Что делать виновнику ДТП?

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Что делать виновнику ДТП?". Мы постарались полностью разобрать тему в понятном для непрофессионалов виде. Если у вас возникли вопросы, вы всегда их можете задать консультанту на сайте.

Этот вид страхования позволяется возместить ущерб после большинства аварий. Несмотря на это далеко не всем водителям в деталях известно, как действует ОСАГО при ДТП. Наш обзор устранит пробелы в знаниях и позволит лучше сориентироваться на месте в тех ситуациях, которые принято считать критическими.

По факту эта страховка является обязательной для всех водителей (за исключением собственников транспортных средств, передвигающихся со скоростью до 20 км/ч) – по этому полису страхуется автогражданская ответственность. Если гражданин не страхует свой автомобиль, значит, в случае, если он будет виновником аварии, выплаты ему не предусмотрены. Таким образом, ОСАГО предназначено для выплат денежной компенсации пострадавшей невиновной стороне, для возмещения ущерба, нанесенного здоровью, жизни или имуществу. Расходы, возникшие в результате ДТП, оплачивает страховая компания виновника аварии, сам водитель не производит выплат. На текущий момент установлены максимальные суммы, предусмотренные по этому полису:

  • 400 тыс. рублей по возмещению имущественного ущерба;
  • 500 тыс. рублей по возмещению ущерба причиненному участнику ДТП (сумма указана из расчета на одного человека).

По ОСАГО не производится компенсация морального вреда или упущенной выгоды.

Внимание! Если страховка не покрывает всей стоимости ущерба, пострадавший может обратиться в суд с иском к виновнику происшествия. Оставшуюся сумму нарушитель будет выплачивать из собственных средств.

Существуют ситуации, когда страховая компания может отказать в выплате:

  1. Водителем был человек, не вписанный в страховку. Исключением является страховка, оформленная на неограниченный круг лиц.
  2. Авария произошла на специализированной площадке в момент проведения экспериментальной или учебной деятельности.
  3. Авария произошла на территории предприятия при выполнении погрузо-разгрузочных работ или при исполнении работником иной трудовой деятельности.

Если водитель не имел права управлять автомобилем, причинил вред умышленно, находился в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении или скрылся с места происшествия, страховка все равно выплачивается, но страховщик может обратиться в суд и взыскать свои расходы с виновника.

Что делать виновнику в случае ДТП

При возникновении ДТП виновнику важно не паниковать и не уезжать с места происшествия, чтобы попытаться избежать ответственности – это сделать все равно не выйдет. Сейчас с развитием технологий найти водителя по номеру машины не составит труда. Поэтому крайне важно знать, как действовать после ДТП по ОСАГО, если сам виноват в создании аварийной ситуации. Правильное поведение в таких случаях помогает свести к минимуму возможные негативные последствия. В целом же алгоритм действий виновника после аварии автомобиля по ОСАГО предельно прост:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  1. Вызвать сотрудников ГИБДД. При незначительной аварии и отсутствии разногласий между участниками, можно договориться без привлечения третьих лиц и оформить Европротокол. Если пострадал не только автомобиль, но и другой человек, в первую очередь нужно вызвать скорую помощь.
  2. Нельзя переставлять автомобиль в другое место или перемещать его части. На дорогах должны быть выставлены аварийные знаки. Однако в случае отсутствия пострадавших и критических повреждений у автомобилей, транспорт после фиксации всех деталей на схеме ДТП нужно убрать с проезжей части.
  3. Необходимо сделать видео- или фотосъемку места происшествия – она производится в присутствии пострадавшего. На видеозаписи или фотографиях должно быть видно положение автомобилей после столкновения, их повреждения и другие детали, характеризующие аварию. Внимательно осматривается автомобиль пострадавшего, все повреждения обязательно фотографируются, чтобы избежать дальнейших разногласий по возмещению ущерба.
  4. Нужно записать личные и контактные данные всех участников ДТП и свидетелей.
  5. Следует обменяться данными о страховке с потерпевшим. Передаются контакты страховых компаний, если есть полис КАСКО, записывается и его номер.
  6. Необходимо оформить извещение о ДТП, его должны подписать все участники происшествия.
  7. Требуется узнать, когда будет выноситься решения по ДТП, если это делает полицейский на месте, внимательно ознакомиться с ним. Когда виновник не согласен с некоторыми фактами при оформлении аварии, он делает об этом запись в протоколе, после чего может оспорить заключение по ДТП в течение 10 дней.
  8. В конце процедуры получить и проверить правильность оформления документов по ДТП: справку об аварии, протокол и постановление по административному правонарушению.
  9. Поставить в известность своего страховщика.

По ст.11, 11.1 закона об ОСАГО при оформлении Европротокола обеим сторонам нужно направить свой экземпляр документа в страховую компанию. Срок – 5 дней. Затем от страховщиков должно прийти требование о направлении транспортных средств на осмотр (на это дается 5 дней с момента получения письма).

Европротокол может быть оформлен только при незначительном ДТП, если соблюдаются следующие условия:

  • жертвы и пострадавшие отсутствуют;
  • сумма имущественного ущерба не превышает 100 тыс. рублей;
  • в аварии только два участника;
  • не причинен иной имущественный ущерб, помимо повреждения транспортного средства;
  • стороны не имеют разногласий по факту инцидента.

Документ заполняется простой ручкой с двух сторон, обстоятельства аварии должны быть изложены в краткой и четкой форме.

Как действовать, если попал в ДТП и не виноват

В первую очередь необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола. Нельзя передвигать автомобиль до приезда сотрудников дорожной полиции. Место происшествия и повреждения нужно снять на камеру или сфотографировать. Также потребуется получить у виновника аварии контакты его страховой компании. Кроме того, потерпевший вправе требовать от сотрудника дорожной полиции направления виновника аварии на медицинское освидетельствование для выявления возможного алкогольного или иного опьянения.

По ст. 11 правильные действия потерпевшего после ДТП по ОСАГО должны представлять собой следующую последовательность:

  1. Необходимо позвонить страховщику нарушителя и рассказать о происшествии, при необходимости ответить на вопросы.
  2. Написать заявление на возмещение ущерба и передать его страховой компании. Обычно представитель страховщика производит осмотр транспортного средства, и эту процедуру нужно обязательно проводить в присутствии виновного лица. Если повреждения серьезные, потребуется пригласить эксперта.
  3. Составить копии документов по аварии, предоставляемых страховщику (рекомендуется делать это по описи). Принципиально важно, чтобы на документе была проставлена дата принятия, так как от нее зависит день выплат.
  4. Дождаться выплаты. Страховая компания должна перевести деньги в течение 20 дней после получения документов, иначе за каждый день просрочки насчитывается неустойка.
  5. Произвести ремонт транспортного средства.

Страховая выплата может не окупить ремонт, и это нормально, так как при возмещении производится приблизительный расчет. Если общая стоимость ремонта не укладывается в установленный лимит, нужно просто сохранить чеки на недостающую сумму и предоставить их страховщику нарушителя.

Внимание! При обнаружении в процессе ремонта скрытых дефектов, необходимо провести дополнительную экспертизу в присутствии представителя страховой компании.

Документы, необходимые для получения выплаты:

  • Европротокол или справка о ДТП;
  • извещение об аварии;
  • протокол об административном нарушении;
  • права;
  • документы, подтверждающие право собственности на машину;
  • доверенность на автомобиль (при необходимости);
  • полис ОСАГО;
  • реквизиты счета для перечисления денег.

Если в процессе всех мероприятий была проведена экспертиза, предоставляются документы и по ней: заключение и квитанции об оплате услуг. При эвакуации машины, дополнительно выдаются документы, подтверждающие этот факт.

Внимание! Если пострадавшего не устраивает работа страховщика, то ему нужно написать жалобу. К ней прикладывается документальная аргументация. Срок рассмотрения жалобы – 5 дней. Если ситуация не поменяется, водитель может обратиться в суд. Без составления жалобы этого сделать нельзя.

Обязан ли виновник извещать свою страховую

Правильные действия водителей, попавших в эту категорию, крайне важны. Поскольку не все спровоцировавшие ДТП ясно представляют, что делать со страховой виновнику аварии, некоторые из них могут не сообщить о происшествии. Поставить в известность свою страховую компанию – обязанность виновника ДТП. Это требование установлено статьей 11 об ОСАГО. В противном случае страховщик может либо отказать в выплате, либо взыскать через суд сумму своих затрат с виновника.

При разговоре с представителем страховщика, водитель должен проинформировать его, что это он является виновником аварии и сообщить следующие данные:

  • количество участников ДТП;
  • место и время;
  • данные по транспортным средствам (номера, марки, даты выпуска);
  • информацию о наличии жертв и пострадавших, а также их состояние.

Справка! Страховая компания может отправить на место происшествия своего специалиста, который будет участвовать в оформлении ДТП.

Что делать, если виновник аварии не признает свою вину

Порой при ДТП возникает спорная ситуация, в которой сложно установить нарушителя, либо он отказывается признавать свою вину. Многие не знают, что делать в этом случае и доводят ситуацию до неприемлемой. При этом правильный порядок действий, если виновник не признает свою вину, представляет собой следующий алгоритм:

  • оставить машину в исходном состоянии, при этом нужно включить аварийную сигнализацию и поставить на дорогу специальные знаки;
  • вызвать сотрудника ГИБДД для фиксации происшествия;
  • обратиться в страховую компанию;
  • обратиться в ГИБДД, чтобы документально зафиксировать все факты, влияющие на принятие в суде решения по виновному лицу – свидетели происшествия также должны прийти и представить свои показания.

В ситуации, когда нарушитель не признает свою вину, лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста. Иногда сотрудники ГИБДД предлагают подождать два месяца и договориться с виновником, ведь по истечении этого срока протокол об административном нарушении уже нельзя составить. Но это чревато проблемами с получением компенсации от страховщика, ведь все компании требуют незамедлительного предоставления документов по аварии.

Важно! Законодательного основания отказать в выплате при позднем предоставлении документов у страховой компании нет, так как четких сроков не предусмотрено, а срок исковой давности по гражданским делам составляет 3 года.

Иногда случается, что виновник, ранее признавший свою вину, впоследствии отказывается от своих слов и обращается в суд. В этом случае потерпевшему придется доказывать свою правоту через этот орган государственной власти. Такая процедура может затянуться на несколько месяцев.

Читайте так же:  Диагностическая карта при дорожно транспортном происшествии

Отказ нарушителя признать свою ответственность является частой практикой, ведь по ОСАГО выплаты положены только пострадавшему. Поэтому важно самостоятельно производить видео- и фотосъемку места происшествия, давать четкие показания при составлении протокола и оставлять у себя копии документов о ДТП. Все это поможет доказать свою правоту в суде.

Действует ли ОСАГО, если происшествие произошло на парковке или во дворе

Повредить автомобиль можно не только в аварии. Причем не все водители в состоянии быстро сообразить, что делать, если притерли или поцарапали машину во дворе или на стоянке. Если повреждение автомобиля наступило в результате столкновения с другим транспортным средством, это является страховым случаем по полису ОСАГО, за который положена компенсация. Когда же ущерб был причинен пешеходом, сторонним предметом (например, сосулькой или веткой дерева) или самим владельцем, страховка не положена.

При ДТП по полису ОСАГО выплату получит только пострадавший. Для этого ему нужно зафиксировать факт аварии с помощью сотрудника ГИБДД или путем оформления Европротокола. Документы по ДТП предоставляются в страховую компанию виновника, а выплата производится в течение 20-дневного срока. Законом установлены максимальные лимиты для сумм компенсации. Если нарушитель отказывается признавать свою вину, другой стороне нужно обратиться в ГИБДД или суд.

Основные действия при ДТП

Основной особенностью ДТП является его внезапность. Поэтому алгоритм действий в этой ситуаций должен быть продуман заранее. Тогда, в первые минуты после аварии, водитель наделает меньше ошибок, соответственно, в случае если его вина будет доказана, последствия будут не столь плачевыми.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Большинство водителей ТС, допускают распространённую ошибку – начинают выяснять, кто виноват и кому сколько причитается. В результате: затаптываются колёсные следы ТС; бескровные травмы пассажиров, как сотрясение мозга или сильный испуг как-то упускаются из вида, а это тоже вред здоровью; свидетели происшествия, как правило, разбегаются за несколько минут, а кто будет давать показания сотрудникам ГИБДД?

Чтобы минимизировать негативные последствия ДТП желательно придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Остановить ТС.
  2. Оценить степень нанесения вреда пассажирам своего авто.
  3. Узнать в каком состоянии сбитый пешеход или экипаж другого ТС.
  4. Постараться придержать до появления сотрудников ГИБДД, хотя бы одного свидетеля. На практике, это действие самое сложное.
  5. Вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД и агента страховой компании для подтверждения наличия страхового случая и определения степени ущерба при ДТП.

Ни в коем случае не следует убегать или уезжать с места происшествия! При самых неблагоприятных последствиях – смерти, максимальная мера наказания – 5 лет лишения свободы в колонии-поселении, так как дорожно-транспортного происшествия относится к деяниям, совершённым по неосторожности.

Самовольное оставление места происшествия переводит данное деяние в плоскость умышленного. В этом случае, при летальном исходе, можно получить до 10 лет отбывания наказания в колонии строгого режима, а причинения средней тяжести телесных повреждений может окончиться тремя годами в колонии общего режима.

1. Обозначение места аварии

Далеко не всегда сотрудники ГИБДД могут прибыть на место аварии через несколько минут. Если ДТП произошло вдали от населённого пункта или при сложных погодных условиях обледенение дороги, ураган, сильный снегопад и т. п. ГИБДД и или ДПС могут прибыть на место через полчаса и позднее.

Чтобы сохранить следы происшествия, необходимо:

  1. Не трогать с места ТС.
  2. Не затаптывать следы от покрышек.
  3. Выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 м в населённом пункте или 30 м вдали от оного.
  4. Если идёт дождь или снег, постараться защитить следы от смывания, укрыв их полиэтиленовой клеёнкой, в радиусе, хотя бы несколько метров от ТС.

Возникает закономерный вопрос: «если я виновник ДТП – зачем мне эти хлопоты?» — хотя бы, для того чтобы уменьшить удар по своему бюджету, путём выплаты страховки по ОСАГО.

Далее нужно проследить за тем, чтобы сотрудники ГИБДД выполнили следующие действия.

  1. Трассеологическая экспертиза – фиксация всех следов происшествия.
  2. Экспертиза на наличия в крови алкоголя и или других наркотических препаратов.
  3. Отображения в протоколе всех нюансов происшествия.
В противном случае, добиться выплаты ОСАГО будет крайне затруднительно. Далее, в зависимости от последствий, вызванных столкновением события могут развиваться по следующим сценариям.

Если обошлось без смертей или без средней тяжести или тяжких телесных повреждений и участникам происшествия удалось определиться с размером компенсации и какая сторона будет заявлять о выплате страховки – инцидент исчерпан.

Ежели участники ДТП не в состоянии достигнуть соглашения по вышеуказанным аспектам или ДТП повлекло смерть хотя бы одного участника или причинения средней тяжести, или тяжких телесных повреждений составляется протокол о предварительной оценке причинённого ущерба, в котором фиксируются все обстоятельства происшествия.

2. Очевидцы ДТП

Почему очевидцы разбегаются с места дорожно-транспортного происшествия? Законодательство РФ ставит свидетелей ДТП в довольно-таки щекотливое положение. С одной стороны уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а с другой – ненадлежащее обеспечение безопасности свидетеля.

Участники аварии, чиновник на внедорожнике и дачник на 412-ом «Москвиче». Первый – виновник аварии. Сказать правду – преследование со стороны чиновника, соврать – возможное 2-летнее заключение. Как быть? Правда, законодатель дал право не свидетельствовать против супруга и близких родственников.

Свидетель-инвалид может давать показание только в рамках воспринимаемой им информации – незрячий может описывать звуковую картину происшествия, а, имеющий проблемы со слухом – визуальную.

3. Вызов скорой помощи пострадавшим

Если авария произошла в городе или райцентре, то с вызовом скорой проблем не возникает. А если ДТП произошло вдали от населённого пункта? В этом случае, у виновника аварии появляется чудесная возможность уменьшить степень своей вины, если его автомобиль на ходу и виновник успеет вовремя доставить пострадавшего в ближайшую больницу.

Если кто-то из водителей ТС имеет медицинское образование, и он не успевает оказать первую помощь из-за отсутствия необходимых перевязочных материалов – ему могут инкриминировать несвоевременное оказание медицинской помощи, соответственно, срок отбывания наказания может быть либо увеличен, либо заменён с колонии-поселения на колонию общего режима.

Если смерть наступила мгновенно – скорую помощь вызывать не нужно, медэкспертиза всё равно будет проводиться в рамках уголовного процесса.

Если авария произошла вдали от населённого пункта, ни один из участников ДТП никогда не оказывал первую помощь, а пострадавший имеет множественные переломы, не может самостоятельно подняться без наличия визуальных повреждений или не находится без сознания, ни в коем случае нельзя переворачивать пострадавшего. Это может только усугубить его состояние. Нужно попытаться остановить кровотечение и дождаться приезда скорой помощи.

4. Вызов сотрудников ДПС

Внимание! Любое ДТП это, как минимум, административное правонарушение. Следовательно, вызов сотрудников ДПС обойдётся от 500 рублей. Однако даже если ни у кого нет телесных повреждений, но ТС нуждается в ремонте, то вызов сотрудников ДПС необходим, хотя бы, для официального подтверждения страхового случая, иначе, ремонтироваться придётся за свои кровные.

Сотрудники ДПС (ГИБДД):

  1. Составляют протокол о происшествии.
  2. Составляют схему происшествия.
  3. В случае телесных повреждений или смерти, передают материалы о ДТП в следственные органы.
  4. Готовят материалы о ДТП для возбуждения уголовного дела.
  5. Выдают справку о ДТП для страховой компании.

Способы возмещения убытков

Основные способы возмещения убытков при дорожно-транспортном происшествии, условно, можно разделить на страховые и не страховые. Страховые – обязательная страховка «ОСАГО» и добровольная – «каско». Не страховые – по решению суда на удовлетворения самостоятельного иска или иска в рамках уголовного производства.

1. ОСАГО

ОСАГО – обязательная страховка, которая выплачивается третьим лицам, в случае, если застрахованное лицо является виновником ДТП.

Стоимость страхового полиса зависит от:

  1. Регина проживания. Москва самый дорогой.
  2. Владельца. Юридическое лицо дороже, чем физическое.
  3. Возраста. Самый дешёвый – 25-30 лет.
  4. Класса авто. Легковой дешевле, чем грузовой.
  5. Мощности двигателя – чем меньше, тем дешевле.
  6. Статус, получение на данное ТС – в первый раз дороже, чем в последующие. Существует 13 классов осаго. Последующий класс снижает коэффициент, на который умножается общая стоимость полиса. Для первого класса – 2,45; для 13 – 0,5.
  7. Пробег – чем больше, тем дороже.

Максимальная выплата для застрахованных до 01.10.2014 составляет 120000 руб на одного потерпевшего; 160000 руб. на нескольких потерпевших. Для застрахованных с 01.10.2014 – 400000 руб. Стоимость полиса – от 3432 до 4118 руб.

Если страховая компания, в которой оформлялся полис ОСАГО, признаётся банкротом, то выплаты производятся РСА – Российской страховой ассоциацией.

  1. В случае обоюдной вины страховые выплаты по ОСАГО распределяются по 50% на каждого виновника, то есть, по 200000 руб.
  2. Если ущерб от ДТП не превышает 50000 руб, Страховку можно получить без привлечения дорожной полиции.

2. Каско

Каско – это добровольный вид страховки своего ТС. В отличие от ОСАГО, в каждой страховой компании стоимость полиса разная. Существенные критерии: регион, количество водителей, стаж водителя, модель ТС.

Стоимость полиса колеблется от 3,5% до 33% от стоимости автомобиля. Платёж одноразовый. В случае банкротства, выплаты взыскиваются только в судебном порядке.

Порядок возмещения убытков:

  1. Если обошлось без жертв и сумма ущерба не превышает 50000 – страховые выплаты ОСАГО проводятся без участия ДПС. В таком случае, достаточно осмотра места происшествия страховым агентом или подачи нотариально заверенной схемы ДТП.
  2. Во всех остальных случаях, страховая выплата по ОСАГО – невозможна без оформления в ДПС.
  3. Если сумма ущерба превышает установленные лимиты ОСАГО – 400000 рублей на ремонт ТС лечение и реабилитацию и 500000 рублей в случае смерти, то пострадавший может обратиться в суд с исковым заявлением.
  4. Пострадавший, также может обратиться с исковым заявлением о возмещении морального ущерба.
Читайте так же:  Штраф или задержание за забытые водительские права?

Действия при ДТП с мопедом

На транспортные средства, объёмом двигателя до 50 м3 права не требуются. К ним относятся скутеры и мопеды.

При ДТП с мопедом следует учитывать такие особенности.

  1. Хотя законодатель устанавливает минимальный возраст на право вождения мопеда, скутера 16 лет, часто случаются случаи когда «за рулём» лицо, не достигшее данного возраста, соответственно – недееспособное. В этом случае убытки взыскиваются только с родителей и только в рамках искового производства.
  2. Мало кто оформляет ОСАГО на мопед, скутер, соответственно, получить компенсацию, можно только путём подачи искового заявления в гражданский суд.
  3. Из-за несоразмерности транспортных средств, во время таких аварий, водитель мопеда, скутера, как правило, получает средние и тяжкие телесные повреждения, не исключая и летальный исход.

А вот, если виновник столкновения автомобиль, его ответственность ничем не отличается.

Ущерб, причинённый данным ТС, как правило, незначительный. Подумайте, стоит ли из-за разбитой фары затевать длительную судебную тяжбу?

Документы, необходимые для оформления страховки

  1. Подписана всеми участниками схема ДТП.
  2. Справка о ДТП.
  3. Извещение о ДТП.
  4. В случае вреда здоровью – выписка из эпикриза.
  5. В случае необходимости – свидетельство о смерти.

Действия после оформления ДТП

После оформления ДТП, желательно в течение 24 часа отнести, указанный в страховом полисе ОСАГО или КАСКО, пакет документов. Страховая выплата производится в течение 14-21 день со следующего дня после регистрации пакета документов.

Если ДТП повлекло смерть или тяжкие телесные повреждения – не будьте пассивны! Если вы возьмёте часть или все расходы на лечение или организацию похорон, то это зачтётся в суде. Да и человеческий аспект, также немаловажен!

Сравнение цен в Росгосстрахе с другими популярными компаниями (Мосгаз, АльфаСтрахование, ВТБ Страхование)

Согласно закону «об ОСАГО» Стоимость страхового полиса «ОСАГО» одинакова во всех страховых компаниях. На практике, Страховые компании имеют возможность действовать в рамках коридора базовой ставки – 3432-4118 руб.

Что касается КАСКО, то каждая компания старается не разглашать данные о страховых полисах, во избежание оттока клиентов. Следовательно, чтобы сравнить цены на КАСКО или узнать точную стоимость ОСАГО вам необходимо ввести реальные данные про ваш автомобиль, ФИО, адрес электронной почты, часто, паспортные данные в онлайн-калькулятор каждой из страховых компаний и получить расчёт на почту.

Есть ещё другой вариант – прийти в офис компании, но, в этом случае вы потратите время не только на дорогу, но и на вежливое выслушивание потока всевозможных спецпредложений от менеджеров.

Также можно воспользоваться любым онлайн-калькулятором, не требующим персональных данных. В этом случае вы сможете узнать приблизительную стоимость КАСКО и точну стоимость ОСАГО перед покупкой автомобиля.

На автофорумах, порталах ответов и в комментариях автосайтов водители часто задают такой вопрос: «Попал в ДТП без страховки ОСАГО виновный я, что делать?».

В сети существует немало публикаций на этот счет, но большинство из них подают информацию неполно, а иногда и неверно. Это может подтолкнуть читателя к избранию ошибочной стратегии в решении вопроса и привести к ощутимым потерям денег, времени и нервов. Вы намного уменьшите подобный риск, если прочитаете данную публикацию.

ДТП без страховки ОСАГО виновный

Основная масса случаев, когда у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО приходится на водителей, имеющих небольшие доходы и вынужденных искать пути экономии. Действительно, в последнее время средняя стоимость автогражданки поднялась до 6-8 тыс. руб. и для некоторых это существенная сумма.
Бывает, что от ОСАГО отказываются по «идейным» соображениям – в основном это безответственные граждане, или мажоры, катающиеся на мощных внедорожниках, но не желающие платить по ним 20-25 тыс. за «какую-то» страховку.

Итак, чаще всего за руль без полиса садятся:

  1. Водители с низкими доходами;
  2. Водители с низкой социальной ответственностью.

Может ли дисциплинированный водитель оказаться виновником ДТП, не имея страховки?

Некоторые автомобилисты, прочитав вышеприведенное, махнут рукой, подумав: «меня это не касается, я честный человек и всегда покупаю полис».

Но есть еще три категории автомобилистов, которым нужно читать статью дальше, несмотря на честность и дисциплину:

  1. Сезонные водители;
  2. Сменные владельцы;
  3. Водители-профи.

Сезонные водители

В последние годы, из-за возросших цен, стали популярны сезонные полисы (на 3 и 6 мес.). Их покупают дачники, студенты, женщины-пенсионеры, некоторые категории отдыхающих и т. п.

Конечно, обеспечение страховкой какого-либо времени года не исключает периодического использования машины вне страхового периода. Ведь разные бывают случаи – не платить же тысячи рублей за пару поездок. И по закону подлости именно в такие моменты случается ДТП.

Сменные владельцы

Еще более обширная категория – это сменные владельцы. Мало кто не ездил на машине с обозначением в страховке, как водитель допущенный к управлению (вписанный). Но зачастую на такое вписание нет времени, т. к. ехать нужно срочно. А спешка чаще всего и приводит к ДТП.

Важно: владельцем транспортного средства (далее ТС) является не его собственник, а тот, кто на законных основаниях находится за рулем. При ДТП время нахождения за рулем не имеет значения – это может быть и пара минут на пробу управления.

Водители-профи

Есть еще и третья, менее обширная категория – это профи вождения, или считающие себя таковыми. Некоторые водители, имея солидный безаварийный стаж, приходят к логическому заключению, что зря «выкидывают деньги на ветер» и приобретают всяческие подделки.

Но в ДТП огромную роль имеет множество случайных факторов, предусмотреть которые на все 100% не сможет никто. Поэтому риск аварии распространяется на всех без исключения, в том числе и в качестве виновного лица.

Итак, из изложенного выше становится понятно, что риск оказаться виновником ДТП не имея автогражданки, касается почти всех, а ознакомиться с приведенной ниже информацией полезно каждому.

Что будет виновнику ДТП, не имеющему ОСАГО?

Начнем с того, что больше всего интересует водителей – какова ответственность за отсутствие страхового полиса в момент аварии.

Эта ответственность разделяется на две формы:

  1. Административную;
  2. Претензионную.

Административная ответственность водителя-виновника ДТП

Что грозит виновнику? Если исключить множество административных взысканий, касающихся сопутствующих происшествию нарушений (опьянение, отсутствие прав, всевозможные нарушение ПДД и т. д.), то за сам полис на сегодня предусмотрена только одна ответственность – штраф.

Его сумма определяется в зависимости от обстоятельств, прописанных в статье 12.37 КоАП РФ. Данная статья имеет две части, которые разграничивают наказания для тех, кто грубо нарушает правила ОСАГО, и для тех, у кого полиса вообще нет.
  • Часть 1 – предусматривает наказание для сезонных водителей и сменных владельцев в виде штрафа суммой 500 руб. Полис у них есть, но он используется с грубыми нарушениями (езда вне страхового периода и езда без записи о допуске к управлению);
  • Часть 2 – предусматривает наказание для лиц, не имеющих договора автогражданской ответственности в виде штрафа суммой 800 руб.

Вот и все наказание. Очевидно, что подобные взыскания довольно гуманны. Но с другой стороны, это является одной из причин широкого распространения практики езды без ОСАГО, особенно в удаленных от оживленных магистралей районах России. Посмотрите видео о взыскании ущерба с виновника.

В каких случаях считается, что полис у водителя отсутствует?

Описанные выше различия в суммах штрафов не должны вводить автомобилистов в заблуждение – это всего лишь различия в мере административного наказания, соответственно степени вины.

Само же нарушение для обоих вариантов едино. Это очень важно понимать т. к. для претензионного взыскания нет разницы, по которой из частей ст. 12.37 вас оштрафовали и на какую сумму.

Для страховщиков и суда засчитывается, что у вас отсутствует ОСАГО в следующих случаях:

  • Если вы его по какой-то причине не приобрели;
  • Если вы просрочили продление страхового периода;
  • Если вы ездите на авто в нестраховой период;
  • Если вы не вписаны в имеющийся чужой полис как допущенное к управлению лицо;
  • Если вы имеете на руках подделку.

Важно: если обнаруживается, что полис является недействительным по халатности или корыстному умыслу штатного работника (или официального представителя) страховой компании (далее СК), то вина за это ложится на страховщика и выплаты должны быть осуществлены в общем порядке.

Оправдывает ли себя езда без ОСАГО с угрозой штрафа?

У некоторых водителей возникнет вопрос: а может без автогражданки действительно выгодно ездить, раз штрафы такие божеские. Для какой-то категории населения, проживающей в малонаселенных и труднодоступных районах, это иногда действительно выгодно.

Но для большинства граждан дело 500 или 800-и рублями не закончится. Ведь данная сумма не является разовым взысканием – вас могут штрафовать бесконечно, в результате чего общий убыток может многократно превысить мнимую выгоду.

Да, после штрафа вы имеете право какое-то расстояние передвигаться безнаказанно, но только до места проживания (если дело было во внерабочее время), или до ближайшего места продажи ОСАГО (если штраф выписан в рабочее время).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Справка: имейте в виду, что в обозримой перспективе указанные штрафы существенно увеличатся – с соответствующим законопроектом давно работают в Думе. Также планируется внедрение автоматической проверки наличия полисов по госномеру автомобиля средствами роботизированного контроля («письма счастья»).

Применяется ли сегодня снятие номеров и эвакуация ТС?

В некоторых старых источниках можно встретить информацию о снятии инспекторами госзнаков (с изъятием СТС) и даже об эвакуации авто на спецстоянку за отсутствие автогражданки.

Да, ранее подобное действительно практиковалось, но сейчас все это отменено:

  • С 2013 г. снятие госзнаков;
  • С 2014 г. эвакуация.
Номерные знаки для наказания водителей сейчас не снимают вообще, а эвакуация ТС сохраняется в качестве санкции за многие другие нарушения.

Претензионная ответственность водителя-виновника ДТП

Под претензионной ответственностью понимаются материальные претензии пострадавшего лица к виновнику происшествия.

Читайте так же:  Какие документы нужны для замены прав?

Если ваша ответственность не была застрахована, то СК потерпевшего откажет ему в возмещении. Ведь выплаты по ОСАГО осуществляются на принципах регресса – взаиморасчетов, имеющих конечного субъекта-плательщика. В нормальной ситуации конечным плательщиком обычно выступает страховщик виновника, но если его нет (полиса ведь нет), то нет и платежа – регресс предъявлять некуда.

Поэтому вся материальная ответственность ложится на плечи виновного лица, а это могут быть очень немалые суммы, не идущие ни в какое сравнение с рассмотренными штрафами. Законодательной базой тут является Гражданский кодекс РФ, а именно – гл. 59, пр. 1, ст. 1064, п. 1, устанавливающий обязательства и ответственность по возмещению причиненного телесного вреда и(или) материального ущерба.

То есть при ДТП, водитель-виновник, не имеющий страховки, обязан возместить потерпевшим (включая третьих лиц):

  1. Материальный ущерб;
  2. Физический вред.

Если же дело дойдет до судебного разбирательства, к выплатам может добавиться:
  • Погашение судебных издержек;
  • Компенсации – за нанятых юристов, проведенную экспертизу, текущие издержки (эвакуатор, почтовые расходы и т. п.);
  • Возмещение морального ущерба.

Как видите, все может закончиться серьезными денежными потерями, не считая затраченного времени и нервов.

Важно: в случае получения пострадавшей стороной телесного вреда, вне зависимости от наличия полиса у виновника, фондом РСА (Российский союз автостраховщиков) будут произведены выплаты. Сумма этой выплаты впоследствии по регрессу будет представлена для погашения виновнику ДТП.

Что делать, если попал в аварию без страховки и виноват в ДТП?

С необходимой теоретической частью ознакомились. Теперь вы узнаете, что нужно делать и как поступать при возникновении ДТП и отсутствии ОСАГО, если вы виновная сторона.

Обязательные действия виновника ДТП для всех ситуаций

Вне зависимости от последующей стратегии разбирательства, виновнику происшествия, в первое время после столкновения, следует придерживаться правильного алгоритма действий. От этого может зависеть здоровье и даже жизнь человека. Ему не стоит думать о том как уклонится от ответственности.

Вот этот алгоритм:

  1. Сразу после происшествия убедитесь, что вам, вашим пассажирам, пострадавшей машине, другому автотранспорту и иным третьим лицам, не угрожает немедленная опасность.
  2. Убедитесь в отсутствии у вас и ваших пассажиров серьезных телесных повреждений.
  3. Выйдите из машины (предварительно заглушив двигатель) и проверьте состояние потерпевшей стороны. Если не требуется немедленная помощь, то включайте аварийные габариты и выставляйте аварийный знак. Машину при этом поставьте на ручной тормоз.
  4. Не вступайте в конфликт с пострадавшим. Вместо этого постарайтесь успокоить его. Сделайте совместный предварительный осмотр повреждений, проведите фото- и видео- фиксацию места ДТП и машин-участников.
  5. Предварительно переговорите с потерпевшим и на основе этого примите дальнейшее решение.

Возможные развития ситуации на месте ДТП

После того, как проведены обязательные действия, переходите ко второму этапу, от которого может зависеть исход дела и величина возмещения.

Ситуация может иметь три варианта:

  1. На место ДТП вызывается служба ДПС вне зависимости от желаний сторон;
  2. На место ДТП вызывается служба ДПС по желанию сторон (или одной стороны);
  3. Служба ДПС не вызывается.

При первичном осмотре места происшествия вы должны выяснить имеются ли у потерпевших (любой стороны) существенные травмы. Если это так, а также при кажущихся несущественных травмах головы, вы должны вызвать на место аварии ДПС и скорую помощь (если требуется). Также ДПС обязательно вызывается при сильных повреждениях транспорта.
Если травм у участников нет или они легкие (синяки, царапины, ссадины), а транспорт имеет небольшие или умеренные повреждения, то нужно предварительно выяснить позицию потерпевшей стороны в следующем:
  1. Возможность решения вопроса о возмещении без привлечения официальных властей;
  2. Оценку потерпевшим понесенного ущерба в приблизительной сумме и адекватных рамках.

Далее нужно действовать в зависимости от результатов беседы, но если ситуация позволяет, то транспорт должен быть убран с проезжей части как можно скорее. Особенно это касается оживленных магистралей, где за препятствие движению при несущественных авариях можно получить штраф.

Частное решение вопроса о возмещении на месте ДТП

Если потерпевший согласен на частное урегулирование вопроса и не называет явно завышенных сумм ущерба, то лучше всего остановиться на данном варианте. Даже если сумма вам кажется слегка преувеличенной, лучше заплатить.

Ведь у машины впоследствии могут обнаружиться скрытые повреждения, да и суд, при решении дела в пользу истца, вряд ли обойдется в меньшие деньги. Не считая того, что ваши время и хлопоты тоже немало стоят.

Справка: если потерпевший не против частного возмещения, но сомневается насчет суммы, то предложите ему провести обследование на ближайшем СТО.

При незначительном уроне рассчитаться с потерпевшим можно прямо у капота, но при этом вы обязательно должны взять расписку в получении денег и согласии в том, что данной оплатой дорожный инцидент исчерпан. При существенных суммах расписку можете оставить вы – с обязательством оплатить ущерб в оговоренные на месте сроки.

Но при частном решении есть один нюанс – факт вашей виновности в ДТП и доля виновности пострадавшего. Если вы не уверены, что виноваты вы или уверены в обратном, а сумма к выплате предполагается значительная, то лучше привлечь ДПС и дать делу официальный ход.

Справка: если у виновника ДТП имеются сопутствующие серьезные нарушения (нет прав, остаточное опьянение и т. д.), то ему бывает выгодней согласиться даже на несправедливые условия возмещения, чтобы избежать жестких административных санкций.

Официальное оформление ДТП

Официальное оформление ДТП не всегда означает последующий суд – зачастую участники происшествия понимают, что самостоятельно разобраться во всем не смогут и по обоюдному согласию привлекают работников полосатого жезла.

Полицейские проведут необходимые трассологические обследования и замеры, а также вынесут предварительный вердикт о виновности сторон и ее степени. Именно предварительный, т. к. все собранные материалы и оформленная документация выступает лишь в качестве базиса для последующих выводов суда. Но это только в том случае, если виновник не признает свою вину согласительной подписью в документах с места происшествия.

Поэтому вам нужно:

  • Внимательно ознакомиться с тем, что составят инспекторы – справкой Ф-154, схемой ДТП, протоколом и актом (если они требуются);
  • При частичном несогласии с указанными фактами отразить свою точку зрения в графе для пояснений сторон;
  • При полном несогласии с указанными фактами завизировать их, прописав «не согласен», или полностью отказаться от подписания документов;
  • Взять у инспектора копии составленной документации.

Возмещение ущерба виновником ДТП

Официальное оформление ДТП совсем не отменяет возможность частного урегулирования вопроса, а просто откладывает его. После работы ДПС пострадавший может захотеть провести углубленное техническое обследование для выявления возможных скрытых повреждений.

На этом обследовании вам желательно присутствовать, а техническая база не должна иметь статус знакомых пострадавшего – лучше всего подойдет независимая хорошо оборудованная СТО, но можно обратиться и в профильные организации по автоэкспертизе.

Если в конечном итоге вы достигли с пострадавшим принципиальной договоренности о возмещении ущерба, то в назначенное время проведите встречу.

На ней, окончательно прояснив детали, придите к соглашению о сумме выплат и зафиксируйте это соглашение письменно (распиской в получении или долговым обязательством). Деньги, особенно крупную сумму, желательно перечислять банковским платежом с приходным кассовым ордером.

Если согласия с потерпевшей стороной достичь не удалось, то нужно готовиться к процедурам досудебного и судебного урегулирования.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в досудебном порядке

Досудебный порядок урегулирования спора о сумме возмещения предполагает направление по адресу виновника ДТП досудебной претензии.

До составления данной претензии пострадавшая машина должна будет пройти сертифицированную техническую экспертизу. Это не то же самое, что просто осмотр на СТО – результаты данного обследования имеют юридическую силу и принимаются судом. На эту экспертизу виновник происшествия должен быть приглашен в обязательном порядке.

Приглашение поступает телеграммой по почтовому адресу, указанному в документах, составляемых на месте ДТП – учтите это и перепроверяйте точно ли инспектор записал ваш адрес. Иначе, если пригласительная телеграмма к вам не дойдет, вы не сможете опротестовать свое отсутствие на экспертизе.

В телеграмме будет указан адрес организации и время начала обследования. По закону ожидать прибытия виновника на процедуру положено 30 мин. После истечения этого времени эксперт вправе начать обследование без присутствия второй стороны. Имейте это в виду и не опаздывайте.

Если условия досудебной претензии не вызывают возражений, то виновнику лучше согласиться оплатить указанную сумму, чтобы исчерпать спор и не начинать судебную тяжбу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в порядке судебного разбирательства

Если вы так и не пришли к согласию с потерпевшим, то окончательное решение примет суд. Суд не всегда означает значительно большие траты – ведь пострадавший, сотрудники ДПС и даже эксперты не всегда правы в оценке виновника происшествия и уровня нанесенного ущерба.

Здесь могут помочь ваши фото- и видео- материалы с места ДТП. На их основе, а также на основе копий документации по происшествию, данных видеорегистратора и заключения независимой экспертизы, можно провести еще одно независимое трассологическое исследование, выводы которого примет во внимание суд.

В сомнительных случаях суд может назначить и свою техническую экспертизу – судебную. Поэтому машину до разрешения вопроса желательно не ремонтировать. Если суд выяснит, что в ДТП имеется доля вины потерпевшего, или повреждения будут оценены в меньшую сумму, то возмещение будет соразмерно уменьшено.

Как можно уменьшить сумму возмещения?

Если у суда не остается сомнений в вине причинителя ущерба, то ответчику можно попытаться ходатайствовать о снижении требования по иску в связи с особыми обстоятельствами.

Уважительной причиной для этого будет:

  • Бедственное материальное положение;
  • Наличие более 2-х иждивенцев в семье;
  • Инвалидность;
  • Отсутствие значимого источника доходов и ценного имущества.

Разумеется, все это должно быть подтверждено документально. Также здесь пригодиться толковый юрист, т. к. самостоятельно вести дела с подобной стратегией сложно.

В результате ответчику могут уменьшить сумму возмещения вплоть до половины от той, которую намеревался утвердить суд, не учитывая особых обстоятельств. Также суд может установить для ответчика особый режим выплат, предусматривающий посильные ежемесячные суммы транзакций.
Читайте так же:  Какова зона действия знака остановка и стоянка запрещена?

Если же судебное решение будет принято без учета ходатайств ответчика или вовсе несправедливое, то можно подать апелляцию. Апелляционный суд нередко существенно или даже кардинально изменяет первоначальное решение арбитра.

Итак, можно подвести итоги данной публикации:

  1. На месте виновника ДТП, не имеющего ОСАГО, может оказаться подавляющее большинство водителей;
  2. Административная ответственность в виде умеренного штрафа не дает оснований радоваться – совокупные годовые суммы оплат могут быть существенны;
  3. Различия в степени административного наказания (штрафов) не влияют на общую квалификацию нарушения – отсутствие полиса ОСАГО;
  4. Эвакуация ТС и снятие госномеров, в качестве наказаний за отсутствие страховки, ушли в прошлое;
  5. Претензионная ответственность виновника значительно выше, нежели административная;
  6. При возникновении ДТП важно правильно соблюдать порядок первичных действий;
  7. Частное исчерпание дорожного инцидента обычно выгоднее официального оформления;
  8. Доведение дела до суда нежелательно, но иногда это оправданно;
  9. Даже при проигрышном деле у ответчика может быть возможность существенно снизить сумму возмещения.

На этом статья завершена, ровных вам дорог и бодрого настроения!

На автофорумах, порталах ответов и в комментариях автосайтов водители часто задают такой вопрос: «Попал в ДТП без страховки ОСАГО виновный я, что делать?».

В сети существует немало публикаций на этот счет, но большинство из них подают информацию неполно, а иногда и неверно. Это может подтолкнуть читателя к избранию ошибочной стратегии в решении вопроса и привести к ощутимым потерям денег, времени и нервов. Вы намного уменьшите подобный риск, если прочитаете данную публикацию.

ДТП без страховки ОСАГО виновный

Основная масса случаев, когда у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО приходится на водителей, имеющих небольшие доходы и вынужденных искать пути экономии. Действительно, в последнее время средняя стоимость автогражданки поднялась до 6-8 тыс. руб. и для некоторых это существенная сумма.
Бывает, что от ОСАГО отказываются по «идейным» соображениям – в основном это безответственные граждане, или мажоры, катающиеся на мощных внедорожниках, но не желающие платить по ним 20-25 тыс. за «какую-то» страховку.

Итак, чаще всего за руль без полиса садятся:

  1. Водители с низкими доходами;
  2. Водители с низкой социальной ответственностью.

Может ли дисциплинированный водитель оказаться виновником ДТП, не имея страховки?

Некоторые автомобилисты, прочитав вышеприведенное, махнут рукой, подумав: «меня это не касается, я честный человек и всегда покупаю полис».

Но есть еще три категории автомобилистов, которым нужно читать статью дальше, несмотря на честность и дисциплину:

  1. Сезонные водители;
  2. Сменные владельцы;
  3. Водители-профи.

Сезонные водители

В последние годы, из-за возросших цен, стали популярны сезонные полисы (на 3 и 6 мес.). Их покупают дачники, студенты, женщины-пенсионеры, некоторые категории отдыхающих и т. п.

Конечно, обеспечение страховкой какого-либо времени года не исключает периодического использования машины вне страхового периода. Ведь разные бывают случаи – не платить же тысячи рублей за пару поездок. И по закону подлости именно в такие моменты случается ДТП.

Сменные владельцы

Еще более обширная категория – это сменные владельцы. Мало кто не ездил на машине с обозначением в страховке, как водитель допущенный к управлению (вписанный). Но зачастую на такое вписание нет времени, т. к. ехать нужно срочно. А спешка чаще всего и приводит к ДТП.

Важно: владельцем транспортного средства (далее ТС) является не его собственник, а тот, кто на законных основаниях находится за рулем. При ДТП время нахождения за рулем не имеет значения – это может быть и пара минут на пробу управления.

Водители-профи

Есть еще и третья, менее обширная категория – это профи вождения, или считающие себя таковыми. Некоторые водители, имея солидный безаварийный стаж, приходят к логическому заключению, что зря «выкидывают деньги на ветер» и приобретают всяческие подделки.

Но в ДТП огромную роль имеет множество случайных факторов, предусмотреть которые на все 100% не сможет никто. Поэтому риск аварии распространяется на всех без исключения, в том числе и в качестве виновного лица.

Итак, из изложенного выше становится понятно, что риск оказаться виновником ДТП не имея автогражданки, касается почти всех, а ознакомиться с приведенной ниже информацией полезно каждому.

Что будет виновнику ДТП, не имеющему ОСАГО?

Начнем с того, что больше всего интересует водителей – какова ответственность за отсутствие страхового полиса в момент аварии.

Эта ответственность разделяется на две формы:

  1. Административную;
  2. Претензионную.

Административная ответственность водителя-виновника ДТП

Что грозит виновнику? Если исключить множество административных взысканий, касающихся сопутствующих происшествию нарушений (опьянение, отсутствие прав, всевозможные нарушение ПДД и т. д.), то за сам полис на сегодня предусмотрена только одна ответственность – штраф.

Его сумма определяется в зависимости от обстоятельств, прописанных в статье 12.37 КоАП РФ. Данная статья имеет две части, которые разграничивают наказания для тех, кто грубо нарушает правила ОСАГО, и для тех, у кого полиса вообще нет.
  • Часть 1 – предусматривает наказание для сезонных водителей и сменных владельцев в виде штрафа суммой 500 руб. Полис у них есть, но он используется с грубыми нарушениями (езда вне страхового периода и езда без записи о допуске к управлению);
  • Часть 2 – предусматривает наказание для лиц, не имеющих договора автогражданской ответственности в виде штрафа суммой 800 руб.

Вот и все наказание. Очевидно, что подобные взыскания довольно гуманны. Но с другой стороны, это является одной из причин широкого распространения практики езды без ОСАГО, особенно в удаленных от оживленных магистралей районах России. Посмотрите видео о взыскании ущерба с виновника.

В каких случаях считается, что полис у водителя отсутствует?

Описанные выше различия в суммах штрафов не должны вводить автомобилистов в заблуждение – это всего лишь различия в мере административного наказания, соответственно степени вины.

Само же нарушение для обоих вариантов едино. Это очень важно понимать т. к. для претензионного взыскания нет разницы, по которой из частей ст. 12.37 вас оштрафовали и на какую сумму.

Для страховщиков и суда засчитывается, что у вас отсутствует ОСАГО в следующих случаях:

  • Если вы его по какой-то причине не приобрели;
  • Если вы просрочили продление страхового периода;
  • Если вы ездите на авто в нестраховой период;
  • Если вы не вписаны в имеющийся чужой полис как допущенное к управлению лицо;
  • Если вы имеете на руках подделку.

Важно: если обнаруживается, что полис является недействительным по халатности или корыстному умыслу штатного работника (или официального представителя) страховой компании (далее СК), то вина за это ложится на страховщика и выплаты должны быть осуществлены в общем порядке.

Оправдывает ли себя езда без ОСАГО с угрозой штрафа?

У некоторых водителей возникнет вопрос: а может без автогражданки действительно выгодно ездить, раз штрафы такие божеские. Для какой-то категории населения, проживающей в малонаселенных и труднодоступных районах, это иногда действительно выгодно.

Но для большинства граждан дело 500 или 800-и рублями не закончится. Ведь данная сумма не является разовым взысканием – вас могут штрафовать бесконечно, в результате чего общий убыток может многократно превысить мнимую выгоду.

Да, после штрафа вы имеете право какое-то расстояние передвигаться безнаказанно, но только до места проживания (если дело было во внерабочее время), или до ближайшего места продажи ОСАГО (если штраф выписан в рабочее время).

Справка: имейте в виду, что в обозримой перспективе указанные штрафы существенно увеличатся – с соответствующим законопроектом давно работают в Думе. Также планируется внедрение автоматической проверки наличия полисов по госномеру автомобиля средствами роботизированного контроля («письма счастья»).

Применяется ли сегодня снятие номеров и эвакуация ТС?

В некоторых старых источниках можно встретить информацию о снятии инспекторами госзнаков (с изъятием СТС) и даже об эвакуации авто на спецстоянку за отсутствие автогражданки.

Да, ранее подобное действительно практиковалось, но сейчас все это отменено:

  • С 2013 г. снятие госзнаков;
  • С 2014 г. эвакуация.
Номерные знаки для наказания водителей сейчас не снимают вообще, а эвакуация ТС сохраняется в качестве санкции за многие другие нарушения.

Претензионная ответственность водителя-виновника ДТП

Под претензионной ответственностью понимаются материальные претензии пострадавшего лица к виновнику происшествия.

Если ваша ответственность не была застрахована, то СК потерпевшего откажет ему в возмещении. Ведь выплаты по ОСАГО осуществляются на принципах регресса – взаиморасчетов, имеющих конечного субъекта-плательщика. В нормальной ситуации конечным плательщиком обычно выступает страховщик виновника, но если его нет (полиса ведь нет), то нет и платежа – регресс предъявлять некуда.

Поэтому вся материальная ответственность ложится на плечи виновного лица, а это могут быть очень немалые суммы, не идущие ни в какое сравнение с рассмотренными штрафами. Законодательной базой тут является Гражданский кодекс РФ, а именно – гл. 59, пр. 1, ст. 1064, п. 1, устанавливающий обязательства и ответственность по возмещению причиненного телесного вреда и(или) материального ущерба.

То есть при ДТП, водитель-виновник, не имеющий страховки, обязан возместить потерпевшим (включая третьих лиц):

  1. Материальный ущерб;
  2. Физический вред.

Если же дело дойдет до судебного разбирательства, к выплатам может добавиться:
  • Погашение судебных издержек;
  • Компенсации – за нанятых юристов, проведенную экспертизу, текущие издержки (эвакуатор, почтовые расходы и т. п.);
  • Возмещение морального ущерба.

Как видите, все может закончиться серьезными денежными потерями, не считая затраченного времени и нервов.

Важно: в случае получения пострадавшей стороной телесного вреда, вне зависимости от наличия полиса у виновника, фондом РСА (Российский союз автостраховщиков) будут произведены выплаты. Сумма этой выплаты впоследствии по регрессу будет представлена для погашения виновнику ДТП.

Что делать, если попал в аварию без страховки и виноват в ДТП?

С необходимой теоретической частью ознакомились. Теперь вы узнаете, что нужно делать и как поступать при возникновении ДТП и отсутствии ОСАГО, если вы виновная сторона.

Обязательные действия виновника ДТП для всех ситуаций

Вне зависимости от последующей стратегии разбирательства, виновнику происшествия, в первое время после столкновения, следует придерживаться правильного алгоритма действий. От этого может зависеть здоровье и даже жизнь человека. Ему не стоит думать о том как уклонится от ответственности.
Читайте так же:  Как получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта?

Вот этот алгоритм:

  1. Сразу после происшествия убедитесь, что вам, вашим пассажирам, пострадавшей машине, другому автотранспорту и иным третьим лицам, не угрожает немедленная опасность.
  2. Убедитесь в отсутствии у вас и ваших пассажиров серьезных телесных повреждений.
  3. Выйдите из машины (предварительно заглушив двигатель) и проверьте состояние потерпевшей стороны. Если не требуется немедленная помощь, то включайте аварийные габариты и выставляйте аварийный знак. Машину при этом поставьте на ручной тормоз.
  4. Не вступайте в конфликт с пострадавшим. Вместо этого постарайтесь успокоить его. Сделайте совместный предварительный осмотр повреждений, проведите фото- и видео- фиксацию места ДТП и машин-участников.
  5. Предварительно переговорите с потерпевшим и на основе этого примите дальнейшее решение.

Возможные развития ситуации на месте ДТП

После того, как проведены обязательные действия, переходите ко второму этапу, от которого может зависеть исход дела и величина возмещения.

Ситуация может иметь три варианта:

  1. На место ДТП вызывается служба ДПС вне зависимости от желаний сторон;
  2. На место ДТП вызывается служба ДПС по желанию сторон (или одной стороны);
  3. Служба ДПС не вызывается.

При первичном осмотре места происшествия вы должны выяснить имеются ли у потерпевших (любой стороны) существенные травмы. Если это так, а также при кажущихся несущественных травмах головы, вы должны вызвать на место аварии ДПС и скорую помощь (если требуется). Также ДПС обязательно вызывается при сильных повреждениях транспорта.
Если травм у участников нет или они легкие (синяки, царапины, ссадины), а транспорт имеет небольшие или умеренные повреждения, то нужно предварительно выяснить позицию потерпевшей стороны в следующем:
  1. Возможность решения вопроса о возмещении без привлечения официальных властей;
  2. Оценку потерпевшим понесенного ущерба в приблизительной сумме и адекватных рамках.

Далее нужно действовать в зависимости от результатов беседы, но если ситуация позволяет, то транспорт должен быть убран с проезжей части как можно скорее. Особенно это касается оживленных магистралей, где за препятствие движению при несущественных авариях можно получить штраф.

Частное решение вопроса о возмещении на месте ДТП

Если потерпевший согласен на частное урегулирование вопроса и не называет явно завышенных сумм ущерба, то лучше всего остановиться на данном варианте. Даже если сумма вам кажется слегка преувеличенной, лучше заплатить.

Ведь у машины впоследствии могут обнаружиться скрытые повреждения, да и суд, при решении дела в пользу истца, вряд ли обойдется в меньшие деньги. Не считая того, что ваши время и хлопоты тоже немало стоят.

Справка: если потерпевший не против частного возмещения, но сомневается насчет суммы, то предложите ему провести обследование на ближайшем СТО.

При незначительном уроне рассчитаться с потерпевшим можно прямо у капота, но при этом вы обязательно должны взять расписку в получении денег и согласии в том, что данной оплатой дорожный инцидент исчерпан. При существенных суммах расписку можете оставить вы – с обязательством оплатить ущерб в оговоренные на месте сроки.

Но при частном решении есть один нюанс – факт вашей виновности в ДТП и доля виновности пострадавшего. Если вы не уверены, что виноваты вы или уверены в обратном, а сумма к выплате предполагается значительная, то лучше привлечь ДПС и дать делу официальный ход.

Справка: если у виновника ДТП имеются сопутствующие серьезные нарушения (нет прав, остаточное опьянение и т. д.), то ему бывает выгодней согласиться даже на несправедливые условия возмещения, чтобы избежать жестких административных санкций.

Официальное оформление ДТП

Официальное оформление ДТП не всегда означает последующий суд – зачастую участники происшествия понимают, что самостоятельно разобраться во всем не смогут и по обоюдному согласию привлекают работников полосатого жезла.

Полицейские проведут необходимые трассологические обследования и замеры, а также вынесут предварительный вердикт о виновности сторон и ее степени. Именно предварительный, т. к. все собранные материалы и оформленная документация выступает лишь в качестве базиса для последующих выводов суда. Но это только в том случае, если виновник не признает свою вину согласительной подписью в документах с места происшествия.

Поэтому вам нужно:

  • Внимательно ознакомиться с тем, что составят инспекторы – справкой Ф-154, схемой ДТП, протоколом и актом (если они требуются);
  • При частичном несогласии с указанными фактами отразить свою точку зрения в графе для пояснений сторон;
  • При полном несогласии с указанными фактами завизировать их, прописав «не согласен», или полностью отказаться от подписания документов;
  • Взять у инспектора копии составленной документации.

Возмещение ущерба виновником ДТП

Официальное оформление ДТП совсем не отменяет возможность частного урегулирования вопроса, а просто откладывает его. После работы ДПС пострадавший может захотеть провести углубленное техническое обследование для выявления возможных скрытых повреждений.

На этом обследовании вам желательно присутствовать, а техническая база не должна иметь статус знакомых пострадавшего – лучше всего подойдет независимая хорошо оборудованная СТО, но можно обратиться и в профильные организации по автоэкспертизе.

Если в конечном итоге вы достигли с пострадавшим принципиальной договоренности о возмещении ущерба, то в назначенное время проведите встречу.

На ней, окончательно прояснив детали, придите к соглашению о сумме выплат и зафиксируйте это соглашение письменно (распиской в получении или долговым обязательством). Деньги, особенно крупную сумму, желательно перечислять банковским платежом с приходным кассовым ордером.

Если согласия с потерпевшей стороной достичь не удалось, то нужно готовиться к процедурам досудебного и судебного урегулирования.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в досудебном порядке

Досудебный порядок урегулирования спора о сумме возмещения предполагает направление по адресу виновника ДТП досудебной претензии.

До составления данной претензии пострадавшая машина должна будет пройти сертифицированную техническую экспертизу. Это не то же самое, что просто осмотр на СТО – результаты данного обследования имеют юридическую силу и принимаются судом. На эту экспертизу виновник происшествия должен быть приглашен в обязательном порядке.

Приглашение поступает телеграммой по почтовому адресу, указанному в документах, составляемых на месте ДТП – учтите это и перепроверяйте точно ли инспектор записал ваш адрес. Иначе, если пригласительная телеграмма к вам не дойдет, вы не сможете опротестовать свое отсутствие на экспертизе.

В телеграмме будет указан адрес организации и время начала обследования. По закону ожидать прибытия виновника на процедуру положено 30 мин. После истечения этого времени эксперт вправе начать обследование без присутствия второй стороны. Имейте это в виду и не опаздывайте.

Если условия досудебной претензии не вызывают возражений, то виновнику лучше согласиться оплатить указанную сумму, чтобы исчерпать спор и не начинать судебную тяжбу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в порядке судебного разбирательства

Если вы так и не пришли к согласию с потерпевшим, то окончательное решение примет суд. Суд не всегда означает значительно большие траты – ведь пострадавший, сотрудники ДПС и даже эксперты не всегда правы в оценке виновника происшествия и уровня нанесенного ущерба.

Здесь могут помочь ваши фото- и видео- материалы с места ДТП. На их основе, а также на основе копий документации по происшествию, данных видеорегистратора и заключения независимой экспертизы, можно провести еще одно независимое трассологическое исследование, выводы которого примет во внимание суд.

В сомнительных случаях суд может назначить и свою техническую экспертизу – судебную. Поэтому машину до разрешения вопроса желательно не ремонтировать. Если суд выяснит, что в ДТП имеется доля вины потерпевшего, или повреждения будут оценены в меньшую сумму, то возмещение будет соразмерно уменьшено.

Как можно уменьшить сумму возмещения?

Если у суда не остается сомнений в вине причинителя ущерба, то ответчику можно попытаться ходатайствовать о снижении требования по иску в связи с особыми обстоятельствами.

Уважительной причиной для этого будет:

  • Бедственное материальное положение;
  • Наличие более 2-х иждивенцев в семье;
  • Инвалидность;
  • Отсутствие значимого источника доходов и ценного имущества.

Разумеется, все это должно быть подтверждено документально. Также здесь пригодиться толковый юрист, т. к. самостоятельно вести дела с подобной стратегией сложно.

В результате ответчику могут уменьшить сумму возмещения вплоть до половины от той, которую намеревался утвердить суд, не учитывая особых обстоятельств. Также суд может установить для ответчика особый режим выплат, предусматривающий посильные ежемесячные суммы транзакций.

Если же судебное решение будет принято без учета ходатайств ответчика или вовсе несправедливое, то можно подать апелляцию. Апелляционный суд нередко существенно или даже кардинально изменяет первоначальное решение арбитра.

Итак, можно подвести итоги данной публикации:

  1. На месте виновника ДТП, не имеющего ОСАГО, может оказаться подавляющее большинство водителей;
  2. Административная ответственность в виде умеренного штрафа не дает оснований радоваться – совокупные годовые суммы оплат могут быть существенны;
  3. Различия в степени административного наказания (штрафов) не влияют на общую квалификацию нарушения – отсутствие полиса ОСАГО;
  4. Эвакуация ТС и снятие госномеров, в качестве наказаний за отсутствие страховки, ушли в прошлое;
  5. Претензионная ответственность виновника значительно выше, нежели административная;
  6. При возникновении ДТП важно правильно соблюдать порядок первичных действий;
  7. Частное исчерпание дорожного инцидента обычно выгоднее официального оформления;
  8. Доведение дела до суда нежелательно, но иногда это оправданно;
  9. Даже при проигрышном деле у ответчика может быть возможность существенно снизить сумму возмещения.

На этом статья завершена, ровных вам дорог и бодрого настроения!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что делать виновнику ДТП?
Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here