Содержание
Существует огромное количество сервисов, с помощью которых можно бюджетно передвигаться по городу или путешествовать по России. Насколько такие сервисы безопасны для пассажиров и как несут ответственность перед ними — выясняет Кот-юрист.
Так называется способ поездок с попутчиками. Попутчики находят друг друга через специальные сервисы, сайты или приложения. Водитель предлагает свой маршрут, на котором он готов подбросить пассажиров от пункта А до пункта Б. Пассажиры скидываются водителю на бензин. Платой за услуги по перевозке это не считается: попутчики просто делают «взнос в покрытие расходов на поездку». Закон о защите прав потребителей на такие поездки не распространяется. В России райдшеринг представлен сервисами BlaBlaCar, BeepCar.
Как отвечают перед пассажиром сервисы вроде Блаблакар?
- Деятельность водителей, участвующих в райдшеринге, не лицензируется. Проверяет водителей только ГИБДД, поэтому придётся полагаться лишь на добросовестность водителя.
- Поездку могут отменить или задержать, но ответственность за это не несёт ни водитель, ни сервис. Никаких неустоек.
- В случае проблем можно оставить водителю негативный отзыв и отменить бронирование.
- Оплата поездки производится обычно наличными в машине, но чеки не выдаются. Безопасная оплата через карту с блокировкой платежа до конца поездки есть только у BeepCar.
- В случае аварии, если пассажир серьёзно пострадает или погибнет, можно получить возмещение от страховой по ОСАГО (до 500 тысяч рублей). При отсутствии ОСАГО или сверх 500 тысяч рублей отвечает сам водитель.
Кстати
Мне удалось найти пару приговоров по уголовным делам водителей из BlaBlaCar. В одном случае водитель заснул за рулём и попал в ДТП с двумя авто. 1 человек погиб, второй получил тяжкие травмы. С водителя взыскали 400 тысяч рублей. морального вреда (приговор Дмитровского районного суда Московской области от 22.05.2017, дело 1-179). Другой водитель за аварию с тяжким вредом здоровью по приговору должен компенсировать 450 тысяч рублей морального вреда и 50 тысяч рублей расходов на адвоката (приговор Волжского городского суда Республики Марий Эл от 03.10.2016, дело 1-165/2016). Сам сервис никакой ответственности в обоих случаях не понёс.
С точки зрения закона поездка в такси — это договор фрахтования легкового такси, который заключается в устной форме или через принятие заказа к выполнению. Пассажир оплачивает услуги по перевозке и заказывает маршрут. Поездки для личных целей охватываются законом «О защите прав потребителей». Помимо этого, деятельность такси регулируется Уставом автомобильного транспорта, федеральным законом от 21.04.2011 №69-ФЗ, постановлением Правительства РФ №112 от 14.02.2009 и региональными законами.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Как отвечают перед пассажиром легальные такси?
- На деятельность каждой машины в качестве такси нужно получать разрешение. До выезда на рейс таксисты должны проходить медосмотр, а их машины — контроль технического состояния. Помимо ГИБДД, таксистов контролирует орган, выдающий разрешения. В Москве это МАДИ.
- При отмене поездки можно требовать штраф за непредоставление транспортного средства — 20% провозной платы (часть 2 статьи 34 Устава автомобильного транспорта).
- В случае проблем можно сделать возврат денег через сервис заказа такси и предъявить официальную претензию.
- Есть разные способы оплаты. Таксисты обязаны выдавать квитанцию или чек в подтверждение оплаты такси. Подойдёт, если хотите возместить транспортные расходы по суду.
- У легальных перевозчиков такси должна быть страховка на сумму до 2 млн рублей на случай, если пассажир погибнет или получит травмы.
Кстати
Из разъяснения Верховного Суда (ППВС №26 от 26.06.2018, п.18) следует, что агрегаторы или сервисы заказа такси вроде Яндекс.Такси, Uber и Gett могут нести ответственность перед пассажиром за причинённый вред. Например, когда сервис заключает договор перевозки от своего имени или когда по обстоятельствам заключения договора (вывеске, сайту) клиент мог составить мнение, что договор заключается именно с сервисом. В этом случае сервис будет отвечать за тех, кого привлёк к перевозке.
Ещё про автомобили и поездки
- Как бесплатно проверить авто до покупки?
- Как вернуть излишне уплаченный штраф ГИБДД?
- Парковка машин на газоне: куда жаловаться?
Хотите читать новые посты Кота-юриста первыми? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме @kotjurist, в Яндекс Дзене и во ВКонтакте.
На минувшей неделе появилась информация о том, что водителей, которые делят с пассажирами траты на топливо, могут штрафовать. Sputnik выяснил, так ли это, а также узнал, что об этом думают сами попутчики и представители популярного сервиса BeepCar.
В конце февраля правила игры для “нерегулярных” междугородних перевозчиков серьезно изменили — теперь они должны отправлять машины с вокзалов, согласовывать маршруты и время передвижения. Часть маршруток отказались выполнять рейсы, из-за этого ожидаемо выросла активность среди пользователей сервисов для поиска попутчиков (наиболее известные — BlaBlaCar и BeepCar) или тематических групп.
“Делить бензин” нельзя
В телефонной справочной службе налоговых органов по разъяснению налогового законодательства Sputnik подтвердили, что оплата бензина в складчину считается незаконной предпринимательской деятельностью (для водителя) — оплатой услуги в натуральной форме. Более подробного комментария от МНС Sputnik получить пока не удалось.
По рассказам белорусов, сотрудники налоговой инспекции вычисляют водителей по номерам телефона, чтобы пригласить для разъяснения, а иногда садятся в авто под видом обычных пассажиров.
“По налоговому кодексу Беларуси это доход водителю, только в бак топливом. Вывод: регистрируй ИП, плати единый налог и вози пассажиров. Это и разъяснят при первой встрече в налоговой под подпись. Второй раз — штраф недетский, и конфискация авто светит (через суд), ибо в первый раз под подпись предупредили, и отмазаться не удастся”, — поделился опытом один из пользователей популярного форума.
Не всех водителей, оказавшихся под угрозой штрафа, заявление налоговой мотивировало прекратить перевозки.
“Продолжу пользоваться сервисом и дальше. Я беру деньги только в конце поездки, езжу, как правило, как минимум 350 километров, а то и дальше. Подсадные инспекторы налоговой стараются всунуть меченые деньги сразу, они же не поедут со мной в Минск из Бреста или в Смоленск, Москву ради протокола на три копейки”, — рассказал Sputnik Роман Лукша.
По его мнению, такое взаимодействие попутчиков — это не предпринимательство, а способ сэкономить для обоих.
“Я забираю пассажиров с места их нахождения, помогаю с багажом и привожу по адресу. Они едут как на такси, но по цене билета на электричку, экономя время и деньги, а я экономлю на топливе”, — рассказал он.
“Обычные перевозчики” против “попутчиков”
Видео (кликните для воспроизведения). |
Многие попутчики убеждены, что на такой деятельности никто не зарабатывает.
“Люди берут попутчиков, чтобы немного компенсировать затраты на топливо, а не заработать. Многие, когда едут летом на машинах отдыхать с друзьями, скидываются на бензин; получается, в этом случае водителя тоже нужно оштрафовать? С частным водителем можно договориться и отъехать в сторону, с государственными так не получится — эти сервисы создают, чтобы людям было удобнее добираться”, — высказался минчанин Степан Величко.
Другие обвиняют в возникновении тотального контроля так называемых “бомбил”, которые регистрируются в таких сервисах ради реального заработка.
“На BlaBlaCar и BeepCar очень много нелегалов, имеющих восьмиместные микроавтобусы, которые регулярно ездят в Москву, Питер. О чем вы тут сказки рассказываете, кому сочувствуете? Эта платформа убивает обычных перевозчиков руками нелегалов. К примеру: я через эти сайты ищу пассажиров (“попутчиков”) и езжу туда-сюда, налоги, соответственно, не плачу, транспортной инспекции не боюсь, поскольку номера обычные, а все, что остается из непотраченных средств после поездки — это уже заработок”, — возмутился один из автомобилистов.
По мнению некоторых белорусов, штрафовать тут не за что, ведь предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли.
“Прибылью называют разницу между доходом от какой-либо деятельности и расходами на эту деятельность. По-моему, все очевидно: если даже систематически подвозить 2-3 человек, то никак прибыль не получить. Думаю, если люди получат постановление о привлечении к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, то можно рассчитать затраты на содержание авто и полученный доход и смело писать исковое заявление в суд с просьбой отменить постановление МНС”, — предположил форумчанин.
В пресс-службе сервиса поиска попутчиков BeepCar Sputnik рассказали, что белорусы — одни из самых активных пользователей сервиса. Однако Mail.Ru Group на нем не зарабатывает, так что от снижения интереса к сервису пострадают скорее попутчики, возможности которых путешествовать с помощью райдшеринга уменьшатся.
О предпринимательстве речи не идет: в правилах BeepCar прописано, что его запрещено использовать в коммерческих целях.
“Наш сервис не предполагает плату за услуги, так как мы никаких услуг не предоставляем и платить пользователям не за что. BeepCar объединяет водителей и пассажиров, чтобы разделить расходы на бензин — и только”, — подчеркнули в пресс-службе.
По словам представителей, водители BeepCar не осуществляют перевоз пассажиров за плату: попутчики совершают совместную поездку в заранее планируемое водителем место, пассажир в этом случае не платит за проезд, а лишь частично компенсирует расходы водителя.
Машину пока не конфисковали.
Жителя Пинского района, который брал попутчиков через сайт blablacar, наказали штрафом за незаконную предпринимательскую деятельность, сообщает пресс-служба Верховного суда.
19 мая мужчина разместил объявление на сайте blablacar.ru и принял заказ на перевозку двух пассажиров из города Пинска в Россию за 2 000 российских рублей с человека. Как выяснили налоговики, за время регистрации на сайте водитель осуществил 80 поездок.
Какой он за это время получил доход, установить не удалось. Тем не менее суд пришел к выводу, что действия жителя Пинского района «свидетельствовали о направленности на систематическое получение прибыли от перевозки пассажиров по различным направлениям и являлись предпринимательской деятельностью».
В результате мужчине назначили 127,5 рублей штрафа. Так как нарушитель впервые привлекался к административной ответственности и признал вину, автомобиль у него не конфисковали.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Бабина, Р. П. Безопасность дорожного движения. 1-4 классы. Программа и тематическое планирование курса / Р.П. Бабина. — М.: Мнемозина, 2017. — 976 c.
Позвольте представиться на нашем сайте. Я Антон Егоров. Я уже более 7 лет являюсь юристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.