Содержание
- 1 Первое, что следует знать при встрече с сотрудником дорожной инспекции?
- 2 Несколько важных правил поведения при встрече с сотрудником дорожной полиции
- 3 Чего может опасаться госинспектор?
- 4 Вместо итогов
- 5 Основания для остановки авто
- 6 Правила общения с инспектором ГИБДД
- 7 Необходимо ли выходить из машины
- 8 Что делать, если инспектор просит сесть в его машину
- 9 Правила поведения при нарушении
- 10 Что делать при составлении протокола
Приветствую друзья, я снова в строю и с очередной историей из своей жизни. Столкнулся я тут с работником ГАИ, который сначала повел себя вызывающе и думал меня оштрафовать, но как бы не так. Я решил не сдавать позиции и воспользовался своим юридическим опытом, чтобы избавиться от незаслуженного штрафа и от внимания назойливого и неправомерно действующего, сотрудника дорожной полиции.
В результате моего приключения родилось данная заметка, в ходе которой я дам вам несколько советов по тому, как вести с уполномоченным сотрудником, а также, расскажу, чего боится ГИБДД-ник в разговоре с водителем.
Первое, что следует знать при встрече с сотрудником дорожной инспекции?
Встреча с инспектором, в большинстве случаев, грозит неприятностями, начиная от штрафа и заканчивая лишением водительского удостоверения. Несмотря на то, что стражи порядка на дорогах занимаются контролем движения, как показывает статистика, многие водители предпочитают не встречаться с таким человеком.
Не стоит опасаться такой встречи, поскольку водитель во многих случаях оказывается прав и инспектор ГАИ не вправе принимать решении незаконного порядка. Чтобы предотвратить превышение полномочий со стороны инспектора и защитить свои права, водителю важно знать, как себя вести.
Самым главным моментом, который я уяснил для себя, является то, что водителю необходимо знать, что гаишник — это такой же человек, но находящийся при исполнении служебных обязанностей. С одной стороны сотрудник может проявлять человеческие эмоции, а с другой – он не может действовать в разрез с положениями закона.
Несколько важных правил поведения при встрече с сотрудником дорожной полиции
Стоит отметить следующие полезные советы:
- Когда сотрудник ГАИ остановил автомобиль, не следует выходить из авто и бежать к инспектору. Это одно из основных правил, которого следует придерживаться обязательно. Госинпектор обязан сам подойти и проверить документы. Если водитель сам стремиться побыстрее представить права и прочие бумаги, то это выглядит подозрительно, а значит и инспектор может устроить допрос с пристрастием.
- Если вас тормознули, нужно вести себя максимально хладнокровно, поскольку, сотрудник ДПС – это должностное лицо при исполнении, а значит, выполняет он волю государства.
- Можно записать общение на видео или аудио-носитель, поскольку это разрешено законом. ГАИ-шник не может этому препятствовать.
- При возникновении конфликтной ситуации ни в коем случае нельзя переходить на личности и оскорблять служащего. Это может иметь печальные последствия в виде привлечения к ответственности и к штрафу.
- Если возникает ощущение, что инспектор слишком много себе позволяет, что не предусмотрено должностной инструкцией, то жалоба подается в прокуратуру или в вышестоящую инстанцию. О своем праве и желании стоит обязательно сообщить инспектору.
- Когда ГАИ-шник превышает полномочия, необходимо уточнить его идентификационные данные и непосредственно, с места нарушения позвонить в полицию. Сотрудники должны будут отреагировать на подобный инцидент. Дополнительно, можно предъявить видеозапись.
- Решать возникшую проблему стоит исключительно с точки зрения законности поведения. Ни в коем случае не стоит хамить, а лучше, просто представить все, запрашиваемые документы и ответить на интересующие вопросы, даже если это очень неприятно.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Стоит помнить, что наглость и хамство – это вовсе не помощники в решении проблемы, поэтому не стоит провоцировать инспектора на конфликт, но и действовать чересчур подобострастно, тоже не нужно. Дополнительные подробности по теме статьи можно узнать из видео:
Чего может опасаться госинспектор?
В эту сферу не устраиваются для занятости случайные граждане. Обычно туда идут работать люди, со специальной подготовкой. С другой стороны, все мы люди и есть вещи, которых опасаются даже инспекторы ГАИ.
К таким относятся:
- Каждый инспектор хочет сохранить свою работу и старается быть «вооруженным» максимально. Если же водитель покажет, что он юридически «подкован», то инспектор будет действовать осторожнее.
- Больше претензий гаишники предъявляют к женщинам. Вместе с тем, с дамами выяснять отношения сотрудники не любят, потому что, в ход идут два сильных оружия, слезы и муж, который появляется достаточно быстро на месте происшествия.
- Сотрудники дорожной полиции серьезно опасаются видеосъемки, поскольку не хотят стать звездой интернета. Кроме того, запись моет быть использована в суде, как доказательство.
Все перечисленные моменты позволяют разрешить проблему на месте и вести себя при встрече с инспектором с позиции равного, а не как нарушитель, пойманный на месте преступления.
Вместо итогов
В заключении можно составить несколько значимых тезисов:
- Сотрудник дорожной полиции — это должностное лицо, обязанное действовать в рамках закона.
- Важно знать, как вести себя при встрече с гаишником, чтобы избежать конфликта и не быть привлеченным к ответственности.
- Есть моменты, которые вызывают наибольшее опасение у сотрудника дорожной полиции, к примеру, видеосъемка или юридически подготовленные люди.
1. Не обращаете внимание на наличие у инспектора нагрудного знака.Нагрудной знак является обязательным атрибутом формы инспектора, и потому, при его отсутствии, Вы можете заподозрить инспектора в самодеятельности.
2. При обращении к инспектору употребляете выражения «Командир» или «Начальник» Как только Вы займете положение «Гражданин начальник» или «Командир» – условия диктовать будут Вам, и менять ситуацию станет тяжело. Правильная позиция – разговаривать с инспектором на равных. Он должен представиться, а если Вы не расслышали, нет ничего зазорного в том, чтобы уточнить и в дальнейшем обращаться к нему по имени. Не по званию, а именно по имени. В зависимости от возраста и Вашего воспитания, не помешает добавить и отчество.
3. Выходите из своего автомобиля в том случае, когда Вас об этом не просят и даже в том, когда Вас об этом просят. В ПДД нет такой обязанности – «Выходить из своего автомобиля». А в Приказе министра МВД Административный регламент № 185 (ДСП №186)
п.70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
(это документ которым руководствуется инспектор) приведен перечень случаев, в котором инспектору разрешается попросить водителя выйти из своего автомобиля.
Вывод: Инспектор, не то что требовать, он даже попросить Вас об этом имеет право только в указанных Законом случаях. А «Просьба» это не «Законное требование», и потому, выполнять её Вы не обязаны.
4. Не обращаете внимание на то, в каком месте и как стоит служебный автомобиль инспектора. Согласно инструкции, инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и он должен быть хорошо обозреваемым участниками дорожного движения. Если инспектор спрятал его в кустах, или за сооружением, то он, тем самым, нарушает требования Инструкции.
А если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД (п.12 «Остановка и стоянка») и без включенных проблесковых маячков, то инспектор, при Вашем желании (и не без помощи прокуратуры), может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГАИ, на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков, являются простыми участниками дорожного движения, и потому – могут понести ответственность за нарушения ПДД.
5. Не блокируете двери своего автомобиля. Блокируйте двери и включайте диктофон.
Бывают случаи, когда водителя «хама» (разговаривающего неуважительно с сотрудниками ГАИ), вытягивают из машины и «наказывают» за такое поведение. И потому, совет: разговаривайте с сотрудниками милиции уважительно и обязательно пред этим заблокируйте двери!
6. Полностью отпускаете дверные стёкла. В том случае, когда водитель грамотный, да ещё и записывает на диктофон неправомерные действия инспектора – инспектор может выхватить диктофон через полностью раскрытое окно автомобиля. А дальше… дальше события будут развиваться только по желанию инспектора.
7. Не пользуетесь диктофоном и видеорегистратором. Использовать диктофон и видеорегистратор Вы имеете полное законное право. Инспектор ДПС – это сотрудник милиции(ныне полиции). Понятие «Личной жизни» к нему, при исполнении, не относится. Он руководствуется « Законом о Полиции» деятельность которой осуществляется в соответствии со Статьей
8. Открытость и публичность. Кроме того, согласно ст. 25. Административного регламента «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
Руководство ГИБДД неоднократно заявляло о том что водителю, для того чтобы предотвратить или не допустить противоправные действия сотрудников ГАИ – разрешается пользоваться диктофоном либо видеокамерой.
Тычете диктофоном инспектору в лицо.
Помните! Ситуации на дороге бывают разные. В одном случае – в центре города, посреди белого дня, наличие диктофона может напомнить инспектору о хороших манерах при общении с водителем. В другом случае – ночью, на трассе, Ваш диктофон может быть расценен как попытка к бегству со всеми вытекающими последствиями…
И потому, совет: не тычьте диктофоном инспектору в лицо. Просто поместите его в нагрудной карман рубашки. Пока инспектор будет направляться к вашей машине – наговорите на диктофон дату, время и место остановки. Помните что диктофон, это не щит от инспектора, а небольшая страховка для грамотного водителя.
Неграмотного водителя, да еще и лезущего на рожон – инспектор поставит на место, и никакие разговоры о том, что я, где то прочитал, что могу пользоваться диктофоном – такому водителю не помогут.
9. Не интересуетесь причиной остановки. Выясняйте причину остановки!!!
В пункте № 63 Административного регламента» приведен полный перечень оснований для остановки вашего автомобиля.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
О проведении спецопераций! у инспектора должно быть соответствующее распоряжение на бумаге, с которым Вы имеете полное законное право ознакомиться.
Так же, для того чтобы выяснить наличие спецоперации – Вы можете позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан Вам его назвать). Ещё следует помнить что, явным признаком «Спецоперации» является наличие у остановивших Вас сотрудников полиции – бронежилетов и автоматов.
10. Не требуете предъявить служебное удостоверение. Инспектор ДПС – это милиционер. Он, так же как и все другие сотрудники милиции, обязан, по первому требованию, предъявить своё служебное удостоверение. Если инспектор вам в этом отказывает, знайте что перед вами оборотень в погонах (ряженый бандит). Немедленно блокируйте все двери, поднимайте окна, звоните «02» «112» и заявляйте о личности переодетой в форму сотрудника ГАИ, без соответствующего удостоверения.
11. Не требуете предъявить удостоверение в развернутом виде. Внимательно ознакомьтесь с удостоверением инспектора
Сотрудник ГАИ обязан не просто показать Вам наличие удостоверения, он обязан раскрыть его, так чтобы можно было понять, с кем именно Вы разговариваете (ФИО инспектора, его специальное звание, подразделение). Эта информация Вам ещё пригодится при обжаловании противоправных действий инспектора. Кроме того, Вам просто необходимо знать, кому именно вы отдаете свои документы (мало ли, вдруг вы их потом не досчитаетесь, на дороге всё бывает!).
12. Не требуете подольше подержать удостоверение. Если инспектор раскрыл Вам своё удостоверение и подержал 3 секунды, это не считается, что он Вам его предъявил! Инспектор обязан дать вам возможность детально ознакомится с его удостоверением, и переписать все его данные (при Вашем желании).
13. Пытаетесь взять удостоверение инспектора в свои руки. Ни в коем случае не пытайтесь этого сделать. Просто попросите инспектор подержать перед вами своё удостоверение ровно столько, сколько вам это необходимо.
14. Отдаёте все свои документы сразу. Не делайте этого!!!! Лучше поинтересуйтесь у инспектора, какие именно ваши документы он желает видеть, и предавайте их по одному. Иначе, если вы отдадите все свои документы инспектору сразу, ему не трудно будет заявить о том, что вы чего-то не додали.
Совет: Показывайте на камеру или озвучивайте на диктофон, что именно Вы отдаете инспектору.
15. Не отдаёте свои документы инспектору в руки. Обязательно передавайте свои документы инспектору в руки. Он должен удостовериться в их подлинности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
16. Выходите из машины, когда вас просят открыть капот для сверки номеров кузова с теми, что в документах.Вы не обязаны указывать инспектору на то место, где выбиты номера кузова или протирать их тряпочкой, если не видно. Это всё забота инспектора. Вам же совет, просто откройте капот из салона своего автомобиля, сидите и ждите, пока инспектор выполнит свою работу.
Выполнять «Просьбу» инспектора Вы не обязаны, а требовать «Открыть багажник» – инспектор имеет право только после составления протокола досмотра в присутствии 2 понятых (требуйте составления протокола «Досмотра»). И потому, нередко инспектор прибегает к уловке: «Я попросил, мне показали» – это чтобы в случае жалобы, не быть обвиненным в производстве незаконного обыска.
Совет!
Не выходите из своего автомобиля. Просьба инспектора выйти и открыть капот или багажник – это, как правило, повод только для того чтобы вытянуть Вас из своего автомобиля. Тут имеет место психологический прием «Игра на чужом поле». Если вы выйдите из автомобиля то вам уже будет трудно сориентироваться в том, где инспектор прав, а где нет.
18. Хамите инспектору или наоборот – заискивающе улыбаетесь. Не хамите и не подлизывайтесь!
Инспектор, это такой же человек, как и Вы, только сейчас он в погонах. Бояться его не надо. Хамить и грубить тем более. Научитесь реагировать на инспектора спокойно! Если Вас смущает его форма – представьте что он одел её наизнанку. Тогда всё станет на свои места!
19. Не обращаете внимание, представился ли Вам инспектор. П.20 Административного регламента гласит:
«При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности
В Инструкции приведен полный перечень обязанностей инспектора, за невыполнение которых он, при Вашем желании, может понести ответственность. Так вот «Представиться» – это одна из первых его обязанностей.
20. Отвечаете на все вопросы инспектора. Если инспектор спрашивает у вас «Куда едете?», «Откуда едете?», «Какой знак Вы недавно проехали?» или «Читали ли Вы ПДД, пункт такой – то?» … Задайте инспектору встречный вопрос – «Инспектор, я обязан отвечать на ваши вопросы?». Если инспектор ответит «Да» – потребуйте от инспектора сослаться на Закон, обязывающий Вас к этому.
Помните! Согласно Конституции (ст. 51) Вы имеете право не отвечать на вопросы сотрудника милиции.
— В случае любой неясности или противоправных действий инспектора, Вы не звоните в службу доверия ГАИ
Номер телефона доверия ГАИ можно спросить у инспектора, он также отображен на их служебной машине.
Помните! Служба доверия ГАИ моментально реагируют на любые нарушения закона, и звонки она принимает круглосуточно.
Бонус. Не обращаете внимание на то, все ли документы Вам вернули и в каком они состоянии.
Проверяйте свои документы!!!
Обязательно проверяйте наличие всех документов, после проверки их инспектором. В том случае если Вы чего-либо не досчитаетесь, срочно звоните «02″ и заявляйте о краже! отсюда
При встрече с сотрудниками ДПС водителю, даже если он не нарушал правил, важно верно себя вести. А для этого следует знать свои права, хоть немного ориентироваться в административном законодательстве, уметь общаться. Тогда есть шанс, что встреча не закончится неприятностью.
Основания для остановки авто
Если сотрудник ГИБДД потребовал остановиться, он должен объяснить причину, по которой данное ТС привлекло его внимание. Это может быть:
- необходимость проверить документы у водителя;
- нарушение им или пассажирами ПДД;
- информация о том, что автомобилист либо находящиеся в его машине люди совершили ДТП, иной противозаконный поступок;
- предположение, что ТС находится в угоне, розыске;
- необходимость опросить водителя или пассажиров о ДТП, свидетелями которого они были;
- запрет дальнейшего движения по дороге из-за оцепления или другая информация, касающаяся безопасности пути;
- необходимость оказания помощи инспектору или иным гражданам.
Все перечисленные поводы являются обоснованными для остановки ТС. С 20 октября 2017 года их достаточно, чтобы сделать это не только на стационарном посту, но и в любом другом месте. Информация об изменении правил содержится в поправках к «Административному регламенту МВД», опубликованных на официальном портале ГИБДД.
Рекомендуем прочитать о
штрафе за езду без документов
А
здесь
подробнее о штрафах за подсветку номера и днища автомобиля.
Правила общения с инспектором ГИБДД
Сталкиваясь с сотрудниками службы, стоит придерживаться определенных принципов, каким бы ни было к ним личное отношение водителя:[2]
- заметив сигнал, требующий остановить ТС, лучше затормозить плавно и прекратить движение на небольшом расстоянии от инспектора, а не прямо возле него;
- стоит дождаться, пока он подойдет к автомобилю, а не выпрыгивать из машины;
- не нужно спешить интересоваться в чем дело, лучше, чтобы инспектор представился и сам сообщил о причине остановки;
- если он требует документы, следует спросить, чем это вызвано, но потребовать показать его собственное удостоверение в развернутом виде, лишь потом доставать свои ВУ, страховку и регистрационное свидетельство;
- разговаривать с сотрудником службы нужно вежливо, но без заискивания, убрать из интонации агрессию, пренебрежение;
- хорошо бы воспользоваться видеорегистратором, чтобы на всякий случай иметь запись беседы с инспектором.
О том, как правильно общаться с инспектором ГИБДД, смотрите в этом видео:
Необходимо ли выходить из машины
Водителю не стоит проявлять инициативу и покидать салон автомобиля. Если сотрудник ГИБДД настаивает на этом, следует спросить, чем вызвано требование. Законно оно в нескольких случаях:
- инспектор собирается произвести досмотр авто или личный досмотр (но для этого тоже должны быть веские основания);
- у него есть повод думать, что водитель нетрезв, или он причастен к нарушению закона (а также его пассажиры);
- замечена техническая неисправность транспортного средства, которую следует устранить;
- водителя привлекают в качестве понятого, или нужна его помощь;
- он представляет угрозу для сотрудника ДПС.
Если перечисленные обстоятельства отсутствуют, водитель может выходить из машины или оставаться в ней по желанию. Иногда действительно лучше беседовать с инспектором на воздухе, чтобы создать психологически более благоприятную атмосферу.
Что делать, если инспектор просит сесть в его машину
Приглашение сотрудника ГИБДД в служебное авто не подлежит непременно выполнению. Поэтому водитель может отказаться это делать. Если же он решается пересесть, стоит на время беседы включить хотя бы диктофон, а лучше видеозапись.
Иное дело, когда сотрудник ГИБДД разъясняет, что водитель задержан. Это возможно на время до 3 часов. Именно столько длится административное задержание. Но при этом инспектор должен составить документ, как гласит статья 27.4 КоАП:
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Правила поведения при нарушении
Если автомобилист пойман на нарушении, он должен быть особенно аккуратен:
- если есть шанс ограничиться предупреждением, то стоит поговорить с инспектором, постараться оправдать свой поступок, пообещать, что подобное не повторится;
- при составлении протокола указать свидетельствующие в пользу водителя обстоятельства;
- требовать доказательства вины от инспектора;
- привлекать в качестве свидетелей всех, кто находился в машине или рядом, даже если это родственники водителя или жена (муж);
- фиксировать беседу с сотрудником ГИБДД на видео;
- сфотографировать положение авто, окружающую обстановку, имеющиеся знаки, разметку, предметы, мешающие обзору дороги.
Что делать при составлении протокола
Если водителю предъявляют обвинение в административном нарушении, протокол должен быть обязательно. Есть несколько касающихся его заполнения нюансов:
- автомобилист имеет право вообще ничего не объяснять и не подписывать документ;
- лучшим выходом может быть внесение в протокол мнения водителя о ситуации, его несогласие с обвинением;
- необходимо зафиксировать данные свидетелей происшествия;
- если инспектор отказался внести их имена и адреса в протокол, в документе нужно отразить информацию об этом;
- не менее важно записать требование о юридической помощи;
- если автомобилист собирается оспаривать обвинение, не нужно оставлять автограф в протоколе, в котором указано признание вины и готовность оплатить штраф;
- копию документа следует взять с собой.
Об ошибках водителей при составлении протоколов смотрите в этом видео:
Можно ли не останавливаться по требованию?
Игнорирование распоряжения сотрудника ГИБДД наказывается по части 1 статьи 19.3 КоАП:
Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции … в связи с исполнением … обязанностей по охране … порядка и обеспечению … безопасности, … воспрепятствование исполнению … служебных обязанностей влечет наложение … штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Инспектор обязан принудить нарушителя остановиться, погнавшись за ним на служебном авто с мигалкой и сиреной. Он может также воспрепятствовать движению его ТС, поставив в качестве препятствия грузовик или даже применив оружие.
Не останавливаться можно, когда автомобилист не уверен, что жест инспектора относится именно к нему. Так бывает в большом потоке машин. Но если требование остановиться озвучивается в громкоговоритель, называется марка и номер авто, сослаться на это не получится.
Видеосъемка регистратором разговора
С 20 октября 2017 года в «Административный регламент…» внесены поправки. В частности, убран пункт 25, запрещающий сотрудникам ГИБДД мешать водителям вести съемку во время остановки, задержания и составления протокола.
Многие сочли, что теперь автомобилисты остались без этой возможности.
На самом деле запрета использовать видеорегистратор при беседе с инспектором нет. Но приобщить запись к делу будет труднее. А еще появилось больше возможностей привлекать водителей за это по статье 19.3 КоАП, если инспектор потребовал прекратить съемку.
Можно ли оплатить в 2017 году штраф на месте
Если за нарушение полагается взять с водителя принудительную денежную выплату, в большинстве случаев это делается не в руки инспектору. Штрафы перечисляют через терминал или банк. Постановление-квитанция о выплате вместо протокола о нарушении выписывается, если сумма не выше 100 р. Эти деньги можно отдать инспектору в случае согласия водителя с обвинением.
Права и ограничения сотрудников ГИБДД
Инспекция с изменением «Административного регламента…» получила больше полномочий, но правила есть и для ее сотрудников. Они записаны не только в этом документе, но и в законе «О полиции», а также в КоАП.
Поведение инспектора
Сотрудник ГИБДД должен:
- подойти к машине со стороны водителя;
- первым делом представиться ему, предъявить служебное удостоверение;
- останавливать автомобиль на короткий срок, иначе он нарушает раздел 13.8 «Наставления по работе ДПС»;
- работать вне стационарного поста на служебной машине с соответствующими внешними обозначениями;
- быть корректным, как сказано в пунктах 19-23 «Административного регламента…»:
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
Может ли открывать багажник, проводить обыск
Обследовать авто после проверки документов инспектор может в нескольких случаях:
- подозрение на наличие в ТС оружия, наркотиков, взрывчатых, ядовитых веществ;
- основания думать, что в багажнике есть иные предметы, с помощью которых совершено нарушение;
- необходимость задержания водителя или пассажира.
Это делается не по прихоти сотрудника службы, а если есть ориентировка или проводится оперативное мероприятие по приказу руководства. В отсутствие упомянутых причин он может попросить водителя открыть багажник. А тот вправе отказать. Если инспектор настаивает, он должен объяснить водителю причины досмотра и прежде составить по этому поводу протокол, а также найти понятых или начать видеосъемку. Нарушение норм наказывается по статье 19.1 КоАП:
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному … порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам …,влечет
предупреждение
или наложение … штрафа … на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
И если в результате искомые запрещенные предметы не будут найдены, инспектора удастся привлечь к ответственности, написав жалобу. Помогут в этом свидетели, которых следует сразу найти водителю, или сделанная им видеозапись незаконного досмотра.
Проводить обыск сотрудник ГИБДД вовсе не имеет права. Это прерогатива следователя, который прежде должен завести дело о правонарушении.
Допускается ли проверка технического состояния на месте
Контролировать состояние механизмов авто, наличие аптечки, огнетушителя инспектор не может. Ведь для этого существует регулярный техосмотр, который завершается вручением водителю диагностической карты. Если она есть, в техническом состоянии авто все в порядке, и дополнительного подтверждения не требуется.
Примеры правильного поведения водителя
Конфликтные ситуации на дороге часто повторяются. Поэтому чужой опыт полезно знать и использовать:
- Если проехал под знак «движение запрещено», клейма нарушителя можно избежать. Водителю достаточно сказать инспектору, что он не собирался проезжать через зону действия символа. А выехать тем же путем, что и заехал, знак не запрещает.
- Если требование остановиться вызвано игнорированием водителем ремня безопасности, можно сказать, что его отстегнули после прекращения движения. Ведь использовать ремень нужно, когда едешь. А во время стоянки можно обойтись без него.
- Если инспектор намекает, что может решить проблему за деньги, не стоит поддаваться. Не исключено, что он записывает все на видео, и для водителя есть риск получить уголовное наказание за дачу взятки. Особенно часто подобное бывает, когда его просят пересесть в служебное ТС.
Избежать несправедливого наказания за нарушение на дороге помогает не только соблюдение ПДД, но и умение общаться, знание законов и психологии. Если не получилось, на самоуправство сотрудника ГИБДД можно пожаловаться в дежурную часть или УСБ. А адвокат поспособствует улаживанию проблемы в суде.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:+8 (800) 500-27-29 Это быстро и бесплатно!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Прозоров, А.Д. Новая библия автомобилиста / А.Д. Прозоров. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2009. — 174 c.
- Автоматические системы транспортных средств / В.В. Беляков и др. — М.: Форум, 2016. — 352 c.
- Бочко, Алиса Правила дорожного движения для детей / Алиса Бочко. — М.: Питер, 2014. — 321 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 9 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.