания. Вся мотивировка требований к виновнику строится на этом кодифицированном законе.

Взысканию ущерба с виновника предшествует обращение к страховщику. Здесь следует обращаться к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Он определяет все ключевые моменты взаимодействия со страховой компанией, размер страхового возмещения (его лимит), цели направления выплаты.

Помимо материальных норм, следует обратить внимание на процессуальные. Они регулируют порядок предъявления требований к причинителю вреда, форму такого обращения, необходимое его содержание. Речь идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации. Он поможет правильно составить и предъявить иск к виновнику ДТП.

Напрямую не связаны с процедурой возмещения ущерба, но непосредственно решают вопрос о виновности нормы Правил дорожного движения.

Именно они позволяют инспекторам определять – кто и что нарушил. Нарушитель ПДД соответственно признается виновником аварии. Если нарушения Правил допустили оба участника, то вина является обоюдной.

Взыскание ущерба с виновника ДТП в 2018 году

С начала 2018  года не вступит каких-либо нововведений, касающихся процедуры взыскания. Все возможные новшества были приняты ранее, в 2017 году. Хотя большинство автолюбителей до сих пор о них не в курсе.

К примеру, в четвертом квартале прошлого года были отменены справки о ДТП, которые ранее везде требовались. Также в 2017 году было введено обязательное натуральное страховое возмещение.

То есть, по общему правилу, теперь гражданская ответственность автовладельца покрывает страховой суммой ущерб потерпевшего только путем ремонта ТС за счет страховщика в пределах лимита страховой суммы. Это существенно ограничивает возможность махинаций с суммами выплат, которые не редки были ранее (получение денежных средств и ремонт за меньшую сумму).

Еще одним новшеством осени 2017 года было установление абсолютного «прямого возмещения». Ранее были правила, по которым было необходимо обращаться к страховщику виновника. Теперь при любом случае, идти за возмещением в страховую компания, в которой сам потерпевший получал полис ОСАГО.

Основания

Для того, чтобы получить денежные средства со автовладельца, устроившего аварию, требуется наличие определенных оснований.

В глобальном плане их всего два:

  • наличие вины второго участника ДТП;
  • недостаточность страхового возмещения для ремонта автомобиля пострадавшей стороны (расходы сверх лимита).

В случае, когда в результате ДТП причинен вред здоровью, либо когда участников аварии несколько, при расчете и распределении страхового лимита учитываются все виды ущерба/вреда всех пострадавших.

Виновность

Виновным в аварии признается водитель, нарушивший Правила дорожного движения. Факт наличия вины закрепляется в Постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения ПДД. Копия такого постановления будет являться документом-основанием для страховщика к страховому возмещению.

Ранее отметка о наличии Постановления в отношении конкретного водителя, то есть о виновности участника ДТП, проставлялась в Справке о дорожно-транспортном происшествии.

С октября 2017 года справка уже не выдается. Тем не менее, страховые компании имеют возможность запрашивать в ГИБДД определенную информацию, которая в ней ранее фиксировалась.

Недостаточность страховой суммы

Несмотря на значительный размер страховой суммы после ее сравнительно недавнего увеличения, затраты на ремонт могут существенно превышать установленный законом страховой лимит.

Это обусловлено прежде всего повышением цен на запасные части импортного производства, в связи с ростом курса условных единиц. Стоимость нормо-часа работы кузовных мастеров также выросла. Да и дорогих автомобилей на дорогах не мало. К тому же последнее время даже машины эконом класса стоят достаточно дорого, как и их ремонт.

Учитывая натуральный характер страхового возмещения, оно производится ныне путем выдачи направления на ремонт. СТО выдает свою калькуляцию. Если она превышает лимит, можно обращаться к виновнику. Такая калькуляция будет основанием.

При несогласии виновника может потребоваться проведение независимой экспертизы стоимости восстановительного ремонта. В таком случае основанием будет выступать соответствующее заключение экспертной организации.

Для получения возмещения вреда здоровью потребуется справка из медицинского учреждения о степени причиненного вреда. Пригодятся также документы о прохождении лечения, о произведенных затратах на него, в том числе на лекарства и медицинские услуги.

Что можно взыскать

Дорожно-транспортное происшествие может повлечь множество проблем. Среди них финансовые потери, загубленное здоровье, инвалидность и даже смерть.

Повреждение коммерческого транспорта чревато простоем в работе предприятия или предпринимателя, потерей возможного дохода от использования машины, попавшей в аварию.

Многообразие вариантов негативных последствий обуславливает возможность взыскания различных видов потерь. Ниже представлены основные из них.

Материальный ущерб

Самой привычной и обычной разновидностью убытков является ущерб имуществу. В случае с ДТП, это прежде всего касается повреждения или полной конструктивной гибели автомобиля.

Хотя не исключено причинение и иного материального ущерба. К примеру, уничтожение ценного груза, перевозимого с соблюдением закона в машине в момент аварии. Взыскание ущерба с виновника ДТП может включать все обозначенные виды.

Упущенная выгода

Не полученный доход, который мог возникнуть, если не произошло ДТП, называется упущенной выгодой. В порядке страхового возмещения данные потери не подлежат возмещению. Однако их можно взыскать с виновника аварии.

Вред жизни, здоровью, расходы на погребение

Если страхового возмещения будет недостаточно, данные суммы можно истребовать с причинителя вреда. Возмещение вреда с виновника ДТП в данном случае должно подтверждаться доказательствами его превышения над страховыми лимитами.

Франшизы

В ряде видов страхования страховщики устанавливают так называемые франшизы, то есть процент от суммы возмещения, который отнимается из нее и ложится в состав расходов лица, в пользу которого производится возмещение.

Чаще всего это касается страхователя, но не исключено, что потерпевшему придется доплачивать за ремонт сумму, правомерно не доплаченную страховщиком. Такие расходы также можно взыскать с виновника аварии.

Моральный вред

Самым спорным является вопрос установления суммы морального вреда. Очень сложно доказать нравственные страдания, которые входят в понятие такого вреда. При отсутствии повреждений тела водителя или пассажира суммы присуждаются весьма маленькие.

Другое дело, если затронута вторая составляющая морального вреда – физические страдания. При грамотном документальном их подтверждении можно получить с нарушителя существенные денежные средства.

Следует особо акцентировать внимание на том, что действующее законодательство возлагает обязанность возместить вред, причиненный автомобилем, на его владельца, независимо от наличия вины.

Это правило обусловлено отнесением механического транспортного средства к источникам повышенной опасности. Таким образом, даже если пострадает физически сам пешеход – виновник, он вполне может в судебном порядке заставить пострадавшего оплатить ему лечение, компенсировать физические и нравственные страдания.

Практика неоднозначна, многое зависит от ситуации, но такой исход вполне вероятен. Это может показаться несправедливым, однако «dura lex sed lex» (закон суров, но он закон).

Порядок процедуры

При всем многообразии вариантов событий и исходных данных, сам процесс взыскания требует внимательного и грамотного подхода.

На протяжении всей процедуры, начиная с момента выхода из машины после удара и заканчивая предъявлением исполнительного листа приставам, нельзя допускать ошибок в оформлении.

Малейшая невнимательность при составлении схемы ДТП может обернуться обвинением невиновного и неблагоприятными финансовыми последствиями для него. По этой причине стоит подробно разобраться в каждой из возможных ситуаций.

Первые правила

Чтобы не стать без вины виноватым, сразу после аварии не трогайте автомобиль с места.

Необходимо по возможности зафиксировать все обстоятельства ДТП:

  1. Сделать фотографии повреждений.
  2. Сфотографировать расположение транспортных средств с разных ракурсов, в том числе издалека.
  3. Запечатлеть путем фотофиксации наличие дорожных знаков, разметку, светофоры в ареале происшествия.
  4. Взять номера телефонов очевидцев.

Нелишним будет также выяснить о наличии видеокамер на зданиях, расположенных в районе места столкновения.

По ОСАГО

Если у виновника есть полис страхования автогражданской ответственности, то половина проблемы уже решена.

При незначительном повреждении, согласии сторон в том, кто виноват, отсутствии причинения вреда здоровью (и тем более – жизни), участники могут обойтись и без правоохранительных органов.

В этом случае достаточно составить так называемый европротокол. Под ним понимается Извещение о ДТП.

При наличии затруднений в заполнении бумаг, лучше вызвать аварийного комиссара. Будет полезным также всё-таки зафиксировать на фото автомобили, их расположение, составить и подписать схему места происшествия, сфотографировать документы виновника.

Обязательно нужно проверить, чтобы документы были подписаны обоими участниками аварии.

Без ОСАГО

Бывают случаи, когда ответственность виновника не застрахована (не успел оформить ОСАГО на недавно купленную машину, кончился срок действия полиса, намеренно не страхует и т. д.).

В таком случае нужно обязательно вызывать ГИБДД. Это действие хоть и добавит проблем не застрахованному причинителю вреда, но избавит от головной боли пострадавшего.

Читайте так же:  Можно ли тонировать задние фонари по закону?

Если доброжелательный настрой (свой или второго водителя) все же склоняет пострадавшую сторону к компромиссу и решению вопроса «по-тихому», обязательно нужно подстраховаться документами.

Сразу отметим, вариант «разъехаться по мирному» без вызова ГИБДД при отсутствии полиса у виновника – рискованный.

Тем не менее, если желание на то все же есть, нужно составить следующие документы:

  1. Схема ДТП.
  2. Извещение о ДТП.
  3. Расписка виновника о том, что он признает за собой нарушения и обязуется полностью оплатить ремонт автомобиля по цене, указанной пострадавшим.

Как правило, в таких ситуациях спор возникает именно тогда, когда становится известной сумма, в которую обойдется ремонт. Виновник сразу начинает говорить о том, что она завышена и так далее.

Чтобы избежать подобной ситуации, целесообразно письменно договориться о том, что все признают какой-либо определенный вариант определения цены ремонта:

  • независимая экспертиза в конкретной организации;
  • смета (заказ-наряд) в определенном сторонами СТО.

Такую договоренность нужно подтвердить распиской о возмещении вреда при ДТП.

Добровольное возмещение

Компенсация материального ущерба в добровольном порядке обычно актуальна при незначительных повреждениях. Например, когда слегка шаркнули бампер, водители могут «на глаз» определиться с ценой, на месте виновник ее заплатит и все разъедутся.

Случай не редкий. Но тут тоже нужно быть бдительными. Возможно такой хитры ход обернется впоследствии обращением в ГИБДД заплатившей стороны и признание пострадавшего скрывшимся с места аварии.

Возможно и заключение сторонами соглашения о добровольной компенсации ущерба при более серьезных авариях. Для виновника это выгодно рассрочкой.

Пострадавший «выигрывает» в этом случае за счет гарантии оплаты и сэкономит время, даже если согласится на выплату по графику (судебные тяжбы могут отнять целый год).

Без учета износа

Ранее выплаты производились с учетом износа поврежденных деталей. Мотивировалось это тем, что при покупке новых запасных частей потерпевший получит неосновательное обогащение. Мол машина то у него была не новой.

К счастью владельцев поврежденных автомобилей эта практика поменялась. Теперь ущерб считается исходя из стоимости ремонта без учета износа.

Это логично и справедливо. Если бы не было аварии, то и не пришлось бы обращаться в СТО. К тому же подержанных деталей вряд ли сыщешь.

Через суд

Как бы ни были урегулированы законом вопросы возмещения вреда, причиненного в результате ДТП, без принуждения редко кто платит полностью. Это относится и к страховщикам, и к виновникам аварии. Всем не хочется расставаться с деньгами.

При занижении страхового возмещения по расчетам страховщика необходимо для начала провести независимую оценку стоимости восстановительного ремонта. Заключение эксперта далее нужно представить с претензией в страховую компанию.

Если страховщик после претензии полностью оплатит ремонт, история прекращается, а если нет, то нужно обращаться с иском в суд. Подсудность здесь – суды общей юрисдикции. Если же спор между юридическими лицами, то дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Судебный порядок также необходим, когда страховая компания свои обязательства исполнила полностью, но этого недостаточно для покрытия расходов и потерь. Тогда иск предъявляется к виновнику.

Если страховщик не исчерпал страхового лимит и не собирается этого делать, и при этом самого лимита недостаточно для покрытия убытков, исковое заявление пишется с требованиями сразу к двум соответчикам – страховой и причинителю вреда.

Исходя из практики, возмещение ущерба при ДТП виновником реально получить только через суд, за редким исключением особо сознательных и честных людей.

Если виновник – велосипедист или пешеход

Наезд на пешехода или велосипедиста, как привило, всегда негативно отражается на водителе. Даже если водитель не виноват, но вред обозначенным гражданам причинен, он будет обязан компенсировать им вред здоровью. В таких ситуациях лучше «замять» спор на месте и не предъявлять претензий пострадавшим виновникам.

Однако если у автовладельца есть неоспоримые доказательства виновности пешехода или велосипедиста, а те в свою очередь не получили никаких увечий, то следует вызвать ГИБДД.

Стражи правопорядка, как минимум, будут полезны тем, что зафиксируют паспортные данные и прописку виновников. Это поможет потом предъявить к ним требования в судебном порядке.

С иностранного гражданина

К отношениям, возникшим на территории России, применяются нормы нашего отечественного права. Соответственно, если аварию совершит иностранец, это не повлечет каких-либо поблажек для него и не освободит от ответственности. Нюансы касаются только документации.

Возможен вариант, когда гость нашего государства управляет транспортным средством, зарегистрированным на россиянина. В такой ситуации должен иметься обычны полис ОСАГО с неограниченным кругом лиц в графе допущенных к управлению либо с вписанным туда иностранцем. Здесь нет никаких различий в оформлении.

Если же в аварии участвует машина с иностранными номерами, то ответственность водителя этого автомобиля должна быть застрахована по так называемой Зеленой карте. Порядок первых действий при ДТП аналогичен обычному отечественному.

Особенности касаются дальнейшего порядка:

  1. Сообщить о ДТП и реквизитах «Зеленой карты» в РСА (Российский Союз Автостраховщиков).
  2. Узнать в РСА номер дела.
  3. Получить в Союзе информацию о назначенной для урегулирования убытков российской страховой компании.
  4. Представить в страховую компанию заявление и заключение независимой экспертизы.

Что касается взыскания ущерба, причиненного в результате ДТП, с самого иностранного гражданина, то оно производится также по нормам российского процессуального законодательства.

Это обусловлено тем правилом, что дела, вытекающие из причинения имуществу на территории России, рассматриваются российскими судами.

Как и кто определяет сумму

Размер причиненного ущерба – самый главный вопрос, интересующий всех участников процесса. Способ его определения во многом зависит от масштабов аварии. Этот фактор определяет также и потенциальную возможность возникновения способ.

Если повреждения незначительные и участники аварии не собираются обращаться ни в страховую, ни к ГИБДД, желая сэкономить свое время, они сами по договоренности определяют примерную стоимость ремонта и расходятся после выплаты виновником потерпевшему такой суммы.

В случае, если стоимость ремонта укладывается в страховой лимит, то достаточно расчета, выполненного страховщиком (если это покрывает ремонт и компания не занижает свои расчеты).

По ОСАГО такой лимит составляет:

  • вред жизни или здоровью – 500000р.;
  • вред имуществу – 400000р. (при участии в ДТП нескольких ТС — каждому).

Следует отметить, что в случае гибели участника аварии сумма обозначенного лимита распределяется следующим образом:

  • 475000 р. из обозначенного лимита выплачивается близким родственникам погибшего или человеку, которые его содержал;
  • 25000 р. относятся на компенсацию расходов по погребению (компенсируются лицам, которые понесли данные затраты).

Нюансы

На дорогах могут возникать нестандартные ситуации. Некоторые вопросы прямо не урегулированы нормативными актами.

Ряд действий имеет свои особенности. Для того, чтобы не оказаться перед трудной задачей, необходимо знать некоторые нюансы.

Если виновник скрылся

Когда виновник аварии уезжает, не желая решать проблему, имеет место с его стороны нарушение, именуемое оставлением места ДТП. За это предусмотрено лишение водительских прав или арест на срок до 15 суток.

Потерпевшему в данной ситуации не стоит отчаиваться, самому не покидать места аварии. Следует сразу вызвать ГИБДД и сообщить все обстоятельства, описать автомобиль виновника.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если удалось запомнить номер машины – еще лучше. Органы правопорядка установят по гос. рег. знаку владельца автомобиля и объявят в розыск. Когда номер не удалось запомнить, розыск может быть объявлен по другим идентификационным признакам, включая предполагаемые повреждения в месте удара.

Нужна ли госпошлина

Уплата государственной пошлины при обращении с иском к страховой компании не требуется, так как эти требования приравниваются к защите прав потребителей.

А вот при подаче искового заявления на виновника аварии необходимо будет заплатить гос. пошлину в зависимости от цены иска:

  • до 20000р. – 4% (не менее 400р.);
  • от 20001 до 100000р. – 800р.+3%
  • от суммы сверх 20000р.;
  • от 100001 до 200000р. – 3200р.+2% от суммы сверх 100000р.;
  • от 200001 до 1000000р. – 5200р.+1% от суммы сверх 200000р.;
  • более 1000000р. – 13200р.+0,5% от суммы сверх 1000000р., но не более 60000р.

Также можно просить суд об отсрочке, путем подачи вместе с иском ходатайства.

Если автомобиль принадлежит другому лицу

За вред, причиненный автомобилем, как источником повышенной опасности, несет ответственность его владелец. Если речь идет о физических лицах, то водитель, управлявший чужим ТС в момент аварии, должен возместить убытки.

Применимо к юридическому лицу, оно несет ответственность за ущерб, причиненный его работником на служебной машине.

При взыскании ущерба с собственника — юридического лица, такое ЮЛ вправе в порядке регресса предъявить требования к самом виновнику, управлявшему машиной.

Обстоятельства, при которых возмещение невозможно

Проблемы с возмещением касаются взаимоотношений со страховщиком.

Существует несколько поводов для отказа со стороны страховой:

  • если ремонт произведен до осмотра ТС страховщиком и не была сделана независимая экспертиза;
  • если будет доказано, что авария произошла по сговору участников с целью получения возмещения;
  • если нет страховки у обоих, то есть автогражданская ответственность не застрахована.

Возмещение также может быть отложено на период действия препятствий к его осуществлению:

  • когда не установлен виновник – до момента его установления (в том числе, когда идет судебный спор по виновности или когда виновник скрылся);
  • когда допущены нарушения в документации при обращении за возмещения – до устранения нарушений и представления недостающих документов.
Законом также установлены случай, при котором может быть отказано судом в возмещении вреда: если вред причинен по просьбе пострадавшей стороны или по ее согласию.

Документы

Существенно облегчить взыскание ущерба с виновника помогут типовые формы, разработанные нами. Они размещены на данном сайте.

Читайте так же:  Пенсионер лишился водительских прав из за зрения

Доступны к скачиванию со страницы настоящей статьи:

  1. Образец досудебной претензии.
  2. Образец расписки.
  3. Образец искового заявления.
Кроме того в суд необходимо предоставить доказательства размера причинённого ущерба машине. Им является отчет о стоимости восстановительного ремонта ТС.

Судебная практика и примеры

Учитывая огромное количество ДТП судебная практика весьма обширна. В ней нет ничего необычного при стандартных исходных данных. Существуют однако «скользкие» моменты, которые следует знать, чтобы не оказаться в сложной ситуации.

Пример № 1

Как известно, ответчиками могут выступать и страховщик (при «недоплате» возмещения) и виновник аварии (в части не покрытой страховым возмещением). По одному делу, потерпевший обратился в страховую компанию, которая согласовала сумму, недостаточную для ремонта автомобиля.

Не согласившись с низкой суммой, потерпевший организовал независимую экспертизу, которая установила размер восстановительного ремонта в сумме, превышающей страховой лимит. Руководствуясь данным заключением истец обратился с требованиями и к страховщику, и к виновнику аварии.

Страховая компания сразу доплатила разницу до уровня лимита страхового возмещения, а виновник аварии заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы. По результатам судебной технической экспертизы была установлена полная конструктивная гибель ТС и стоимость годных остатков.

В итоге вышло так, что за вычетом годных остатков, которые остались у потерпевшего, страховое возмещение полностью покрыло ущерб. Соответственно, формально, требования к виновнику были излишними.

Обидно то, что в этом деле виновник впоследствии взыскал с потерпевшего стоимость судебных расходов. По закону он имел на это право, так как оказалось, что требования к нему были не обоснованными ввиду полного покрытия убытков страховщиком.

Хотя по справедливости, если бы не этот виновник, не было бы и спора. Но, совести нет, а есть права на взыскание судебных расходов есть.

Пример № 2

Произошло небольшое ДТП на парковке у дома – машина стукнула стоящий автомобиль. Виновный сосед со спокойной совестью оставил по щеткой стеклоочистителя поврежденного автомобиля записку с номером своего мобильного телефона и обещание все возместить.

После этого, немного подождав, он уехал по своим делам, так как никто не вышел. Вечером встретив хозяина поврежденной машины, сосед спросил, мол, «чего не звонишь». На что потерпевший ответил, что не видел записки и вызывал ГИБДД.

Оба водителя тут же поехали в органы правопорядка, сказали, что вышла ошибка, никто не скрывался, все в порядке, представили заполненное извещение («европротокол»).

Однако инспектор сообщил, что не существует практики отзыва заявления о розыске и придется проехать в суд. Рассчитывая на справедливость, ведь конфликта нет, все направились к мировому судье. Тот без зазрения совести признал факт оставления места аварии и лишил виновника права управления ТС на год.

Не теряя надежды, виновник аварии отдал все документы по аварии пострадавшему, чтобы тот получил страховое возмещение, а сам обжаловал постановление судьи. В итоге суды вышестоящих инстанций оставили лишение прав в силе.

Более того, впоследствии страховщик еще и взыскал через суд с этого несчастного водителя в порядке регресса сумму возмещения, полученного потерпевшим.

Заключение: 7 советов как взыскать ущерб с виновника ДТП

На дорогах случается всякое. При любой аварии нужно соблюдать хладнокровие. Не стоит поддаваться на угрозы, уговоры решить вопрос минуя установленные законом процедуры. Любое отступление от правил может обернуться проблемами.

Что нужно сделать:

  1. Получить в ГАИ извещение о ДТП и иные документы.
  2. Если у виновника есть полис ОСАГО нужно обратиться в страховую компанию, и представить документы о ДТП, подтверждающие виновность второго участника.
  3. После проведения экспертизы страховщиком будет определена реальная стоимость ущерба, если её размер превышает 400 тыс. руб. страховая выплатит лимит и выдаст подтверждающий документ. Если полиса нет, нужно провести экспертизу самому.
  4. Напишите претензию виновнику аварии.
  5. Направьте иск в суд и участвуете в заседаниях.
  6. Получите решение суда, исполнительный лист и обратитесь к приставам.
  7. Следите за исполнительным производством, деньги должны перечислить на счет в банке.

Если строго следовать букве закона, все вопросы будут решены справедливо и своевременно. Главное – быть аккуратными и осторожными. Тихая размеренная езда убережет от необходимости разбираться с последствиями аварий.

Возмещение ущерба при ДТП производится виновником, а если он застрахован – страховой компанией. Закон об ОСАГО облегчил жизнь автовладельцам, которые получили гарантию выплаты, если их машину ударили и повредили. Вред возмещается из фондов страховщика, которые заведомо больше, чем доходы виновника. Это избавляет виновника от долгов, а потерпевшего – от долгого ожидания.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП: в каких случаях платит виновный

Парадоксально, но особенно у опытных шофёров, никогда не допускавших аварий, после первого столкновения возникает вопрос: если я виновник ДТП, кто оплачивает ущерб потерпевшему?

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником закон определяет как общее правило: что не застраховано, то страховщиком не оплачивается. «По умолчанию» виновный водитель должен платить, но если у него есть полис, то ему придётся заплатить сверх той суммы, которую не покрыла страховка, а от остального он будет избавлен.

Ответственность за причинённый в аварии урон регулируется статьями ГК и профильного закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Урон оценивается независимым экспертом, который приводит методику расчёта и источник цен на детали и услуги. Страховщики ущерб от столкновения считают с учётом износа деталей: износ уменьшает цену.

Конституционный суд в 2017г. разрешил взыскивать с виновных разницу между деньгами, которые были перечислены за счёт страховой компании, и затратами на ремонт, которые были необходимы, но не оплачивались страховщиком из-за коэффициента износа авто и заменяемых деталей, который понижает страховую выплату.

Таким образом, у пострадавшего есть возможность запросить плату тремя различными способами:

  1. У страховой компании.
  2. У виновного.
  3. У обоих лиц.

Выбор, чей страховщик будет платить, принадлежит потерпевшему: он вправе подать заявление страховщику виновного, а может потребовать от своего прямого покрытия убытков. С 2017 года прямое перечисление действует и в тех ситуациях, если столкнулось более двух автомобилей.

Процедура возмещения ущерба ДТП в натуре – в виде ремонта стала основным видом возмещения с 2017г. Авторизованные центры выполняют ремонт по направлению страховщика, а уже им деньги перечисляются из компании. Исключение оставлено для иностранных туристов, поскольку у них нет времени для ожидания ремонта машины.

Такой же льготой пользуются и украинские шофёры из восточных районов Донецкой и Луганской области. Признание водительских удостоверений ДНР и ЛНР позволяет жителям Донецкой и Луганской областей получать страховку ОСАГО по данным документам.

Работа по возмещению ущерба после ДТП в виде ремонта проводится в срок не более месяца со дня передачи машины в ремонт.

Авария может привести к повреждению не только автомобиля, но и груза, и иного имущества. Гражданский кодекс требует от виновного возмещать убыток в полном объёме, но допускает и снижение ответственности, если виновный малообеспечен и не сможет расплатиться по долгу. Эта норма, предусматривающая возможное уменьшение ответственности, носит характер защиты граждан от неблагоприятных обстоятельств, например, когда в результате аварии разбивается партия ценного алкоголя. В свою очередь, перевозчик и отправитель должны помнить о том, что они могут взыскать не весь убыток, который понесли, и принимать меры предосторожности: страховать груз, помещать его в мягкую упаковку и т.п.

У водителей, которые ездят не имея договора ОСАГО, в ситуации столкновения не по их вине возникает вопрос: выплатит ли им деньги страховая компания нарушителя, если они сами как потерпевшие не имеют полиса? Ответ положительный: хотя езда без ОСАГО является административным правонарушением, она не лишает водителя права на компенсацию материального убытка.

Однако в этой ситуации водитель без полиса не сможет получить прямую оплату от своего страховщика, а будет вынужден обращаться к компании нарушителя.

Возмещение морального вреда

Как уже было сказано выше, оплата сверх страховой суммы законом не предусмотрена, поэтому если повреждения машины оказались дороже 400 тысяч рублей (на 2018г.), разницу виновник будет платить из своего кармана, если у него нет покрытия ДСАГО. Но дорожное происшествие способно принести не только материальный убыток.

Если люди не пострадали, но опоздали из-за аварии на самолёт и лишились отдыха, они вправе взыскать компенсацию стоимости пропавшей путёвки и моральный осадок от испорченного отпуска.

В случае, если столкновение закончилось трагически, и виновник понёс уголовную ответственность, родственники погибшего также могут предъявить ему гражданский иск. Он подаётся в рамках уголовного дела, и ещё до направления дела в суд потерпевшие могут ходатайствовать перед следователем о наложении ареста на имущество обвиняемого.

Необходимо отметить, что российские суды к требованиям компенсации морального страдания подходят достаточно скептически и не удовлетворяют требования на большие суммы, кроме гражданских исков в рамках уголовного дела с гибелью людей.

Удовлетворённые исковые требования о компенсации морального страдания можно расположить от большего к меньшему следующим образом:

  • требования родственников погибшего;
  • претензии травмированных;
  • компенсация за сорванные отпуск, отдых;
  • иные требования.

Так, например, в 2015г. по приговору Кромского районного суда в отношении гражданина Ефимова, осуждённого за аварию с гибелью женщины, на преступника была возложена обязанность выплатить трём родственникам женщины по миллиону рублей. Приговор был обжалован, но Курский областной суд оставил взысканную сумму без изменения.

Читайте так же:  Как правильно сдать права после лишения? что если права потеряли?

Для сравнения: Миякинский районный суд в 2019 г. взыскал с гражданина Султанова за тяжкий урон здоровью потерпевшего компенсацию в сумме 50 тысяч рублей.

Оценка морального урона всегда остаётся условной величиной, потому что вернуть погибшего невозможно никакими деньгами. Предполагается, что на полученные деньги потерпевший сможет наладить свою жизнь и постепенно пережить стресс. В уголовном процессе по делам о дорожных происшествиях адвокаты советуют подзащитным по возможности полно удовлетворять требования потерпевших, поскольку заглаживание вреда является смягчающим обстоятельством и помогает избежать колонии.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Лёгкий и средний вред здоровью влечёт ответственность по КоАП, тяжкий – по УК. Судебный акт, в котором установлен факт вреда здоровью, будет обязательную силу для суда при рассмотрении дела о компенсации потерь. В административном деле виновность влечёт штраф, а в гражданском – выплату компенсации потерпевшему.

Максимальный размер выплаты установлен в законе: 400 тысяч за повреждение машины и 500 тысяч за вред здоровью и жизни.

В случае возбуждения уголовного дела по ст.264 УК РФ стоимость медицинской помощи может быть взыскана с виновного. Взыскателем в таких случаях выступает страховая организация, которая возмещала больнице расходы по ОМС. Если пострадавший лечился за государственный счёт, заявление в интересах государства предъявляет прокурор.

Если вопрос о размере вреда не рассматривался параллельно с производством по УК или КоАП, то к исковому заявлению нужно приложить соответствующий судебный акт, в котором будут изложены обстоятельства.

Право на оплату урона здоровью имеют:

  • потерпевший, который был вынужден лечиться за свой счёт;
  • страховая, оплатившая лечение;
  • государство, оказавшее бесплатную экстренную помощь.

В случае очень высоких расходов на лечение ответчик может их оспорить, если докажет, что они не были необходимыми.

После вынесения судебного решения и получения исполнительного листа из-за недостатка доходов у должника или их сокрытия взыскание может затягиваться. В этом случае можно подать ходатайство об индексации присуждённой выплаты.

Исковое заявление о возмещении ущерба при ДТП

Автострахование считается убыточным, и компании стараются по возможности не выплачивать всю заявленную пострадавшим сумму. Даже «Росгосстрах» отказывал в выплатах и был регулярным ответчиком в судах. Например, в апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда в 2018 году каждый месяц рассматривалось несколько требований к «Росгосстраху».

Досудебный претензионный порядок по страховым спорам не является обязательным, но желательно пройти и стадию направления досудебной претензии. Если ответчик просрочивает выплату, на задержанную сумму начисляется пеня. К иску нужно приложить расчёт взыскиваемой суммы, в котором складывается урон, проценты, оценка нематериального урона.

Истец вправе требовать оплату судебных расходов, возместить оплату работы юриста, компенсировать расходы на экспертизу, но эти расходы не входят в цену иска. К судебным расходам также относится госпошлина, которую платит истец; но если иск подаётся к организации и требуется сумма меньше миллиона рублей, то по закону «О защите прав потребителей» такой иск госпошлиной не облагается.

Гражданский кодекс содержит правило о том, что срок исковой давности равен трём годам, но для страховых споров исковая давность снижена до двух лет. Если страхователь подал страховому агенту недостоверные документы, например, талон техосмотра, страховая вправе выдвинуть встречный иск о признании договора ничтожным.

В шапке искового заявления следует указать:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование истца и ответчика с адресами.
  3. Цену иска.

Если иск подаётся к физическому лицу и не подпадает под действие закона «О защите прав потребителей», сразу же после цены иска указывается госпошлина (её можно посчитать при помощи калькулятора на сайте суда). Под наименованием суда подразумевается название районного/городского суда (например: «Приокский районный суд Нижнего Новгорода») или участок мирового судьи (для исков до 50 тысяч рублей).

Иск или соглашение о возмещении

В калькулятор страховки закладывается статистика аварий: виноватая сторона ухудшает коэффициент аварийности и в следующий год ей придётся заплатить взнос в большем размере. Этот коэффициент «бонус-малус» (латинское: «хороший-плохой») сокращённо называется КБМ и является ключевым при расчёте страховой премии.

Полис ОСАГО является обязательным документом для управления автомобилем. Автовладельцам можно дать совет: застраховывать ответственность всех членов семьи, которые водят семейную машину, даже если кто-то делает это пару раз в год. Стоимость полиса закладывается в ежегодные автомобильные расходы, она сравнительно невелика, но может по-настоящему выручить в случае аварии. Своего работника может застраховать работодатель: полис будет действовать несмотря на то, что страхователь и водитель разные лица.

Начало действия страхового договора устанавливается следующим днём после оплаты взноса: если полис оплачен 31 января, то договор страхования действует с 1 февраля.

Договор в электронном виде может быть распечатан в нескольких экземплярах, чтобы не восстанавливать, если один затеряется, будет украден из салона или обветшает. Чек об оплате в безналичном порядке подтверждает факт заключения договора.

В простых ситуациях используется европротокол, но для этого должен отсутствовать вред здоровью людей (включая пешеходов) и пострадали только два застрахованных автомобиля. Если пострадали два автомобиля, но застрахована только ответственность нарушителя, его СК всё равно выплатит деньги потерпевшему. Когда вина очевидна, а вмятины невелики, можно заполнить бланк и отослать его страховщикам.

Бланки для европротокола должны прилагаться к полису ОСАГО, но не все агенты их выдают, поэтому их можно найти на официальном сайте РСА и , чтобы они всегда лежали в салоне.

В бланке извещения есть условные изображения легковушки, грузовика и мотоцикла; место повреждения указывается стрелкой. В поле на обороте бланка обязательно указать обстоятельства дорожного происшествия. Предполагается, что шофёр ведёт себя должным образом: находится в трезвом состоянии; отметка об этом делается в специальном поле.

В случае, если не удалось подписать европротокол, нужно не уезжать с места аварии и дождаться приезда патруля ГИБДД. Даже если две машины встали в транспортном потоке, лучше выждать полчаса, чтобы доехал патруль и сфотографировал положение машин; это не даст страховой оснований взыскивать убыток в порядке регресса.

Спорная ситуация: кто возмещает ущерб при ДТП виновник или страховая компания, возникает при ненадлежащем оформлении документов. Если водитель забыл уведомить организацию о произошедшем, это может выступить основанием для отказа в выплате. Организация при этом сошлётся на «Правила ОСАГО» от 2014г., согласно которым водители должны сообщать о столкновении в свои страховые организации в течение пяти рабочих дней с того дня, как оно случилось.

Если у кого-то из шофёров есть номер так называемого «аварийного комиссара», желательно вызвать его к месту происшествия.

При обоюдной вине разумнее всего заключить на месте соглашение о взаимном отказе от претензий. Таким образом водители избегают повышения стоимости полиса из-за увеличения коэффициента КБМ.

Если неясен размер урона (больше или меньше верхней границы для европротокола), лучше вызвать ГИБДД. С 1 июня 2018г. максимальная выплата по европротоколу поднята с 50 до 100 тысяч рублей.

В зависимости от сложности ситуации можно рекомендовать водителям следующие варианты действий:

  • урон минимален – расчёт на месте с сохранением КБМ;
  • не очень велик – оформление европротокола;
  • чувствителен – вызов аварийного комиссара;
  • вблизи или свыше 100 тысяч рублей – вызов ГИБДД.

После того, как в первом варианте потерпевший автовладелец получает деньги на покраску автомобиля или замену пострадавшего элемента, виновный шофёр вправе получить расписку о том, что потери возмещены, и потерпевший претензий не имеет. Интересы страховой компании при этом не страдают, т.к. она не выплачивает компенсацию.

Подача искового заявления оставляет истцу и ответчику право заключить мировое соглашение в суде.

Зачастую мировое соглашение – это оптимальный способ уменьшить судебные риски, избежать расходов на экспертизу, рецензию и т.п. При многомесячном рассмотрении дела в суде и гонорары адвокатам неизбежно растут.

При наличии возможностей в семейном бюджете хорошим дополнением к ОСАГО выступают ДСАГО и КАСКО.

Дорожно-транспортное происшествие влечет множество проблем – как психологических, так и материальных.

Совершенно естественная в стрессовой ситуации растерянность может стоить очень дорого, ведь по незнанию можно наделать ошибок, которые потом будет сложно исправить.

Грамотно защищать свои права нужно с самого начала, и в целом будет лучше, если этим займется профессионал, но в некоторых случаях можно обойтись и собственными силами.

Виды автостраховок и их действие

Что касается возмещения ущерба при ДТП, то оно осуществляется либо виновником, либо страховой компанией, либо и виновником и страховой компанией. В данной статье подробно рассмотрим, как возместить ущерб с виновника ДТП.

Если в результате ДТП пострадали люди, особенно если вы сбили пешехода (велосипедиста, мотоциклиста) – обязательно сразу звоните адвокату, даже если: а) вы уверены, что не нарушили правила,

б) пострадавший жив и не предъявляет к вам никаких претензий.

Завтра ситуация может резко измениться, и вы неожиданно для себя окажетесь виновны не только в причинении ущерба, но и в самовольном оставлении места аварии!

ОСАГО дословно означает «обязательное страхование автогражданской ответственности». Приобретая автомобиль, мы становимся владельцем так называемого источника повышенной опасности.

Разрушения, которые теоретически может произвести авто, далеко не всегда по карману оплатить его владельцу. А ведь именно виновник по закону должен возместить ущерб, который он причинил.

При этом количество автомобилей на улицах с каждым днем увеличивается, и государство вынуждено принимать меры к защите потенциальных пострадавших от ситуации, когда автолюбитель не в состоянии оплатить ущерб. Для такой защиты и было придумано обязательное страхование ответственности.

Приобретая полис ОСАГО, вы страхуете не свою машину и не свое имущество, а свои интересы. Страховая компания в обмен на ваш страховой взнос обязуется выплатить вместо вас сумму ущерба, который вы, как виновник аварии, причинили чужому имуществу или здоровью.

Читайте так же:  Заявление об утрате водительского удостоверения при лишении прав (образец)

В этом состоит принципиальное отличие двух видов страхования, которые часто путают – ОСАГО и КАСКО.

При КАСКО вы страхуете именно свой автомобиль и получаете возмещение от своей страховой компании независимо от того, кто виновен в ДТП.

Страхование КАСКО не является обязательным и не может быть таковым.

Если в ДТП виновны не вы, выплата будет производиться страховой компанией по полису ОСАГО второго участника ДТП, нарушившего правила. Но если вы при этом являетесь счастливым обладателем страховки КАСКО – отправляйтесь напрямую в свою страховую компанию, она сделает за вас все, что нужно, организует и проведет выплату, а потом самостоятельно будет разбираться с виновниками и их страховщиками.

Таким образом, ОСАГО нужно для того, чтобы взыскание ущерба производилось не с виновника ДТП (что долго, дорого и часто бесперспективно), а со страховой компании, которая имеет на этот случай специально созданный за счет взносов водителей страховой резерв.

ОСАГО – второй после КАСКО способ относительно безболезненного урегулирования неприятных последствий после ДТП.

Когда возмещение ущерба нужно требовать с виновника 

Главное правило, которое должен знать каждый грамотный человек: возмещение ущерба при ДТП возлагается на виновника, то есть на то лицо, которое нарушило правила дорожного движения, в результате чего и возникли убытки (повреждение автомобиля или другого имущества, причинение вреда здоровью или смерть человека).

Таким образом, ответ на вопрос, обязан ли виновник ДТП возмещать ущерб, в целом положительный. Однако, приобретя полис ОСАГО, мы, условно говоря, «покупаем» страховую услугу, по которой вместо нас такой ущерб в определенном объеме возмещает третье лицо – страховая компания.

С учетом того, что такое страхование ответственности в России является обязательным, как правило, именно страховая компания и возмещает ущерб от ДТП – при условии, что убытки не превышают суммы, указанной в полисе ОСАГО.

В настоящее время размер выплат по ОСАГО ограничен такими рамками: за вред, причиненный имуществу (как правило, речь идет об автомобиле), так называемый лимит ответственности составляет 400 000 рублей, за вред, причиненный здоровью – 500 000 рублей.

Если, скажем, в результате аварии ваша машина повреждена и станция техобслуживания оценивает ремонт в 1 млн рублей, 400 000 вам выплатит страховая компания, выдавшая полис ОСАГО виновнику аварии, а оставшуюся часть вам предстоит каким-то образом получать с самого виновника.

При наличии полиса ОСАГО пострадавший не вправе требовать возмещения ущерба от виновника в пределах предусмотренного полисом лимита ответственности. Если страховая компания отказывается платить, выяснять отношения вам все равно нужно с ней, а не с виновником аварии.

Если говорить о том, в каких еще случаях виновник ДТП возмещает ущерб самостоятельно, то это, когда ввиду недобросовестности, невнимательности или по каким-то другим причинам обязательное страхование гражданской ответственности такое лицо не осуществило (попросту говоря, полис ОСАГО у вашего визави отсутствует). И вот здесь впору пожалеть о том, что у вас нет полиса КАСКО, так как ваш полис ОСАГО в этом случае вам не поможет.

Через суд

Рассмотрим ситуацию, как заставить виновника ДТП возместить ущерб, если убытки нельзя получить со страховой компании. Законный путь здесь один – судебный иск.

Помимо стоимости ремонта (или автомобиля, если он полностью уничтожен), в судебном порядке с виновника иногда можно взыскать и некоторые дополнительные платежи – например, расходы, которые вы понесли на оплату услуг адвоката, издержки, вызванные потерей возможности пользоваться автомобилем, пока он был в ремонте, а также моральный ущерб.

Не стоит думать, что получить деньги через суд – простая задача. Помимо самого заявления, суду нужно предоставить необходимые доказательства ваших требований, а их, в свою очередь, нужно правильно и своевременно оформить.

Участие в судебном заседании тоже предполагает наличие определенных навыков, понимание множества профессиональных тонкостей и серьезную эмоциональную нагрузку. Найдите хорошего адвоката, иначе потратите уйму времени и нервов, а в итоге ничего не получите.

Часто вопрос о том, должен ли виновник ДТП возмещать ущерб, упирается в его оценку. Так, если с виновником ДТП обычно все более-менее ясно (к моменту рассмотрения гражданского дела о возмещении ущерба обычно уже имеется вступившее в силу решение о привлечении виновника к ответственности за нарушение правил дорожного движения, и, соответственно, у суда уже не возникает вопросов о том, виновен ли ответчик в ДТП), то по сумме стороны часто не могут договориться.

Например, в результате аварии вам приходится заменить поврежденный узел на автомобиле, а ваш «оппонент» утверждает, что не собирается оплачивать новую дорогостоящую деталь, ведь прежняя была серьезно изношена.

Во время столкновения у вас лопнуло колесо, и вы вынуждены были поменять весь комплект резины (любой водитель понимает, что поменять в лучшем случае можно два колеса, да и то нежелательно), а вам на это заявляют, что не будут возмещать стоимость того, что не пострадало.

Со страховой компанией таких вопросов обычно не возникает (в наших примерах вы получите новую деталь вместо старой и стоимость одного колеса вместо четырех – таковы правила, и спорить здесь бессмысленно), но если виновник ДТП отказывается возмещать такой ущерб, в суде нужно будет доказывать свою позицию.

Не спешите продавать и ремонтировать свою машину раньше того момента, когда ущерб, причиненный в результате аварии, будет оценен профессиональным экспертом. В противном случае вы можете столкнуться с невозможностью подтвердить судье сумму своих требований.

Важно также иметь в виду, что положительное решение суда не просто не является гарантией того, что ущерб будет возмещен, но иногда является только первой ступенькой на долгом и длинном пути.

Профессиональный адвокат, прежде чем взяться за дело, обязательно постарается собрать информацию об имущественном положении потенциального ответчика и, обнаружив зарегистрированное за виновником ДТП имущество, постарается до рассмотрения дела по существу обеспечить будущие исковые требования, например, путем наложения на него ареста.

Обязательно обращайте внимание на подобные моменты, чтобы не оказаться в ситуации, когда и адвокату заплатил, и суд выиграл, и все правильно сделал – а расходы только увеличились.

Добровольно

Как было сказано, виновник ДТП возмещает ущерб потерпевшему на основании вступившего в силу решения суда. Но ведь никто не мешает ему сделать это добровольно.

Если вам предлагают без обращения в суд заплатить добровольно сумму ущерба – это замечательно. Проблема лишь в том, что, как правило, в этой ситуации речь идет о несколько меньшей сумме, чем вы на самом деле хотели бы получить.

Принятие решения – дело сугубо индивидуальное. Но есть некоторые нюансы:

  • Если вы хотите добиться результата, на адвокате сэкономить не получится. Перспектива возместить дополнительные затраты с виновника существует только теоретически, поэтому прикиньте заранее, в какую сумму вам выльется будущий процесс, и смело торгуйтесь в пределах этой суммы.
  • «Выиграв» суд, вы можете так и не получить деньги. Так что перед вами выбор – синица в руке или журавль в небе.
  • Обесценивание денег в результате инфляции – еще один серьезный риск судебного пути. Даже если вам удастся доказать суду инфляционные потери после того как решение будет вынесено, сумма в любом случае «зафиксируется». Но ведь после рассмотрения дела в суде первой инстанции возможна еще долгая история с обжалованием и последующим исполнением. Все это может длиться месяцами и годами. Взвесьте заранее, готовы ли вы так рисковать.

Отсюда вывод: если вам предлагают решить проблему, не обращаясь в суд – это вовсе не значит, что вас хотят обмануть.

Договариваясь с виновником ДТП о добровольном возмещении ущерба, никогда не позволяйте уговорить себя покинуть место происшествия без оформления ДТП под пустые обещания и словесные гарантии. Помните: уехать вы можете только в том случае, если у вас в кармане лежат деньги за причиненный ущерб, и их сумма вас полностью устраивает.

В любом другом случае вызывайте ГИБДД и требуйте составления всех необходимых в таких случаях документов!

Но самый лучший способ гарантированно получить ущерб от ДТП – это застраховать собственный автомобиль по КАСКО. В этом случае вам точно не нужно будет выяснять отношения с виновником или его работодателем, чужой страховой компанией и адвокатами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Ганжа, В. М. Государственная инспекция безопасности дорожного движения / В.М. Ганжа, Р.А. Гусев. — М.: Лики России, 2017. — 120 c.
  2. Беженцев, А. А. Безопасность дорожного движения. Учебное пособие / А.А. Беженцев. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 272 c.
  3. Барбакадзе, Андрей Я учусь водить автомобиль / Андрей Барбакадзе. — М.: АСТ, 2016. — 291 c.
Возмещение ущерба виновником ДТП
Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here