Содержание
- 1 Конфликты при отказе в просьбе покинуть транспортное средство
- 2 Когда инспектор может попросить водителя выйти?
- 3 Когда требование законно?
- 4 Инспектор просит открыть багажник
- 5 Когда выходить из транспортного средства не обязательно, но рекомендуется?
- 6 Может ли сотрудник ГИБДД заставить выйти из машины
- 7 Официальные и законные требования, чтобы покинуть авто
- 8 Новый регламент
- 9 Где правильно оформлять протокол
- 10 Советы по правилам общения с сотрудниками ГИБДД
Начинающие водители, увидев сигнал инспектора ГИБДД остановиться, спешат припарковаться, собрать все документы и выйти навстречу сотруднику ГИБДД. Такое поведение вполне объяснимо — начинающий водитель стремится всеми силами показать, что у него все в порядке и продолжить движение. Такое поведение приемлемо, но абсолютно излишне. Вы редко увидите выходящего из автомобиля бывалого водителя. Это связано с тем, что каждый опытный автолюбитель понимает, что выходить из автомобиля для общения с сотрудниками ГИБДД вовсе не обязательно.
Связано это с тем, что сотрудник дорожной службы не может заставить вас выйти из машины без каких либо законных оснований. А при обычной остановке автомобиля такие случаи бывают достаточно редко. Поэтому при остановке инспектор ГИБДД должен представиться, предоставить документы и сообщить причину остановки. Требовать от водителя или пассажиров покинуть автомобиль он не в праве.
Конфликты при отказе в просьбе покинуть транспортное средство
Из — за того, что инспектора получают отказ покинуть транспортное средство, зачастую возникает конфликт. Инспектора ГИБДД пытаются «повесить» на водителя такое нарушение, как «Неповиновение сотруднику полиции». Дело в том, что это нарушение будет действительно только в том случае, если распоряжение инспектора будет законным. А, так как водитель по закону из автомобиля выходить не обязан, то и считать его отказ нарушением нельзя.
Если сотрудник ГИБДД продолжает требовать от вас покинуть автомобиль, пытается обвинить вас в неповиновении и в целом общается с вами не по установленной в законе «О полиции» форме, то можно смело вызывать полицейских для дальнейшего разбирательства с недобросовестным сотрудником ГИБДД. Отличным решением будет зафиксировать ситуацию на видео.
Когда инспектор может попросить водителя выйти?
Даже если вы не обязаны подчиняться требованию инспектора, вам все равно может потребоваться в некоторых ситуациях покинуть машину. Инспектор может просить вас выйти в следующих случаях:
- Если во время осмотра автомобиля была обнаружена видимая неисправность или нарушение;
- Необходимо устранить какую — либо небольшую поломку;
- Для помощи пострадавшим в ДТП;
- Для проверки габаритов груза или сверки государственных номеров автомобиля;
- Для прохождения освидетельствования;
- Для того, чтобы проследовать в машину инспектора.
Опять же отдельно отметим то, что он может именно предложить покинуть автомобиль. Выходить или нет — решать уже водителю.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Когда требование законно?
В некоторых случаях инспектор ГИБДД действительно может требовать от вас того, чтобы вы покинули автомобиль. При этом вам придется подчиниться, иначе отказ будет расценен как сопротивление сотруднику полиции. Всего существует три возможных случая, когда требование инспектора необходимо выполнить в любом случае:
- Водителя задерживают за правонарушение;
- Если требуется досмотр транспортного средства;
- Если водителя отстраняют от управления транспортным средством.
Однако и в этом случае не стоит торопиться выйти из машины. Обязательно дождитесь понятых и составления протокола. Пока эти действия не выполнены, покидать автомобиль не обязательно. Но если уж все условия будут выполнены, то требование инспектора будет полностью законно.
Инспектор просит открыть багажник
Не сразу. Сначала нужно напомнить сотруднику ГИБДД, что проверка багажника считается досмотром автомобиля. И вам не надо будет выходить из машины до тех пор, пока инспектор самостоятельно не найдет двух понятых и не составит соответствующий протокол. Стоит так же отметить, что досмотр должен проводиться на каком -в либо основании.
Когда выходить из транспортного средства не обязательно, но рекомендуется?
- При обнаружении во время осмотра автомобиля устройства, не предусмотренного конструкцией автомобиля или ГОСТом. В этом случае штраф будет проще оспорить;
- Для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Следует помнить, что неоказание помощи или намеренное оставление человека в беде может расцениваться как уголовно наказуемое преступление;
- Для медицинского освидетельствования. Отказ от него при наличии серьезных оснований для проверки может привести к огромному штрафу, лишению прав и даже аресту;
- Для участия в досмотре в качестве понятого.
Многие водители, будучи остановленными сотрудником ДПС, тут же выходят из автомобиля и спешат ему навстречу. Им кажется, что оставшись в салоне, они как минимум проявят невежливость, а то и нарушат закон. На самом деле покидать авто в таких случаях нужно не всегда, а в некоторых ситуациях даже нежелательно.
Может ли сотрудник ГИБДД заставить выйти из машины
Лучший вариант общения автомобилиста с инспектором – через опущенное боковое переднее стекло ТС. Так они будут прекрасно слышать и видеть друг друга, водитель сумеет рассмотреть удостоверение сотрудника службы и передать ему для проверки свои документы.
Но далеко не всех инспекторов подобное устраивает. И они часто уже в начале разговора настаивают на том, чтобы водитель вышел из машины. Согласится он на это или нет – дело его. Ведь чтобы вытащить человека из-за руля, должны быть веские основания, одной просьбы инспектора недостаточно.
А если он не уговаривает, а требует покинуть салон, водитель должен настоять на объяснении причин этого. Ведь правила безопасности диктуют ему как раз необходимость оставаться в машине. А закон не предусматривает принуждение сотрудником ГИБДД автомобилиста выходить из салона без серьезного повода.
Вопрос “покидать ТС по просьбе инспектора или оставаться в нем” не раз становился причиной конфликта на дороге. Известны случаи, когда людям из-за этого пытались инкриминировать статью о неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции. Но Верховный суд решил дело в пользу автомобилиста, вот что сказано в его постановлении:
Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника … движения, а о наличии у сотрудника права предложить … выйти из ТС, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий. Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника … движения исполнить такое предложение.
Впрочем, если остановка ТС произошла на стационарном посту, где есть свидетели, водителю можно и выйти из машины. Когда инспектор разговаривает с ним, находясь физически на одном уровне, а не наклонившись, это создает более комфортный психологический климат. И, возможно, он поможет автомобилисту быстрее завершить общение с человеком в форме.
Рекомендуем прочитать о правилах
общения с инспектором ГИБДД
. Вы узнаете об основаниях для остановки авто, необходимости выходить из машины, правилах поведения при нарушении, составлении протокола.
А
здесь
подробнее о том, как разводит ГИБДД.
Официальные и законные требования, чтобы покинуть авто
Ситуации, в которых автомобилист должен выйти из машины, перечислены в КоАП:
- необходимость сию минуту отремонтировать испортившиеся механизмы ТС;
- выявленные нарушения условий перемещения грузов;
- обоснованные подозрения инспектора в том, что водитель нетрезв или нездоров;
- необходимость сверить все номера ТС с отраженными в документах;
- приготовления к досмотру авто или личному досмотру;
- задержание;
- отстранение автомобилиста от управления ТС, вызванное требованиями безопасности и закона;
- необходимость в его услугах в качестве понятого;
- требование оказать помощь сотруднику ДПС или другому человеку, игнорирование которого приведет к непредсказуемым последствиям.
В статьях КоАП нет прямого указания на то, что водитель обязан покинуть салон авто. Но это вытекает из логики применения перечисленных законов. И если автомобилист в указанных обстоятельствах откажется подчиниться требованию сотрудника ГИБДД выйти из ТС, он добавит себе наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП:
Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции …, а равно воспрепятствование исполнению … служебных обязанностей влечет наложение … штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или … арест на срок до пятнадцати суток.
Новый регламент
Более четко ситуации, в которых необходимо подчиниться рекомендации инспектора выйти из автомобиля, прописаны в пункте 70 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения…». Собственно, они подтверждают то, что указано в КоАП:
- необходимость вернуть к норме техническое состояние авто;
- приметы опьянения или болезни у водителя;
- проверка соответствия номеров на деталях авто отраженным в документах;
- досмотр ТС, водителя или находящегося в машине груза;
- обязанность побыть понятым;
- необходимость в его помощи находящимся на дороге людям или самому инспектору;
- видимая угроза со стороны автомобилиста здоровью и жизни сотрудника службы.
В этих ситуациях закон прямо указывает:
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения … выйти из транспортного средства…
А с 20 октября 2017 года в соответствии с поправками к Регламенту проверка документов теперь может осуществляться не только на стационарном посту. И если во время нее возникнет одна из упомянутых ситуаций, водитель обязан будет выйти из авто. Его отказ повлечет за собой применение статьи 19.3 части 1.
О том, когда надо выходить из машины по просьбе сотрудника ГИБДД, смотрите в этом видео:
Где правильно оформлять протокол
Промежуточным итогом обнаружения нарушения ПДД является составление протокола. И для этого сотрудники ГИБДД тоже часто требуют, чтобы водитель не только вышел из салона своего авто, но и пересел в служебную машину.
На самом деле место оформления документа в законе вообще не отражено. То есть нарушитель не обязан садиться в авто ГИБДД. Дать объяснения по поводу обвинения, подписать протокол или отказаться это делать можно и на улице. Это исключит возможность давления на водителя со стороны инспектора.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Составление протокола
Советы по правилам общения с сотрудниками ГИБДД
Люди в форме, как и все остальные, подвержены эмоциям, но облечены необходимостью соблюдать закон. Поэтому важно верно выстроить общение с ними при остановке ТС:
- быть вежливым, обращаться на «Вы», но не заискивать;
- приоткрыв стекло машины, дождаться, чтобы инспектор озвучил свою фамилию, звание и должность;
- сразу попросить предъявить раскрытое удостоверение, особенно, когда поблизости нет других машин;
- отказываться покинуть авто, ссылаясь на закон, если инспектор не называет причин своего требования;
- снимать беседу с ним на видео с помощью регистратора, установленного в машине, или телефона.
Если автомобилист попал в зону действия спецоперации, и от него требуют покинуть салон ТС люди в форме, с жетонами, нагрудными знаками и автоматами, лучше подчиниться. Но затем следует узнать их имена и звания. А о самой спецоперации можно осведомиться, позвонив по телефону дежурной части, обычно указанному на служебном транспорте. Затем, если они нарушили закон, следует написать жалобу вышестоящему руководству ГИБДД или подать заявление в суд.
Недобросовестные сотрудники службы будут наказаны по статье 19.1:
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, влечет
предупреждение
или наложение … штрафа … на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
После принятия поправок к «Административному регламенту…» и отмены некоторых его статей полномочия ГИБДД заметно расширились. Но это не значит, что водители остались беззащитными. Закон все еще оберегает права автомобилистов, и они должны в полной мере этим пользоваться, то есть не выходить из авто без необходимости.
Полезное видео
О том, нужно ли выходить из машины для составления протокола, смотрите в этом видео:
Если вас остановил инспектор ДПС и встреча с ним неизбежна (независимо от причины остановки), то может быть несколько возможных форм поведения. Некоторые, к примеру, сразу же покидают машину и идут к инспектору, другие, не дождавшись представления, кидаются сразу сознаваться обо всех своих нарушениях. Есть и те, кто продолжает сидеть в салоне, слегка приоткрыв окно. Каждая из этих форм дает возможность выстроить будущие взаимоотношения с инспектором на основании сделанного шага.
Но нужно ли вообще покидать автомобиль? Чтобы выяснить это, обратимся с КоАП РФ.
Когда лучше все же выходить из машины?
Сразу оговоримся, что ни один сотрудник ГИБДД не имеет права приказывать вам покинуть автомобиль. Все, что он может сделать, это предложить вам выйти, да и то исключительно в таких ситуациях:
- если возникла угроза жизни или здоровью инспектора;
- если возникла необходимость в устранении технических неполадок автомобиля;
- если нужно оказать помощь пострадавшим;
- если правила грузоперевозки были нарушены;
- если проводится осмотр либо личный досмотр;
- если он подозревает, что вы находитесь в состоянии наркотического/алкогольного опьянения (как вариант – в болезненном);
- если проводится сверка номеров.
Как видим, вам могут только предлагать, но ни в коем случае не приказывать. И правда, многие активно пользуются данным правилом, предпочитая «оставаться в машине» после нарушения ПДД и просьбы полицейского пройти на пост. Но неизвестно что на уме у остановившего инспектора, поэтому подобное высказывание может обернуться против вас.
Когда водитель обязан выйти из машины?
Словом, инспектор не может требовать от вас покинуть машину. Но бывают ситуации, когда водитель обязан сделать это (лишь после составления протокола).
Обратите внимание! Информация из данной статьи может быть не полной, по причине частого изменения законодательства. Кроме того, конкретно ваша ситуация возможно требует, более детального изучения. Поэтому советуем проконсультироваться с нашими специалистами по телефонам: в Москве +7 (499) 938-44-32, в Санкт-Петербурге: +7 (812) 467-34-03, По всей России 8 (800) 511-81-26 — это бесплатно, анонимно и профессионально!
- Если был составлен протокол о досмотре транспортного средства.
- Если был составлен аналогичный документ об Административном задержании.
- Если был составлен протокол о лишении права на управление транспортным средством, то салон в любом случае придется покинуть вне зависимости от того, желаете ли вы того или нет.
Стоит отметить, что даже если при составлении протокола, к примеру, инспектор всячески пытается заставить вас покинуть машину, то делает он это лишь для того, чтобы в разговоре «с глазу на глаз» ему было легче надавить на вас и подвести беседу к главному – деньгам. В данном случае играет фактор «чужого поля», да и пассажиры в салоне в качестве свидетелей никому не нужны.
Что будет, если не выйти из машины по просьбе инспектора?
Если верить многолетнему опыту судебной практики, то возможны три варианта последствий такого поступка.
- Лучший вариант: на вас составят протокол за несерьезное нарушение, после чего вы спокойно продолжите путь.
- Второй вариант аналогичен первому, вот только процедура составления будет намеренно растянута. Так сотрудник ГИБДД продемонстрирует собственное превосходство.
- «Дополнительная месть». Если, к примеру, вас остановили за превышение скорости на 10 км/ч, то после такой «выходки» вам припишут непристегнутые ремни и тонировку стекол. Хотя заметим, что к подобному прибегают редко.
Пример.
Вы сидите в машине, неторопливо покуривая, и ждете, пока инспектор принесет протокол. А он в то время заполняет протокол об отказе в прохождении медицинского освидетельствования. И даже вопрос с понятыми в таком случае решается достаточно просто: инспектор останавливает проезжающие машины, говорит, что там, в машине сидит человек, который не хочет проходить медицинское освидетельствование. «Понятые» подписываются и уезжают.
И если даже удастся отыскать этих понятых, то не факт, что это что-то даст. Поэтому за своими документами в руках сотрудника ГИБДД необходимо пристально следить.
Когда нельзя покидать машину?
Бывают ситуации, когда нельзя выходить из салона транспортного средства. К примеру, если вас останавливают ночью на пустынной трассе. В таких случаях лучше вообще не глушить двигатель, поскольку в экстренной ситуации придется быстро реагировать. Во избежание таких ситуаций рекомендуется лишь немного приоткрыть окно, заблокировать все двери и попросить остановившего показать вам свое удостоверение. А до тех пор воспринимайте его как постороннего человека, надевшего форму сотрудника ДПС.
Требование выйти из авто Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2018 год могут быть как законными, так и незаконными.
Требование выйти из авто
Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2018 год могут быть как законными, так и незаконными. Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба. Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.
Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона. То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу. Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора «Я здесь закон» и подобные, это неправда.
Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами. И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах. И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:
- Кодексе об административных правонарушениях,
- Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
- Федеральном законе «О полиции».
Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.
Таким образом, если что-то даёт право инспектору требовать у Вас выйти из машины, пройти в патрульный автомобиль и так далее, это должно быть чётко отражено в одном из перечисленных правовых актов. В частности, закон «О полиции» предписывает следующее:
Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Громаковский Алексей Экзамен в ГИБДД на категории А, В. 40 новых официальных билетов с комментариями; ИЛ — Москва, 2009. — 237 c.
- Гладкий, Алексей Особенности ПДД разных стран мира. Шпаргалка для тех, кто путешествует за рулем / Алексей Гладкий. — Москва: Мир, 2010. — 224 c.
- Сергеев, Игорь Как выбрать автомобиль. Краткое пособие по покупке / Игорь Сергеев. — М.: АВТОР, 2012. — 799 c.
Здравствуйте! Представляюсь на нашем портале. Меня зовут Роман Минаев. Я уже более 8 лет являюсь автоюристом. В настоящее время являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.