Содержание
Судебно медицинская экспертиза при ДТП обязательно проводится при наличии вреда здоровью тяжёлой степени участникам аварии или третьим лицам. Для точного определения характера травм, тяжести и конкретного механизма их получения назначается СМЭ (судебно медицинская экспертиза). Именно её выводы ложатся в основу обвинения виновника аварии и служат исходным материалом для определения материальных выплат, которые будут произведены в пользу пострадавших. Далее, мы постараемся подробно осветить всё, что касается СМЭ при ДТП.
Сроки и задачи СМЭ при ДТП
Прежде всего, нужно отличать проведение судмедэекспертизы от освидетельствования участников и третьих лиц. Второе действие проводится непосредственно сразу после аварии, и имеет своей целью выявление и документальную фиксацию наличия (или отсутствия) опьянения любого происхождения всех присутствующих и травм у них, её обязаны проходить все участники происшествия.
После этого, только по постановлению следователя, ведущего дело по происшествию или по решению суда, назначается судебно-медицинская экспертиза. Она в обязательном порядке проводится при наличии средней или тяжкой степени вреда здоровью, или смертельном исходе аварии для кого-либо.
Вопросы для судебно медицинской экспертизы при ДТП, требуют специфичных познаний, и касаются здоровья пострадавших и обстоятельств аварии.
Медицинская экспертиза после ДТП, как и любое следственное действие, проводится в строгом соответствии с требованиями нормативных актов. Прежде всего, это ФЗ № 73 «О государственной судебно-медицинской деятельности в РФ», Приказ № 346Н Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также другие внутриведомственные акты.
Сроки проведения СМЭ играют немаловажную роль в установлении картины происшествия. Но, в связи с тем, что многие виды исследовательских (биологических, химических, криминалистических и других) анализов занимают длительное время, конкретный срок, в течение которого должна быть окончена экспертиза, на данный момент законодательно не установлен. По общему правилу, к экспертизе прибегают уже после того, как пострадавший прошёл курс лечения, и получил на руки все медицинские документы, содержащие необходимую информацию о ходе выздоровления, диагнозах и применяемых лечебных методах.
Судебно медицинская экспертиза при ДТП сроки проведения, которой зависят от того, насколько быстро пройдёт период лечения пострадавших, растягивается зачастую он на несколько месяцев. Особенно это характерно для государственных Бюро СМЭ, которые всегда очень загружены работой.
В этом случае, если позволяет финансовое положение, можно обратиться в частную негосударственную организацию, имеющую все необходимые разрешительные документы для проведения судебной медицинской экспертизы по ДТП.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Участник аварии, в отношении которого не было вынесено постановление о проведении СМЭ, но сам изъявивший желание её пройти, может это сделать на платной основе.
Особенности проведения обследования пострадавшего
Сама процедура СМЭ имеет много нюансов, и порядок её проведения зависит от того, кто является объектом работы – живой человек, труп или вещи. Так как сам эксперт не находится на месте аварии, ему необходимы все документальные сведения для начала работы. Они содержатся в описательной части постановления о СМЭ, и должны быть так подробно и ясно расписаны, чтобы у эксперта сложилась чёткая картина происшествия.
Данные о первоначальном состоянии здоровья, задокументированные непосредственно сразу после аварии, содержатся в истории болезни, включая все результаты анализов и проведённых обследований. Если эксперт считает необходимым начать свою работу до момента окончательного излечения человека, он может, по обоюдному согласию с ним, приступить к исследованию не дожидаясь этого. Нужно иметь в виду, что в этом случае есть вероятность оспаривания выводов экспертизы со стороны должностных лиц.
Итак, если обследуется человек, получивший травмы во время аварии, то эксперт в своём заключении должен ответить на следующие вопросы:
- какой характер носят повреждения и травмы;
- их расположение на теле, высота и количество;
- какова степень этих повреждений;
- какой частью транспортного средства они были нанесены;
- когда были получены травмы;
- наличие алкогольного или наркотического опьянения.
На выводах эксперта (или группы экспертов, если назначается комиссионная или комплексная экспертиза) будет основано требование о возмещении убытков потерпевшему, возможно направление на медико-социальное исследование для назначения группы инвалидности.
Осмотр погибшего
Если же в результате аварии есть погибшие, то исследование трупа имеет свои цели и вопросы, на которые необходимо дать ответы:[2]
- какая именно травма явилась причиной смерти и время её наступления;
- наличие повреждений на теле, их характер и способ образования;
- влияние повреждений на смерть человека;
- наличие (отсутствие) опьянения различной этиологии.
В связи с тем, что гибель человека в результате дорожной аварии является тяжким последствием, которое может лечь в основу уголовного наказания виновного, весь процесс проведения исследования трупа чётко регламентирован нормативными актами и их выполнение является залогом признания результата работы эксперта (или группы экспертов).
Ещё одним отличием от обследования живого человека является то, что объектом считается не только сам труп, но и его одежда в том виде, в котором он попал в аварию. Осмотр одежды проводится в следующей последовательности: сначала карманы и передняя часть, затем задняя часть и в конце проводится осмотр внутренней части одежды (изнанки). Все действия сопровождаются протоколированием с указанием всех важных для исследования деталей.
Срок проведения экспертизы должен быть максимально сжатым, обычно это составляет 1-2 дня с момента аварии или обнаружения трупа.
Осмотр тела начинается с фиксации состояния кожного покрова, есть ли на нём гематомы, ссадины, порезы или разрывы, появились ли уже трупные пятна (если прошло какое-то время с момента аварии). Делается вывод о том, когда человеком были получены те или иные повреждения кожи и является ли это следствием аварии или нет. Извлекаются посторонние предметы из тела (осколки стекла, фрагменты корпуса транспортного средства), они приобщаются к делу и передаются следователю. Волосы на голове, ротовая полость также подлежат скрупулёзному осмотру.
На завершающем этапе происходит вскрытие трупа для установления точной причины смерти в ходе ревизии внутренних органов и их состояния.
Основная информация касается наличия причинно-следственной связи между наступившей смертью пострадавшего и действиями виновника аварии.
Порядок проведения СМЭ
Он зависит от того, в рамках какого судопроизводства проводится СМЭ: уголовного или административного.
О втором случае идёт речь, когда вред, причинённый здоровью, оценивается как лёгкий или средний. В этом случае СМЭ не будет назначена официальными органами, только освидетельствование. Но пострадавший имеет право по своей инициативе обратиться за проведением в отношении него СМЭ, если он несогласен с выводами освидетельствования и считает тяжесть ущерба, нанесённого ему, более серьёзной и внушительной.
Он должен обратиться в организацию, предоставляющую такого рода услуги, и заключить договор на проведение исследования. В договоре будет конкретно указан срок выполнения услуги и сформулированы вопросы, на которые даны ответы в заключении эксперта. Если же нанесённый вред здоровью оценивается, как тяжёлый, или в результате происшествия наступила смерть, то возбуждается уголовное дело, и в рамках его проводится СМЭ.
В этом случае порядок её проведения строго соответствует требованиям нормативных актов. Началом служит дата оформления постановления о проведении СМЭ, правом оформления которого обладают следователь, судья или прокурор. В нём обязательно должны быть указанны сведения о учреждении, которому поручается такая работа, номер и данные дела, перечень вопросов, данные о документах и вещественных доказательствах, передающихся эксперту для проведения исследования.
Эксперт самостоятельно определяет какое оборудование он планирует использовать, и какими методами будет проходить исследование.
После его окончания он оформляет заключение, в котором максимально подробно даёт ответы на поставленные вопросы, описывает ход работы, обосновывает необходимость применения конкретных методик.
Ответы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить неоднозначность их понимания. В противном случае во время судебного заседания эксперт может быть вызван для дачи показаний, объясняющих его выводы. Непременным условием проведения работ является осведомлённость эксперта (или их группы) об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
Для органов следствия, суда и прокуратуры не имеет значения, в каком именно учреждении было составлено заключение по СМЭ – в государственном или частном. Разница лишь в том, что государственные учреждения работают за счёт федеральных бюджетных средств, но процесс может длиться довольно продолжительное время, а частные компании делают всё намного быстрее, но стоимость их услуг составляют немалую сумму. Впрочем, она будет возмещена признанной в судебном порядке виновной стороной.
Любое заключение может быть оспорено заинтересованными сторонами в суде по их ходатайству, после чего обычно назначается независимая судмедэкспертиза.
Выплаты пострадавшим
Возвращаясь к вопросу о назначении экспертизы, хотелось бы ещё раз акцентировать внимание на роли СМЭ для определения ущерба здоровью. Пострадавший в аварии гражданин, при наличии серьёзных, с его точки зрения, отрицательных последствий для здоровья, должен приложить все усилия, чтобы эта его уверенность обрела документальный вид в заключении эксперта. Именно на основании его, ему будет возмещаться страховая сумма по полису ОСАГО. При обращении в страховую компанию, оформившую полис, пострадавший представляет заключение СМЭ (с процентным выражением степени утраты трудоспособности) и документы о своём доходе (справку НДФЛ).
Несмотря на довольно внушительный лимит, предусмотренный полисом (в 2018 году эта сумма равна 500 тысячам рублей), бывают ситуации, когда эти средства не покрывают все расходы по компенсации нахождения на больничном листе и затраты на лечение. В этом случае, превышающую денежную сумму пострадавший может взыскать с виновного в судебном порядке. А для обращения в суд, ему, опять-таки, потребуется заключение о проведении СМЭ.
Всё это говорит о том, что экономить деньги на экспертном заключении совсем не в интересах пострадавших.
Что касается пострадавшего виновника аварии, то его положению остаётся только посочувствовать: по полису ОСАГО он не может рассчитывать на выплаты. Более того, после того как его страховая компания выплатит положенную сумму пострадавшим потерпевшим, она имеет право в порядке регресса взыскать с виновника эти затраты.
Это возможно при наличии одной из причин:
- было доказано управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного или другого опьянения;
- ущерб здоровью и имуществу третьих лиц был причинён умышленно.
Это представляется вполне логичными мерами, направленными на предупреждение подобного поведения за рулём впредь.
Важность проведения СМЭ не только в особо тяжёлых случаях с множеством пострадавших, получивших серьёзные увечья или погибших, но и в довольно хорошо закончившихся происшествиях, с лёгким или средним ущербом для здоровья. Особое внимание нужно уделить формулировке вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. Они должны исключать двусмысленное понимание или давать повод для различных вариантов понимания. Выполнять указанные работы имеют право государственные и частные организации, обладающие необходимыми лицензиями или свидетельствами, располагающими штатом профессиональных экспертов.
При расследовании данной категории дел судебно-медицинская
экспертиза имеет возможность разрешить следующие вопросы: 1)
причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле потерпевшего, частями движущегося транспорта? Каков характер и локализация этих повреждений? 2)
что имело место в данном случае: столкновение автомобиля с потерпевшим, переезд колесом (колесами), придавливание тела автомашиной к какой-либо преграде, падение из автомобиля, повреждения в кабине или комбинация нескольких видов травм? 3)
если имело место столкновение автомобиля с потерпевшим:
б) с какой стороны и в каком направлении по отношению к потерпевшему был нанесен удар выступающей частью автомобиля?
в) с какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения с потерпевшим?
г) в каком положении по отношению к движущемуся автомобилю находился потерпевший в момент удара и последующего падения?
е) какой частью движущегося автомобиля (бампером, капотом, фарой, подножкой) был причинен удар? Не могли ли повреждения быть причинены данной частью автомобиля (с указанием типа, марки последнего)? 4)
если имел место переезд колесом (колесами) автомобиля:
а) был ли он полным (полное перекатывание колеса через тело жертвы) или неполным (частичный въезд колеса на лежачее тело)? Не было ли колесо в момент переезда заторможено, в частности при движении автомобиля юзом? б) с какой стороны и в каком направлении по отношению к телу потерпевшего был совершен переезд?
в) в каком положении находился потерпевший в момент переезда колесом (колесами) автомобиля?
г) какими колесами (передними, задними, левыми, правыми) и в какой последовательности был совершен переезд через тело потерпевшего? 5)
если имело место сдавление тела между автомобилем и какой- либо преградой (другим транспортным средством, частями самой автомашины, стеной, заборомит. п.):
а) каковы были поза потерпевшего и взаимоположение его тела и движущегося автомобиля в момент придавливания к нре-. граде? 6)
в каком направлении двигался автомобиль по отношению к потерпевшему в момент придавливания к преграде?
б) если имело место падение потерпевшего из движущегося автомобиля:
а) какие из обнаруженных повреждений могли возникнуть при ударе о грунт и скольжении по нему, а какие от общего сотрясения тела и при ударе им о части автомобиля?
б) каково было положение тела в момент падения на грунт?
в) могли ли полученные повреждения образоваться при падении на данное дорожное покрытие?
г) могли ли повреждения возникнуть при падении с указанной высоты (например, с высоты подножки, кабины, кузова, крыши автофургона)? 7)
если имела место травма пассажиров и водителя в кабине автомобиля при столкновении его с каким-либо препятствием:
а) какие повреждения образовались от удара о части кабины и сотрясения тела, а какие — от сдавления тела вследствие прижатия его сместившимися частями кабины (салона, кузова)?
б) на каких местах в кабине автомобиля находился тот или иной потерпевший? В частности, кто из них был за рулем в момент автотранспортного происшествия? 8)
вопросы общего характера: степень алкогольного опьянения, причина смерти, категория степени тяжести телесных повреждений у потерпевших и т. д.
4.1. Понятие и классификация транспортной травмы. Особенности осмотра места происшествия при ДТП
Под транспортной травмой в судебной медицине понимают механические повреждения, возникающие у пешеходов, водителей и пассажиров от действия наружных или внутренних частей движущегося транспорта и при выпадении из него.
Транспортный травматизм значительно вырос в последние десятилетия. Достаточно отметить, что в нашей стране при ДТП (дорожно-транспортные происшествия) ежедневно погибает более 100 человек. УК РФ содержит целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 268 УК РФ). В судебно-медицинской практике этот вид травматизма по частоте смертельных исходов занимает первое место.
Травмы, причиняемые транспортными средствами, составляют самостоятельную группу среди механических повреждений. В соответствии с особенностями повреждений, причиняемых различными типами транспортных средств, принято выделять дорожно-транспортную травму, повреждения средствами водного транспорта, авиационную травму. В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные средства подразделяют на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и т. д.) и рельсовые ( поезда, трамваи и др.).
Расследование транспортных происшествий часто связано с определенными трудностями, в связи с их быстротечностью, отсутствием очевидцев и др. Поэтому результаты проведенной экспертизы могут иметь решающее значение в установлении обстоятельств происшествия.
Осмотр трупа на месте происшествия при наличии транспортного средства, причинившего травму человеку, необходимо начинать с точной фиксации расположения трупа по отношению к машине, проезжей части, тротуару или по отношению к различным следам на проезжей части.
Важное значение имеет осмотр одежды, при котором фиксируют ее состояние, разрывы, следы волочения, отпечатки протекторов, облицовки машины, радиатора, фар, загрязнение одежды, наличие и расположение следов крови, смазочных масел, частиц краски автомобиля, следы скольжения на подошвах обуви.
Все обнаруженные на трупе изменения дают возможность высказаться о месте первоначального удара, механизмах автотравмы.
Во время осмотра эксперт должен замерить уровень имеющихся повреждений и следов (например, расстояние от подошв пешехода до уровня расположения повреждений). При наличии на месте происшествия автомобиля необходимо замерить высоту расположения ее выступающих частей, чтобы в последующем сопоставить уровень повреждений на теле с уровнем выступающих частей автомобиля. Выявление деформаций капота, крыльев, фар, облицовки радиатора и других частей автомобиля судебно-медицинский эксперт производит совместно с автотехниками. При этом следует учитывать, что на частях машины могут быть выявлены обрывки одежды, частицы эпидермиса, пятна и брызги крови, волосы, фрагменты внутренних органов и т. д. Все вещественные доказательства, обнаруженные при осмотре места происшествия, направляются для дальнейшего исследования в соответствующие лаборатории.
Поскольку при ДТП оказывают влияние различные факторы с разными механизмами действия, на теле потерпевшего могут выявляться ссадины, кровоподтеки, раны, переломы костей, вывихи, повреждения внутренних органов и др. В ряде случаев они отражают признаки определенного транспортного средства (специфичные повреждения), помогают установить факт действия транспортного средства или механизм нанесения повреждения (характерные повреждения). В то же время повреждения могут свидетельствовать только лишь о факте воздействия тупого предмета (нехарактерные), или даже ложно указывать на действие иного вида орудия – режущего, рубящего, огнестрельного (симулирующие повреждения).
4.2. Автомобильная травма
Классификация автомобильной травмы. Повреждения, возникающие на различных этапах наезда
Автомобильная травма — это повреждения, возникающие при воздействии наружных и внутренних частей движущегося автомобиля, или при выпадении из него.
Выделяют следующие виды автотравмы:
— удар частями автомобиля при столкновении с человеком;
— переезд колесом или колесами;
— выпадение из автомобиля;
— удар о части или сдавление тела частями автомобиля в кабине;
— сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами;
— комбинированный вид травмы.
Повреждения, возникающие при ДТП имеют следующие особенности:
—возникают последовательно вследствие чередующихся механизмов травмы;
— разнообразие механизмов на отдельных этапах автотравмы ведет к образованию множественных, различных по характеру и локализации повреждений;
— при определенных видах автотравмы могут возникать специфические повреждения (контактные).
Повреждения, возникающие при столкновении с движущимся автомобилем (наезд)
Данный вид автомобильной травмы встречается наиболее часто. Возникающие при наезде повреждения множественны, расположены в различных областях тела. Механизмы их образования различны на разных этапах наезда.
1. Соударение частей автомобиля с человеком.
Механизм повреждения — удар и общее сотрясение тела. На одежде и теле возникают повреждения, отображающие контуры части или края бампера, фары, облицовки радиатора и т. д. Локализация повреждений — нижние конечности, область таза, реже — туловище, на уровне тех частей автомашины, которыми они были нанесены (контактные повреждения, штамп-повреждения).
2. Падение тела на автомобиль.
Механизм — удар о части автомобиля (капот, крыло, штуцер стеклоочистителя, щетки и т. д.). Локализация — в области головы, туловища, верхних конечностей. Следует учитывать, что забрасывание тела на автомобиль происходит при первоначальном ударе ниже центра тяжести человека (легковые автомашины). Если же первичный удар наносится вблизи центра тяжести (грузовые автомобили, автобусы и т. п.), тело отбрасывается вперед.
3. Отбрасывание и падение тела на грунт.
Механизм — удар о грунт. Локализация — область головы, туловища, верхних конечностей. В результате столкновения тело человека приобретает скорость, близкую к скорости движения машины, а также вращательное движение вокруг продольной оси.
4. Скольжение тела по грунту.
Механизм — трение о грунт. При столкновении с движущимся автомобилем особое значение имеют так называемые «бампер-повреждения», возникающие от удара бампером по бедру или голени, в зависимости от высоты его расположения. Расстояние от бампера до поверхности дорожного покрытия составляет у легковых автомобилей 34—42 см, у грузовых 55 см и более. На кожных покровах в местах контакта часто возникает поперечный полосчатый кровоподтек, ссадина или рана. Важное значение имеет поперечный оскольчатый перелом костей голени и бедра. В области перелома в типичных случаях выявляют крупный клиновидный отломок, основание которого показывает место, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом может быть и поперечным, безоскольчатым, с большим количеством веерообразных трещин, образующих углы, открытые в сторону удара. По бампер-повреждениям можно установить высоту расположения бампера автомобиля, а также направление его движения в момент удара.
При ударе автомобилем, падении тела на автомобиль, отбрасывании его на грунт возникают повреждения мягких тканей головы, а также переломы костей черепа. Чаще это прямые, закрытые, линейные и оскольчатые переломы, реже — вдавленные и террасовидные, что зависят от места приложения силы, направления ее действия, площади соприкосновения предмета с черепом. Часто наблюдаются сочетанные переломы костей свода и основания черепа. Линейные и оскольчатые переломы берут свое начало в месте удара и распространяются лучеобразно в разных направлениях в плоскости травмы, как бы графически намечая на черепе направления удара. Повреждения головного мозга, его оболочек, сосудов возникают в месте приложения силы и на отдаленных от места удара участках (в области противоудара).
Данный вид автотравмы часто ведет к возникновению прямых, линейных или оскольчатых переломов костей таза. Такие переломы нередко сопровождаются повреждением органов таза. При ударе сзади, помимо повреждений таза могут возникать переломы позвоночника в шейном и верхне — грудном отделе в результате резкого чрезмерного разгибания тела.
Повреждения от удара более крупным автотранспортом (грузовая автомашина, автобус или троллейбус) часто локализуются в области грудной клетки. При этом могут возникать повреждения от предметов с обширной или ограниченной (выступающие части) травмирующей поверхностью. Удар в грудь приводит к односторонним, обычно прямым, множественным переломам ребер, возникающим в месте непосредственного приложения силы.
Различные этапы наезда сопровождаются комплексом непрямых повреждений внутренних органов вследствие сотрясения тела, которые включают множественные кровоизлияния в связочном аппарате внутренних органов, надрывы и разрывы связок, капсулы органа, надрывы и частичные отрывы самих органов у мест прикрепления связок. Наиболее часто повреждаются печень, легкие, почки и селезенка. Органы брюшной полости повреждаются чаще, чем грудной.
При поступательном движении тела потерпевшего в момент удара транспортным средством на одежде и обуви в результате скольжения по покрытию дороги образуются следы истирания, истончения, разрывов. Их взаимоположение и особенности, следы на одежде позволяют судить о положении потерпевшего в момент удара (стоял, шел, бежал), характере дорожного покрытия на месте происшествия, а также о направлении травмирующего удара (параллельные царапины на подошвах — удар автомобилем спереди или сзади, дугообразные — удар сбоку и разворот потерпевшего).
С целью установления возможности или невозможности причинения того или иного повреждения определенной выступающей частью автомобиля данной модели производится сопоставление уровней выступающих частей автомашины, имеющихся на ней деформаций, вмятин и т. п. с уровнем повреждений на теле потерпевшего. Такое сопоставление должно производится при экспертизе не только трупов, но и живых лиц.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Переезд колесом
Переезд колесом (колесами) автотранспорта чаще комбинируется с наездом, но может встречаться и как самостоятельный вид автотравмы. Больше половины всех случаев переезда совершаются грузовыми автомобилями, что обусловлено тем, что диаметр колес и высота расположения днища этих машин намного больше, чем у легковых.
В качестве основного механизма возникновения повреждений при переезде является последовательное сдавление тела между движущимся колесом и дорогой (т. е. двустороннее воздействие травмирующей силы, когда имеют место две точки ее приложения).
При переезде головы возникает ее деформация, уплощение в боковом, реже в передне-заднем направлении. Двустороннее повреждающее воздействие приводит к образованию симметричных повреждений мягких тканей, кожных покровов, иногда с возникновением обширных рваных ран, надрывов и даже отрывов ушных раковин.
Во время переезда головы разрушение костей черепа происходит с образованием двух групп трещин: радиальных и концентрических, что ведет к развитию меридиональных и экваториальных переломов. В участках наибольшего растяжения возникают трещины, располагающиеся по меридианам. Одновременное укорочение диаметра черепа в направлении действующих сил вызывает сгибание костей по экватору, где образуются параллельно ему экваториальные трещины. Меридиональные трещины возникают от растяжения, круговые (экваториальные) — от сгибания. На коже головы при этом могут образовываться обширные рваные раны, надрывы и отрывы ушных раковин. Разрушенное мозговое вещество может выдавливаться через образовавшиеся раны и естественные отверстия.
При переезде колесом грудной клетки возникают множественные переломы ребер, обычно двусторонние, как правило, по нескольким анатомическим линиям. Эти переломы могут быть как прямыми, так и непрямыми, причем в большей степени они выражены на той стороне грудной клетки, где имел место первоначальный въезд колеса. Повреждения ребер зачастую сопровождаются переломами грудины, ключиц, лопаток, тел и остистых отростков позвонков. Характер этих повреждений дает основание установить вид автомобильной травмы, положение тела в момент переезда и направление переезда.
В некоторых случаях переезд через грудную клетку молодых людей приводит лишь к единичным переломам ребер, или переломы вообще не образуются.
При переезде грудной клетки возникают различные повреждения внутренних органов: от кровоизлияний в их ткань до надрывов, глубоких и обширных разрывов, отрывов органов и их перемещений (транслокаций) внутри и за пределами полостей.
Переломы тазового кольца возникают при переезде колесом области таза. Если повреждающая сила действует в передне-заднем направлении, происходит раскрытие таза, сопровождающееся симметричными двусторонними переломами лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлужных впадин (переломы таза по типу «открытой книги»). При переезде в боковом направлении происходит сжатие тазового кольца, что ведет к возникновению переломов лонных и крыльев подвздошных костей (переломы таза по типу «закрытой книги»).
Переезд колеса через конечности, как правило, сопровождается травматизацией мягких тканей (полосовидные ссадины, отслойка кожи, расслоение мышц, обширные кровоизлияния), причем переломы костей конечностей могут отсутствовать.
При переезде живота возникают разрывы кожи от перерастяжения, располагающиеся параллельно движению колеса, образуются массивные раны в паховых областях с выдавливанием внутренностей. Характерны разделение печени на две части от придавливания ее к позвоночнику, отрывы тонкой кишки от брыжейки на значительном протяжении.
Важное значение при переезде потерпевшего колесом (колесами) автомобиля имеют следы, возникающие от действия протектора колеса, повторяющие рисунок ходовой и боковой частей протектора. На одежде они представлены пыле-грязевыми наложениями (позитивные следы), в то время как на теле, помимо пыле-грязевых следов, они могут отмечаться в виде повреждений (ссадины, кровоподтеки). Обычно ссадины являются позитивным следом, отражающим рельеф выступающих частей протектора, в то время как кровоподтеки отражают негативный след от углублений протектора. В таких следах-наложениях и следах-повреждениях, возникающих от протектора колеса, кроме общих признаков могут отражаться частные особенности, совокупность которых иногда позволяет произвести отождествление шины конкретного автотранспорта.
4.2.3. Повреждения, возникающие у водителей и пассажиров в кабине автомобиля
Повреждения, возникающие у водителей и пассажиров в кабине автомобиля могут произойти при столкновении с другими транспортными средствами, при наезде на какое-либо неподвижное препятствие, при падении автомобиля с моста, насыпи и т. п., его перевороте, при резком торможении и внезапной остановке.
Характер возникающих повреждений при травматизации в кабине может быть различным. У водителя и пассажиров могут возникать ссадины, кровоподтеки, раны, располагающиеся, как правило, на голове, передней поверхности лица, шее, туловище, нижних конечностях; переломы свода и оснований черепа, грудной клетки, таза, конечностей; повреждения головного мозга, органов грудной и брюшной полостей.
Повреждения, характерные для водителя, включают полукруглые, дугообразные или овальные ссадины и кровоподтеки, кровоизлияния и разрывы прямых мышц живота, рваные раны в первых межпальцевых промежутках, вывихи и переломы костей левого локтевого сустава, переломы костей свода черепа, внутрисуставные переломы костей нижних конечностей, надколенников, грудины, ребер, кистей, закрытые повреждения органов грудной и брюшной полостей — от повреждения рулевым колесом, от удара частями встречного транспорта, столкновения с неподвижными предметами.
В некоторых случаях на подошвенной поверхности обуви потерпевшего выявляются отпечатки педалей тормоза или сцепления, что указывает на нахождение данного человека за рулем. У водителя и пассажира, сидящего на переднем сиденье, часто возникают множественные резаные повреждения лица, иногда кистей рук — от осколков ветрового стекла.
У пассажиров, находящихся на заднем сиденье могут отмечаться повреждения груди, реже головы, живота, конечностей.
В экспертной практике отмечена интересная закономерность: повреждения внутренних органов (легких, сердца, печени, почек) чаще наблюдаются у пассажиров, чем у водителей, что объясняют более легкой смещаемостью пассажиров по сравнению с водителем, а также тем, что они оказываются менее подготовленными к происшествию, чем водитель.
4.2.4. Травмы при выпадении из движущегося автомобиля
Как показывает экспертная практика, в подавляющем большинстве случаев выпадение происходит из кузова, реже — из кабины. В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой поворот, резкое торможение или ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях — в сторону, вперед по ходу движения автомобиля или через задний борт. Основным механизмом образования повреждений при этом является удар о покрытие дороги и сотрясение тела.
Довольно часто пострадавший получает травмы головы различной степени тяжести, что связано с тем, что во время падения его ноги задерживаются бортом кузова, а голова и туловище наклоняются вниз. При этом могут возникать оскольчатые переломы черепа, компрессионные переломы шейных позвонков, повреждения головного и спинного мозга. В случае падения на ягодицы у пострадавшего могут отмечаться переломы таза и компрессионные переломы костей основания черепа. Практически во всех случаях падений из автомашины наблюдаются повреждения внутренних органов от сотрясения.
4.2.5. Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами. Вопросы к СМЭ в случае автотранспортной травмы
Данный механизм возникновения повреждений отмечается довольно редко. Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами возникают за счет удара и последующего сдавления тела человека. Такой механизм травматизации предполагает, что наиболее часто повреждения локализуются в области грудной клетки и живота. Сдавление тела может возникать и без предшествующего удара. Воздействие в области грудной клетки ведет к переломам ребер, чаще множественным, двусторонним. Довольно часто травмируются внутренние органы, могут отмечаться разрывы и размозжения печени, почек, легких и т.п.
При расследовании дел, связанных с транспортной травмой судебно-медицинская экспертиза имеет возможность разрешить следующие основные вопросы.
Причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле потерпевшего, частями движущегося транспорта, каков характер и локализация этих повреждений?
Что имело место в данном случае: столкновение автомобиля с потерпевшим, переезд колесом (колесами), придавливание тела автомашиной к какой-либо преграде, падение из автомобиля, повреждения в кабине или комбинация нескольких видов травм?
Если имело место столкновение автомобиля с потерпевшим:
б) с какой стороны и в каком направлении по отношению к потерпевшему был нанесен удар выступающей частью автомобиля?
в) с какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения с потерпевшим?
г) в каком положении по отношению к движущемуся автомобилю находился потерпевший в момент удара и последующего падения?
е) какой частью движущегося автомобиля (бампером, капотом, фарой, подножкой) был причинен удар. Не могли ли повреждения быть причинены данной частью автомобиля (с указанием типа, марки последнего)?
Если имел место переезд колесом (колесами) автомобиля:
а) был ли он полным (полное перекатывание колеса через тело жертвы) или неполным (частичный въезд колеса на лежачее тело); не было ли колесо в момент переезда заторможено, в частности, при движении автомобиля «юзом»?
б) с какой стороны и в каком направлении по отношению к телу потерпевшего был совершен переезд?
в) в каком положении находился потерпевший в момент переезда колесом (колесами) автомобиля?
г) какими колесами (передними, задними, левыми, правыми) и в какой последовательности был совершен переезд через тело потерпевшего?
а) каковы были поза потерпевшего и взаимоположение его тела и движущегося автомобиля в момент придавливания к преграде?
б) в каком направлении двигался автомобиль по отношению к потерпевшему в момент придавливания к преграде?
Если имело место падение потерпевшего из движущегося автомобиля:
а) какие из обнаруженных повреждений могли возникнуть при ударе о грунт и скольжении по нему, а какие от общего сотрясения тела и при ударе им о части автомобиля?
б) каково было положение тела в момент падения на грунт?
в) могли ли полученные повреждения образоваться при падении на данное дорожное покрытие?
г) могли ли повреждения возникнуть при падении с указанной высоты (например, с высоты подножки, кабины, кузова, крыши автофургона)?
Если имела место травма пассажиров и водителя в кабине автомобиля при столкновении его с каким-либо препятствием:
а) какие повреждения образовались от удара о части кабины и сотрясения тела, а какие — от сдавления тела вследствие прижатия его сместившимися частями кабины (салона, кузова) ?
б) на каких местах в кабине автомобиля находился тот или иной потерпевший, в частности, кто из них был за рулем в момент автотранспортного происшествия?
В числе дополнительных вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы, могут быть следующие:
Не причинены ли данные повреждения в результате падения данного лица на дорогу без столкновения с данным автомобилем?
Получены ли повреждения от удара с последующим падением тела и переездом колесом или в момент получения травмы потерпевший уже лежал на пути следования автомобиля?
Не имеется ли на теле потерпевшего следов волочения, каков характер этих следов?
4.3. Железнодорожная травма (ЖДТ)
Группа рельсовой травмы неоднородна и включает железнодорожную и трамвайную травмы, которые находятся на втором месте по количеству погибших и пострадавших, после автомобильной травмы.
Разновидности рельсовой травмы сходны с видами автотравмы (см виды автомобильной травмы).
Железнодорожная травма обусловливает следующие механизмы образования повреждений:
— сдавление, размятие, размозжение тканей;
— разделяющий эффект – за счет ножницеобразного действия гребня (реборды) колес с одной стороны и рельса — с другой;
— трение о полотно железнодорожного пути.
При переезде железнодорожного колеса через тело или его части вщзникают довольно типичные повреждения.
В области перекатывания колеса через тело или его части возникает полоса давления, представляющая собой участок резкого уплотнения («пергаментной плотности») и осаднения кожи шириной до 15 см с четкими границами, розово-фиолетового, а позднее — буро-коричневого цвета.
На начальном этапе соприкосновения колеса с телом, гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. Вследствие этого возникает Т-образная ссадина в начале полосы давления, возникающая от первичного «щипка» колесом.
При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одномоментным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся уплощенной поверхностью колеса (т.н. «бандаж»). В результате сдавления части тела между плоской частью колеса («бандаж») и поверхностью головки рельса происходит размятие мягких тканей, разрушение костей и внутренних органов, а кожа в данной области сдавливается, преобразуясь в полосу давления.
В зоне разделения, там, где прошла реборда колеса, по краям часто фиксируют угловидные лоскуты кожи, вершины которых обращены в сторону направления движения колеса.
Мощное сдавливающее действие железнодорожного колеса в ряде случаев обусловливает возникновение спиралевидных и продольных лампасовидных разрывов кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади.
На одежде пострадавшего часто выявляются участки обтирания, загрязнения в виде наложений смазочных веществ (компоненты балластного слоя железнодорожных путей).
Вследствие перекатывания колеса через тело может произойти полное разделение тела или его частей, либо неполное разделение, когда кожа остается целой.
Следует учитывать, что при переезде, сопровождающемся волочением тела по железнодорожному полотну, от ударов о шпалы и рельсы, трения о балластный слой, на коже возникают обширные зоны осаднения, рваные и скальпированные раны, в глубине которых могут располагаться обрывки одежды, элементы балластного слоя, смазочные материалы.
Другим часто встречающимся видом железнодорожной травмы является удар выступающей частью железнодорожного состава. При ударах выступающими частями движущегося состава особое внимание следует уделять следам и повреждениям, отображающим их контуры и структуру (бордюрный пояс, буферный стержень, части сбрасывателя и т. п.). На коже возникают ссадины, кровоизлияния, ушибленные раны, на костях черепа — дырчатые и вдавленные переломы, которые могут повторять контур соответствующих деталей состава. Характерно загрязнение одежды и повреждений смазочными веществами (мазутом).
Установлено, что падение тела и удар о железнодорожное полотно, с последующим скольжением по нему, чаще ведет к образованию повреждений на стороне, противоположной месту первичного удара. При этом одежда и тело сильно загрязняются элементами балластного слоя пути. Возникают множественные, беспорядочные разрывы одежды, обширные полосовидные ссадины и рваные раны, с внедрившимися в них частицами угля, гравия, мазута.
При ударах о рельсы и шпалы могут образоваться переломы костей черепа, ребер, таза, плечевого пояса, а также повреждения внутренних органов.
Повреждения при выпадении из движущегося поезда наблюдаются реже. Данный вид железнодорожной травмы может встречаться при езде на крышах вагонов, переходных площадках, при спрыгивании с поезда на ходу. В таких случаях возникают повреждения, характерные для падения с высоты. Следует учитывать, что травмы могут возникать еще до падения на грунт, от ударов о путевые сооружения (рамы мостов, тоннелей и т. п.), а также от действия электрического тока.
Другим редким видом железнодорожной травмы является травма от сдавления тела между частями движущегося состава и другими предметами. Наиболее часто повреждения локализуются в области грудной клетки и живота, головы. Наряду с повреждениями мягких тканей возникают множественные переломы ребер, грудины, позвоночника, а также разрывы, полные или частичные отрывы и перемещения органов в смежные полости, под кожу или наружу. Повреждения на коже в некоторых случаях могут отображать форму и размеры сдавливающих частей состава (тарелка буфера, части сцепного механизма).
Травма пассажиров внутри вагона – вид железнодорожной травмы, встречающийся при железнодорожных катастрофах. Повреждения могут возникать при этом вследствие ударов о спинки сидений, края полок, выступающие части, при сдавлении тела между деформировавшимися и сместившимися частями вагона. При этом часто возникают резаные раны от осколков разбитых стекол, а в случае пожара — термические ожоги различной степени и признаки отравления продуктами горения.
В ряде случаев при назначении СМЭ в случаях могут возникать вопросы, связанные с идентификацией личности, поскольку тело может быть разделено на множество сильно поврежденных частей. Эти вопросы приобретают важное значение при крупномасштабных железнодорожных катастрофах, когда важно установить число погибших и принадлежность частей тела конкретному человеку.
В связи с тем, что данный вид транспорта иногда используется для самоубийства или симуляции самоубийства, а также в целях убийства, особое внимание следует уделять вопросам установления повреждений, не связанных с действием железнодорожного транспорта транспорта, характерных для борьбы и самообороны, а также решению вопроса о прижизненности выявленных повреждений.
В случаях ЖДТ на рассмотрение эксперта целесообразно поставить следующие вопросы.
Все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным транспортом?
Имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие? Не являются ли они признаками борьбы и самообороны?
Какими частями железнодорожного транспорта могли быть нанесены повреждения?
Каков механизм полученных потерпевшим повреждений (удар движущимся составом, переезд колесами, выпадение из состава)?
Каково было положение потерпевшего по отношению к железнодорожному полотну и движущемуся составу?
Имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для причинения их собственной рукой?
Судебно-медицинская экспертиза после дорожно-транспортного происшествия (ДТП) назначается для установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавшего в аварии.
Зачем нужна судмедэкспертиза
СМЭ необходима при определении наказания для виновника ДТП и меры компенсации для пострадавшего.
Регламентирующие документы и основания проведения СМЭ
Общие положения и условия проведения процедуры четко прописаны в федеральном законе от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (с изм. на 8.03.2015).Детальный порядок проведения исследований СМЭ регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2010 №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ».
Кто назначает СМЭ
СМЭ может быть инициирована родственниками погибшего с целью обоснования требований по возмещению материального и морального ущерба.
Если участник ДТП обратится в бюро судмедэкспертизы самостоятельно, без постановления компетентных органов, то для него эта процедура будет платной.
НА ЗАМЕТКУ! Учреждения, проводящие судмедэкспертизу должны быть по этому виду деятельности лицензированы. В государственных Бюро СМЭ исследования проводятся бесплатно, но могут занять несколько месяцев. В негосударственных центрах заключения эксперта будет подготовлено значительно быстрее, но обойдется довольно дорого.
Тонкости назначения судебной экспертизы раскрываются в видеоролике.
Нюансы судмедэкспертизы
В описательной части постановлений о производстве СМЭ подробно излагаются все обстоятельства ДТП, чтобы не присутствовавший на месте аварии эксперт мог сориентироваться при проведении судмедэкспертизы выздоравливающего пациента.
- Для оценки тяжести физических повреждений требуется история болезни пациента со всеми результатами проведённых анализов и исследований (ультразвуковых, рентгеновских и др.).
- Сроки проведения судмедэкспертизы не ограничены.
- Проводится по завершении или в процессе лечения пострадавшего.
- Может быть как добровольной, так и принудительной процедурой.
Объектом исследования судмедэкспертизы могут быть:
- живые лица (определяется характер, механизм, давность повреждений, а также тяжести нанесенного здоровью вреда, наличие в крови алкоголя, наркотиков и др.);
- мертвые тела и/или их части (устанавливаются причина и время смерти; повреждения и их происхождение и время нанесения; совместимость с жизнью, наличие в крови алкоголя, наркотиков и др.);
- вещественные доказательства (предметы, документы, предметы, животные, образцы).
Если заключения готовит не один, а несколько специалистов в одной области медицины, то это — комиссионная судмедэкспертиза.
Если помимо собственно медиков привлечены несколько экспертов из разных областей знаний (эксперты-химики, криминалисты, автотехники и т.д.) — комплексная СМЭ.
При необходимости могут назначаться:
- дополнительные судмедэкспертизы (даются ответы на появившиеся уточняющие вопросы);
- повторные судмедэкспертизы (если выводы эксперта кажутся сомнительными).
Порядок проведения судмедэкспертизы
До назначения судмедэкспертизы пострадавший проходит судебно-медицинское освидетельствование с фиксацией всех имеющихся повреждений (переломов, гематом и т.д., с указанием характера и давности нанесения), определением наличия в организме наркотиков, алкоголя и т.д.
Этот акт либо используется в суде как доказательство виновности/невиновности обвиняемого, либо на его основании судья назначает судебно-медицинскую экспертизу.
СМЭ должна более точно ответить на конкретные вопросы:
- количество, степень тяжести, локализация характерных травм у потерпевшего;
- обстоятельства и орудие нанесения полученных повреждений, соответствие картине произошедшей аварии;
- тяжесть причинённого здоровью вреда;
- какая травма была несовместима с жизнью;
- наличие в организме наркотических и психотропных веществ, алкоголя;
- другие вопросы, интересующие следствие.
Итоги судмедэкспертизы оформляются в виде письменного заключения с выводом о степени тяжести причинённого вреда.
Видеоролик рассказывает о том, как проводится СМЭ и как оформляются ее результаты.
Судмедэкспертиза после ДТП назначается не только для определения тяжести полученных травм, но и для выявления других существенных обстоятельств дорожного происшествия. Например, наличия в организме участников аварии алкоголя или отравляющих веществ.
Заключение судмедэкспертизы используется для доказательства или, наоборот, для опровержения виновности конкретного участника ДТП в произошедшей аварии, а также в определении размеров компенсации пострадавшим и меры ответственности виновнику.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- Правила дорожного движения 2010. — М.: Питер, 2010. — 104 c.
- Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития / Коллектив авторов. — М.: Юридический центр, 2006. — 375 c.
Приветствую вас! на нашем ресурсе. Я Антон Егоров. В настоящее время я уже более 9 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.